Все мы хотим, чтобы наше общение было успешным. Как же этого добиться?
– Откройте учебники. Найдите задание 8.
Задание 8.
– Назовите участников разговора (Пчела, Питер и Сэлли). Кто адресант общения, то есть кто отправитель информации, кто начинает разговор? (Питер и Сэлли.)
– А кто адресат? К кому обращаются дети? (К госпоже пчеле.)
– Что же они говорят и с какой целью? (Дети говорят: «Госпожа пчела, о госпожа пчела, пожалуйста, дайте нам немного воску». Они обращаются к пчеле с просьбой.)
– Для чего им нужен воск? (Питер и Сэлли хотят взять воск и смазать бабушкины башмаки, чтобы они не скрипели.)
Риторика.
НАУКА РИТОРИКА
Урок 2.
Тема: Что мы помним о речевой ситуации. (Повторение)
Цель:
– вспоминаем, какую роль при успешном общении играют компоненты речевой ситуации: кто говорит – кому – что – с
какой целью.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
3 3 3
Беседа. Работа в учебнике.
– Все мы хотим, чтобы наше общение было успешным. Как же этого
добиться?
– Откройте учебники. Найдите задание 8.
Задание 8.
– Назовите участников разговора (Пчела, Питер и Сэлли). Кто
адресант общения, то есть кто отправитель информации, кто
начинает разговор? (Питер и Сэлли.)
– А кто адресат? К кому обращаются дети? (К госпоже пчеле.)
– Что же они говорят и с какой целью? (Дети говорят: «Госпожа
пчела, о госпожа пчела, пожалуйста, дайте нам немного воску». Они
обращаются к пчеле с просьбой.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
© ООО «Баласс», 2013– Для чего им нужен воск? (Питер и Сэлли хотят взять воск и
смазать бабушкины башмаки, чтобы они не скрипели.)
– Получили ли воск дети?
– Ребята, как вы думаете, что помогло им достичь цели? (Вопервых,
они заботились о своей старенькой бабушке – это благородный
поступок. Вовторых, Питер и Сэлли были вежливы: «Госпожа пчела,
пожалуйста, дайте нам немного воску». Их речь была убедительной и
доказательной: «Мы хотим, чтобы они перестали скрипеть».)
– Что ответила пчела детям? (Она не могла им отказать: «В таком
случае... пожалуй, мне следует помочь вам. Вы правы: нехорошо,
когда башмаки скрипят».)
Возможные варианты заголовка:
Как удалось Питеру и Сэлли получить воск?
Пчела помогает Питеру и Сэлли.
Питер и Сэлли заботятся о бабушке и т.д.
Задание 9.
– Почему стихотворение называется «Главное»? (В этом
стихотворении речь идёт о том, что является главным для маленьких
крокодила, бегемота, шакала.)
Выразительное чтение стихотворения (можно заранее дать
задание ученику выучить его наизусть).
– Почему в каждой строфе повторяются одни и те же слова?
Во всех случаях представлена одна и та же ситуация: мама
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
© ООО «Баласс», 2013обращается к своему ребёнку с целью объяснить, что для него
является главным.
– Одинаково ли главное для каждой из мам? (Главное для каждой из
мам – разное. Для крокодила – быть зелёным, а для шакала – серым,
чтобы незаметнее настигать свою добычу. Для бегемота главное быть
пузатым, а иначе это будет не гиппопотам, а какоето другое
животное.)
– Почему же каждая мама считает главным разное? (Потому что
разные мамы посвоему заботятся о здоровье, счастье, благополучии
своих детей.)
– В этом стихотворении адресанты – разные мамы, адресаты – их
дети. И поэтому о главном они говорили поразному.
– Как вы думаете, а что бы сказала вам ваша мама? (Главное – быть
здоровым и добрым. Главное – учись хорошо. Главное – не балуйся и
т.д.)
– Послушайте стихотворение Л. Тунгал и скажите, какой главный
вывод сделал мальчик.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности.
Цвела душистая сирень,
Не умолкали трели.
В такой прекрасный грустный день
Мы дружно заболели.
В постели хором улеглись,
На окна глядя хмуро.
© ООО «Баласс», 2013Лежи теперь, не шевелись,
Сгоняй температуру!
За нами вслед и папа слёг,
И бабушке досталось,
И наша мама прямо с ног,
Ну прямо с ног сбивалась!
Она готовила еду
И как юла кружилась,
Пила лекарства на ходу
И на часок ложилась...
Плыла по комнате кровать,
И время шло по кругу...
И вдруг я начал понимать,
Как мы нужны друг другу!
(Пер. с эст. М. Яснов)
– Что же главное понял мальчик? Кто может эти строчки
стихотворения повторить? (Главное – это быть рядом с теми, кто
нуждается в твоей помощи, ощущать заботу и любовь со стороны
дорогих и близких тебе людей.)
– Чему же главному учат тебя в школе и дома?
Обобщая ответы детей, можно сказать, что в школе учат не
только получать знания, чтоб стать образованным, уметь
применять их в жизни, но и учат жить дружно в коллективе,
быть воспитанными. И дома, и в школе учат любить людей,
© ООО «Баласс», 2013ΙI. Итог урока.
бережно относиться к природе, быть честными и добрыми.
Задание 10.
Эффективному общению, как устному, так и письменному,
хорошо
говорить, быть вежливыми и т.д.
– Итак, мы повторили то, что мы знаем о речевой ситуации.
– Что мы должны учитывать, когда мы говорим, читаем, слушаем,
пишем?
Обобщая сказанное школьниками, учитель пишет на доске крупно:
4
Речевая ситуация
КТО?
КОМУ? ЧТО? (говорим)
ЗАЧЕМ?
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы чтото исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня отметку? За что?
ТООУ
© ООО «Баласс», 2013III. Домашнее
задание.
По усмотрению учителя.
© ООО «Баласс», 2013