Урок географии в 9 классе №1
Тема: Что мы будем изучать?
Цели урока:
- Создать мотивацию на продолжение изучения географии России.
- Раскрыть особенности построения учебника.
- Создать мотивацию для подготовки к сдаче Единого государственного экзамена по географии.
Ход урока
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н. Заболоцкий
Оргмомент.
Знакомство.
Ориентация учеников на личностный рост.
Ознакомление с технологией подготовки к Единому государственному экзамену.
На уроках нам предстоит давать географическую характеристику отдельных регионов России, воссоздавать их неповторимый образ. Обратимся к фрагменту картины В. Васнецова «Три царевны подземного царства», помещенной на шмуцтитуле вашего учебника, которая символизирует богатство недр. (А какими природными ресурсами, кроме полезных ископаемых, богаты регионы России?) Далее учитель выясняет, какие регионы России посещали школьники, и к каждому названному учеником населенному пункту прикалывает на карте флажок. Таким образом практически каждый ученик сможет поде литься своими впечатлениями о месте (регионе), где он побывал. Свой рассказ ученик может сопровождать показом открыток, фотографий, слайдов. Это наполнит урок художественными образами и вызовет у слушателей (школьников) эмоциональный отклик.
9 класс — этапный для учащихся, в нем завершается обучение в основной школе. Многие из учеников после окончания 9 класса вы берут свой образовательный маршрут (техникум, колледж). В этой связи важно постоянно обращать внимание на собственный личностный рост, который включает все новое, что вы получили на уроках географии. Это новые собственные выводы, новые знания и умения, новая точка зрения, новый опыт, проявляющиеся в ключевых компетентностях: в умении общаться, отстаивать свою позицию, работать с компьютером, создавать проект, презентовать себя и свои образовательные «продукты» (проекты, эссе, портфолио, описания, характеристики), работать в команде (группе), решать проблемы и т. д.
Поэтому давайте создадим ценностную шкалу важности того, чему следует научиться. Шкала может состоять из 3—5 пунктов, расположенных по значимости.
Например:
1) принять участие в создании электронного атласа «Моя область»;
2) принять участие в разработке проекта;
3) подготовиться к сдаче ЕГЭ по географии;
4) подготовить портфолио по географии;
5) провести с учащимися 6 класса викторину по географии своей области.
Исходя из этого, учащиеся выбирают задания, которые могут выполняться в течение учебного года.
Следующий этап работы — знакомство с учебником, его структурой. Особо обратим внимание на параграфы «Учимся с «Полярной звездой». Именно с такого параграфа начинается изучение географии в 9 классе.
В жизни каждому человеку приходится сдавать десятки экзаменов: в школе, техникуме, вузе, а также при поступлении на работу или при продвижении по служебной лестнице (аттестация).
Они проходят в разной форме:
в виде устного ответа на поставленные вопросы, в виде тестов, учебных или профессиональных ситуаций и задач.
Экзамены испытывают человека, прочность усвоенных знаний и умений, развивают способность решать различные проблемы и задачи. Для того чтобы успешно сдать экзамены, необходимо не только обладать знаниями и умениями по предмету, но и уметь концентрироваться, «собирать» свою волю, бороться со страхом перед тем неизведанным, что может ждать на экзамене. Тем самым экзамены закаляют характер человека, делают его более сильным, ответственным и дают новый жизненный опыт.
В школе учащиеся сдают как обязательные экзамены (русский язык, математика и др.), так и экзамены по выбору самих учеников. К их числу относится экзамен по географии. Если некоторые учащиеся решили сдавать экзамен по географии, то задача учителя — оказать им не обходимую помощь в подготовке.
Совершенно неверно начинать подготовку к экзамену за 2—3 дня до его сдачи. Готовиться к экзамену необходимо с самого начала учебного года. Для этого учащиеся должны представлять себе, что в результате обучения должно быть ими усвоено. Кроме перечисленных на с.4 учебника знаний и умений, они должны:
— иметь представление о предмете географии, источниках географической информации, методах получения географических знаний;
— ориентироваться по карте и на местности, разрабатывать маршрут движения, измерять расстояние по карте, определять абсолютные и относительные высоты точек на карте, использовать картографические источники информации для решения простейших жизненных задач;
— знать основные черты строения поверхности Земли и России, политическую карту мира, административно территориальное деление России; оценивать роль географических знаний в решении хозяйственных, социальных и экологических проблем;
— иметь представление о размещении населения по территории страны и пространственной организации хозяйства;
— знать основные черты и формы проявления географического разделения труда;
— применять простейшие приемы анализа статистических данных о хозяйстве и населении, сравнивать показатели по своему населенному пункту (району) с показателями области (республики, страны), изменение их во времени;
— оценивать связь особенностей жизни и производственной деятельности населения своей местности с при родными и социально экономическими факторами, хозяйственными объектами других территорий страны, роль и место в территориальном разделении труда;
— использовать географическую информацию, содержащуюся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, путеводителях, средствах массовой информации.
Успешно сдать экзамен по географии можно в том случае, если школьники опираются на алгоритмы деятельности (план), содержащиеся в рубриках «Шаг за шагом».
Следуя предложенному порядку действий, учащиеся смогут охарактеризовать территорию, сравнить изучаемые объекты, сделать выводы, выявить причины и следствия.
Не забывайте при изучении и повторении учебного материала всегда использовать карту.
Кроме того, школьники должны интересоваться тем, что сегодня «географического» происходит в мире, стране и своем крае, а также экономическими, политическими, экологическими, социальными проблемами, знать, как и в связи с чем в настоящее время изменяются природные процессы. Любопытство и пытливость ума помогут вам стать более знающими, что является залогом успешности.
Итоги урока.
Домашнее задание: 1) изучить § 1; 2) составить ценностную шкалу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.