Что такое «метод мозгового штурма» и как
его задействовать в детском лагере?
Еще в 1942 г. Алекс Осборн в книге How to «Think Up», описал новый метод нахождения творческих идей, назвав его брейнсторминг, и применив его с сотрудниками в рекламном агентстве ещё в конце 30-х годов XX века.
Как сегодня метод «мозгового штурма» можно использовать для детских лагерей?
Для начала разберемся что такое «метод мозгового штурма» и каковы его этапы.
«Метод мозгового штурма» – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором группа единомышленников о предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. На начальном этапе набрасываются все варианты, даже сомнительные. Идеи не обсуждаются и не осуждаются. Это нужно для того, чтобы количество перешло в качество, а поток мыслей преодолел условные барьеры. Затем происходит расшифровка идей и отбор наиболее привлекательных для использования на практике.
Преимущества «метода мозгового штурма» - это генерирование различных идей в короткий отрезок времени, стимулирование «критического мышления» участников брейнсторминга, разработка нестандартных, креативных идей, нахождение решений из огромного количества предложений, систематизация информации, объединение и сплочение команды участников мозгового штурма.
Стоит отметить, что правильно организованный «мозговой штурм» включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения.
1. Предварительны этап - постановка проблемы.
В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
2. Основной этап - генерация идей.
От этого этапа, во многом зависит успех всего метода. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
- Главное – количество идей. Не делайте никаких ограничений.
- Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
- Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
- Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3. Заключительный этап - группировка, отбор и оценка идей.
Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат «метода мозгового штурма». На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.
При работе с детьми и подростками в детском лагере, «мозговой штурм» скорее является не методом, а технологией коллективного, интуитивного поиска решения задач путем мысленных проб, использующей приемы активизации мышления в условиях повышенной состязательности, эмоционального возбуждения, стимулирующего проявление инсайта. Однако данный метод включается в систему эвристических методов поисках решения творческих задач.
Так, например, вожатый может использовать данную технологию при выборе названия отряда и его девиза, при разработке коллективно-творческой деятельности, при подготовке совместного творческого отрядного номера и т.д
Важно, при использовании «метода мозгового штурма» не допустить типовых ошибок при его освоении.
Во-первых, ошибкой может стать. плохо подобрана тема, которая требует глубоких специальных знаний или аналитических рассуждений.
Во-вторых, при обсуждении решений вожатый принимает только известный ему контрольный ответ на предложенную идею или жестко критикует предложения участников штурма.
И в-третьих, регулярное вмешательство в работу единомышленников на рабочих этапах. Пусть подростки делают ошибки, нарушают правила «штурма» – при освоении новой формы деятельности это неизбежно. Вожатый же сможет сказать свои замечания при «разборе полета».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.