Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озером, голубым озером, долго любоваться.
Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.
У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы. Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч. Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.
Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.
любоваться озером: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
озером голубым: главное слово – имя существительное озером, значит, словосочетание именное
любоваться долго: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
три сына: главное слово – имя числительное три, значит, словосочетание именное
очень скоро: главное слово – наречие скоро, значит, словосочетание наречное
В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:
именные
глагольные
наречные
Схемы словосочетаний
Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова.
любоваться озером – глагол + существительное в Т.п. без предлога
озером голубым – существительное + прилагательное в ед.ч., ср. р., Т.п.
любоваться долго – глагол + наречие
Виды синтаксической связи в словосочетании
Примеры:
озером голубым – согласование,
любоваться озером – управление,
любоваться долго – примыкание.
В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные.
Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:
согласование
управление
примыкание
Согласование
Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого.
Например:
Душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой – зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.
Управление
Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Например:
Обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.
Примыкание
Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет. Например:
Громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Примыкание – это синтаксическая связь по смыслу.
Прочтите текст и выполните задание.
(1) Слово Дед здесь всюду написано с большой буквы, потому что так писали в его доме с тех пор, как он стал Дедом.(2) Учитель был нервным человеком. (3) Он выхватил у меня авторучку и швырнул её в окно.– (4) Приведёшь родителей, – сказал он, выдворяя меня из класса.(5) Преступление моё было тяжким. (6) Я посмел писать «вечным пером», а это было строго-настрого запрещено: авторучки портят почерк. (7) «Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого, но я добыл себе такое перо сам, изготовив его из обломков трёх или четырёх сломанных. (8) Правда, иногда с пера соскакивали огромные кляксы, но зато не надо было макать его в чернильницу. (9) И чернила в него заправлялись не фиолетовые, а голубые. (10) Оно вызывало всеобщую зависть, и мне уже предлагали обменять его на перочинный нож с шестью лезвиями.(11) В школу Дед отправился на следующий день. (12) Вернулся нескоро и сказал мне: «Женя, зайди ко мне наверх». (13) В классе за мною числилось множество разных грехов. (14) Так что ничего хорошего я для себя не ждал. (15) Скрепя сердце я поплёлся в кабинет. (16) Но Дед не ругал меня. (17) Он обратился ко мне как равный к равному и не запрещал мне писать авторучкой, а только просил этого не делать. (18) Таким точно образом, как просят об уступке больному человеку.– (19) Видишь ли, – говорил мой мудрый Дед, расхаживая по комнате большими неслышными шагами, – когда-то все люди должны были уметь писать красивым и разборчивым почерком.
(20) Потому что не изобрели ещё пишущих машинок. (21) И рукописи, и деловые бумаги, и письма нельзя было бы прочесть, если б они были написаны каракулями. (22) И когда на смену гусиным перьям пришли стальные, против них ополчились все учителя чистописания: они запрещали школьникам писать стальными перьями, чтобы школьники не испортили себе почерк. (23) Так, по крайней мере, утверждали специалисты чистописания. (24) Но прошло время, и от гусиных перьев осталось одно лишь название – «перо». (25) Все люди пишут перьями стальными. (26) И, конечно, кому-то надоело макать ручку в чернильницу, и он изобрёл «вечное перо», которое обвинили в тех же самых грехах, в каких обвиняли когда-то обыкновенную ручку со стальным пером. (27) Я уверен, что наступит время, когда школьники будут писать авторучками. (28) Но тогда же выдумают ещё что-нибудь пишущее, и все учителя будут говорить в один голос, что эта новая выдумка только почерк портит. (29) Так что, Женя, не раздражай своих наставников, уступи им. (30) Они от ваших штук и без того устали.(31) Так и окончилась бы эта история, если бы через двадцать пять лет меня не вызвали в школу поговорить о поведении моего сына. (32) Его классная руководительница мне сказала:– Школьникам запрещено писать шариковыми ручками. (33) Шариковые ручки портят почерк. (34) Пусть пишет обыкновенной авторучкой, как все!(По Е.Б. Чуковскому*)*Евгений Борисович Чуковский (1937–1997) – автор рассказов о Корнее Ивановиче Чуковском, его внук.
Прочтите текст и выполните задание.
(1) Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей. (2) Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил себе нашего поэта Николая Алексеевича Некрасова. (3) Здесь он бродил, беседовал с деревенскими ребятишками, слагал строки стихов, в которых воспевал красоту верхневолжской природы.(4) Сама по себе природа вечна и почти неизменна, если человек её не уничтожает. (5) Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а деревья будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист.(6) Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (7) Рабочие леспромхоза – их было человек десять – лениво переговаривались; две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (8) Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (9) Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (10) Глубокая и тихая вода лакированно блестела, и в это зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.(11) Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, одна из женщин склонила голову набок и запела. (12) Запела как будто о том, что видела: «Куда бежишь, тропинка милая, куда зовёшь, куда ведёшь».
(13) Продолжили петь женщины уже вместе. (14) А мужчины, сдвинув брови и поджав губы, тоже уставились на хуторок, и кое-кто из них невольно тихонько подтягивал, не зная слов. (15) А может быть, мужчины стеснялись петь в голос. (16) И целый час они все вместе пели, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, лесной дикой реке.(17) Я смотрел на них, вдохновлённых, и думал о том, что этих людей, таких разных, сейчас вдруг что-то сблизило и заставило почувствовать вечную красоту. (18) Ещё размышлял я о том, что красота, видно, живёт в сердце каждого человека и что очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись.(По Ю.Т. Грибову*)* Юрий Тарасович Грибов (1925–2018) – русский писатель, поэт, журналист, участник Великой Отечественной войны, автор более тридцати книг о русской природе, о войне, о судьбах людей.
Из предложения (7) выпишите словосочетание с синтаксической связью – примыканием.
Прочтите текст и выполните задание.
(1) В прошлом году со мной приключилась беда. (2) Шёл по улице, поскользнулся и упал. (3) Упал неудачно, хуже некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. (4) Было это примерно в семь часов вечера в центре города, недалеко от дома, где живу.(5) Я пошёл домой; сам бледный как полотно, но кровь течёт. (6) Хорошо помню этот путь – метров примерно четыреста. (7) Народу на улице было много. (8) Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята. (9) Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза. (10) Так никто мне и не помог.(11) Позже я раздумывал над этой историей. (12) Люди видели, что я весь в крови, что-то случилось – упал, ударили… (13) Почему же не помогли, не спросили хотя бы, что произошло? (14) Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил стало привычным? (15) Желание отойти, уклониться незаметно укоренилось в нашей жизни.
(16) Снижение уровня нашей отзывчивости заставило меня призадуматься. (17) Персонально виноватых нет. (18) Кого винить? (19) Раздумывая, я вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. (20) Из твоей части, из другой – неважно. (21) Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили.(22) Нет, наверное, рецепта от равнодушия, от нежелания оказывать помощь, но я уверен, что только из общего нашего понимания этой проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. (23) Все мы должны подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.(По Д.А. Гранину*)* Даниил Александрович Гранин (1919–2017) – русский писатель, участник Великой Отечественной войны, автор романов «Искатели», «Иду на грозу» и многих других произведений.
Из предложения 11-12 выпишите словосочетание с синтаксической связью – примыканием.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.