Читательская компетентность.
"Ребенок, испытавший радость
творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок,
подражающий действиям других"
Б.Астафьев
Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта позволяет педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
Литературное чтение – особый предмет школьной программы 1 ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
В свете Стандартов второго поколения курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется:
1. владением техникой чтения,
2. приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
3. знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
4. сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
Поэтапно от класса к классу учу приёмам работы с текстом, которые единые и можно использовать на всех предметах даже в старших классах.
1 этап
Приёмы понимания - диалог с текстом.
Поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов.
Вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос.
Самоконтроль- проверка своих предположений по тексту.
2 этап
Работа над смыслом текста. Извлечь концепт – системы взглядов автора.
Умение видеть – основную мысль – концептуальную.
Умение видеть фактуальную мысль.
Умение видеть подтекстовую информацию.
3 этап
Развитие читательского воображения.
Развитие воссоздающего воображения.
Развитие творческого воображения.
Осмысление
Разных образов;
Разных точек зрения.
Практические действия
Способность изменить ход событий;
Способность придумать завязку;
Способность сочинить развязку истории.
4 этап
Внимание к слову и видам текстовой информации.
Умение осуществлять перенос мысли на другие тексты.
Создание своих пословиц, рассказов.
Формирование исследовательских навыков.
Различение принадлежности текстов.
Выделение приёмов, придающих тексту изобразительность.
Сравнительный анализ текстов по предложенному основанию.
Что значит владеть умениями и навыками работы с текстом? Это значит уметь выделить концепт текста, уметь понимать фактуальную и подтекстовую информации, учить составлять эпизоды к рассказам и рассказы, уметь прогнозировать, понимать системы взглядов автора - а это и есть формирование важных интеллектуальных способностей - мыслить, рассуждать, обобщать.
Чтобы помочь ребёнку лучше разобраться в фактах, событиях, описанных в тексте, проконтролировать своё понимание, ему предлагаются различные творческие задания, включающие воображение ребёнка.
Сложнее обучать вычерпыванию подтекстовой информации, развивать умение читать "между строк". С этой целью на уроках "в процессе коллективной работы в мини – группах ребятам предлагается составлять рассказы по предложениям, делать ремарки к репликам персонажей, восстановить текст и другие задания.
На уроках литературного чтения и окружающего мира проводится большая разноплановая работа по уточнению и усваиванию нужной информации из текста. Этому в максимальной степени способствуют методические приёмы.
Используя эти приемы, обучающиеся научатся читать литературу быстро, не упуская и хорошо усваивая нужную информацию.
1. Начни чтение главы с того, что просмотри ее, обращая внимание на подзаголовки и выделенные места. Рассмотри иллюстрации, сопровождающие материал, прочитай подписи к ним.
2. После главы или параграфа в учебниках часто идут вопросы для самоконтроля. Начинай изучение нового материала именно с них: они помогут тебе заранее сориентироваться в материале и отделить важное от второстепенного.
3. Делать пометки и подчеривание в чужих школьных учебниках нехорошо, а вот в собственных учебных книгах — необходимо! Это помогает выделить и запомнить главные мысли, а позже — быстро найти их.
4. Используй разные пометки на полях для обозначения различной информации.
Например, термины и определения можно обозначить латинской буквой "А" в кружочке, законы и правила — буквой "В", выводы — буквой "С" и т. д. Такая система обозначений позволит очень быстро ориентироваться в тексте. Вместо различных меток можно использовать по тому же принципу карандаши разных цветов. Выписывай понравившиеся мысли и идеи в отдельную записную книжку.
5. Чтобы лучше усвоить прочитанный материал, выписывай из текста отдельные тезисы и основные идеи.
6. Чтобы зафиксировать свое внимание на содержании, после про чтения каждого абзаца мысленно пересказывай его.
7. Особо важные отрывки текста перечитай вслух.
8. Если не понимаешь то, что читаешь, остановись и перечитай, попробуй пересказать себе только что прочитанное.
9. Если встретил в тексте незнакомые слова и понятия, которые затрудняют понимание прочитанного, обратись к словарю или попроси разъяснений у старших.
10. Используй ментальные карты. Создавай карту по мере чтения книги. Как? Берешь лист бумаги, в центре рисуешь овал и в него вписываешь тему, которую нужно освоить. Например, "образ мальчика из рассказа Б.Жидкова "Как я ловил человечков?"". От него рисуешь стрелочки: "Внешность", "Взаимодействие с другими персонажами", "Что сказали про него другие герои?" и т. д. Даешь краткое изложение информации по этим пунктам. Каждый блок может подразделяться. Таким образом, тебе будет легко структурировать прочитанное и просто запомнить материал.
11. "Продолжение предложения"
После ознакомления с биографией писателя учитель предлагает ученикам продолжить предложение типа:
Я знаю про Марка Твена, что он ...
Больше всего меня поразило то, что Марк Твен ...
Выдающейся датой биографии О. Генри я считаю ...
Счастливый период в жизни Марка Твена, по моему мнению, ...
Кто желает продолжить предложение - поднимает руку. Наивысшую оценку получает ученик, который последним дополнит предложения, то есть имеет самый полный багаж информации.
12. "Карта путешествия"
Ученики на контурных картах наносят путь путешествия литературных героев.
Например, путь путешествия детей капитана Гранта, барона Мюнхаузена и др.
13. "Запутанный лист"
Учитель зачитывает письмо от автора или литературного героя, в котором допущены ряд ошибок или пропущены слова, ученики должны исправить ошибки или вставить пропущенные слова.
14. Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:
“?” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше.
15.Сюжетная таблица.
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая "скелет" текста:
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
16. Таблица "Толстые и тонкие вопросы" .
Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (толстые ).
Кто…Дайте объяснение, почему…
Что…Почему вы думаете…
Когда…В чём разница…
17. Дерево предсказаний.
Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. "Ствол дерева" - это тема, "листочки" - прогнозы, "веточки" - аргументы.
18. Ситуационная задача (изобретательская, исследовательская) - самостоятельное выполнение системы заданий к тексту проблемного, личностно-ориентированного содержания.
19. Вопрос к тексту - перед изучением учебного текста ученикам дается задание составить к нему список вопросов.
20. Метод "Оптимус" формирует умение сокращать объем текста с сохранением смысла содержания;
21. Метод "Структур" направлен на осмысление информации путем выделения главного, установления последовательности и взаимосвязей внутри текста;
22. Метод "Планус" формирует умение составлять план - оглавление;
23. Метод "Проблемус" формирует умение ставить вопросы и давать ответы однозначно адекватные друг другу;
24. Метод "Конструкт" используется для формирования умения создавать собственную "информационную конструкцию" путем отбора, анализа, систематизации информации из различных источников;
25. Метод "Реконструкт" формирует умение восстанавливать недостающие информационные данные в предложенных заданиях путем отбора необходимой информации и анализа уже имеющейся;
26. Метод "Проект" формирует умение создавать продукта на основании заданных параметров.
Таким образом, учитель никогда не оставляет ученика один на один с заданием на понимание, он создаёт проблемную ситуацию и направляет ребёнка, показывает приёмы работы, создавая учебную ситуацию на уроке, в процессе которой ребёнок самостоятельно находит правильный ответ.
Список литературы:
1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/под ред. Е.С. Полат. – М.; Издательский центр "Академия, 2000.
2. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2008.
3. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2010.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.