Что такое краеведение?
Цель: помочь учащимся понять, что такое краеведение, дать понятие (определение)
Задачи:
Изучить основные понятия краеведения как науки
повысить интерес к изучению малой Родины.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Все готовы работать? Сегодня мы начинаем изучение нового для вас предмета «Краеведение». Тема сегодняшнего урока: «Что такое краеведение?». (И что изучает этот предмет)?
Ребята, а как вы считаете, что такое краеведение? Давайте разберем слово «край» и «ведать», что это значит? А значит знать свой край, любить и изучать.
Большая Советская энциклопедия дает, самое развернутое определение: «Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение - комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края».
У каждого человека на Земле есть малая родина-место, где он родился и вырос. Для нас с вами такая Родина-это Челябинск. А где находиться наш город (учащиеся отвечают), правильно, в России. А еще конкретнее на Южном Урале (работа с картой ).И мы с вами на занятиях будем изучать и г. Челябинск и Южный Урал. Историю возникновения города и Челябинской области, природу Южного Урала, реки и озера, подземные богатства, народы которые раньше населяли нашу территорию, их культуру, быт, сказания, легенды и многое другое. Видите ребята, как много вмещает в себя одно лишь слово «краеведение», на одном предмете мы можем изучать много наук. Какие назовите? (учащиеся отвечают)
Любовь к Родине начинается с малого: с твоего дома, улицы, города, окружающей природы. Но нельзя любить то, чего не знаешь. Живя в Челябинске мы порой мало задумываемся, насколько хорошо мы знаем место, где родились и выросли. Конечно, чтобы узнать все потребуется много времени. Не зря римляне говорили, что «человек проживший в селе 3 дня, говорит, что узнал его хорошо, проживший 3 месяца, понимает, что ему удалось кое-что узнать и увидеть, а проживший 3 года убедиться, что совсем ничего о нем не знает». Наш город не такой старый, как многие российские города, в этом году ему исполняется только 284 года. Но от этого его история не стала беднее или не интереснее, чем история других городов. Наверняка вы не знали, что на месте нашего города, многие миллионы лет назад было древнее море? Что жили здесь раньше совсем не русские, а коренные жители башкиры, именно они дали названия практически всем речкам, озерам, горам. А почему город назвали «Челябинск», и что оно означает, а кто строил наш город. Например, слово «Танкоград» знают по всей России. А ведь так неофициально звали наш город в годы войны. И только о военных событиях и днях , которые пережил наш город, можно очень долго рассказывать. На все эти и многие другие вопросы мы с вами вместе будем искать ответы. И я ребята хочу пригласить вас в большое и увлекательное путешествие. Не за тридевять земель и даже не в тридесятое государство, а совсем рядом – наш путь лежит по Челябинску и Челябинской области.
Но сначала я хочу узнать, может все-таки вы немножко знаете историю города?
Вопросы:
1. Какого числа челябинцы празднуют день рождение своего города?
2. На какой реке стоит г. Челябинск?
3. Сколько районов в г. Челябинске? (перечисли)
4. Главная улица Центрального района?
5. На какой улице находится челябинский «Арбат»?
6. Как раньше назывался г. Челябинск (первое название)?
7. Как называется памятник № 1 в г. Челябинске?
Вы молодцы! На многие вопросы ответили правильно. А теперь давайте поиграем. И я вас приглашаю в лесное царство царя Берендея». А кто –нибудь знает кто такой Берендей? Берендей- это сказочный лесной царь. Он охраняет лес и заботится о своих подопечных: животных, насекомых и растениях. Лес- это сказочный мир Берендея, он полон загадок и тайн. И сегодня вы пройдете по волшебной тропе царства, делая разнообразные задания. Пропуском в царство служат ответы на загадки и вопросы. Итак, будьте внимательны начинаем….
У нас с вами будет четыре станции:
1. Станция «Волшебная поляна»
2. Станция «Знатоки ботаники»
3. Станция «Охрана природы»
4. Станция «Юный краевед»
Станция «Волшебная поляна»
(Дети делятся на небольшие группы по 4-5 чел., педагог выдает им заранее подготовленные карточки с названиями растений. Задача детей разделить растения на лекарственные и ядовитые).
(пример): Подорожник, вороний глаз, лилия, тысячелистник, белена, мать-и-мачеха, душица, крапива, лопух, волчье лыко, зверобой, чистотел, дурман, иван-чай.....
Станция «Знатоки ботаники»
1. Из какого дерева делают спички?
2. Какое дерево цветет первым? А какое - последним?
3. У каких деревьев листья осенью красные?
4. Какие дрова самые жаркие?
5. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?
6. Что можно получить из хвои сосны?
7. Почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая?
8. Какое дерево поит нас сладким соком?
9. Кто из лесных обитателей любит березовый сок?
10.Какое дерево живет дольше других?
11.Как называют плоды дуба?
12.Какие лесные звери едят желуди?
13.Листья какого дерева и без ветра трепещут?
14.Какой гриб любит расти под березой? А под осиной?
15.Какие деревья называют вечнозелеными? Почему?
16.Кто из лесных обитателей любит лакомиться семенами шишек?
17. Какое дерево часто сажают в городах? Почему?
Станция охрана природы
(каждой группе выдаются карточки с текстом, задача ребят найти в них ошибки, и объяснить, что не так в тексте)
Пример:
Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем: натаскать утром воды, в обед полить, вечером прополоть. Что только нет на бабушкином огороде: картофель, капуста, оливки, морковь, огурцы, помидоры, а финики какие сладкие.. Когда зацвели огурцы, мы обрывали все цветочки. Также пришлось окучивать лук, подкапывать картофель, поливать оливки, вытаскивать косточки из фиников и многое другое…
Пример:
Мы с друзьями собрались в лес, за грибами. Грибов было видимо-невидимо. Кто срезал ножки грибов, кто выкручивал, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали мы сбивали палками. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички в руках положили их обратно. В лесу было много муравейников. Коля решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и стал ими протыкать весь муравейник.
В лесу становилось все жарче, и мы решили отправиться обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, мы взяли его с собой….
Станция «Юный краевед»
(Ребятам выдаются карточки с буквами и чистые листочки. Задача составить слово, которое означает название одной из территорий, специально созданной человеком для охраны природы)
1. Составьте слово из букв: А В Д Е З К Н О П И
2. Отгадайте какие растения зашифрованы в анаграммах?
ЦРЕПЕ, ДЕСИР, КВАРЮБ, КЛЕСВА, АПЕР, КЕРЬДА, ЖАБНАЛАК,
САЖАРП.
Домашнее задание:
1. Опиши своими словами, что для тебя означает слово «краеведение»?
2. Интересна ли тебе история города?
3. О чем или ком ты бы хотел узнать более подробно?
4. Есть ли у тебя любимые место в городе? Какое?
5. Какие места в городе тебе нравятся больше всего?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.