Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)
Оценка 5

Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)

Оценка 5
Разработки уроков
ppt
русский язык
6 кл
19.01.2017
Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)
Риторика Древней Руси.ppt

Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)

Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)
Риторика Древней Руси Риторика Древней Руси Красноречие Древней Руси на площадях старинных русских городов. На Красноречие Древней Руси на площадях старинных русских городов. На главной городской площади- на сходах решали вместе вопросы войны и главной городской площади- на сходах решали вместе вопросы войны и Самая знаменитая из речей отраженна в летописях- это обращение к Самая знаменитая из речей отраженна в летописях- это обращение к мира гражданского согласия и торговли. мира гражданского согласия и торговли. Земля наша великая и обильная а порядка в ней нет. Так идите княжить и Земля наша великая и обильная а порядка в ней нет. Так идите княжить и варягом:: варягом владеть нами. владеть нами. В Киевской Руси расцветало дидактическое красноречие. В Киевской Руси расцветало дидактическое красноречие. Произведение дидактического наставительного характера обычно Произведение дидактического наставительного характера обычно назывались терминами:: назывались терминами ПОУЧЕНИЕ ПОУЧЕНИЕ БЕСЕДА БЕСЕДА СЛОВО СЛОВО

Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)

Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)
Они писались для молодёжи для Они писались для молодёжи для учеников и произносились вслух учеников и произносились вслух чаще всего на разговорном чаще всего на разговорном обиходном древнерусском языке обиходном древнерусском языке но всегда содержали элементы но всегда содержали элементы церковнославянского языка. К церковнославянского языка. К дидактическому красноречию дидактическому красноречию следуют отнести такие следуют отнести такие произведения как «Поучение произведения как «Поучение Владимира Мономаха» (начало Владимира Мономаха» (начало 12 века) , «Житие Сергия 12 века) , «Житие Сергия Радонежского» (1418г.), «Житие Радонежского» (1418г.), «Житие протопопа Аввакума» (1679г.) протопопа Аввакума» (1679г.) Первый русский учебника Первый русский учебника риторики известен под риторики известен под названием «Риторики» Макария. названием «Риторики» Макария. Он датирован 1620г.(Перевод Он датирован 1620г.(Перевод лат.»Риторики Филиппа лат.»Риторики Филиппа Меланттона- нем. Гуманиста. Меланттона- нем. Гуманиста. Автор перевода неизвестен. Автор перевода неизвестен. Авторство приписывают Авторство приписывают новгородскому Макарию. В новгородскому Макарию. В русской истории- это окончание русской истории- это окончание Смутного времени, начало Смутного времени, начало царствования династии царствования династии Романовых, установление новой Романовых, установление новой государственности. государственности.

Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)

Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)
Как раньше вели беседу Изучением искусства вести беседу  человечество занимается с древних времен. Побудительным мотивом развития науки о  человеческом общении является изучение  внутреннего мира человека, свойств его  души. Свои понятия о культуре общения эллины  распространяли на контакты с другими  народами, на международным связи.  Греческий этикет общения в древности  считался своего рода международным  эталоном. Первые римские послы в  эллинистических государствах, по  свидетельству древнегреческого историка  Полибия, поражали мягких и деликатных  греков грубостью, неумением сдерживать  свои чувства.  Из периода античной истории к нам   перешли и многие правила ведения бесед.  Так, было не принято во время переговоров  публично обвинять третьих лиц. В середине  2 века на переговорах после острова Родоса  в Риме был такой случай. Посол Родоса,  защищая свое положение, начал обвинять  правительства всех других греческих  городов в присутствии их послов и обелять  поведение правителей Родоса.

Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)

Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)
• В Древней Руси в начале 12 века было широко известно « Поручение к детям» князя Владимира Мономаха. В Частности, излагались нормы, в соответствии с которым надлежало поступать детям князей и дружинников. В том числе беседу предписывалось вести следующим образом: «При старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовать словом, не обсуждать речью, не много смеяться…» • В 1713 году во Франции вышла книга, разошедшаяся затем по всей Западной Европе. Называлась она «Искусство талантных бесед, или Как стать человеком с хорошими манерами». • Среди прочего в ней дается следующий совет: «Чтобы завоевать расположение вашей дамы, надо уметь вести с ней правильную беседу. В качестве темы предпочтительнее всего погода. Можно говорить как о плохой погоде, так и о хорошей. Если дама не возражает, это уже начало успеха». Не одно поколение аристократов, следуя предписанием этих книг, стремилось продемонстрировать свое умение вести светскую беседу на ничего не значащие, ни к чему не обязывающие темы: о погоде, скачках, охоте и прочих пустяках.

Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)

Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)
Диалог Диалог Речевые отношения собеседников должны быть построены на основании формы вежливости: «Лошадь узнают в  Речевые отношения собеседников должны быть построены на основании формы вежливости: «Лошадь узнают в  езде, человека – в общении». езде, человека – в общении». Пословицы рекомендуют вежливую речь и запрещают невежливую: «Одно хорошее слово лучше тысячи слов  Пословицы рекомендуют вежливую речь и запрещают невежливую: «Одно хорошее слово лучше тысячи слов  ругани», «Из дурного рта  выходит только скверное слово», как и оскорбление словом собеседника (о чём  особо  ругани», «Из дурного рта  выходит только скверное слово», как и оскорбление словом собеседника (о чём  особо  говорится в разделе «Правила для говорящего»). говорится в разделе «Правила для говорящего»). Пословицы включают указания на типичные ошибки в построении беседы. Пословицы включают указания на типичные ошибки в построении беседы. Важнейшие ошибки: Важнейшие ошибки: 1. «Отвечает тогда, когда его не спрашивают» ­ указание на ошибку в порядке ведения беседы. 1. «Отвечает тогда, когда его не спрашивают» ­ указание на ошибку в порядке ведения беседы. 2. «Дед говорит про курицу, а бабка – про утку» ­ указание на ошибку в теме беседы . 2. «Дед говорит про курицу, а бабка – про утку» ­ указание на ошибку в теме беседы . 3. «Вы слушайте, а мы будем молчать» ­ указание на ошибку в ответах умолчанием. 3. «Вы слушайте, а мы будем молчать» ­ указание на ошибку в ответах умолчанием. 4. «Глухой слушает, как немой речь говорит» ­ указание на ошибку в избрании собеседника. 4. «Глухой слушает, как немой речь говорит» ­ указание на ошибку в избрании собеседника. Указанные ошибки могут привести к прекращению беседы. Указанные ошибки могут привести к прекращению беседы. Соблюдение всех трех групп правил делает человека искусным в беседе, «удобным» собеседником: «Умей  Соблюдение всех трех групп правил делает человека искусным в беседе, «удобным» собеседником: «Умей  обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется». обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется».          

Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)

Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)
Юности честное зеркало, или показание к  Юности честное зеркало, или показание к  житейскому обхождению, собранное от разных  житейскому обхождению, собранное от разных  В первых наипаче всего должны дети отца и В первых наипаче всего должны дети отца и авторов.   авторов. матерь в великой чести содержать. И когда от матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не шляпу в руках держать, а перед ними не вздевать, и возле их не садиться, и прежде вздевать, и возле их не садиться, и прежде оных не заседать, при них во окно всем тело оных не заседать, при них во окно всем тело не выглядовать, но все по потаенным образом не выглядовать, но все по потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим именем не повелевать, но ничего своим именем не повелевать, но именем отца или матери, от челядинцев именем отца или матери, от челядинцев просительном образом требовать, разве что у просительном образом требовать, разве что у кого особливые слуги, которая самому ему кого особливые слуги, которая самому ему подвержены бывают. Для того, что обычной подвержены бывают. Для того, что обычной служители и челяндинцы не двум господам и служители и челяндинцы не двум господам и госпожам, но токмо одному господину служат. госпожам, но токмо одному господину служат. А кроме того, часто происходят ссоры и А кроме того, часто происходят ссоры и великая между ими бывают от того мятежи в великая между ими бывают от того мятежи в доме, так, что сами не опознают, что кому доме, так, что сами не опознают, что кому делать надлежит. делать надлежит.

Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)

Что нужно знать, ведя беседу? (урок защиты творческих проектов по теме «Искусство владения словом»)
22. Дети не имеют безымянного приказу . Дети не имеют безымянного приказу родительского никого бранить или родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное должны учить ежели то надобно, и оное должны учить вежливо и учтиво. вежливо и учтиво. 3. У родителей речей перебивать не надлежит 3. У родителей речей перебивать не надлежит и ниже прекословить, и других их и ниже прекословить, и других их сверстников речи не впадать, но ожидать, сверстников речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, не быть подобным иное, не опираться, не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должен прямо. валяется, но стоять должен прямо. 4. Без спросу не говорить, а когда и говорить 4. Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не якобы сумоздброды. Но все, говорить, не якобы сумоздброды. Но все, быть правда что им говорить, имеет быть правда что им говорить, имеет истинная, не прибавляя и не убавляя истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным подобно якобы им с каким иностранным высоким лицом говорить случилось, дабы высоким лицом говорить случилось, дабы они в том тако и обыкли. они в том тако и обыкли. 5 Не прилично им руками или ногами по столу 5 Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно есть. А везде колобродить, смирно есть. А вилками и ножиком по тарелкам, по вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду чертить, не колоть скатерти или по блюду чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченись сидеть. прямо, а не избоченись сидеть.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017