Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 
дополнительного образования
детский эколого биологический центр Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
По теме:
«Что такое
экология?»
Педагог дополнительного образования:
Федотова Альфия Нафисовна
г. Бугульма  2017ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ?
ЦЕЛЬ: дать первоначальные представления об экологии как науки бережного
отношения человека к окружающей природе.
ЗАДАЧИ:
 Создать условия для открытия детьми нового для них понятия 
«экология»;
 Формировать основы экологической грамотности, чувство 
ответственности и любви к природе;
 Формировать социальноактивную позицию по защите и сохранению 
окружающей среды.
 Расширять экологические знания учащихся;
 развивать потребность гармоничного общения с природой;
 прививать навыки экологической культуры; потребность 
поддерживания собственного экологического здоровья личности.
 Развивать речь, мышление, обогатить словарный запас.
УУД:
Личностные: формирование учебнопознавательного интереса к новому 
материалу
Регулятивные:
 
учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать 
  принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные 
совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, пользоваться 
моделями и схемами, понимать информацию, представленную различными 
способами, устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге 
явлений, строить небольшие сообщения в устной форме.
Коммуникативные: вступать в контакт с собеседником, соблюдая нормы и 
правила общения, воспринимать другие мнения и позицию.
Оборудование: презентация, справочная литература, файлы с фотографиями,
конверты с плавающими и улетающими уточками.
Технологиии: ИКТ, групповая, парная, проблемная, проектнаяХОД УРОКА.
I. Орг.момент.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах.
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдемка , дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
II. Введение в тему. Актуализация.Ребята, я сегодня услышала интересный разговор:
 Ох, какая сегодня плохая экология,  сказала мама, стиснув виски руками,
от нее у меня разболелась голова.
 Да уж,  согласился папа,  экология у нас совсем никудышная, вон и в
газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.
 Кто же такая экология, от которой у мамы разболелась голова, и что такого
она сделала?
 Плохо себя вела или не убирала за собой?
 И как ее собирается исправлять папа?
   Ребята,   о   чем   же   сегодня   мы   будем   говорить   на   уроке?   (Об
экологии) СЛАЙД 1
Верно, об очень важной науке – экологии. Узнаем, что такое экологическая
безопасность.   Что   называют   окружающей   средой?   Отчего   загрязняется
окружающая среда? Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?
 Какую цель мы перед собой поставим? 
III. Открытие новых знаний.
Где можно услышать это слово – экология (по радио, в телепередачах, в 
газетах).
Какие источники информации помогут нам узнать значение этого слова?
(Толковый словарь)
(Работа в группах с различными словарями.)Чтение словарной статьи. СЛАЙД 2
Экология   это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей 
средой и друг с другом.
«Экос» по гречески значит «дом», «логос» «ученье, наука». Экология  это 
наука о нашем общем доме.
 Надо убирать квартиру, не сорить, не ломать мебель, выносить мусор.
 Природа то же дом, только очень большой. В котором живут и люди и 
животные.
 Надо убирать за собой после отдыха в лесу, не сорить, не ломать деревья, не 
рвать цветы, не топтать траву, не сливать грязную воду в реки.
Окружающая среда – это все, что есть вокруг нас, в том числе и природа.
СЛАЙД  3
Экология – новое слово
Раньше земля не знала такого.
Банки, бутылки везде не бросали,
В реку отходы и нефть не сливали,
Трубы заводов так не дымили,
Не было столько автомобилей,
Столько лесов не вырубали
И зверей не уничтожали.Каждый   знает,  как   должно  выглядеть   образцовое   рабочее  место,  убранная
комната   или   сверкающая   чистотой   квартира.   А   вот   для   наведения   и
поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные
специалисты – экологи. СЛАЙД 4.
Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек
и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.
Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти,
древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются все новые земли.
При   возведении   гидроэлектростанций   сооружаются   плотины,   изменяются
русла рек, затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но
при этом губим тысячи животных и растений.
Природа сейчас переживает немалые потрясения. Чаще звучат такие слова:
  экологический   кризис,
  экологическая
неблагоприятная   экология,
катастрофа…
СЛАЙД 5
Экологическая   безопасность   –   это   защита   от   вредного   воздействия
загрязненной   окружающей   среды.   Человек   вынужден   дышать   загрязненным
воздухом.   Пить   загрязненную   воду,   использовать   продукты   питания,   в
которых   содержатся   загрязняющие   вещества.   Может   ли   он   при   этом
оставаться здоровым? Нет, конечно.
Как же поступают в организм загрязняющие вещества?
 Через продукты питания.
 Через воздух. Через воду.
 Поэтому каждый человек должен соблюдать правила личной экологической 
безопасности.
– Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните
в ладоши, а если не согласны – топните ногами.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? 
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? 
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? 
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? 
Если сильно насорю
И убрать забуду? 
Если мусор уберу,
Банку закопаю? 
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!
4. Закрепление нового материала.
Работа в группах. Создание экопроектов. 
 
 На нашей планете раздаются тревожные сигналы, которые адресованы
вам, будущим хозяевам Земли. Сейчас вы побудете в роли юных экологов.
Каждая группа получает карточку, в которой содержится крик о помощи.Группой вы должны разработать и предложить меры, как помочь тому, кто
просит у вас помощи. 
1 группа – Помогите! Наша река грязная. Рыбы. 
2 группа – Помогите! Наш лес завален мусором. Лиса. 
3 группа – Помогите! В нашем городе трудно дышать. Оля и Коля из детского
сада №1. 
4 группа – Помогите! На нашем лугу совсем нет цветов. Бабочки.
 5 группа – Помогите! Нам негде жить и не на чем сушить грибы. Белки.
 6 группа – Помогите! Мы запутались в облаке дыма. Воробьишки.
5. Рефлексия
Если вы считаете, что много узнали полезного на уроке, сможете поделиться 
новыми знаниями с семьей, друзьями – выбирайте плавающую уточку и селите
на наш пруд. Если же чтото осталось непонятным, сложным – выбирайте 
улетающую уточку.
6. Домашнее задание.
Слайд 14
 Придумайте и нарисуйте запрещающий знак поведения в природе.
Слайд 15
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобоюНавеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.