знать, что хвоинки — это лис¬тья хвойных деревьев;
различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
различать лиственные и хвойные деревья.
понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
сравнивать ель и сосну;
описывать дерево по плану;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.У разных растений разные листья. По форме листьев различаются лиственные и хвойные деревья.
Хвойные деревья отличаются от остальных тем, что у них нет плодов. Вместо плодов у них шишки.
Тема
Цель темы
Планируемые результаты
Технологическая карта изучения темы «Что такое хвоинки?».
Что такое хвоинки?
Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений,
научить по хвое определять породу дерева.
Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в паре, в
группе, словарный запас.
Воспитывать бережное отношение к природе
Предметные результаты:
знать, что хвоинки — это листья хвойных деревьев;
различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
различать лиственные и хвойные деревья.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
сравнивать ель и сосну;
описывать дерево по плану;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать необходимость бережного отношения к деревьям.
Основные понятия
Понятия: листопад, хвоинки, ельник, сосновый бор.
Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство
Ресурсы:
основные
дополнительные
Организация пространства
Учебник А. А. Плешаков « Мир вокруг нас»
Тема: «Что такое хвоинки?»
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь, проектор.
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.Основные этапы урока
I этап.
Организационный
момент.
Цель – активизация
учащихся.
II этап. Актуализация
знаний.
Цель подвести детей
к тому, что разные
деревья поразному
приспосабливаются к
суровым условиям
зимы.
III этап. Изучение
нового материала.
Цель – Познакомить
учащихся с хвоёй.
ПР: Различать листовую
пластинку и хвою.
Деятельность
ученика
Формулировать
правила поведения
на уроке и
аргументировать их.
Деятельность
учителя
Проводить
инструктаж,
настраивать детей
на работу.
Работать с
информацией,
Участвовать в
обсуждении
проблемных
вопросов,
формулировать
собственное мнение
и аргументировать
его.
Участвовать в
практической работе
по различию
лиственных и
хвойных деревьев.
Осуществлять
взаимный контроль и
оказывать в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь
(работать в группе).
Оценивать
правильность
выполнения заданий.
Организовать
обсуждение
показать учащимся
всё многообразие
деревьев,
включить учащихся
в обсуждение
проблемных
вопросов.
Организовать
практическую
исследовательскую
работу по различию
листьев и хвоинок.
Организовать
работу в группах
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Включить учащихся
в обсуждение
проблемных
вопросов.
Методические приёмы и педагогическая деятельность
I этап. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II этап. Актуализация знаний.
Какие изменения в природе произошли с приходом осени?
Как растения готовятся к зиме?
Рассмотрите картинки. Попытайтесь определить время года
по разным деревьям . (слайд 2)
Что такое листопад?
Зачем деревьям нужен листопад?
Планируемые результаты
УУД
I этап. Организационный
момент.
Почему эти правила нужно
соблюдать каждому из вас?
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
II этап. Актуализация знаний.
Познавательные УУД
Листопадприспособление
растений к суровым условиям
зимы.
III этап. Изучение нового материала.
Ребята, вы знаете много деревьев. А есть ли у них что
нибудь общее? А чем они различаются?
Сравните листовую пластинку и хвою (слайд 3)
Чем они отличаются?
Назовите, с каких деревьев упали листья, собранные в
букете.
Обычными листьями мы с вами назвали те, которые имеют
вид пластинок. А иголки это тоже листья, только другой
формы. Такие листья называются хвоинками. Вот мы и
ответили на вопрос «Что такое хвоинки?»
Проблема: Как же мы назовём деревья, на которых есть
хвоинки? (хвойными)
Знакомство с хвойными деревьями.
Даже если мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки
Значит, это ёлочки.
III этап. Изучение нового
материала.
Хвоинки это листья, которые
имеют вид иголок.
Практическая работа в группах:
на столах листья и хвоинки.
Карточка с заданием.
1.Как называется растение?
2.Сравните листовую пластинку
и хвою. Чем они отличаются?
3. Разделите на две группы:
лиственные и хвойные деревья.
4. Рассмотрите шишки, чем они
отличаются?Участвовать в
обсуждении
проблемных
вопросов,
формулировать
собственное мнение
и аргументировать
его.
По окончании работы группы
отчитываются о проведённом
исследовании.
Делается вывод: « У разных
растений разные листья. По
форме листьев различаются
лиственные и хвойные деревья.
Хвойные деревья отличаются от
остальных тем, что у них нет
плодов. Вместо плодов у них
шишки.
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
А когда на ветку ели
Мы получше поглядели.
Оказалось, что она
Не такая как сосна . (ель)
(слайд 4)
Найдите веточку ели, посмотрите, как расположены хвоинки
(одиночно) и какие шишки.
Дополнительная информация:
Еловый лес называют – ельник. Ель живёт 3005оо лет. Из
древесины изготавливают бумагу, искусственный шёлк.
Загадка.
Весной цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю,
Похожа я на ёлку,
Но длинней иголки. (Сосна) слайд 5.
Дополнительная информация.
Сосновый лес называется бором. Сосна любит свет.
Сосна растет на любой почве. В сосновом лесу
целебный воздух. Древесина является хорошим
строительным материалом.
Найдите веточку сосны, посмотрите, как расположены
хвоинки (попарно) и какие шишки.
Загадка.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки
Опадают те иголки . (лиственница) слайд 6
Доп.инф: Королевой сибирских лесов называют люди
лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья,
падают на землю. Отсюда и произошло название дерева.
Светолюбива. Древесина не гниет.
Найдите веточку сосны, посмотрите, как расположены
хвоинки (попарно) и какие шишки.
IV этап. Закрепление
изученного.
Работать с
информацией,
Организовать
работу в парах,
IV этап. Закрепление изученного.
IV этап. Закрепление
изученного.Цель – Научиться
находить, показывать и
называть хвойные
деревья
ПР: уметь находить,
называть показывать
хвойные деревья.
представленной в
форме рисунка.
Участвовать в
обсуждении
проблемных
вопросов,
формулировать
собственное мнение
и аргументировать
его.
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Организовать
фронтальную
работу по
учебнику.
Включить учащихся
в обсуждение
проблемных
вопросов.
Работа по учебнику с 31.
Сравнение ели и сосны, описание каждого дерева по
предложенному плану.
Работа в рабочей тетради с.19
№1(самостоятельная работа)
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Контролирующее
задание
2. Тест
Самостоятельная работа.
1.Какой лист имеет сложную листовую пластинку? (слайд 7)
2.Что лишнее? (слайд 8
3.Как правильно назвать лист хвойного дерева?
а) колючка; б) иголка; в) хвоинка.
4.Какое из хвойных деревьев сбрасывает хвою на зиму?
а) сосна; б) лиственница; в) ель.
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Чему вы научились на уроке? знаю
Расскажите по схеме: Я запомнил
смог
Как же определить лиственное дерево и хвойное?
Как отличить ель от сосны?
VII. Итог урока.
Рефлексия
деятельности.
Цель – подвести итог
проделанной работе на
уроке.
Спасибо за урок (слайд 9)