Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

презентация учащихся к выступлению
Иконка файла материала Конспект урока.doc
Первый слайд Название Тема: Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом») Второй слайд Цели Цели: повысить эффективность работы по развитию устной речи учащихся, выработать навыки грамотной и красивой речи; формировать уважительное и бережное отношение к русскому языку, повысить культуру речи учащихся. Ход урока: Учитель 1: Третий слайд Стихотворение Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! Учитель 2: Дорогие коллеги, ребята. Наш урок мы открыли стихотворением А.Аматовой о значимости русского слова, нашего родного языка, который выделяет нас как нацию среди миллионов людей на планете, обладает магической властью и необыкновенной силой. О нём, о родном языке, и пойдёт сегодня речь. Учитель 1: На сегодняшнем занятии мы будем говорить не о самом я зыке, а об одном из основных его проявлений – об искусстве ведения беседы. Учитель 2: Назовите свои ассоциации к слову «беседа» Дружеская, этикетная, деловая, научная, непринуждённая… Учитель 1: Наш сегодняшний урок будет представлен тоже в виде беседы, но беседы необычной. Сегодня на уроке присутствуют два класса, и беседа будет проходить в форме соревнования – защиты творческих проектов. В течение нескольких недель вы собирали материал о ведении беседы в разные эпохи и в разных странах.Учитель 2: Давно доказано, что русский язык – один из богатейших языков мира, но при этом он ещё и один из труднейших. Чтобы наша речь была правильной и красивой, нужно знать много всяких правил. Учитель 1: А самое главное – это не просто говорить красиво и правильно, а уметь общаться, используя методы и приёмы ведения беседы. Учитель 2: Истоки общения уходят далеко в глубь веков. Русский народ создал много пословиц и поговорок, содержащих своеобразные «рекомендации» о том, что лучше – молчать или говорить, а если говорить, то как. Четвёртый слайд 1 этап Учитель 1: Вы старательно изучили материалы о правилах ведения беседы в Древней Руси, представьте результаты своих трудов. Учащиеся выступают с сообщениями. Показ слайдов по Древней Руси Пятый слайд 2 этап Учитель 2: Ваши выступления показывают не только мудрость русского народа, но и его умение мало говорить, а больше делать. Если в Древней Руси предпочтение отдавалось мудрому молчанию, то правила этикета в 19 веке разительно изменились. Учащиеся выступают с сообщениями. Показ слайдов Россия в 19 веке Учитель 1: Таким образом, можно отметить, что в России всегда отдавалось предпочтение людям, знающим правила этикета, владеющим навыками устной беседы. Но так было не только в России. В других странах тоже ценили грамотную речь и людей, умеющих поддерживать беседу. Шестой слайд 3 этап Учитель 2: В 1713 году в Англии была издана книга «Искусство любезно и галантно вести разговор», в которой было сказано: «Нужно начинать беседу умело».Учитель 1: И эта фраза соответствует нашему разговору. Расскажите, что же ещё вы узнали о правилах ведения беседы в Англии. Учащиеся выступают с сообщениями. Показ слайдов Английский этикет Учитель 2:  Древний философ Сократ однажды в порыве негодования воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать». Ваша работа показала, что вы владеете навыками устной речи, об этом говорят ваши выступления. Учитель 1: Ваши познания в теории ведения беседы очень глубоки, а вот умеете ли вы вести беседу мы сейчас и проверим. Седьмой слад Темы бесед Учитель 2: Вы заранее получили задание подготовиться к беседе по темам: ­ мы давно с тобой не беседовали… ­ мне нужен твой совет… От каждого класса приглашается по одному человеку, которым предстоит провести беседу по этим темам. Учитель 1:   Речь – это визитная карточка каждого из нас. Общаясь друг с другом, мы передаём информацию, делимся чувствами, выражаем свою любовь ближним. Учитель 2:   И в наше время, когда развивается наука, усложняется техника, речь теряет своё предназначение. Всё чаще люди забывают о том, что наша речь должна быть чистой и грамотной. Учитель 1:  Давайте посмотрим, к чему приводит такое отношение к речи. Учащиеся показывают сценки «Инопланетяне», «Двоечник». Учитель 2: То, что вы сейчас увидели, вызывает смех, но, к сожалению, такие сцены всё   чаще   становятся   жестокой   реальностью.   В   наш   компьютерный   век   беседу заменили смс­сообщения и беседы в чатах, которые тоже являются разновидностью беседы, но разве они могут заменить живую беседу. Учитель 1:  Сегодня   мы   постарались   выяснить,  что   нужно   для   того,  чтобы   тебя поняли и услышали, вспомнили правила общения, показали, что происходит, если о них забывают.Учитель 2: Сегодняшний наш урок был проведён в форме соревнования, оба класса выступили   достойно,   материал   подготовлен   хороший,   усилия   затрачены   большие, поэтому в нашем соревновании проигравших нет. Учитель   1:  Вы   все   продемонстрировали   нам   хорошее   владение   речью,   умение концентрировать изучаемый материал, овладели навыками беседы. Учитель 2: Сократ считал, что человек – творец самого себя, когда он заботится о нравственном самоусовершенствовании и речи. Восьмой слайд Домашнее задание Учитель 1: Именно этим мы и занимаемся на уроках риторики, и, чтобы закрепить полученные сегодня навыки ведения беседы, составьте дома   памятки о том, как вести беседу. Учитель 2:  Всем нам хочется, чтобы речь людей стала правильной, грамотной и красивой, такой, какой она была когда­то, и возможно, что так оно и будет. И в конце нашего урока мы предлагаем вам посмотреть сюжет из журнала «Ералаш», который, как нам кажется, соответствует нашим мечтам о будущем русской речи. Показ отрывка из «Ералаша»

Посмотрите также