Что мы узнали об озере Байкал
Оценка 5

Что мы узнали об озере Байкал

Оценка 5
Разработки уроков
doc
естествознание
5 кл
03.10.2021
Что мы узнали об озере Байкал
Ещенко Л.А.Что мы узнали об озере Байкал.doc

 

Ещенко Л.А.

Учитель биологии, экологии и

байкаловедения, высшей категории.

Тема урока: что мы узнали об озере Байкал.

Цели:

 Образовательная:

Систематизировать и обобщить знания, полученные в разделе «Жизнь в озере Байкал»,

Подвести итоги полученных знаний.

Углубить знания учащихся о Байкале, его обитателях и экологии озера с

 помощью         интерактивных методов обучения

Развивающая:

Развивать у учащихся умение работать с интерактивной картой озера.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.

Задачи:    

1.     Популяризация знаний о Байкале.

2.     Привлечение учащихся к изучению озера и его экологии.

3.     Использование нетрадиционных методов обучения.

4.     Максимальное вовлечение участников в ходе деловой игры.

Материалы и оборудование: учебное пособие «Байкаловедение 6,7 класс» Кузевановой Е.Н., интерактивная карта озера, диск «Энциклопедия Байкала», экологический журнал «Волна», Энциклопедия Сибирячка, «Редкие растения Иркутской области», «Байкальские уроки», Галазий Г.И. «Байкал в вопросах и ответах».

Тип урока: деловая игра.

План и вопросы урока:

Вопросы

Методы и формы работы

Формы контроля

1.Географические особенности озера

Работа с интерактивной картой, конкурс- разминка

 

2. Живые организмы озера

 

Тестирование

3. Уникальность озера

диск «Энциклопедия Байкала»

Тестирование

4. Подведение итогов

 

Подсчёт баллов каждой команды и награждение победителей

Актуализация и постановка проблемы.

Байкаловедение-комплексная наука, которая включает в себя данные ботаники, зоологии, гидробиологии, палеонтологии и многих других дисциплин. Изучая байкаловедение, учащиеся постигают основы этой науки и знакомятся с региональной экологией. Знания по байкаловедению помогают формированию экологической культуры и мышления у ребят. Этим учащимся предстоит жить и работать в байкальском регионе, что обеспечивает экологическую безопасность в будущем.

В настоящее время необходима популяризация знаний о Байкале среди широких слоёв населения и особенно молодёжи, так как озеро Байкал привлекает внимание многих людей у нас в стране и за рубежом. Их всех волнует вопрос о состоянии экосистемы озера и её антропогенных изменениях за последние десятилетия.

Ход урока:

1.Организационно- мотивационный момент.

2.Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы подведём итог по изучению темы «Жизнь в озере Байкал».

Урок проводится в форме деловой игры, состязание 2 команд.

Активизация деятельности.

Командная деятельность: 2 команды учащихся 6 классов по 6 человек , 1 эксперт- учитель. Команды представляют своё название.

 Первая задача: проверить знания учащихся физико-географических характеристик озера Байкал, его истории и жизни в озере.

1. Конкурс-разминка: «Знаешь ли ты Байкал?».

Командам предлагается список цифр, дат, фамилий учёных, которые они должны расшифровать. За правильные ответы эксперт выставляет баллы.

1. 31.500 км2

2. 25млн лет

3. 1637м

4.2000км

5.20м-45м

6.79,5км

7.23000км3

8. 20%

9.40м/с

10.курыкане

11.1643г

12.Б. Дыбовский

13.М.М. Кожов

14.1999г.

Правильные ответы:

1.     31.5000 км2- площадь водного зеркала о. Байкал

1.     25 млн. лет- возраст о. Байкал

2.     1637м - глубина о. Байкал

3.     2000км – длина береговой линии Байкала

4.     20-45м - прозрачность воды в озере

5.     79,5 км – max ширина озера

6.     23000км3 – объём воды в озере

7.     20% - запас пресной воды в озере Байкал от мировых запасов

8.     40м/с - сила ветра Сарма

9.     Курыкане – тюркоязычные народы, жившие на берегу озера  в бронзовом веке и давшие ему название.

10. 1643- исследование западного берега озера Курбатом Ивановым

11. Б. Дыбовский - польский исследователь озера (17 век)

12. М. М. Кожов – исследователь озера (20 век)

13. 1999г. – принят Федеральный закон об охране озера Байкал

2. Конкурс: «Викторина о Байкале».

Команды отвечают на 10 вопросов викторины, размещенной на диске «Энциклопедия Байкала».

3.Тест: «Жизнь в озере Байкал»

1.В фитопланктоне видовым разнообразием отличаются:

А) зеленые Б) золотистые В) сине-зеленые Г) диатомовые

2.Водоросли, населяющие дно:

А) фитопланктон    Б) фитобентос

3.Цветковое растение, занесенное в Красную книгу, имеет цветы кирпично-красного цвета

А) башмачок крупноцветковый      Б) купена лекарственная       В) лилия кудреватая

4. Губки являются:

 А) хищниками Б) фильтраторами

 5.Скелет губок состоит из:

 А) спикул    Б) костей   В) кремниевых игл

6. По видовому разнообразию на первом месте среди моллюсков Байкала

 А) брюхоногие     Б) двустворчатые

7.Размножаются байкальские моллюски:

 А) половым путем Б) бесполым   

8.Эпишура по своему питанию

 А) хищники Б) детритофаги  В) паразиты Г) фильтраторы

9.Рыба, внесенная в Красную книгу                                                                

А) байкальский омуль  Б) черный хариус В) альпийский голец

10.Какая из байкальских рыб является живородящей                                     

А) длиннокрылка Б) желтокрылка  В) голомянка

 11.В чем уникальность байкальской голомянки                                             

А) состоит на 40% из жира                                                                              

Б) питается планктонными организмами                                                         

В) откладывает икру под прибрежные камни   

12.Сколько видов ластоногих обитает на Байкале

А)2   Б)3    В)1

13.Какова численность нерпы на Байкале?

А)60-70 тыс. экземпляров

Б)70-140 тыс. экземпляров

В)150-200 тыс. экземпляров

14.Какова максимальная скорость плавания байкальской нерпы?

А)10-15 км/час Б)20-25 км/час В)50-65 км/час

15.Основу питания нерпы составляют

А) голомянка   Б) омуль   В) хариус

Вторая задача: проверить знания учащихся карты озера, экологии Байкала и научить ребят работать с интерактивными картами на дисках.

4 . Конкурс: «Знаешь ли ты карту озера?».

Команды готовят по 5 вопросов друг другу по карте.

Участники команд должны найти на интерактивной карте озера, расположенной на диске «Энциклопедия Байкала», населенные пункты, острова, реки, заливы и другие объекты озера.

Примерные вопросы конкурса:

1.Какие населённые пункты расположены на острове Ольхон?

2.Назовите и покажите на карте самый большой п-ов?

3.Покажите крупные города, расположенные на берегу озера.

4.Покажите и назовите 3 впадины озера.

5.Где расположены лежбища байкальской нерпы?

6.Где обнаружены стоянки древнего человека?

7.Покажите крупные реки, впадающие в оз. Байкал.

8.Где будет проходить труба нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан»?

9.В каком месте Байкал никогда не замерзает?

5. «Не навреди!». Мозговой штурм.

Каждая команда на цветных клейких листках, пишет свои советы, которые помогут сохранить красоту и уникальность байкальской природы и приклеивают их на карту озера. Цвет листков (на языке биолектики) обозначает:

Жёлтый цвет-цвет солнца, интеллекта, стабилизирует деятельность нервной системы;

Зелёный цвет-цвет растений, спокойствия и стрессоустойчивости.

Подведение итогов.

Эксперт подсчитывает количество баллов каждой команды, объявляет победителей и награждают всех участников игры открытками с видами Байкала.

Рефлексия:

1.Что ценного и интересного вы увидели в работе другой команды?

2.Скакими новыми видами деятельности вы познакомились на уроке?

3.Что каждый из вас понял, чему научился?

4.Что узнали нового на деловой игре?

6. Домашнее задание:

учебное пособие «Байкаловедение 6,7 класс» Кузевановой Е.Н.

 стр. 155-156, подготовить презентацию по теме: «Жизнь в озере Байкал».

 


Ещенко Л.А. Учитель биологии, экологии и байкаловедения, высшей категории

Ещенко Л.А. Учитель биологии, экологии и байкаловедения, высшей категории

Этим учащимся предстоит жить и работать в байкальском регионе, что обеспечивает экологическую безопасность в будущем

Этим учащимся предстоит жить и работать в байкальском регионе, что обеспечивает экологическую безопасность в будущем

Сарма 2. Курыкане – тюркоязычные народы, жившие на берегу озера в бронзовом веке и давшие ему название

Сарма 2. Курыкане – тюркоязычные народы, жившие на берегу озера в бронзовом веке и давшие ему название

А)10-15 км/час Б)20-25 км/час

А)10-15 км/час Б)20-25 км/час
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2021