Что такое антонимы?
Оценка 5

Что такое антонимы?

Оценка 5
docx
17.01.2021
Что такое антонимы?
антонимы.docx

 

министерсво образования, науки и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

Технологическая карта

пробного урока по русскому языку

Студентки 331 группы

школьного отделения

Пантюховой Марии Андреевны

Место проведения занятия:

Школа № 12, класс 2 "ж", 7 кабинет

Дата проведения занятия: 15.10.2019

Начало занятия 10:00 ч

ФИО учителя школы:

Иванова Анна Петровна

ФИО преподавателя-консультанта:

Суровцева Нина Александровна

Допуск к проведению занятия:

 

______________________,

(подпись преподавателя)

 

______________________,

(подпись учителя).

 

 

 

Технологическая  карта пробного урока по русскому языку

Тема урока. Что такое антонимы?

Учебный предмет:

Класс:

Русский язык

2 «ж»

Цели урока:

Деятельностная:  Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Добиться осознания понятия антонимы

 

Технологии, методы:

ПДО

Основные понятия, термины:

Антонимы

Тип урока:

ОНЗ

Планируемый результат:

Предметный:

·         Пишут каллиграфически правильно заглавную букву «Т»

·         Пишут грамотно словарные слова с непроверяемыми орфограммами;

·         Знают, что такое антонимы

·         Умеют находить антонимы в текстах и упражнениях

·         Умеют применять полученные знания на практике: составление антонимов

·         Понимают роль антонимов в речи

·         Используют в речи термин «антонимы»

 

 

 

Личностный:

·         Высказывают свое мнение и свою точку зрения

·         Выполняют самооценку собственной деятельности

Метапредметный:

Познавательный:

·         Умеют сравнивать, обобщать, анализировать

·         Проявляют познавательный интерес

·         Развивают умение выполнять задания в соответствии с целью

Регулятивный:

·         Умеют формулировать темы и задачи урока

·         Понимают и удерживают учебную задачу

·         Формулируют учебную задачу с помощью учителя

Коммуникативный:

·         Умеют слушать и понимать других

·         Умеют работать в сотрудничестве с учителем и классом

·         Правильно строят ответы, предложения

 

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

·         Фронтальная;

·         Парная.

 

Ресурсы:

·         Учебник «Русский язык» Л.Ф. Канакина, В.Г. Горецкий, 2 класс 1 часть. «Просвещение».

·         презентация

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Задачи этапа

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

 

I. Орг. момент. Мотивация детей на урок (на деятельность)

1.Замотивировать учащихся к учебной деятельности с целью осознания ими важности предстоящей работы. (Л.)

 

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

 

 

 

 

 

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Мария Андреевна и сегодняшний урок русского языка у вас проведу я. Очень надеюсь, что на уроке мы хорошо потрудимся.

 

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

 

- Что значат слова «работаем старательно»?

 

 

 

-А для чего так надо работать?

- Кто сегодня попробует на уроке работать активно, быть смекалистым? Поднимите руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

-усердно, активно, стараемся

 

- чтобы получить новые знания, узнать что-то интересное

II. Минутка

чистописания

1.Учить принимать и сохранять

учебные задачи минутки

чистописания; (Р.)

3. Совершенствовать

умения анализа. (П)

4. Совершенствовать

такие качества письма,

как правильная форма

буквы «Т»; (П.)

5. Учить самооценке

результатов

деятельности. (Р.)

 

 

 

15 октября.
Классная работа.

 

«Буква – это внешняя одежда слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любит буква та трезвон –

Танцы, трактор, телефон…

А потом, чуть станет тише,

Тортом угостит детишек.

 

 

https://sun9-47.userapi.com/c850616/v850616445/1bb037/3c2M9PTcqns.jpg

 

https://sun9-65.userapi.com/c851120/v851120445/1bd934/aRNR7FyROwc.jpg

 

 

 


https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1566941/94caec44-f3cb-4dc8-b428-f5072ae95a31/s1200?webp=false

 

 

 

 

 

 

 

- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число: 15 октября. На другой строке – Классная работа.

1.      Мотивация на деятельность

- Ребята посмотрите на слайд и внимательно прочтите про себя высказывание.

- Как вы его понимаете?

 

 

 

 

-Верно. Ребята, а зачем нам нужно красиво писать?

-Хорошо. Сегодня мы будем продолжать учиться писать красиво и правильно.

2.      Выход на тему минутки чистописания, ее формулирование детьми.

- Ребята, сейчас я прочту вам загадку, а вы должны будете отгадать ее. Слушайте внимательно.

- Кто догадался, какая же тема минутки чистописания?

3.      Анализ графического материала.

- Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите?

 

 

- Верно. В обеих вариантах написаны прописная и строчная буква «Т». Давайте посмотрим на 1 вариант. Какие ошибки здесь допущены?

 

 

 

 

 

 

-Какие ошибки допущены во втором варианте?

 

 

 

 

4.      Работа по предупреждению ошибок

- Ребята, что нужно делать, чтобы не допускать таких ошибок?

- Как нужно сидеть за партой при письме?

 

- В каком положении должна находиться тетрадь?

 

 

- Как правильно нужно держать ручку?

 

5.      Выполнение работы детьми.

- Теперь в тетради, пропустив 2 строчки после классной работы с красной строки напишите прописную и строчную букву «т», не допуская ошибок, которые мы рассмотрели. Старайтесь держать спинку ровно, тетрадь держите под наклоном

6.      Рефлексия деятельности и оценка работы детей.

- Посмотрите на слайд

- Поднимите правую руку те, у кого получилось правильное написание прописной и строчной букв.

- Поднимите левую руку те, кто допустил ошибки в написании букв.

-Что у вас не получилось?

Не расстраивайтесь. Признание своей ошибки- это уже большой шаг в ее исправлении. Вам нужно немного потренироваться в написании буквы и тогда все получится.

 

 

Записывают.

 

 

-чем правильнее и красивее написана буква, тем красивее слово, тем лучше его прочтение

- Чтобы другому человеку было понятно и приятно читать

 

 

 

- буква «Т»

 

-два варианта написания буквы «Т»

-Буква написана выше нижней  линии, у строчной и прописной буквы разный наклон элементов

-у строчной буквы не достает до верхней линии один элемент

 

(предположения)

-прямо, не сгибаясь

- под углом, уголочек тетради смотрит в грудь

-3 пальцами: большим, указательным, средним

 

 

 

 

III. Словарно-орфографическая работа.

1.Совершенстовать умения контроля за результатом деятельности (сличение с эталоном). (Р.) 2.Совершенствовать умение выбора основания для сравнения объектов. (П.)

3. Закреплять пройденные словарные слова. (Пр.)

Ябл..к..

род...на

 скор..

 вет..р

 р..сунок

 

Яблоко, родина, скоро, ветер, рисунок

-Сейчас вам будут представлены слова на карточках номер 1.

-Ваша задача, записать буквы, которые будут пропущены в словах.

-Прежде чем записать букву, прочитайте слово.

- Напишите правильную букву.

-Поставьте ударение. Выделите орфограмму.

- Теперь, проверьте свои записи со слайдом. Если есть ошибки, исправьте.

- Поднимите руки, у кого не было ошибок в написании слов.

- Молодцы!

- Кто нашёл у себя ошибки?

- Какой совет дадим тем, кто допустил ошибки?

- Как надо действовать с такими словами, которые непроверяемые?

1)Орфографическое чтение.

- Давайте хором прочитаем слова.

-Хорошо, молодцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Запомнить.

 

Читают.

IV. Актуализация знаний.

1.Актуализировать знания по теме «Синонимы». (П.)

2.Учить слушать и

понимать речь

других (К)

3. Совершенствовать подбор к словам синонимов (Пр.)

Храбрый-смелый

 

 

Дом

Идти

Разговаривать

Красивый

 

 

Подбор синонимов к словам

-Ребята, внимательно посмотрите на слайд.

- Подумайте и скажите, как называется такая пара слов?

 

-Верно. Кто скажет, что такое синонимы?

 

 

 

 

 

 

 

- Правильно. Посмотрите на слайд, что вы видите?

-Как вы считаете, что вам нужно будет подобрать к эти словам?

-Верно. Какой синоним можно подобрать к первому слову?

 

-Ко второму?

 

-К третьему?

 

-К последнему слову?

 

- синонимы

 

-слова, которые произносятся по-разному, но по смыслу одинаковые или очень близкие.

 

 

-слова

-синонимы

 

-изба, квартира, здание

-ходить, передвигаться

-говорить, общаться

- Прекрасный…

IV. Постановка темы и задач урока. «Проблемная ситуация».
1.Учить определять вопрос урока. (П.)

2. Совершенствовать умение группировки слов по определенному признаку. (Пр.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Открытие нового знания.

 

·         Ввести термин «склонение» (пр)

·         Научить правильно ставить вопросы к именам существительным (пр)

·         Познакомить с падежами имён существительных(пр)

·         Совершенствовать умение проводить анализ (п)

·         Совершенствовать умение ориентироваться в тексте и находить нужную информацию (п)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.Этап воспроизведения нового знания.

 

·         Совершенствовать умение ориентироваться в тексте и находить нужную информацию (П)

·         Совершенствовать умение обобщения, вывода(п)

·         Строить связное речевое высказывание в устной форме. (п)

 

 

Добро – зло
Работать – трудиться

Веселый – радостный
Чёрный – белый


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки

СКЛОНЕНИЕ

ПАДЕЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группировка на синонимы и антонимы

-Ребята, обратите внимание на слайд. Здесь написаны пары слов. Ваша задача- устно разделить эти пары слов на 2 группы.

- В…, скажи, какие слова у тебя входят в первую группу?

 

 

 

- Какие слова у тебя входят во вторую группу?

 

-У всех получились такие группы?

- Ребята, как можно назвать группу со словами близкими по значению?

- А как мы назовем вторую группу?

-Почему вы не смогли назвать эту группу?

-Так о чем же мы сегодня будем говорить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Анализ языкового материала с целью выявления признаков понятия.

- У вас на столах карточка №2. Возьмите её.

- Прочитайте текст.


Лиса.
По полю бежит рыжая лиса. У лисы пушистый хвост. Хочется лисе поймать зайца. Увидел лису косой и ускакал, только его и видели. Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом вспоминает о лисе.

 

На доске записаны словосочетания, но они закрыты. Входе обсуждения текста  дети выделяют словосочетания из текста, учитель постепенно их открывает.

2)Введение понятий падеж и склонение.

- Прочитайте, первое предложение.

- Давайте подчеркнём главные члены предложения.

-  Задайте вопрос от сказуемого к подлежащему.

(открывает первое словосочетание)

- Такое будет наше первое словосочетание.

Бежит (кто?)лиса

- На какой вопрос отвечает слово лиса?

- Назовите окончание слова лиса.

- От какого слова поставим вопрос?

- Поставим над ним
- Проводим стрелочку от слова бежит к слову лиса и пишем вопрос.

      кто?

Бежит лиса

 

- Читаем следующее предложение.

- Задайте вопрос к слову у лисы.

Открываю следующее словосочетание.

Хвост (у кого?) у лисы

- Назовите окончание слова у лисы.

- От какого слова поставим вопрос?

- Поставим над словом хвост крестик.

- Проводим стрелочку от слова хвост к слову у лисы и пишем над стрелочкой вопрос.

 

      у кого?

Хвост у лисы

 

- Хорошо. Следующее предложение кто прочитает?

- Поставьте вопрос к слову лисе.
Хочется ( кому?) лисе

- Назовите окончание слова лисе.

- От какого слова задаём вопрос?

- Поставим над словом хочется крестик.

- Проводим стрелочку от слова хочется к слову лисе и пишем над стрелочкой вопрос.

        кому?

Хочется лисе

 

- Следующее словосочетание выделяем.

- Задайте вопрос к слову лису.

Увидел ( кого?) лису

- Назовите окончание слова лису.

- От какого слова задаём вопрос?

- Поставим над словом увидел крестик.

- Проводим стрелочку от слова увидел к слову лису и пишем над стрелочкой вопрос.

           кого?

Увидел лису

 

- Молодцы. Дальше. Прочитайте следующее предложение.

- Задайте вопрос к слову с лисой.

Встречаться (с кем?) с лисой

-Назовите окончание слова лисой.

- От какого слова задаём вопрос?

- Поставим над словом встречаться крестик.

- Проводим стрелочку от слова встречаться к слову с лисой и пишем над стрелочкой вопрос.

                 с кем?

Встречаться с лисой

 

- И кто прочитает последнее предложение?

- Поставьте вопрос к слову о лисе.
Вспоминает (о ком?) о лисе

- Назовите окончание слова о лисе.

- От какого слова задаём вопрос?

- Поставим над словом вспоминает крестик.

- Проводим стрелочку от слова вспоминает к слову о лисе  и пишем над стрелочкой вопрос.

                 о ком?

Вспоминает о лисе

3) Введение понятий падеж и склонение.

-  Ребята, как же мы изменяли слова лиса?

- Что изменялось в слове лиса?

- Сейчас я вам расскажу очень важную информацию. Изменение имён существительных по вопросам называется СКЛОНЕНИЕМ или по-другому изменением по ПАДЕЖАМ.

 

- Вот посмотрите, ребята, на первое словосочетание.

Когда слово отвечает на вопрос КТО? или ЧТО? это Именительный падеж. При определении падежа имени существительного мы будем писать над словом кратко И с точкой п маленькая с точкой.

 

- Следующее словосочетание.
Когда слово отвечает на вопросы КОГО? ЧЕГО? оно имеет Родительный падеж. И мы будем писать его Р. п. Значит над словом лисы поставим Р.п.

 

- Дальше, третье словосочетание.

- Слова, которые отвечают на  вопросы Кому? Чему? стоят в Дательном падеже. Значит над словом лисе поставим Д.п.

 

- Следующее словосочетание.

- Слова, которые отвечают на вопросы Кого? Что? стоят в Винительном падеже. Поставим над словом лису В.п.

 

- Дальше смотрим словосочетание «встречаться с лисой»

- Слова, которые отвечают на вопросы Кем? Чем? стоят в Творительном падеже. Поставим над словом лисой Т.п.

 

- И последнее словосочетание «вспоминает о лисе»

- Слова, которые отвечают на вопросы О ком? О чём? стоят  в Предложном падеже. Поставим над словом П.п.

4) Работа с таблицей

- Кроме того, каждый определённый падеж имеет свои окончания.
Дети читают по очереди про каждый падеж построчно.

- Давайте рассмотрим таблицу в учебнике. Откройте стр 37.

Дети читают по упражнению 65: а) название каждого падежа; б)падежные вопросы; в)имена сущ в данной падежной форме; вместе с учителем данную таблицу.

 

 

1)Вставь пропущенные слова (названия падежей). Сказка о падежах.

- Теперь, дети, посмотрите, на карточке №3 вам дана «Сказка о падежах», но в ней пропущены слова (названия падежей).

- Самостоятельно поработайте, вставьте нужные слова.

Сказка о падежах
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать___________(ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ). Родился и стал___________ (РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ). Он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали__________(ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ). Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал___________(ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ). Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться_________ (ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ). Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь__________(ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ).

- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Вероника, прочитай всем, какая сказка у тебя получилась.

- У всех так получилось? У кого по-другому?

 

 

- Ребята, для запоминания названий падежей, я бы хотела вам предложить детский стишок-шутку.

«Иван Рубил Дрова Василиса Топила Печь»

- Запишите, пожалуйста, его себе в тетрадь.
- Кто объяснит, как по ней можно запомнить падежи?

- Верно.

 

 

 

 

2)Знакомство с алгоритмом

 - Ребята, на доске находится алгоритм определения падежа имени существительного.

- Давайте прочитаем его. Егор, прочти пожалуйста.

 

Алгоритм определения падежа имени существительного

1. Найди слово, к которому относится существительное.

2. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

3. Определи по вопросам падеж существительного.

 

3)Физминутка.
- Теперь, ребята, давайте отдохнём с вами. И проведём физминутку.

Все встали.

 

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, 2 – нагнулся,  3 – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на  носочки  встать.

 

4) Возвращение к пс.

·         - Давайте ещё раз вернёмся к нашим вопросам,  из-за которых возник спор.
- Рассмотрим первое утверждение.
1)Верите ли Вы, что в родительном падеже слово зима будет иметь окончание ы?

·         -Согласны ли вы с ним или нет?
- Да, это верное суждение. Мы видели это окончание в таблице.

·         2)Верите ли Вы, что склонение и  изменение по падежам - это одно и тоже?

·         3)Верите ли Вы, что в русском языке восемь падежей?

·         4)Верите ли Вы, что дательный падеж имеет вопросы кого? чего? ?

·          

·         5)Верите ли Вы, склонение – это изменение имён существительных по вопросам?

·         6)Верите ли Вы, что есть такой падеж, который называется творительный?

 

- Ответили ли мы на вопросы, из-за которых возник спор?
- Молодцы!

5) Промежуточная рефлексия.

- Какое новое знание мы открыли?

 

 

- Где оно нам пригодится?

 

- Чему будем учиться дальше?

 

 

 

 

 

 

 

 

-работать-трудиться, веселый радостный

 

-добро-зло, черный-белый

 

 

-синонимы

-не знаем

-потому что мы еще не изучали такие пары слов

- как называются такие слова, об этих словах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Лиса, бежит.

- Бежит( кто?)лиса

 

 

- Кто?

- а

- Бежит

 

 

 

 

 

- Хвост у кого?

 

 

- ы

- Хвост

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Хочется кому?

 

- е

- Хочется

 

 

 

 

 

 

 

- Увидел кого?

 

- у.

- Увидел.

 

 

 

 

 

 

 

- Встречаться с кем?

- ой.

- Встречаться.

 

 

 

 

 

 

- Вспоминает о ком?

- е

- Вспоминает.

 

 

 

 

 

 

- По вопросам.

- Окончание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Первая буква каждого слова это первая буква каждого названия падежа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да.



-Да.

 

- Нет, их 6.

 

- Нет, он имеет вопросы Кому? Чему?

 

- Да.

 

- Да.

 

 


- Да.

 

 

- Узнали о склонении, о падежах.

- На след уроках.

- Определять падежи имён существительных, определять склонения имён существительных.

 

V.  Открытие нового знания

1.Познакомить с новыми языковыми понятиями: антонимы, правило образования пар антонимов. (Пр.)

2.Продолжить формирование умений анализа и синтеза. (Л.)

3. Совершенствовать умения сотрудничества, работы в паре. (К.)

4. Совершенствовать умение на основе анализа делать вывод. (Л.)

 

Пассивный - 

Высокий – 

Мягкий -

Подниматься –

Направо - 

Неинтересный – 

Большой – 

Молодцы!

 

Низкий, активный, маленький, твердый, налево, интересный, опускаться

Картинки по запросу правила работы в паре

Пассивный - активный

Высокий – низкий

Мягкий – твёрдый

Подниматься –опускаться

Направо - налево

Неинтересный – интересный

Большой – маленький

Молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Где мы можем найти антонимы?»

- Прежде чем узнать все о таких словах, нам нужно узнать, как они называются. А узнаете вы это, работая в паре и подбирая слова.

-У вас на столах лежат карточки с заданием номер 2. Вам нужно к словам, подобрать противоположные по значению слова, которые написаны внизу карточки. К последнему слову «Молодцы» подбирать слово не нужно.

- Как только вы подберете все слова, по первым красным буквам слов и последней красной букве слова «молодцы» вы сможете прочитать, как называются слова с противоположным значением.

 

-Но прежде чем начать, давайте повторим правила работы в паре.

- Как нужно вести себя?

- Давайте проверим, все ли мы назвали (слайд с правилами)

 

- Вы можете приступить к выполнению задания.

- Давайте проверим, какие слова у вас получились.

 

- Какое подобрали первое слово?

- У всех так получилось?

(и тд.)

- Какое слово при прочтении первых букв и последней буквы в слово «молодцы» мы получим?

- Правильно, ребята. Слова, противоположные по значению называются антонимами.

- Давайте посмотрим в учебнике определение антонимов, совпадает ли оно с нашим определением.

- Берем учебник. Открываем на 54 стр.

-В…, прочти громко определение антонимов.

-Совпадает это определение с нашим?

 

-Ребята, давайте вернемся к заданию с группами. (предыдущий слайд)

-Обратите внимание на 1 пару антонимов.

-Что это за антонимы?

- Верно. На какой вопрос отвечает слово «добро»?

-На какой вопрос отвечает слово «зло»?

- Что интересного заметили?

 

Работа с понятием словаря для антонимов

-Верно, ребята. Антонимы всегда отвечают на один и тот же вопрос

-Ребята, посмотрите на страницу 55. Найдите ответ на вопрос: «Где мы можем найти антонимы?»

-Кто нашел?

- Все нашли?

-К…, прочитай громко ответ на наш вопрос.

- Давайте заглянем в этот словарь. Открываем страницу 142

-Как расположены пары слов в словаре?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(говорят предположение)

 

 

 

 

 

 

-активный

 

 

-антонимы

 

 

 

 

 

-(чтение с учебника)

-да

 

 

 

 

Добро-зло

-что

-что

-слова отвечают на один и тот же вопрос

- сверху учебника выделены красным цветов слова «Обратите внимание»

-в алфавитном порядке

 

VI. Этап воспроизведения.

1. Учить активному участию в диалоге (К.)

2. Совершенствовать умения анализа и синтеза (П.)

3. Закрепить знания о синонимах и антонимах. (Пр.)

 

 

Синонимы- это слова, … по значению.

 

Антонимы- это слова, … по значению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Формулирование темы урока, работа с вариантами темы.

-Какую же тему мы изучили? (Разные варианты ответов.)

-Кто назвал тему урока точнее? (Выбираем.)

1)Работа с определениями. Вставь в определения недостающие слова.

- Ребята, обратите внимание на слайд. Что интересного вы заметили?

- А если смотреть на определения без пробелов, то какие эти оба определения?

- Значит ли это, что определения будут одинаковыми?

-Давайте заполним пробелы в определениях.

-Начнем с определения синонимов. Какое слово здесь пропущено?

- Верно. Какое слово пропущено во втором определении?

 

 

-Правильно, ребята. Назовите примеры синонимов, которые мы сегодня встречали на уроке

-Теперь назовите примеры антонимов, которые встречали на уроке

 

 

-слова с противоположным значением

- антонимы

-пробелы в определениях,

-одинаковые

 

-нет

 

-близкие

-противоположные

-(называют примеры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Промежуточная рефлексия.

1.Учить производить самоконтроль своих знаний. (Л.)

 

- Какое новое знание открыли? (об антонимах.)

- Где нам это пригодится? (-На уроках русского языка, литературы, в речи)

- Чему будем учиться дальше? (-Составлять пары антонимов, находить их в тексте, использовать в речи)

 

VIII. Упражнение в применении нового знания.

1.Учить применять полученные знания и умения на практике: правильный подбор антонимов. (Пр.)

2.Закреплять умение находить словарные слова, правильно писать их. (П.)

3. Совершенствовать умение анализа, синтеза. (Л.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученье – свет, а не ученье …(тьма).

 Нет худа без …(добра).

 По одёжке встречают, а по уму …(провожают).

 Умей не только брать, но и …(отдавать).

 Мир строит, а война …(разрушает).

 

(Добра, разрушает, тьма, отдавать, провожают)

 

 

 

 

Близкий-далекий

Крупный-мелкий

Свет-темнота

Родина-чужбина

Вечер-утро

Запрещать-разрешать

Начало-конец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прощай, скоро, сентябрь, березы, дороге

 

 

 

 

 

Работа по словарю

- Ребята, откройте стр 142 словаря. Положите сюда закладку, линейку или карандаш и откройте стр 54, упражнение 72. Все нашли? Поставьте туда пальчик. Вижу, все нашли.

-Прочитайте про себя, что нужно сделать.

-Это задание мы выполним по колонкам. Так как первое слово в образце, то начинаем со второго.

-1 колонка ищет слова -чистый, храбрый

-2 колонка- вчера, весна.

-3 колонка- хвалить, радость.

-Всем понятно? Ищем только те слова, которые я вам сказала

-В тетради пишем номер упражнения, слово упражнение пишем полностью и начинаем выполнять по образцу. Затем мы проверим.

 

-1 колонка какие пары слов у вас получились?

-2 колонка какие пары слов получились у вас?

- 3 колонка какие слова у вас получились?

 

 

 

 

Работа с пословицами

- Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.

 

- Что вы видите на слайде?

-Верно. Чего не хватает в этих пословицах?

-Давайте добавим их. Для этого обратите внимание на слова в скобках. Именно их нужно правильно подставить в пословицы.

- Какое слово нужно добавить в первой пословице?

-Во 2,3,4,5?

-Запишите понравившуюся пословицу в тетрадь, подчеркнув антонимы.

-К…, какую пословицу ты записала?

- Объясни, как ты ее понимаешь?

- У кого записана другая пословица?

(объяснение всех пословиц)

 

Упражнение на сопоставление

-У вас на столах лежат карточки с заданием номер 3. Внимательно прочитайте, что нужно сделать и выполните его самостоятельно.

Найди слова-АНТОНИМЫ,

 соедини стрелочками:

   близкий                              мелкий

   крупный                            чужбина

   свет                                    разрешать

   родина                               далёкий

   вечер                                 утро

   запрещать                         темнота

   начало                               конец

 

-Поменялись карточками с соседом по парте. Сейчас на слайде будут появляться правильные ответы. За каждый правильный ответ ставим +, за неверное соединение слов –

- поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Хорошо, опустите руки.

-Поднимите руки те, кто допустил 1-2 ошибки. Опустите руки

-Поднимите руку те, кто допустил больше 3 ошибок. Опустите

 

Выборочный диктант

- Ребята, сейчас вам будет представлен небольшой текст, а вы должны будете выписать из него все словарные слова.

-Это какие слова?

 

-верно. Давайте прочтем текст.

 

 

Прощай, лето! Скоро наступит сентябрь и мы вернемся в школу, возле которой есть красивые березы. По дороге в школу мы будем вспоминать о лете.

 

-Какие слова выписали?

-Давайте проверим, все ли слова вы выписали. Посмотрите на слайд.

-Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки, то есть написал все слова. Опустите

-Поднимите руку те, кто допустил 1 или 2 ошибки, то есть пропустил 1 или 2 слова. Опустите.

-А теперь поднимите руку те, кто допустил больше 3 ошибок. Опустите

 

Объяснение домашнего задания.

- Ребята, объясняю домашнее задание. Вам нужно будет самостоятельно придумать 3 любые пары антонимов и записать в тетрадь.

- Всем понятно домашнее задание?

 

 

Чистый-грязный

Храбрый-трусливый

Вчера-сегодня

Весна-осень

Хвалить-ругать

Радость-грусть

 

 

 

-пословицы

-антонимов

-тьма

-добра, провожают, отдавать, разрушает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-слова, встречаемые на листах учебника

 

 

 

 

VIII. Итог. Рефлексия.

1.Учить рефлексии содержания (Р.)

2. Учить анализировать проделанную работу. (Р.)

 

 

 

- С каким новым понятием познакомились на уроке?

Какие слова называют антонимами?

Где встречаемся с антонимами?

-Зачем нужны антонимы?

 

-Ребята, сейчас мы с вами сыграем в игру. Я буду читать стихотворение, а когда сделаю паузу вы должны будете его докончить

А вот прощальная игра…

Нам книгу закрывать пора;

Мы всё надеемся, что с ней

Ты стал немножечко умней.

Узнал ты много слов смешных

И много всяких всячин.

И, если ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь («низко»).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь («близко»).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь («пол»).

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты («нашёл»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай («конец»)!

 

-антонимы

-слова, противоположные по значению

-в словаре

-для красивой, связной речи

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

Технологическая карта пробного урока по русскому языку

Технологическая карта пробного урока по русскому языку

Этапы урока Задачи этапа

Этапы урока Задачи этапа

Классная работа. «Буква – это внешняя одежда слова»

Классная работа. «Буква – это внешняя одежда слова»

Поднимите левую руку те, кто допустил ошибки в написании букв

Поднимите левую руку те, кто допустил ошибки в написании букв

Ко второму? -К третьему? -К последнему слову? - синонимы -слова, которые произносятся по-разному, но по смыслу одинаковые или очень близкие

Ко второму? -К третьему? -К последнему слову? - синонимы -слова, которые произносятся по-разному, но по смыслу одинаковые или очень близкие

К.) 4. Совершенствовать умение на основе анализа делать вывод

К.) 4. Совершенствовать умение на основе анализа делать вывод

VI . Этап воспроизведения. 1

VI . Этап воспроизведения. 1

VII . Промежуточная рефлексия. 1

VII . Промежуточная рефлексия. 1

Умей не только брать, но и …(отдавать)

Умей не только брать, но и …(отдавать)

Прощай, скоро, сентябрь, березы, дороге

Прощай, скоро, сентябрь, березы, дороге

VIII . Итог. Рефлексия. 1.Учить рефлексии содержания (Р

VIII . Итог. Рефлексия. 1.Учить рефлексии содержания (Р
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021