"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
19.06.2017
ББК 74.1
Ч80
Разработчик: Попова О. В.
Сборник строительных игр, направленный на развитие ориентации в пространстве у старших дошкольников содержит игры, которые можно проводить самостоятельно и использовать в ННОД, свободных играх детей, на прогулках и т.д. Сборник предназначен для педагогов ДОО.
Оглавление
Введение
Раздел 1. Строительно-конструктивные игры с использованием специальных строительных материалов
Раздел 2. Строительно-конструктивные игры с использованием бумаги и дополнительных материалов
Раздел 3. Строительно-конструктивные игры с использованием природного и бросового материала
Литература
Введение
Ориентировка в пространстве является одной из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей. Успешность интеграции человека зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на производстве, на улицах города, в общественных местах.
Ориентирование в пространстве является важной частью математической подготовки детей дошкольного возраста. Проблемами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные исследователи-педагоги, как Дьяченко О.М., Фидлер М., Новикова В., Ерофеева Т.И., Столяр А.А., Леушина А.М., Сербина Е.В., Данилова В.В.
В ходе психолого-педагогических исследований доказано [20], что пространственные различения возникают у детей очень рано, однако являются процессом более сложным, чем различения качеств предмета. В формировании способов ориентации в пространстве и пространственных представлений участвуют различные анализаторы (зрительный, слуховой, обонятельный, кинестетический, осязательный,). Но у маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.
Проблема формирования пространственных представлений и пространственной ориентировки является одной из наиболее сложных и актуальных научных проблем, так как ориентировка в пространстве, закладываемая в детстве, играет важнейшую роль в процессах биологического и социального взаимодействия человека с окружающей средой на протяжении всей жизни.
Строительные игры для детей являются увлекательной творческой деятельностью, где дети могут выразить свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых людей. Строительные игры развивают инициативу, умственную и двигательную активность детей. Во время строительной игры детям необходимо вступать в разнообразные взаимоотношения: договариваться об общем замысле, распределять между собой роли, помогать друг другу, советоваться.
В сборнике представлены 27 игр, все они направлены на формирование у детей старшего дошкольного возраста умений ориентироваться в пространстве. Использование игр из сборника способствует развитию ряда умений: целенаправленно рассматривать предметы и сооружения; расчленять их на части; сравнивать предметы и сооружения, видеть в них общее и различное; делать умозаключения и обобщения; разбираться в конструкции, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей. То есть, ребенок проделывает ряд мыслительных операций, в результате чего у него формируются четкие представления о предмете, его расположении в пространстве, и сами мыслительные процессы совершенствуются. Данные игры, можно использовать в ННОД по конструированию и свободных играх детей.
Разделы сборника подчиняются логике деления относительно вида конструирования в рамках используемого в ДОО строительного материала:
Конструирование из специальных строительных материалов (настольные, напольные специальные конструкторы, модули, наборы);
Конструирование из бумаги и дополнительных материалов (пластилин, спички и т.п.);
Конструирование из природного материала (глина, песок, снег, лед и т.п.).
Каждый из разделов содержит дидактические и свободные игры. Которые располагаются от простого к сложному.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
"Камышловский педагогический колледж"
"Что нам стоит, дом построить"
Сборник строительноконструктивных игр для дошкольников
1 Камышлов, 2017
ББК 74.1
Ч80
Разработчик: Попова О. В.
Сборник строительных игр, направленный на развитие ориентации в
пространстве у старших дошкольников содержит игры, которые можно
проводить самостоятельно и использовать в ННОД, свободных играх детей,
на прогулках и т.д. Сборник предназначен для педагогов ДОО.
2 Оглавление
Введение
Раздел 1. Строительноконструктивные игры с использованием
специальных строительных материалов
Раздел 2. Строительноконструктивные игры с использованием
бумаги и дополнительных материалов
Раздел 3. Строительноконструктивные игры с использованием
природного и бросового материала
Литература
3 Введение
Ориентировка в пространстве является одной из актуальных и трудных
проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей. Успешность
интеграции человека зависит от его способности самостоятельно
ориентироваться в быту, на производстве, на улицах города, в общественных
местах.
Ориентирование в пространстве является важной частью
математической подготовки детей дошкольного возраста. Проблемами
формирования у детей представлений о пространстве занимались такие
известные исследователипедагоги, как Дьяченко О.М., Фидлер М., Новикова
В., Ерофеева Т.И., Столяр А.А., Леушина А.М., Сербина Е.В., Данилова В.В.
В ходе психологопедагогических исследований доказано [20], что
пространственные различения возникают у детей очень рано, однако являются
процессом более сложным, чем различения качеств предмета. В
формировании способов ориентации в пространстве и пространственных
представлений участвуют различные анализаторы (зрительный, слуховой,
обонятельный, кинестетический, осязательный,). Но у маленьких детей особая
роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.
Проблема формирования пространственных представлений и
пространственной ориентировки является одной из наиболее сложных и
актуальных научных проблем, так как ориентировка в пространстве,
4 закладываемая в детстве, играет важнейшую роль в процессах биологического
и социального взаимодействия человека с окружающей средой на протяжении
всей жизни.
Строительные игры для детей являются увлекательной творческой
деятельностью, где дети могут выразить свои впечатления о строительстве,
транспорте, о труде взрослых людей. Строительные игры развивают
инициативу, умственную и двигательную активность детей. Во время
строительной игры детям необходимо вступать в разнообразные
взаимоотношения: договариваться об общем замысле, распределять между
собой роли, помогать друг другу, советоваться.
В сборнике представлены 27 игр, все они направлены на формирование
у детей старшего дошкольного возраста умений ориентироваться в
пространстве. Использование игр из сборника способствует развитию ряда
умений: целенаправленно рассматривать предметы и сооружения; расчленять
их на части; сравнивать предметы и сооружения, видеть в них общее и
различное; делать умозаключения и обобщения; разбираться в конструкции,
находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение
других частей. То есть, ребенок проделывает ряд мыслительных операций, в
результате чего у него формируются четкие представления о предмете, его
расположении в пространстве,
и сами мыслительные процессы
совершенствуются. Данные игры, можно использовать в ННОД по
конструированию и свободных играх детей.
Разделы сборника подчиняются логике деления относительно вида
конструирования в рамках используемого в ДОО строительного материала:
Конструирование из специальных строительных материалов
(настольные, напольные специальные конструкторы, модули, наборы);
Конструирование из бумаги и дополнительных материалов
5 (пластилин, спички и т.п.);
Конструирование из природного материала (глина, песок, снег,
лед и т.п.).
Каждый из разделов содержит дидактические и свободные игры.
Которые располагаются от простого к сложному.
Раздел 1. Строительноконструктивные игры с использованием
специальных строительных материалов
1 раздел. «Строительноконструктивные игры с использованием
специальных строительных материалов». В разделе приведены примеры
дидактических игр для проведения ННОД, а также свободных игр,
способствующих применению навыков, полученных на конструктивных
занятиях при конструировании из деталей конструкторов, имеющих разные
способы крепления (пазы, штифты, гайки, шипы и т.д.), сделанных из разного
материала (металлический, деревянный, Лего). Игры данного раздела
позволяют разнообразить применение крупногабаритных модулей в
свободных играх детей. Конструирование из специального конструктора это
вид деятельности, который даёт возможность для творчества; постройки
могут быть созданы, исправлены, дополнены и очень быстро восстановлены в
случае неудачипри постройке. Формируют умение предвидеть будущий
результат. Воспитывает самостоятельность: освоив строитель, ребёнок может
6 долго им заниматься, а взрослому только остаётся создавать различные
условия для творчества ребёнка. Вместе с развитием пространственного
мышления, идёт обогащение речи детей, когда необходимо сформировать и
высказать замысел будущей постройки.
Построй по модели
Цель: игры: учить детей строить конструкции по готовой модели.
Материал: объемные модели, строительный конструктор.
Ход игры: Соорудите из строительного материала несложные
конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели.
Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана,
надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям.
(Дети подготовительной группы конструируют по изображенным
нерасчлененным объемным моделям более сложные конструкции.)
Моделирование по схеме
Цель игры: Обучение детей моделированию по схеме.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур и схем
сооружений, строительные детали.
7 Ход игры: Детям предлагают две карты: на одной изображены
геометрические фигуры, на другой — схемы сооружений. Дается задание —
отобрать по схеме необходимые фигуры и приступить к моделированию.
Задание можно усложнить, предложив вместо геометрических фигур
строительные детали.
Что изменилось
Цель игры: развитие логического мышления детей.
Материал: строительные детали.
Ход игры: Перед ребенком расставляют строительные детали. Просят
запомнить, сколько их и как они стоят. Затем предлагают отвернуться и
убирают какуюлибо деталь (устанавливают детали в ином положении на
плоскости стола, меняют их местами, добавляют новые). Затем дошкольник
отмечает, что изменилось.
Меняясь местами
Цель игры: развитие памяти и логического мышления детей.
Материал: листы бумаги, строительные детали, фломастеры.
Ход игры: Играют двое. Детей сажают спиной друг к другу и
предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные детали,
поставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь соприкасалась с
поверхностью листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру
фломастером. Затем снять с листа детали, поменяться местами и вновь
установить их на листе бумаги точно внутри контура. Задание тем сложнее,
чем больше деталей предлагается.
Узнай, что изменилось?
Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного
расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.
Развивать наблюдательность, активное запоминание. Закреплять название
геометрических фигур или строительных деталей.
8 Материал:
Геометрические фигуры или детали деревянного
конструктора; Петрушка; ширма.
Ход: Дети помогают Петрушке разобраться, где стоят предметы. За
ширмой предметы меняются местами. Называют изменение в расположении
предметов только те дети, на кого укажет Петрушка.
Усложнение: Увеличивается количество деталей; меняется местами
более двух предметов.
Горячо – холодно.
Цель: Закреплять у детей название деталей деревянного конструктора.
Развивать связную речь.
Материал: Детали конструктора; матрешка.
Ход: Рассмотреть с детьми детали, поставить их так, чтобы они были
хорошо видны и, чтобы к ним можно было подойти.
Воспитатель: – сегодня мы поиграем в игру «Горячо – холодно».
Выберем водящего. Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку за какую – ни
будь деталь. Если он увидит за какой деталью матрешка, то должен назвать её,
и только после этого её можно будет взять. Мы будем помогать водящему,
если он ушел далеко – скажем: «Холодно», если близко – «Тепло», если
совсем близко – «Горячо».
Ведущего выбирают считалкой. Количество деталей зависит от возраста
и степени подготовленности детей.
Назови и построй.
Материал: набор конструктора Лего
Цель: Закрепить названия конструктора Лего, учится работать в
коллективе.
Правила: ведущий каждому ребенку по очереди дает деталь
конструктора. Ребенок называет и оставляет у себя. Когда у каждого ребенка
по две детали. Ведущий дает задание построить из всех деталей одну
9 постройку и придумать что построили. Когда построили, один ребенок
рассказывает, что построили.
Лего подарки.
Материал: игровое поле, человечки на количество игроков, игральный
кубик, Лего подарки.
Цель: развивать интерес к игре, развивать внимание.
Правило: дети распределяют человечки между собой. Ставят их на
игральное поле. Кидают по очереди кубик и двигаются по часовой стрелке.
Когда первый человечек пройдет весь круг. То он выигрывает, и ребенок
выбирает себе подарок. Игра продолжается пока все подарки не разберут.
Кубик: одна сторона с цифрой один, вторая с цифрой два, третья с
цифрой три, четвертая крестик пропускаем ход
Запомни расположение.
Материал: набор конструктора Лего, пластины у всех игроков.
Цель: развитие внимание, памяти.
Правила: ведущий строит, какуюнибудь постройку не более восьми
деталей. В течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом
постройка закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто
выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.
Построй, не открывая глаз.
Материал: пластина, конструктивный набор.
Цель: учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую
моторику рук, выдержку.
Правило: перед детьми пластина и конструктор. Дети закрывают глаза
и пытаются чтонибудь построить. У кого интересней будет постройка того
поощряют.
Металлический конструктор.
10 Цель игры: Научить детей работать со схемой: различать на рисунке
части конструкции; находить необходимые к ним детали; соответственно их
раскладывать.
Игра.
1. Дети знакомятся со своеобразным способом соединения деталей с
помощью гаек и мелких стержней с нарезками.
2. Используя мелкую мускулатуру рук, учатся завинчивать пальчиками
гайки. Затем — затягивать их с помощью маленького гаечного ключа.
3. Самостоятельно собирают конструкции согласно выбранным схемам.
Особенностью занятий с металлическим конструктором является
постепенность освоения материала.
Полученное умение собирать модель по рисунку, получает дальнейшее
развитие. Собранные модели зачастую используются как дополнение к другим
сюжетным играм.
Раздел 2. Строительноконструктивные игры с использованием
бумаги и дополнительных материалов
2 раздел. «Строительноконструктивные игры с использованием бумаги
и дополнительных материалов». В строительных играх активно используются
бумага, картон, гибкая медная проволока, проволока в хлорвиниловой
изоляции разной расцветки, пенопласт, поролон, любой бросовый материал и
т.п. Конструирование из бумаги относится к сложным видам конструирования
11 и выполняется только «по образцу» под руководством педагога. К такому
конструированию относят техники оригами, киригами, вытынанки. Поэтому в
данном разделе с использованием бумаги приведены только дидактические
игры. В большей степени картон и бумага могут служить подручным
материалам в строительных свободных играх. Дополнительный и бросовый
материал дают большую свободу для детского творчества и педагогической
деятельности, что представлено в примерах разных игр: как дидактических,
так и свободных.
Создай схему.
Цель игры: развитие ориентации в пространстве (спереди, сверху).
Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы
бумаги, контурные схемы, строительные наборы.
Ход игры: Предложите детям выложить на бумаге из предварительно
вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные
12 изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры
фломастерами — получатся схемы. Их можно использовать в качестве
пособий по плоскостному моделированию (Детям подготовительной группе
предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую
фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.) Затем дети получают
задание расчленить данные схемы, конкретизировать их (раскрасить).
Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.
Ошибки в узоре.
Цель игры: развитие логического мышления детей.
Материал: Карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игр: На карточке изображен узор из геометрических фигур. Детям
предлагают рассмотреть его и найти ошибки, нарушающие симметричность
узора. После чего задают вопросы: «Из каких фигур составлен узор? Сколько
фигур в верхнем ряду, в нижнем, ромбов, треугольников, квадратов, овалов?»
Составь из палочек.
Цель игры: упражнять детей в составлении геометрических фигур из
счетных палочек.
Материал: счетные палочки.
Ход игры: Дошкольников упражняют в составлении геометрических
фигур из счетных палочек.
1.
2.
«Составь фигуру из трех (четырех, пяти, шести) палочек».
«Составь два равных треугольника из пяти палочек».
13 3.
«Построй три квадрата из десяти палочек (способом
пристраивания одной фигуры к другой)».
Найди ошибку.
Цель игры: развитие логического мышления детей.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры: Детям предлагают карточку, на ней изображены
геометрические фигуры, внутри которых геометрическое тело. Причем одна
из граней геометрического тела должна иметь форму фигуры, на которой
нарисовано тело. Необходимо найти ошибку в изображении.
Роботы.
Цель игры: развитие логического мышления детей.
Материал: карты с изображением роботов.
Ход игры: На карте нарисованы роботы, собранные из строительных
деталей. Детям предлагают ответить на вопросы.
1. «Сколько роботов изображено».
2. «Найди двух роботов, собранных из одинаковых по форме
деталей».
3. «Покажи, у какого робота есть деталь, которой нет у других».
4. «Каких роботов можно построить из строительных деталей, а
каких нельзя?»
Разрежь и сложи.
Цель игры: развитие воображения и логического мышления детей.
Материал: плотная бумага, ножницы.
Ход игры. Детям предлагают вырезать из плотной бумаги любую
геометрическую фигуру, разрезать ее на несколько разных по размеру частей,
а затем сложить снова. Детям дают возможность установить закономерность:
чем больше получается частей, тем труднее сложить фигуру, но зато можно
14 больше создать новых образов. Задание можно усложнить, предложив ребятам
поменяться вырезанными фигурками.
Моделирование.
Цель игры: развитие воображения и логического мышления детей.
Материал:
плоскостные геометрические фигуры, листы бумаги,
карандаши.
Ход игры: Предложите детям моделировать с помощью бумажных
геометрических фигур, нарисованные ими или выполненные в технике
аппликации сооружения (дворцы, соборы). Затем делать схемы и использовать
их для конструирования данных объектов.
15 Раздел 3.Строительноконструктивные игры с использованием
природного материала
3 раздел. «Строительноконструктивные игры с использованием
природного материала». Для развития строительной игры в подготовительной
к школе группе можно широко использовать естественный природный
материал: снег, воду, песок, ветки, сосновые шишки, листья, цветы и т. п.
Использование данного материала способствует значительному расширению
географии строительных игр: из помещения группы игра переходит на участок
детского сада, а также в лес, парк и т.д. Соответственно от педагога
требуется более широкий спектр сюжетов для поддержания интереса детей к
игре. В данном случае часто присутствуют игры «с продолжением».
Сборник игр, может быть использован педагогом ДОО при проведении
ННОД в различных познавательных областях, а также свободной игровой
деятельности, чтобы повысить эффективность развития ориентации в
пространстве.
16 Куличики.
Игра может проводиться в весеннелетний, период на улице у
песочницы или в любое время года в центре экспериментирования у
контейнера с песком.
Цель: – уточнение представлений о геометрических фигурах и форме
предметов.
Оборудование: песочница или контейнер с песком, формочки разных
цветов и форм по числу детей, совочки по числу детей.
Ход игры: педагог собирает детей возле песочницы или контейнера с
песком и показывает им новые формочки. Он разрешает детям взять
формочки в руки, рассмотреть их, рассказать, какого они цвета, какой формы.
В ответах закрепляются прилагательные круглый, квадратный, треугольный и
т.д. Затем он предлагает детям сделать куличики с помощью новых формочек.
Дети по предложению педагога рассказывают, как нужно делать куличики.
Затем дети делают куличики и рассказывают, какой они формы. В ответах
закрепляются прилагательные круглый, квадратный, треугольный и т.п. С
17 помощью педагогов дети делают вывод, что из круглой формочки получился
круг, из квадратной – квадратный, из треугольной – треугольный и т.п. Можно
предложить детям украсить куличики камешками, сухими листиками или
другим природным материалом, а потом обсудить, какие красивые
получились куличики.
Построим забор.
Игра может проводиться на улице у песочницы. Набор формочек
геометрических фигур соответствует программным требованиям для каждой
возрастной группы.
Цели: уточнение знаний о геометрических фигурах и формах
предметов. Упражнения в различении фигур и формах предметов.
Упражнения в различении фигур (круг, квадрат, треугольник), форм
предметов (круглый, квадратный, треугольный) и их правильном назывании.
Развитие логического мышления.
Оборудование: песочница, формочки разных цветов по числу детей,
совочки по числу детей.
Ход игры: педагог собирает детей возле песочницы и показывает им уже
знакомые формочки. По предложению педагога дети рассказывают, какого
цвета формочки, какой формы (круглая, квадратная, треугольная). Педагог
предлагает детям построить забор из куличиков вокруг песочницы, чередуя
куличики таким образом: круглый, квадратный, треугольный, круглый и т.п.
Можно напомнить детям, как правильно делать куличики, чтобы они не
рассыпались. Дети строят забор все вместе, а оптом украшают его природным
материалом.
Морские камешки.
Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной
группы.
18 Цель: – развитие распознавания отдельных геометрических фигур из
целого контура и конструирования по схеме.
Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой,
разноцветные морские камешки.
Предварительная работа: Перед прогулкой педагог опускает в воду
морские камешки, а на песке или скамейке выкладывает из таких же фигур
узор, который нужно продолжить.
Ход игры: педагог предлагает детям поиграть у бассейна. Он
показывает им узор, который нужно продолжить, выловив камешки из
бассейна. Дети вылавливают фигуры и продолжают узор.
Секретики.
Игра может проводиться в любое время года на прогулке.
Цель: совершенствование навыков ориентировки в пространстве.
Оборудование: квадратный кусок прозрачного пластика, разноцветные
геометрические фигуры, желуди, каштаны, мелкие фигурки, картасхема
поиска «секретика» или карта подсказка.
Предварительная работа: Накануне педагог заготавливает
«секретик»: выкапывает ямку в песочнице, на краю клумбы, в земле вокруг
кустов и т. п., укладывает в ямку разноцветные геометрические фигуры,
цифры, буквы, природный материал, фигурки, составив из них узор,
прикрывает «секретик» прозрачным пластиком, засыпает песком или землей,
прикрывает листьями. Зимой педагог то же самое делает, разместив
«секретик» в снегу в любой точке участка. Когда дети будут уже знакомы с
игрой, можно привлекать их к приготовлению «секретика». Затем педагог
изготавливает карту схему поиска «секретика».
Ход игры: педагог предлагает поиграть в новую игру и с помощью
картысхемы или картыподсказки найти спрятанный на площадке
«секретик». Картасхема или картаподсказка могут находиться в конверте,
19 «волшебном мешочке», корзинке и т. п., например, дети должны встать у
входа на площадку. Педагог читает: «Сделайте пять шагов вперед». Дети
выполняют задание. Педагог продолжает: «Повернитесь налево. Сделайте три
шага вперед». Дети снова выполняют задание. Педагог читает следующую
инструкцию: «Повернитесь вперед, сделайте шесть шагов вперед». Дети
Педагог продолжает: «Присядьте. Ищите,
выполняют инструкцию.
секретик“». Дети находят «секретик», рассказывают, что видят. Педагог
предлагает открыть его и, например, составить из находящихся в нем букв
название того, кто спрятал этот «секретик» (лиса, зайка, волк и т.п.), из
находящихся в нем цифр — пример или составить узор из фигур, которые в
нем спрятаны.
Волшебные фигуры.
Игра может быть проведена во время прогулки у песочницы или в
уголке экспериментирования в групповом помещении.
Цель: уточнение представлений о геометрических фигурах
Оборудование: песочница или контейнер с мелким песком, листы
бумаги по числу детей, клеевой карандаш.
Ход игры: педагог приглашает детей к песочнице или контейнеру с
песком. Он раздает детям листы бумаги и быстро рисует на них клеевым
карандашом геометрические фигуры в соответствии программными
требованиями для старшей группы. Затем педагог предлагает детям положить
листы на землю или на столы и засыпать их слоем песка, а потом аккуратно
поднять листы и стряхнуть с них песок в песочницу или в контейнер. Вместе с
детьми педагог удивляется тому, что на листах появились геометрические
фигуры. По предложению педагога дети рассказывают, какие фигуры у
каждого из них.
Усложняя игру, можно нарисовать не фигуры, а различные изображения
из геометрических фигур, например, домик из квадрата и треугольника или
20 снеговика из трех кругов разного размера. Тогда дети рассказывают, что за
изображения возникли у них на листах, из каких фигур они состоят.
Когда изображения высохнут, можно использовать их для развития
осязания. Тогда по предложению педагога дети закрывают глаза, а педагог
кладет перед каждым из них лист с «песчаной» фигурой. Дети ощупывают
изображения, называют их, а потом открывают глаза и проверяют
правильность своего ответа.
Сложи геометрическую фигуру.
Цель: уточнение знаний о геометрических фигурах. Оборудование:
мелкие камешки, веточки, мешочек с геометрическими фигурами.
Ход игры:педагог подходит к каждому ребенку с «волшебным
мешочком» и просит, опустив руку в мешочек, достать оттуда
геометрическую фигуру. Дети выполняют задание, называют свои фигуры,
определяют размер. Педагог предлагает детям выложить такие же фигуры из
природного материала. Дети выполняют задание и подводят итог: «Я сложил
квадрат из» и т. п.
Строим мост.
Цель игры: Научить детей работать со схемой.
Материалы: готовая схема для моста, мокрый песок, дощечки.
Ход игры: Дайте детям схему моста (две песчаные горки на небольшом
расстоянии друг от друга, а между ними «перекиньте дощечку», изобразите,
что высота моста такая, что сможет проехать машинка или пройти куколка).
Строим дом.
Цель игры: Научить детей работать по макету.
Материалы: макет дома, который дети сделали из бумаги или картона
мокрый песок, дощечки, камешки, веточки и другой природный материал.
21 Ход игры: дети по своему макету строят дом.
Сочетая разные виды построек — дороги, туннели, мосты, песчаные
горки, — можно построить трассу, по которой будет ездить игрушечная
машинка, управляемая опытным шофером. Можно создать и целый город с
площадями, скверами, домами и гаражами. Как в любом городе, здесь будут
перекрестки, мосты, подземные переходы. Для того чтобы игра стала еще
интереснее, можно заранее изготовить из плотного картона плоскостные
изображения домов, светофоров, деревьев, людей и прикрепить к ним палочки
с заостренными концами. Эти макеты ребенок будет втыкать в песок, и его
город станет совсем настоящим.
Замок Снежной Королевы.
Игра проводится на улице зимой в сырую погоду, когда хорошо лепится
снег.
Цель: строительство домазамка из снега по чертежу.
Оборудование: чертеж, снег.
Предварительная работа:
разучивание стихотворения «Замок
Снежной Королевы».Чтение сказки Г.X. Андерсена.
Ход игры: педагог предлагает детям всем вместе соорудить замок
Снежной Королевы, но сначала нарисовать замок и сделать чертеж. Дети
выполняют коллективный рисунок и схему постройки, а потом приступают к
сооружению замка. Когда постройка будет завершена, дети читают
стихотворение:
Замок Снежной Королевы…
Башня справа, башня слева,
Шпили, флаги и ворота.
Серебро, не позолота...
Он застыл как глыба льда,
А вокруг нет ни следа.
22 Он один на белом свете,
Только воет снежный ветер.
Затем педагог напоминает детям, что в замке заточен Кай, которого
нужно помочь спасти Герде. А для этого нужно слепить много снежков и
забросать замок. Дети лепят снежки и от линии, которую проведет педагог,
забрасывают замок снежками.
Украшаем замок Снежной королевы.
Продолжение игры «Строим замок Снежной королевы».
Цель: совершенствование представлений о геометрических фигурах.
Оборудование: контейнер с разноцветными ледяными фигурами.
Предварительная работа: Накануне педагоги должны заготовить
разные по цвету и размеру объемные геометрические формы: кубы, призмы,
пирамидки, конусы, цилиндры, разлив на ночь подкрашенную гуашью воду в
различные формы (пластиковые бутылки, воронки, коробки изпод молока и
т. п.) и заморозив их.
Ход игры: педагог предлагает детям построить снежную крепость, а
потом украсить ее ледяными фигурами. Дети выбирают фигуры,
рассказывают, как называется каждая из них, какого она цвета, а потом
находят для нее место на постройке. Далее дети могут рассказать, где стоит
каждая фигура. Например, красная пирамидка стоит между синими конусами,
желтая пирамидка стоит на зеленом цилиндре и т. п.
23 ЛИТЕРАТУРА
1.
Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного
материала: методические рекомендации/ Э.К. Гульянц, Я.И. Базик. – М.:
Просвещение, 2009.
2.
Давидчук, А.Н. «Конструктивное творчество дошкольника» М.:
Просвещение, 2010.
3.
Давидчук А.Н. Обучение и игра / А.Н.Давидчук. – М.: Мозаика
Синтез, 2004.
4.
Занятия в детском саду. Комплекснотематическое планирование.
– М.: Скрипторий, 2003.
5.
Картотека игр в детском саду [Электронный ресурс] //
Персональный
URL:http://lyubatumakova.ucoz.com/index/kartoteki/022.
воспитателя
сайт
детского
сада.
24 6.
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного
материала в подготовительной группе детского сада. – М: Мозаика – Синтез,
20062010.
7.
Куцакова Л.В Конструирование и ручной труд в детском саду:
Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение,
2011.
8.
Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в
детском саду: Пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение,
1971.
9.
Лиштван З.В.
Конструирование: Пособие для воспитателя
детского сада. – М.: Просвещение, 1981. ил. – (Библиотека воспитателя
детского сада.)
10. Михайлова З.А.
Игровые занимательные задачи для
дошкольников. – Москва, Просвещение 1985г.
11. Непомнящая Р.Л., Носова Е.А. Логика и математика для
дошкольников. – СПб., «Детство – пресс», 2000.
12. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду: пособие для
воспитателя детского сада М., 1966.
13. Парамонова Л.А.
Теория и методика творческого
конструирования в детском саду: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб,
заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
14.
Роджерс, Ф. 80 веселых игр для вашего малыша: методическое
пособие/ Ф. Роджерс. – Минск. Папурри, 2009.
15. Сербина Е.В.Математика для малышей: Кн. для воспитателя дет.
сада / Е. В. Сербина – М.: Просвещение, 1992.
16. Строительная игра «Россия. Городагерои» (подготовительная
группа)
[Электронный ресурс]
//
МААМ.RU:
Международный
25 образовательный портал.
zanjatijastroitelnajaigrarosijagorodageroipodgotovitelnajagrupa.html.
URL: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt
17. Строительная игра «Улица Весенняя» (подготовительная группа)
[Электронный ресурс] // МААМ.RU: Международный образовательный
URL:
портал.
podgotovitelnajagrupa.html.
http://www.maam.ru/detskijsad/stroitelnajaigraulicavesenja
18. Строительные игры.
Конструирование из строительного
материала, конструктора// МААМ.RU: Международный образовательный
портал. URL:http://www.maam.ru/obrazovanie/stroitelnyeigry.
19. Шер, Б. 101 игра, развивающая интеллект: методическое пособие/
Б. Шер. –Минск. Папурри, 2009.
20. Штейнхардт, Л. Юнгианская песочная психотерапия: учебное
пособие/ Л. Штейнхарт. – СПб.: Питер, 2001.
26
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
"Что нам стоит, дом построить" Сборник строительно-конструктивных игр для дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.