Первый слайд Название
Тема: Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих
проектов по теме «Искусство владения словом»)
Второй слайд Цели
Цели: повысить эффективность работы по развитию устной речи
учащихся, выработать навыки грамотной и красивой речи;
формировать уважительное и бережное отношение к русскому
языку, повысить культуру речи учащихся.
Ход урока:
Учитель 1:
Третий слайд Стихотворение
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Учитель 2: Дорогие коллеги, ребята. Наш урок мы открыли
стихотворением А.Аматовой о значимости русского слова, нашего
родного языка, который выделяет нас как нацию среди миллионов
людей на планете,
обладает магической властью и
необыкновенной силой. О нём, о родном языке, и пойдёт сегодня
речь.
Учитель 1: На сегодняшнем занятии мы будем говорить не о
самом я зыке, а об одном из основных его проявлений – об
искусстве ведения беседы.
Учитель 2: Назовите свои ассоциации к слову «беседа»
Дружеская, этикетная, деловая, научная, непринуждённая…
Учитель 1: Наш сегодняшний урок будет представлен тоже в виде
беседы, но беседы необычной. Сегодня на уроке присутствуют два
класса, и беседа будет проходить в форме соревнования – защиты
творческих проектов. В течение нескольких недель вы собирали
материал о ведении беседы в разные эпохи и в разных странах.Учитель 2: Давно доказано, что русский язык – один из
богатейших языков мира, но при этом он ещё и один из
труднейших. Чтобы наша речь была правильной и красивой, нужно
знать много всяких правил.
Учитель 1: А самое главное – это не просто говорить красиво и
правильно, а уметь общаться, используя методы и приёмы ведения
беседы.
Учитель 2: Истоки общения уходят далеко в глубь веков. Русский
народ создал много пословиц и поговорок, содержащих
своеобразные «рекомендации» о том, что лучше – молчать или
говорить, а если говорить, то как.
Четвёртый слайд 1 этап
Учитель 1: Вы старательно изучили материалы о правилах
ведения беседы в Древней Руси, представьте результаты своих
трудов.
Учащиеся выступают с сообщениями.
Показ слайдов по Древней Руси
Пятый слайд 2 этап
Учитель 2: Ваши выступления показывают не только мудрость
русского народа, но и его умение мало говорить, а больше делать.
Если в Древней Руси предпочтение отдавалось мудрому молчанию,
то правила этикета в 19 веке разительно изменились.
Учащиеся выступают с сообщениями.
Показ слайдов Россия в 19 веке
Учитель 1: Таким образом, можно отметить, что в России всегда
отдавалось предпочтение людям, знающим правила этикета,
владеющим навыками устной беседы. Но так было не только в
России. В других странах тоже ценили грамотную речь и людей,
умеющих поддерживать беседу.
Шестой слайд 3 этап
Учитель 2: В 1713 году в Англии была издана книга «Искусство
любезно и галантно вести разговор», в которой было сказано:
«Нужно начинать беседу умело».Учитель 1: И эта фраза соответствует нашему разговору.
Расскажите, что же ещё вы узнали о правилах ведения беседы в
Англии.
Учащиеся выступают с сообщениями.
Показ слайдов Английский этикет
Учитель 2: Древний философ Сократ однажды в порыве негодования воскликнул:
«Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать». Ваша работа показала, что вы
владеете навыками устной речи, об этом говорят ваши выступления.
Учитель 1: Ваши познания в теории ведения беседы очень глубоки, а вот умеете ли
вы вести беседу мы сейчас и проверим.
Седьмой слад Темы бесед
Учитель 2: Вы заранее получили задание подготовиться к беседе по темам:
мы давно с тобой не беседовали…
мне нужен твой совет…
От каждого класса приглашается по одному человеку, которым предстоит провести
беседу по этим темам.
Учитель 1: Речь – это визитная карточка каждого из нас. Общаясь друг с другом,
мы передаём информацию, делимся чувствами, выражаем свою любовь ближним.
Учитель 2: И в наше время, когда развивается наука, усложняется техника, речь
теряет своё предназначение. Всё чаще люди забывают о том, что наша речь должна
быть чистой и грамотной.
Учитель 1: Давайте посмотрим, к чему приводит такое отношение к речи.
Учащиеся показывают сценки «Инопланетяне», «Двоечник».
Учитель 2: То, что вы сейчас увидели, вызывает смех, но, к сожалению, такие сцены
всё чаще становятся жестокой реальностью. В наш компьютерный век беседу
заменили смссообщения и беседы в чатах, которые тоже являются разновидностью
беседы, но разве они могут заменить живую беседу.
Учитель 1: Сегодня мы постарались выяснить, что нужно для того, чтобы тебя
поняли и услышали, вспомнили правила общения, показали, что происходит, если о
них забывают.Учитель 2: Сегодняшний наш урок был проведён в форме соревнования, оба класса
выступили достойно, материал подготовлен хороший, усилия затрачены большие,
поэтому в нашем соревновании проигравших нет.
Учитель 1: Вы все продемонстрировали нам хорошее владение речью, умение
концентрировать изучаемый материал, овладели навыками беседы.
Учитель 2: Сократ считал, что человек – творец самого себя, когда он заботится о
нравственном самоусовершенствовании и речи.
Восьмой слайд Домашнее задание
Учитель 1: Именно этим мы и занимаемся на уроках риторики, и, чтобы закрепить
полученные сегодня навыки ведения беседы, составьте дома памятки о том, как
вести беседу.
Учитель 2: Всем нам хочется, чтобы речь людей стала правильной, грамотной и
красивой, такой, какой она была когдато, и возможно, что так оно и будет. И в
конце нашего урока мы предлагаем вам посмотреть сюжет из журнала «Ералаш»,
который, как нам кажется, соответствует нашим мечтам о будущем русской речи.
Показ отрывка из «Ералаша»