Конспект урока по окр. миру "Весна в мире птиц и зверей"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План-конспект урока по окружающему миру
Иконка файла материала конспект урока Хасанова Айсылу.docx

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе.

Методист: Каримова З.В.

Студент: Хасанова А.А.

Класс: 2 «Г»

Тема: Весна в мире птиц и зверей

Тип: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию умений и навыков выявления особенностей жизни птиц и зверей весной.

Задачи:

Последовательность действий

Планируемые результаты:

дидактические:

предметные:

познакомить с видами птиц по поведению в зимний и весенний период

познакомимся с видами птиц по поведению в зимний и весенний период

знают о видах птиц по поведению в зимний и весенний период

 

способствовать ознакомлению с особенностями поведения птиц весной

 

узнаем особенности поведения птиц весной

 

знают об особенностях поведения птиц весной

 

формировать умение определять изменения в жизни зверей весной

научимся определять изменения в жизни зверей весной

умеют определять изменения в жизни зверей весной

развивающие:

Метапредметные УУД

развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы о птицах и зверях весной;

коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя о птицах и зверях в весенний период, формируют навыки речевых действий, участвуют в общей беседе о птицах и зверях весной, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах и группах;

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы при изучении птиц и зверей весной, выполнении заданий в парах, индивидуально, группах;

познавательные: осознают познавательную задачу; читают, извлекая нужную информацию из текста учебника о птицах и зверях весной; выявляют известное и неизвестное, устанавливают связь между жизнью птиц и зверей в зимний и весенний период;

способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия в соответствии с поставленными задачам; контролируют и оценивают свои действия;

воспитательные:

личностные:

воспитывать культуру общения при выполнении групповых заданий;

осознают важность благожелательного общения друг с другом во время беседы, работы в группе, паре;

воспитывать бережное отношение к природе;

испытывают чувство ответственности за состояние окружающей среды;имеют представление о целостности окружающего мира;

воспитывать потребность к самооцениванию

объективно оценивают свои достижения на уроке

 

Ресурсы:

·         учебник «Окружающий мир» (УМК «Перспектива» Плешаков А.А., 2 класс, 2 ч.)

·         презентация

·         бортовой журнал

·         рабочая тетрадь

·         тест

 

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I. Организационный этап

- приветствие, знакомство;

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я, Айсылу Айдаровна.

- эмоциональный настрой к уроку;

Как ваше настроение? (Отличное!) Тогда давайте поделимся этим настроением с другими, улыбнемся друг другу. Спасибо, можете садиться.

- проверка готовности у уроку.

Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

Посмотрите на экран. Давайте прочитаем пословицу: «Где трудятся, там и плоды собирают». Как вы понимаете эту пословицу? Да, нужно трудиться, чтобы получить результат. Надеюсь, что на этом уроке мы с вами хорошо потрудимся и получим отличный результат.

II. Проверка домашнего задания (по мере необходимости)

Прежде чем начать изучать новую тему, давайте вспомним, какую тему вы изучали на прошлом уроке. (Весна в мире насекомых)

Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили тему прошлого урока. Для этого я раздам вам тест. На его выполнение я даю 2 минуты. На оценку.

 

1. Какое животное – насекомое?

а) утка в) окунь

б) комар г) крот

4. Сколько ног у насекомых?

а) 6 в) 4

б) 3 г) 8

2. Какое животное лишнее?

а) бабочка в) паук

б) стрекоза г) комар

5. Какое утверждение неверно?

а) тело птиц покрыто перьями

б) у зверей две пары конечностей

в) у насекомых четыре пары ног

г) рыбы живут в воде

3. Почему насекомые покидают свои убежища?

а) из-за весеннего тепла

б) из-за нехватки пищи

в) из-за холода в убежище

 

6. Что делают бабочки ранней весной?

а)заглядывают в разные трещенки и ищут место для гнезда

б)присев на какой-нибудь цветок, находят сладкий нектар

в)строят себе большой дом

 

 

 

 

III. Актуализация и корректировка опорных знаний и умений

Дидактические средства: презентация, бортовой журнал

-выявление уровня знаний с послед. фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

Ребята, посмотрите на экран. Здесь даны 2 картинки, в чем же их отличие? (разные времена года)

Какое у нас сейчас время года? (весна) Какие изменения происходят в жизни зверей весной? (просыпаются из спячки, меняют окраску. А в жизни птиц? (прилетают из теплых краев)

А сейчас посмотрите внимательнее на эти 2 картинки. Тут что-то не так. Давайте попробуем найти ошибки. Обратите внимание на птиц.

Вижу, не все смогли найти ошибки. И так, что же  меняется в жизни птиц и зверей с приходом весны?

-целеполагание

Исходя из этого, как вы думаете, о чем же мы с вами будем говорить? (о зверях и птицах весной)

Да, а тема нашего сегодняшнего урока «Весна в мире птиц и зверей».

Какую же мы поставим цель? С чем мы познакомимся? Цель нашего урока: познакомимся с особенностями поведения птиц и зверей весной.

Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в море знаний. А для этого у каждого на столе есть журнал, который называется «бортовым». В нём мы будем выполнять всю нашу работу и записывать результаты. Подпишите свое ФИО в журнале на специальном поле и запишите тему. В чем же польза бортового журнала? Благодаря ему легче запомнить материал, при подготовке к контрольной работе поможет вспомнить ключевые моменты.

IV. Организация познавательной деятельности.

1.      Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации)

Дидактические средства: презентация, бортовой журнал, учебник

Чтобы достичь нашей цели, нужно определить последовательность действий на уроке. Соедините начало и конец предложений из презентации.

1.Познакомимся с видами птиц по поведению в зимний и весенний период

2.Узнаем особенности поведения птиц весной

3.Научимся определять изменения в жизни зверей весной

- Молодцы, ребята!

- Последовательность действий у вас есть в вашем «Бортовом журнале».  На протяжении урока мы будем к ним возвращаться и оценивать свою работу. Если всё получилось, и вы всё поняли, то в пустую колонку ставим «+», а если были затруднения и остались вопросы, то «?».

2. Поиск решения(открытие «нового» знания)

Дидактические средства: презентация, бортовой журнал

1) Фронтальная работа с картинками птиц на определение названия

Ребята, каких птиц вы уже заметили с наступлением весны? Посмотрите на картинки птиц из 1 задания бортового журнала. Есть ли там знакомые вам птицы?

Давайте же вспомним этих птиц.

1)  2)   3)               4)

_______________        _____________    ___________   ______________

 

5) 6) 7)

__________________       ___________________       ___________________

Сейчас я буду читать описание птицы, а вы найдите эту птицу на рисунке и накройте ее фишкой. Также эти птицы есть у вас на 86 – 87 страницах учебника.

Итак, 1 птица. Для этих птиц важен их крепкий долотообразный клюв. Им они, как заправские строители, выдалбливают в деревьях дупла для гнезд. Им же лущат шишки сосен и елей, добывая семена, которыми любят полакомиться. Ну и, конечно, с помощью клюва птицы добывают из-под коры насекомых.

Что за птица? Под каким номером она находится? (7) Кто это? (дятел) Верно. Как вы поняли?

Итак, 2 птица. Аналогично:

Своими хрупкими маленькими лапками и клювом эти птицы способны в жестком глинистом берегу выкопать нору длиной до 60 см. В местах, облюбованных для жизни большой стаей, можно насчитать больше ста норок. Несмотря на то, что у них относительно длинные крылья, они узкие, а хвост больше похож на вилку. Как правило, спина окрашена в черный цвет, а ее брюшко либо в белый, либо в светло-бежевый. (ласточка)

У этих птиц нет своей песни. Но все они — прекрасные звукоподражатели. Птица то зябликом запоет, то дроздом, то вдруг засвистит иволгой или лягушкой заквакает, а то и кошкой замяукает. Вставляет иной раз и заимствованные на зимовке трели. А живущие в клетках птицы легко привыкают к хозяевам и заучивают человеческие слова и фразы, как попугаи. (Скворец.)

Эти птицы всеядные: насекомые, личинки, черви, зернышки — это далеко не вся их еда, птицы с удовольствием съедят кусочек сала или хлеба, схватят какую-нибудь живность, если окажутся на берегу водоема. Узнать маленькую и бойкую певчую птицу – синицу можно с легкостью по яркому лимонно-желтому брюшку с продольной черной полосой, черному оперению головы с белыми щечками и голубовато-серой спине и крыльям. (Синица.)

Птицы эти одни из первых, которые приносят нам весну. Но еще они хорошие биосанитары: следуя стаей по вспаханному полю, птицы тщательно собирают на нем всяких вредных гусениц, жуков, личинки. А самое лакомое блюдо для них — жирный червяк. Как уже было сказано выше, основной окрас этих птиц черный, имеющий характерный отлив, зеленоватого оттенка (или фиолетового). (Грач.)

Это птица, знакомая всем, как взрослым, так и детям. Это небольшая птица, которая, на первый взгляд, имеет монотонный серо-коричневый окрас оперения, но, если внимательно присмотреться, то можно обнаружить более контрастные тона, больше темные или даже черные. А еще птички смелые, бесшабашные бойцы: вы, наверное, не раз видели, как стая этих птиц отгоняет ворону или голубя, помешавшего их трапезе. (Воробьи.)

В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны с первой песней этой птицы — великолепного певца. Исполняет он свой концерт, порхая высоко в небе. Внешность птицы очень скромная: перышки светло-песочного цвета с темными пестринками. (Жаворонок.)

Итак, мы вспомнили с вами птиц? Какие птицы вам запомнились?

2) Фронтальная работа с текстом учебника на стр. 86 и бортовым журналом на определение перелетных и зимующих птиц

Дидактические средства: презентация, бортовой журнал, красный карандаш

А кого из этих птиц вы уже видели? На какие 2 группы можно разделить этих птиц? (перелетные и зимующие) Что значит перелетные? (это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края) Что значит зимующие? (это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю)

Какие же из этих птиц являются зимующими? Давайте, чтобы узнать это, обратимся к учебнику. Откроем 86 стр. Найдите 1 абзац. Давайте прочитаем по очереди по 1 предложению.

Итак, кто же у нас остается на зиму? (Дятел, синица, воробей)  

Сейчас я раздам вам фотографии птиц. Вам нужно будет определить у кого какая птица. Итак, посмотрите внимательно. В бортовых журналах есть подсказка.

Сейчас я попрошу выйти сюда тех, у кого зимующая птица. Давайте рассмотрим, какие же тут птицы. Это дятлы, синицы, воробьи. Запомнили как они выглядят? Хорошо, садитесь.

Давайте выделим зимующих птиц красным карандашом. Обведем их.  

А какие же птицы являются перелетными? Какие птицы остались невыделенными в бортовом журнале? (ласточка, жаворонок, скворец, грач) Значит, эти птицы являются перелетными. Обведем их зеленым цветом.

Давайте вернемся к нашей последовательности действий и поставим знак. И так, какие виды птиц бывают? (перелетные и зимующие) Каких зимующих птиц вы запомнили? Каких перелетных?

3) Работа с фотографиями птиц на определение последовательности прилета по материалу учебника на стр. 86-87

Дидактические средства: бортовой журнал, учебник

Остальные, перелетные птицы, прошу вас выйти к доске. Итак, какие же тут птицы? (ласточка, жаворонок, скворец, грач)

А как вы думаете, кто же из них прилетает раньше других, а кто позже? Те, кто сидят, давайте прочитаем 2 абзац 86 стр. по цепочке.

Итак, кто же прилетает первым? (грачи) Грачи, поднимите ваши фотографии. Почему же они прилетают так рано? (Снег сходит, появляются остатки растительности, освобождается, открывается земля. Грачи находят себе семена, червячков и другую пищу). Кто же прилетает следом за грачами, читаем дальше. Итак, кто прилетаем следом за грачами? (Скворцы и жаворонки, зяблики) У кого скворцы?жаворонки?зяблики? Поднимите, покажите всем. А кто же прилетает позже всех? Давайте узнаем, читаем далее. (ласточки и стрижи) Почему же? (им нужно, чтобы в воздухе было много насекомых) Да, ребята.

Найдите в ваших бортовых журналах 2 задание. Вам нужно в правильной последовательности написать названия этих птиц в окошки, то есть написать в порядке их прилета, кто прилетает первым, а кто позже.

Это парная работа. Как мы работаем в парах? (дружно, сообща) Обсуждайте в парах и напишите карандашом. На это задание я вам даю минуту.

 

 


Давайте проверим. (эталон на экране)

Вернемся к последовательности действий. Мы узнали особенности поведения птиц весной? (да) То есть, от чего зависит их прилет? (от корма)

4) Фронтальная работа с включением воспитательной беседы

Дидактические средства: презентация

Итак, птицы прилетели. Что они делают дальше? (Строят гнезда.) Где строят свои гнезда изображенные на рисунке птицы? Прочитаем об этом в учебнике. Как называются домики у скворцов? А они их сами для себя делают? Или им кто-то помогает?

Я заметила, что на 2 этаже у вас были разные скворечники. Вы принимали участие? Зачем нужно делать скворечники? (чтобы у птиц был дом) Да, птицам, как и людям, нужен дом, нужно питаться. Давайте будем уважать наших маленьких друзей и помогать им.

5) Групповая работа с материалом из учебника о зверях и заполнением таблицы бортового журнала

Дидактические средства: презентация, бортовой журнал, учебник

Ребята, о ком еще нам нужно поговорить сегодня? (о зверях) О зверях, которые проспали всю зиму. Как же они ведут себя с наступлением весны?

Давайте, чтобы узнать это, вернемся к нашему бортовому журналу.

Найдите 3 задание. Это задание «Верно/неверно». Ваша задача в группах обсудить какое из предложений верное, какое нет. Если верно, ставим «+», если нет – «-». Как мы работаем в группах? (дружно, сообща) Работаем с простыми карандашами. Даю 2 минуты.

Звери выходят из берлоги похудевшими и голодными

+

Еж ищет насекомых

-

Позже просыпаются летучие мыши

+

Белки, зайцы, ласки меняют цвет меха

+

У медведей рождается потомство только весной

-

Давайте проверим. Для этого обратимся к 88 странице учебника. Читаем по одному предложению.

Итак, какой вывод сделаем? Что нового вы узнали?

Давайте отметим в последовательности действий.

3.Первичное закрепление

Дидактические средства: презентация

Ребята, давайте вернемся к нашей проблемной ситуации, к картинкам. Что вы можете сказать теперь?

(белка должна сменить белую шубу на рыжую, заяц белую – на коричневую) А что насчет птиц? Мы можем увидеть грача зимой? (нет) Почему? (Потому что он перелетный) А дятел? (дятел зимующая птица) Следовательно, он на своем месте.

4. Включение нового в систему знаний

Подведем итог, что нового вы узнали сегодня. Я начну, а вы кончайте, смело дружно отвечайте.

Весной из теплых стран …….(возвращаются перелетные птицы)

Они строят …….(гнезда) и выводят……(птенцов)

После зимнего сна ………(пробуждаются звери)

У них появляется…….(потомство)

Молодцы!

5.Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону с критериями оценивания

Дидактические средства: бортовой журнал, презентация

Чтобы узнать, насколько хорошо вы усвоили материал, проведем самостоятельную работу. Найдите в конце листа бортового журнала. Вам нужно обвести в кружочек правильный ответ. Даю вам минуту.

1. Кто из птиц прилетает самый первый?

1) ласточки

2) стрижи

3) грачи

2. Кто из птиц зимующий?

1) дятел

2) грач

3) жаворонок

3. Кто из зверей просыпается позже других?

1) еж

2) медведь

3) летучая мышь

4. Кто из зверей меняет шубу?

1) медведь

2) заяц

3) еж

-Вижу, многие закончили, обменяйтесь листками с соседом по парте. Сравните с эталоном на доске, если есть ошибки, исправьте простым карандашом.

-Исправили? А теперь можете оценить друг друга. Оценку ставим простым карандашом.  Критерии оценивания вы видите на экране.

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 и более ошибки

-А теперь обратно поменяйтесь листками. У кого нет ошибок, поднимите руку. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

-соотнесение результатов урока с поставленными целями

Наш урок подходит к концу.

Вернемся к нашей пословице: «Где трудятся, там и плоды собирают». Мы с вами хорошо потрудились и получили хороший результат.

 

Напомните мне тему нашего урока. Какую мы поставили цель на сегодня?

Достигли ли мы ее? (да)

-самооценка деятельности

А теперь давайте оценим свою деятельность. На экране вы видите незаконченные предложения, ваша задача – их закончить.

Я узнал (а)…..

Я понял (а) ….

Мне было трудно….

Мне было легко….

Мне это пригодится для…

-Хорошо, молодцы, ребята! Надеюсь, полученные сегодня знания вам пригодятся. Сегодня на уроке вы работали активно, особенно я хочу отметить …Молодцы!

V. Постановка домашнего задания.

-Ребята, а теперь откроем дневники и запишем домашнее задание. Вам нужно внимательно прочитать 86-88 стр. и подготовить пересказ.

 

Какую цепочку букв вы бы составили к

минутке чистописания? (Сегодня на минутке

чистописания можно написать цепочку,

состоящую из окончаний глаголов -ешь и -

ишь:ешьишь).

Напишите эту цепочку до конца строки, при

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бортовой журнал

ФИО:_________________________________________

Тема:_________________________________________

«Где трудятся, там и плоды собирают»

 

                                           Лист самооценивания

1.Познакомимся с видами птиц по поведению в зимний и весенний период

 

2.Узнаем особенности поведения птиц весной

 

3.Научимся определять изменения в жизни зверей весной

 

 

1 задание

1)  2)            3)               4)

_______________        _____________    ___________   ______________

 

5)            6)                 7)

__________________       ___________________       ___________________

 

 

 

 

 

2 задание

 

 

 

3 задание

«Верно/неверно»

Звери выходят из берлоги похудевшими и голодными

 

Еж ищет насекомых

 

Позже просыпаются летучие мыши

 

Белки, зайцы, ласки меняют цвет меха

 

У медведей рождается потомство только весной

 

 

 

Самостоятельная работа

1. Кто из птиц прилетает самый первый?

1) ласточки

2) стрижи

3) грачи

2. Кто из птиц зимующий?

1) дятел

2) грач

3) жаворонок

3. Кто из зверей просыпается позже других?

1) еж

2) медведь

3) летучая мышь

4. Кто из зверей меняет шубу?

1) медведь

2) заяц

3) еж