Задачи: способствовать формированию активного слухового контроля над содержанием произведения. Содействовать развитию фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы, формированию грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.
Средства: иллюстрации с изображением осенних пейзажей, разноцветные листочки с разных деревьев (вырезанные из цветной бумаги, магнитофон с записью произведения Чайковского «Осень», произведение «Осень» Г. Скребицкого, мяч средних размеров.
Виды деятельности: беседа, игра с мячом, игра с листочками (физкультминутка)
Ход образовательной ситуации.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко, как там красиво, деревья разноцветные стоят! Как вы думаете, почему?
Чтение художественной литературы «Осень» Г. Скребицкого
Задачи: способствовать формированию активного слухового контроля над
содержанием произведения. Содействовать развитию фразовой речи и
навыков составления распространенных ответов на вопросы, формированию
грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка.
Активизация и обогащение словарного запаса по теме.
Средства: иллюстрации с изображением осенних пейзажей, разноцветные
листочки с разных деревьев (вырезанные из цветной бумаги, магнитофон с
записью произведения Чайковского «Осень»,
произведение «Осень» Г. Скребицкого, мяч средних размеров.
Виды деятельности: беседа, игра с мячом, игра с
листочками (физкультминутка)
Ход образовательной ситуации.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко, как там красиво, деревья
разноцветные стоят! Как вы думаете, почему?
Воспитатель: А хотите послушать рассказ про работу волшебницы – осени?
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень».
Для своей работы Художник Осень взяла самые яркие краски и прежде всего
отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок
разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь яркокрасный, весь как
огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуббогатырь, стоит,
густой листвой потряхивает.
«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и
обрядила старика.
Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок
собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор
из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень посвоему, поосеннему: кого в
жёлтый наряд, кого в яркокрасный. Одни только сосны да ели не знала она,
как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь.
Пусть как были летом, так и останутся.
Вот и остались сосны да ели полетнему тёмнозелёными. И от этого ещё
наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в
лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними
в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток. А там,
глядишь, высоковысоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные
птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлет прощальный
привет родным местам.Улетают птицы в тёплые страны. А звери посвоему, позвериному, к холодам
готовятся.
Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую
нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить
на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую
птицусойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и
запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.
Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им
даром время терять.
Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей
картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём
пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто
чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней чтото хорошее.
Довольна Осень своей работой.
Воспитатель: Понравился вам рассказ? О чем в нем говорится?
Вопросы детям:
• Какими красками раскрасила осень деревья: березки, клены, дуббогатырь?
• На что стали похожи листья осинок?
• С чем еще можно их сравнить?
• Ребята, а как вы понимаете словосочетание «лимонная желтизна»?
• А сосны и ели осень в какой цвет красит?
• Как вы понимаете словосочетание «убор из золотой парчи»?
• Почему лебеди шлют прощальный привет?
• Какие еще птицы улетают в дальние края?
• Ребята, а почему воробьи улетают в теплые края?
Физкультминутка «Раз, два, три…»
На полу лежат листочки с разных деревьев. Под «Осеннюю» музыку дети
бегают вокруг них, а когда музыка заканчивается, то выполняют просьбу
воспитателя.
Раздватри! Красный лист бери!
Раздватри! Кленовый лист бери!
Раздватри! Осиновый лист бери!
Раздватри! Два листа бери!
Раздватри! Такой же, как у меня лист бери!
Раздватри! Ничего не бери!
Воспитатель: Ребята, а что из этого рассказа вам больше всего запомнилось?
Давайте попробуем его пересказать. Читаю еще раз.
Игра с мячом:
Нужно подобрать к объекту природы, который он
назовет, «осенние» определения.
• Осень какая?• Небо какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.)
• Дождик какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.)
• Деревья какие? (Разноцветные, мокрые, голые.)
• Трава какая?
• Листья какие?
• Погода какая?
• А можно сказать, что погода вьюжная?
• А можно сказать, что погода знойная?
Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем, почему
говорят «Волшебница Осень»?