«Что такое фразеологизмы»
Оценка 4.6

«Что такое фразеологизмы»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
23.10.2023
«Что такое фразеологизмы»
Цели деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение, обогащению речи учащихся фразеологизмами Тип урока: Постановка и решение учебных задач Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях Методы и формы обучения: Фронтальная, парная, индивидуальная, эксперимент Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 3 класс, 1 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение» 2013, презентация, карточки. Основные понятия и термины Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Словарь фразеологизмов
русский язык 3 класс.doc

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.

Тема: «Что такое фразеологизмы»

Дата: 3.10. 2022 год

Класс 4 в

Цели деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение, обогащению речи учащихся фразеологизмами

Тип урока: Постановка и решение учебных задач

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы обучения: Фронтальная, парная, индивидуальная, эксперимент

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 3 класс, 1 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение» 2013, презентация, карточки.

Основные понятия и термины Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Словарь фразеологизмов

 

Директор МБОУ СОШ с.  Троицкого     _______________    Богославцева Л.И.

 

 

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

 

 

Словесный: слово учителя

- Здравствуйте ребята, сейчас я проведу у вас урок русского языка. Итак, давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, тонкая тетрадь, карандаш, ручка.

- Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке. Я говорю начало предложения, а вы продолжение.

1. На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и …

2. Всё пиши, не отставая,

    Слушай, …

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё …

4. Если хочешь отвечать –

    Надо … .

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся.

Продолжают высказывания.

 

(внимательным)

 

(не перебивая.)

 

(понятно)

 

(руку поднимать)

II. Актуализация знаний и мотивация

 

Словесный:

определение лексического значения фразеологизмов

 

 

Словесный:

подводящий диалог

 

 

Практический:

словарная работа

 

 

Фронтальная работа

- Отгадайте загадки.

(По ходу отгадывания на экране появляются картинки с изображением этих животных.)

Громко лает, а в дом не пускает.

 

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

 

Слышно только КАР да КАР,

Вот и весь репертуар.

 

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

 

Директор МБОУ СОШ с.  Троицкого     _______________    Богославцева Л.И.

 

Стоит копна

Посреди двора.

Спереди – вилы,

Сзади – метла.

 

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

- Откройте ваши тетради, отступите 2 строчки  и запишите число: сегодня 3 октября классная работа.

- Запишите эти слова в тетрадь в алфавитном порядке.

1 уч-ся – на доске, остальные - в тетради записывают слова в алфавитном порядке:

- Проверим, обозначим орфограмму.

- Поднимите руки, у кого выполнено также?

-Давайте ещё раз посмотрим на слова. Что их объединяет?

 

 

 

 

 

Собака

 

 

 

Сорока

 

 

Ворона

 

 

Воробей

 

 

 

 

 

Корова

 

 

 

Заяц

 

 

 

 

 

 

Воробей, ворона, заяц, корова, собака, сорока.

 

Названия животных, сущ, одуш., в ед.ч., с безуд. непроверяемой гласной

III. Постановка учебной задачи

 

 

 

 

Словесный:

подводящий диалог

 

 

Практический:

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический:

выполнение пробного действия

 Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок

- Как вы поняли эти высказывания?

- Что такое «сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»?

- Как называются такие выражения в русском языке? Что это?

– Перед нами проблема: Мы не знаем, что это за сочетания слов.

Определите тему урока, расшифровав головоломку, в которой требуется найти слово, вписанное в сетку. На первый взгляд буквосочетания вписаны хаотично, но на самом деле некоторые из них являются частью слова. Вам предоставляется возможность проявить свои способности в поиске «скрытого» слова.

- Для этого уберите все буквосочетания, оставьте только слоги. А из них соберите слово.

ФРА

НП

ЛО

НП

ЗЕО

НП

МЫ

НП

ГИЗ

 

 

Директор МБОУ СОШ с.  Троицкого     _______________    Богославцева Л.И.

- Итак, какая же тема нашего урока?

- Верно, молодцы

- Какие цели поставим?

 

 

Ничего не делать, очень быстро

Словосочетания, выражения

 

(Кто-то отвечает, кто-то не знает совсем.)

 

 

 

 

Расшифровывают головоломку

 

 

 

 

Фразеологизм

 

 

 

Фразеологизмы

 

Узнать что такое фразеологизмы, учится находить в тексте, учится правильно использовать

IV. Открытие нового знания

Словесный:

беседа по правилу

Наглядный:

анализ правила

Наглядный:

наблюдение за использованием фразеологизмов в определенных речевых ситуациях

Практический:

составление обобщающего ответа на грамматическую тему.

 

Словесный:

слово учителя

Эксперимент

- Давайте выясним, что такое фразеологизм, для этого проведем эксперимент, попробуем в данных выражениях заменить слова.

Сидеть сложа руки= ничего не делать

(стоять) (подняв) (ноги)

- Остается прежний смысл при замене слов?

-Откройте учебники на с. 49, посмотрите на правило и прочтите первый абзац.

- Какой признак фразеологизмов назван?

- Объясните значение других слов

- Читаем второй абзац.

- Можно ли объяснить значение фразеологизма, объясняя значение каждого слова?

Работа в парах

- Расскажите соседу, что такое фразеологизм

- Кто закончит, сложите руки, образуя крышу домика, чтобы я видела готовность.

- Кто теперь расскажет всему классу?

- Что мы называем фразеологизмами?

- Что произойдет, если заменить или пропустить какое-либо слово?

- Несколько учеников отвечают вслух.

- Ребята, кто может подвести итог

Итог:

Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, что мы имеем в виду?

- Молодцы!

Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль.

- Чаще всего фразеологизмы употребляются в переносном значении.

- А толкование их даются во фразеологических словарях. (В учебнике с. 157 – 158)

 

 

 

Директор МБОУ СОШ с.  Троицкого     _______________    Богославцева Л.И

 

 

 

 

 

Смысл теряется

 

Лексический смысл

Объясняют значение других слов

Можно объяснить значение фразеологизма в целом

 

 

Отвечают на вопросы

Устойчивые сочетания слов

Изменится смысл

Участвуют в разговоре

Отвечают на вопросы

 

Смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов

V. Первичное закрепление

 

Словесный:

языковой анализ: лексический анализ

 

 

 

 

 

 

Практический:

работа с фразеологическим словарем

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

- с.49 найдите упр.83. Рассмотрите картинки

- Кто прочитает выразительно?

- Один ученик читает, остальные следят

- Ребята, кто-нибудь знает кто такой тапир?

- В каком словаре можно узнать лексическое значение слова?

- Тапир - это непарнокопытное млекопитающие тропических лесов с вытянутым в хобот носом и верхней губой.

- Как вы понимаете выражение «повесил нос»? Прочитайте, что оно означает.

- А в каком значении оно употреблено: в прямом или в переносном?

- Как называются такие выражения?

- Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма: кот наплакал

- Сейчас мы будем работать в парах, ваша задача соотнести фразеологизм с его значением

Работа в парах

Гладить по головке                 унывать

Падать духом                            быстро

Надуть губы                              хвалить   

Во все лопатки                      мало

Ломать голову                       думать

Рукой подать                         обидеться

Капля в море                         близко 

- Поднимите руки, образуя крышу домика, когда закончите.

- Отвечает одна пара, остальные сверяют.

- Хлопните один раз, у кого выполнено так же?

- Молодцы, ребята!

Итог: Можно ли заменить какое-либо слово в фразеологизме. Почему?

 

 

Читают выразительно

 

Высказывают свои предположения

В толковом словаре

 

 

Расстроился

В переносном

Устойчивые

Работают с фразеологическим словарем

 

 

Гладить по головке - хвалить

Падать духом - унывать

Надуть губы - обидеться

Во все лопатки - быстро

Ломать голову - думать

Рукой подать – близко

Капля в море – мало

 

 

 

Нельзя, иначе потеряется смысл

Физкультминутка

VI. Самостоятельная работа с проверкой

 

 

Практический:

Списывание, лексический анализ

 

Словесный:

беседа

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

- Самостоятельно прочтите задания к упр.84.

- Выполняем самостоятельно в тетради, затем обмениваемся тетрадями и сверяем с образцом в учебнике

- Если все верно, ставим +

- Встаньте те, у кого все верно.

- Молодцы.

Директор МБОУ СОШ с.  Троицкого     _______________    Богославцева Л.И.

Итог: Что имеем в виду, когда объясняем значение устойчивого выражения?

С какой целью писатели употребляют фразеологизмы?

 

Выполняют самостоятельно.

 

 

 

 

 

Используют разнообразный язык для создания образности

VII. Включение в систему знаний

 

 

Словесный:

беседа, языковой анализ

 

 

 

Практический:

списывание предложений

 

 

- Посмотрите упр.86

- Что необходимо сделать?

 

 

-  Прочитайте предложение под номером 1.

- Что значит «Во весь дух»?

- Второе предложение.

- Что значит «Душа в пятки»?

 

- Следующее предложение.

- Что значит «Вверх тормашками»?

- И последнее предложение.

- Что значит «Куда глаза глядят»?

 

- Выпишите любые два предложения в тетрадь.

Итог: Можно ли заменить или пропустить какое-либо слово во фразеологизме? Почему?

- Верно, молодцы!

Групповая работа с самопроверкой

- Выполняем задание на карточках по рядам, затем сверяем с образцом

- Необходимо найти среди предложенных выражений фразеологизмы и подчеркнуть их

1 вариант

Падать духом

Получить пятерку

Капля в море

Ломать голову

Быстро читать

Слушать в музыку

Душа в пятки

2 вариант

Надуть губы

Брать на буксир

Смотреть в небо

Директор МБОУ СОШ с.  Троицкого     _______________    Богославцева Л.И.

 

Идти на поводу

Быстро читать

Семь пятниц на неделе

Внимательно слушать

- Пусть встанет возле парт та группа, у которой все верно.

- Молодцы!

Прочитать предложения с фразеологизмами, объяснить их значение

Читает вслух ученик

- Быстро.

Читает вслух ученик.

- Сильно испугался, испугался до смерти.

Читает вслух ученик.

- Вверх ногами.

Читает вслух ученик.

- Идти, куда видишь, идти вперед.

Пишут 2 предложения на выбор в тетрадь.

 

 

Выполняют задание

 

 

 

Падать духом

Капля в море

Ломать голову

Душа в пятки

 

 

Надуть губы

Брать на буксир

Идти на поводу

 

Семь пятниц на неделе

 

 

 

 

 

VIII. Рефлексия деятельности

 

Практический:

тестирование

 

 

 

 

 

 

Словесный:

 ответы на вопросы, формулирование выводов, самоанализ.

Тест

Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма.

Обведите нужную букву.

 Тест: “О каком человеке говорят?»

 1. У него денег куры не клюют:

 а) бедный;        б) богатый.

 2. Он сухим выйдет из воды:

 а) ловкий;             б) робкий.

 3. Он звёзд с неба не хватает:

 а) умный;          б) глупый.

 4. У него семь пятниц на неделе:

 а) ненадёжный;           б) надёжный.

 5. Он перебивается с хлеба на квас:

 а) богатый;               б) бедный.

6. Смысл фразеологизма объясняют исходя из:

а) из значения отдельных слов                        б) из смысла всего выражения

7. Во фразеологизмах:

а) можно заменять или пропускать слова       б) нельзя заменять или пропускать слова

- Обменяйтесь карточками и сверьте с образцом (на слайде) напротив каждого правильного ответа ставим +.

- Теперь поставьте оценку, используя критерии оценки. (на слайде критерии оценивания)

- Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Скажите, какая была тема урока?

 

Директор МБОУ СОШ с.  Троицкого     _______________    Богославцева Л.И.

 

- Что такое фразеологизмы?

- Как вы думаете, какое значение имеют фразеологизмы – прямое или переносное?

Приведите несколько примеров.

- Оцените свою деятельность на уроке, выбрав подходящее для вас выражение:

Били баклуши; считали ворон; трудились не покладая рук.

 Молодцы, я за вас рада!      

Выполняют тест, сверяют с образцом, ставят оценку.

Ответы:

 

1. б

2. а

3. б

4. а

5. б

6.б

7.б

 

 

 

 

 

 

 

Подводят итог урока

Отвечают на вопросы

Оценивают свои достижения

 

 

 

Домашнее задание:

- Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание.  С. 50, упр. 87

учебник, с. 51 (чтение исторической справки возникновения фразеологизмов
в разделе «Страничка для любознательных»)

Слушают объяснение учителя.

Делают соответствующие записи

 

 

 

 

Директор МБОУ СОШ с.  Троицкого     _______________    Богославцева Л.И.

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Этап урока Методы и приемыДеятельность учителя, формы деятельности учащихся

Этап урока Методы и приемыДеятельность учителя, формы деятельности учащихся

Стоит копна Посреди двора.

Стоит копна Посреди двора.

Практический: выполнение пробного действия

Практический: выполнение пробного действия

V. Первичное закрепление

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа Самостоятельная работа с взаимопроверкой -

Словесный: беседа Самостоятельная работа с взаимопроверкой -

Идти на поводу Быстро читать

Идти на поводу Быстро читать

VIII . Рефлексия деятельности

VIII . Рефлексия деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2023