Что делать, если ребенок не говорит?

  • docx
  • 17.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Что делать.docx

Что делать, если ребёнок не говорит?

Речь является важнейшей психической функцией, которая присутствует только у человека. Она даёт возможность развивать память, мышление, воображение, восприятие. Также речь считается способом общения и передачи информации. Поэтому если она нарушается, человеку, особенно ребёнку, очень сложно влиться в социум.

Когда дети начинают говорить

Речевая функция начинает формироваться уже с рождения, поэтому с малышом необходимо активно разговаривать и читать книжки, даже если он сам не произносит ни одного звука. Чтобы понять, отстаёт ли ребёнок, нужно сравнивать со среднестатистической нормой. Она условная, поэтому возможны небольшие отклонения в ту или другую сторону, так как речь развивается у каждого ребёнка индивидуально:

  • 0–1 месяц — младенец реагирует на обращённую к нему речь, различает интонации;
  • 1,5–3 месяца — появляется гуление, малыш пробует издавать отдельные звуки (а-а-а, ы-ы-ы, м-м-м), прислушивается к своему произношению;
  • 4–8 месяцев — присутствует лепет (ма-ма-ма, да-да-да, па-па-па, та-та-та, ба-ба-ба и др.);
  • 8–12 месяцев — грудничок имитирует разговорную интонацию, пытается произносить отдельные звуки;
  • 9–12 месяцев — могут появиться первые слова, ребёнок способен говорить 2-3 слова или даже 10–15 слов;
  • 1,6 года — малыш начинает говорить простыми фразами, состоящими из двух слов: «Мама, дай». Словарный запас составляет 15–30 слов;
  • 2–2,6 года — появляются фразы из трёх-четырёх слов, ребёнок может называть два-три цвета, одну геометрическую фигуру. Он начинает применять в речи прилагательные («мама касивая», «папа выёкий»), словарный запас — до 200 слов;
  • 3 года — словарный запас, согласно разным источникам, до 800/1000/2000 слов, возможно неправильное произношение отдельных звуков (ш, ж, щ, ч, р, рь, л, ль). В этом возрасте детей называют почемучками, так как от них часто можно услышать вопросы «Почему?», «Зачем?», «А это что?»;
  • 4 года — разговаривает на отвлечённые темы, строит предложения из пяти-шести слов, использует союзы, предлоги. Совершенствуется грамматика, увеличивается число прилагательных. Но возможна замена звуков, неправильное произношение некоторых из них. Беспокоиться не стоит, это считается нормой;
  • к 6 годам словарный запас составляет до 3 тыс. слов, совершенствуется грамматика, оттачивается мастерство по звукопроизношению, ребёнок уже умеет читать, а некоторые дети могут писать; 
  • в 7 лет количество слов составляет 3,5 тыс., возможны трудности с произношением звука «р». Ребёнок хорошо читает и пишет, улучшает эти навыки;
  • к 11-12 годам все звуки ребёнок должен произносить правильно. 

 

Причина задержки речевого развития

Если ребенок понимает речь, но не говорит при сохраненном интеллекте, возможны социальные и физиологические причины проблемы. 

В первом случае малыш не имеет патологий, речь идет о педагогической запущенности. Родители мало уделяют внимания его потребностям в общении, заменяя его играми и мультиками из телевизора или гаджетов. На фоне игнорирования общения с ребенком происходит задержка развития речи. 

Если родители в семье разговаривают на разных языках, это также может стать причиной того, почему ребенок не говорит. Малышу сложно переключиться с одного языка на другой.

Но в большинстве случаев отсутствие речи после 3-4 лет свидетельствует о физиологических причинах. Задержка речевого развития при сохраненном интеллекте может возникать в следующих случаях:

  • недоношенность - ребенок родился здоровым, но ослабленным, поэтому у него может быть отставание в физическом, психическом и речевом развитии;
  • внутриутробная гипоксия - на этапе беременности ребенок испытывал кислородное голодание, что привело к нарушениям в головном мозге;
  • перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
  • родовые травмы или рождение в результате патологических родов;
  • аномалии развития органов речи - в этом случае ребенку может помочь хирургическое вмешательство;
  • наследственная предрасположенность - в некоторых семьях все дети начинают разговаривать позже без наличия существенных патологий, в этом случае интеллект ребенка сохранен, но требуются коррекционные занятия.

К признакам нарушения речевой активности относят нечеткое произношение слов, искажение большинства звуков, когда ребенка понимают только родители. К другим признакам задержки речевого развития относятся бедный словарный запас, неумение строить предложения, преобладание существительных, обозначающих конкретные предметы. Малыш ограничивается предложениями из двух слов.

 

Почему ребёнок не говорит

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей — это отставание от нормы развития в речи детей до четырёх лет. Этот диагноз ставит логопед, но только после общего обследования у невролога, психолога, а при необходимости и у других специалистов — окулиста, отоларинголога, хирурга. 

Считается, что ЗРР — опасный диагноз, так как он отражает состояние нервной системы. Причины отставания в речевом навыке могут быть разные:

  • стресс;
  • отсутствие социальной среды и занятий с ребёнком;
  • родовые травмы головы;
  • нарушения прикуса, неправильная работа артикуляционных мышц лица;
  • пороки развития (расщелина нёба, короткая уздечка языка);
  • аутизм, дезинтегративное расстройство детского возраста, синдром Ландау — Клеффнера;
  • детский церебральный паралич;
  • присутствие у родственников в детстве ЗРР или заболеваний, способствовавших нарушению речи. 

К чему может привести нарушение развития речи у ребёнка

В последние года значительно увеличилось количество детей до четырёх лет, у которых диагностирована задержка речевого развития. При этом точных статистических данных по распространённости ЗРР в научных источниках нет. Однако можно рассматривать частоту задержки психоречевого развития (ЗПРР), к которой и относится ЗРР. 

Распространённость ЗПРР составляет 8–10 % от всей структуры психических заболеваний. Причём ЗРР чаще выявляется у мальчиков. Девочки, как правило, осваивают речь быстрее и легче.

Плохо говорящие дети впоследствии с трудом осваивают чтение и письмо. По этой причине диагностика ЗРР должна осуществляться как можно раньше. Чем младше ребёнок, тем легче ему помочь, так как мозг до четырёх лет активно растёт, быстро усваивает новую информацию за счёт образования новых нейронных связей. 

Какой диагноз может поставить логопед

Задержка речевого развития — диагноз общий. Однако в зависимости от нарушений и симптомов логопед может поставить более узкий:

  • дислалия — когда есть дефекты в произношении звуков и пациент не может правильно выговаривать Р, Л, Ш, З, С, Ч. Но до пяти лет этот диагноз не ставят;
  • стёртая дизартрия — дефекты в произношении, вызванные нарушениями иннервации артикуляционных мышц. В этом случае также может присутствовать неловкость в движениях, повышенное слюноотделение, страдают шипящие и свистящие звуки;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), когда на фоне уже имеющихся дефектов речи (ринолалии, дислалии, дизартрии) происходит неправильное её формирование, а именно ошибочное произношение звуков. В этом случае требуются занятия с логопедом;
  • заикание — изменение темпа речи в виде спотыкания. Вылечить его можно в первые две недели после появления. Если ребёнок заикается давно, проводят очень длительную работу по коррекции нарушения;
  • общее недоразвитие речи (ОНР) — дефект всех компонентов речи (фонетического, грамматического, лексического и слогового). Такие дети начинают разговаривать к трём-четырём, а иногда только к пяти годам. Интеллект ребёнка не страдает, просто присутствуют речевые проблемы, которые требуют терапии;
  • ринолалия — дефекты звукопроизношения вследствие пороков лицевой части черепа (заячья губа, волчья пасть), короткого мягкого нёба и др.;
  • дисграфия — нарушение письма. Диагноз ставится после семи-восьми лет;
  • дислексия — нарушение чтения. Диагноз может быть поставлен не ранее шести лет.

Как лечат задержки речевого развития

Как только родители увидели, что малыш отстаёт в развитии речи, нужно прийти на приём к врачу-педиатру, который оценит способность говорить, соберёт анамнез, при необходимости направит к логопеду и другим специалистам.

https://images.apteka.ru/d662d1ad-460f-42e0-b47d-bcaba6e35f2d.webp

​Для обследования плохо говорящему или неговорящему ребёнку требуется:

  • консультация невролога для определения неврологического статуса; 
  • консультация психолога для оценки интеллектуального развития и невербального интеллекта;
  • аудиометрия и слуховые вызванные потенциалы для оценки работы слухового аппарата;
  • электроэнцефалография (рутинная и с включением сна) для выявления скрытых эпилептических приступов; 
  • нейровизуализация (магнитно-резонансная томография головного мозга, компьютерная томография черепа, височных костей) для выявления повреждений мозга;
  • консультация генетика с проведением специальных генетических тестов;
  • в некоторых случаях может понадобиться консультация стоматолога и хирурга. 

Если при обследовании специалисты не выявят никаких нарушений со стороны органов и систем, ребёнку показаны только занятия с логопедом. Часто одного цикла достаточно, чтобы догнать сверстников.

Когда у пациента нашли какие-либо отклонения или пороки, специалисты могут назначить лечение лекарственными препаратами, например, ноотропами (при перенесённой гипоксии, травмах головного мозга, аутизме). Обязательно нужны занятия с логопедом, которые помогут скорректировать речь с помощью:

  • игр для развития мышц артикуляционного аппарата;
  • массажа мышц, участвующих в речевой функции;
  • специальных карточек с рисунками или буквами. 

Рекомендации родителям:

постоянно общаться с ребенком, называть окружающие его предметы, стимулировать к повторению и подражанию;

комментировать свои действия;

проводить развивающие игры, развивать мелкую моторику руки;

читать ребенку детские книги, стихи, сказки, петь песенки;

присутствовать на коррекционных занятиях с дефектологом или нейропсихологом, выполнять с ребенком задания в домашних условиях;

обеспечить дома благоприятную спокойную и жизнерадостную атмосферу;

давать ребенку выполнять различные доступные ему поручения.

Если ваш сын или дочь понимает речь, но не говорит, обращайтесь в наш центр патологии речи. С детьми работает опытная команда дефектологов, психологов, логопедов. Мы используем современные методики развития и коррекции речи, обеспечиваем индивидуальный подход к потребностям каждого малыша с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Источники:

  1. Иванова, Э. В. Педагогическая технология предупреждения отклонений речевого развития у детей раннего возраста : вып. квалификац. работа / Э. В. Иванова, К. Е. Панасенко, О. А Токарева. — Белгород, 2018. 
  2. Каминская, Т. С. Когнитивный «портрет» детей с задержкой психоречевого развития / Т. С. Каминская, Л. Г. Хачатрян, Е. В. Касанаве, И. В. Каминский // Лечащий врач. — 2022.
  3. Якушева, В. В. Проблема речевого развития детей раннего дошкольного возраста: теоретический аспект / В. В. Якушева, К. В. Качяраускене // Научный аспект. — 2019. — № 2.
  4. Жулина, Е. В. Система ранней помощи детям с задержкой речевого развития : моногр. / Е. В. Жулина. — Н. Новгород : НГПУ, 2018. — 143 с. 
  5. Балакирева, Е. А. Возможности нейротрофической терапии задержки речевого развития / Е. А. Балакирева, Е. О. Клестова, А. А. Иконников // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2021. — № 121(4). — С. 44–47. 

 

Скачано с www.znanio.ru