Что такое словосочетание?
Оценка 4.6

Что такое словосочетание?

Оценка 4.6
Презентации учебные
pptx
русский язык
Все классы
18.01.2021
Что такое словосочетание?
Разбор темы "Словосочетание"
Словосочетание.pptx

Словосочетание

Словосочетание

Словосочетание

Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи

Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи

Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озером, голубым озером, долго любоваться. 

Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей

Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей

Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.

У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы. Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч. Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.

Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.

В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи

В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи

любоваться озером: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
озером голубым: главное слово – имя существительное озером, значит, словосочетание именное
любоваться долго: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
три сына: главное слово – имя числительное три, значит, словосочетание именное
очень скоро: главное слово – наречие скоро, значит, словосочетание наречное

В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:

именные
глагольные
наречные

Схемы словосочетаний Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова

Схемы словосочетаний Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова

Схемы словосочетаний

Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова.
любоваться озером – глагол + существительное в Т.п. без предлога
озером голубым – существительное + прилагательное в ед.ч., ср. р., Т.п.
любоваться долго – глагол + наречие

Виды синтаксической связи в словосочетании

Виды синтаксической связи в словосочетании

Виды синтаксической связи в словосочетании

Примеры:
озером голубым – согласование,
любоваться озером – управление,
любоваться долго – примыкание.

В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные.
Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:

согласование
управление
примыкание

Согласование Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже

Согласование Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже

Согласование

Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого.
Например:
Душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой – зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.

Управление Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом

Управление Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом

Управление

Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Например:
Обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.

Примыкание Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет

Примыкание Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет

Примыкание

Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет. Например:
Громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Примыкание – это синтаксическая связь по смыслу.

Является ли словосочетание единицей синтаксиса?

Является ли словосочетание единицей синтаксиса?

Является ли словосочетание единицей синтаксиса?
Да
Нет

Равноправны ли слова в словосочетании?

Равноправны ли слова в словосочетании?

Равноправны ли слова в словосочетании?
Да
Нет

Какая связь объединяет слова в словосочетание?

Какая связь объединяет слова в словосочетание?

Какая связь объединяет слова в словосочетание?
Сочинительная
Подчинительная

Можно ли считать словосочетание самостоятельной синтаксической единицей?

Можно ли считать словосочетание самостоятельной синтаксической единицей?

Можно ли считать словосочетание самостоятельной синтаксической единицей?
Да
Нет

Какое слово является главным в словосочетании любить литературу?

Какое слово является главным в словосочетании любить литературу?

Какое слово является главным в словосочетании любить литературу?
Любить
Литературу

Какое слово является главным в словосочетании классической музыкой?

Какое слово является главным в словосочетании классической музыкой?

Какое слово является главным в словосочетании классической музыкой?
Классической
Музыкой

Какое слово является главным в словосочетании много читать?

Какое слово является главным в словосочетании много читать?

Какое слово является главным в словосочетании много читать?
Много
Читать

Определи тип словосочетания хорошего настроения?

Определи тип словосочетания хорошего настроения?

Определи тип словосочетания хорошего настроения?
Именное
Глагольное
Наречное

Определи тип словосочетания построили дорогу?

Определи тип словосочетания построили дорогу?

Определи тип словосочетания построили дорогу?
Именное
Глагольное
Наречное

Определи тип словосочетания очень быстро?

Определи тип словосочетания очень быстро?

Определи тип словосочетания очень быстро?
Именное
Глагольное
Наречное

Прочтите текст и выполните задание

Прочтите текст и выполните задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Слово Дед здесь всюду написано с большой буквы, потому что так писали в его доме с тех пор, как он стал Дедом. (2) Учитель был нервным человеком. (3) Он выхватил у меня авторучку и швырнул её в окно. – (4) Приведёшь родителей, – сказал он, выдворяя меня из класса. (5) Преступление моё было тяжким. (6) Я посмел писать «вечным пером», а это было строго-настрого запрещено: авторучки портят почерк. (7) «Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого, но я добыл себе такое перо сам, изготовив его из обломков трёх или четырёх сломанных. (8) Правда, иногда с пера соскакивали огромные кляксы, но зато не надо было макать его в чернильницу. (9) И чернила в него заправлялись не фиолетовые, а голубые. (10) Оно вызывало всеобщую зависть, и мне уже предлагали обменять его на перочинный нож с шестью лезвиями. (11) В школу Дед отправился на следующий день. (12) Вернулся нескоро и сказал мне: «Женя, зайди ко мне наверх». (13) В классе за мною числилось множество разных грехов. (14) Так что ничего хорошего я для себя не ждал. (15) Скрепя сердце я поплёлся в кабинет. (16) Но Дед не ругал меня. (17) Он обратился ко мне как равный к равному и не запрещал мне писать авторучкой, а только просил этого не делать. (18) Таким точно образом, как просят об уступке больному человеку. – (19) Видишь ли, – говорил мой мудрый Дед, расхаживая по комнате большими неслышными шагами, – когда-то все люди должны были уметь писать красивым и разборчивым почерком.

(20) Потому что не изобрели ещё пишущих машинок. (21) И рукописи, и деловые бумаги, и письма нельзя было бы прочесть, если б они были написаны каракулями. (22) И когда на смену гусиным перьям пришли стальные, против них ополчились все учителя чистописания: они запрещали школьникам писать стальными перьями, чтобы школьники не испортили себе почерк. (23) Так, по крайней мере, утверждали специалисты чистописания. (24) Но прошло время, и от гусиных перьев осталось одно лишь название – «перо». (25) Все люди пишут перьями стальными. (26) И, конечно, кому-то надоело макать ручку в чернильницу, и он изобрёл «вечное перо», которое обвинили в тех же самых грехах, в каких обвиняли когда-то обыкновенную ручку со стальным пером. (27) Я уверен, что наступит время, когда школьники будут писать авторучками. (28) Но тогда же выдумают ещё что-нибудь пишущее, и все учителя будут говорить в один голос, что эта новая выдумка только почерк портит. (29) Так что, Женя, не раздражай своих наставников, уступи им. (30) Они от ваших штук и без того устали. (31) Так и окончилась бы эта история, если бы через двадцать пять лет меня не вызвали в школу поговорить о поведении моего сына. (32) Его классная руководительница мне сказала: – Школьникам запрещено писать шариковыми ручками. (33) Шариковые ручки портят почерк. (34) Пусть пишет обыкновенной авторучкой, как все! (По Е.Б. Чуковскому*) *Евгений Борисович Чуковский (1937–1997) – автор рассказов о Корнее Ивановиче Чуковском, его внук.

Замените словосочетание «ручка с пером», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование

Замените словосочетание «ручка с пером», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование

Замените словосочетание «ручка с пером», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Напишите получившееся словосочетание.

Прочтите текст и выполните задание

Прочтите текст и выполните задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей. (2) Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил себе нашего поэта Николая Алексеевича Некрасова. (3) Здесь он бродил, беседовал с деревенскими ребятишками, слагал строки стихов, в которых воспевал красоту верхневолжской природы. (4) Сама по себе природа вечна и почти неизменна, если человек её не уничтожает. (5) Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а деревья будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. (6) Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (7) Рабочие леспромхоза – их было человек десять – лениво переговаривались; две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (8) Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (9) Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (10) Глубокая и тихая вода лакированно блестела, и в это зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. (11) Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, одна из женщин склонила голову набок и запела. (12) Запела как будто о том, что видела: «Куда бежишь, тропинка милая, куда зовёшь, куда ведёшь».

(13) Продолжили петь женщины уже вместе. (14) А мужчины, сдвинув брови и поджав губы, тоже уставились на хуторок, и кое-кто из них невольно тихонько подтягивал, не зная слов. (15) А может быть, мужчины стеснялись петь в голос. (16) И целый час они все вместе пели, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, лесной дикой реке. (17) Я смотрел на них, вдохновлённых, и думал о том, что этих людей, таких разных, сейчас вдруг что-то сблизило и заставило почувствовать вечную красоту. (18) Ещё размышлял я о том, что красота, видно, живёт в сердце каждого человека и что очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись. (По Ю.Т. Грибову*) * Юрий Тарасович Грибов (1925–2018) – русский писатель, поэт, журналист, участник Великой Отечественной войны, автор более тридцати книг о русской природе, о войне, о судьбах людей.

Из предложения (7) выпишите словосочетание с синтаксической связью – примыканием.

Прочтите текст и выполните задание

Прочтите текст и выполните задание

Прочтите текст и выполните задание.
(1) В прошлом году со мной приключилась беда. (2) Шёл по улице, поскользнулся и упал. (3) Упал неудачно, хуже некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. (4) Было это примерно в семь часов вечера в центре города, недалеко от дома, где живу. (5) Я пошёл домой; сам бледный как полотно, но кровь течёт. (6) Хорошо помню этот путь – метров примерно четыреста. (7) Народу на улице было много. (8) Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята. (9) Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза. (10) Так никто мне и не помог. (11) Позже я раздумывал над этой историей. (12) Люди видели, что я весь в крови, что-то случилось – упал, ударили… (13) Почему же не помогли, не спросили хотя бы, что произошло? (14) Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил стало привычным? (15) Желание отойти, уклониться незаметно укоренилось в нашей жизни.

(16) Снижение уровня нашей отзывчивости заставило меня призадуматься. (17) Персонально виноватых нет. (18) Кого винить? (19) Раздумывая, я вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. (20) Из твоей части, из другой – неважно. (21) Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили. (22) Нет, наверное, рецепта от равнодушия, от нежелания оказывать помощь, но я уверен, что только из общего нашего понимания этой проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. (23) Все мы должны подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (По Д.А. Гранину*) * Даниил Александрович Гранин (1919–2017) – русский писатель, участник Великой Отечественной войны, автор романов «Искатели», «Иду на грозу» и многих других произведений.

Из предложения 11-12 выпишите словосочетание с синтаксической связью – примыканием.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2021