Урок 17
Что такое словосочетание?
| Цели деятель- | Создать условия для формирования представления о словосочетании, обучения выделению в предложении основы предложения и словосочетания, установлению связи слов в словосочетании при помощи вопросов; способствовать развитию умений разбирать предложения по членам предложения, составлять предложения из деформированной записи | 
| Тип урока | Конструирование способа действия | 
| Планируемые  | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные (критерии сформированности/оценки
  компонентов универсальных учебных действий – УУД): овладеют способностями понимать
  учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные
  представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои
  достижения на уроке; умеют вступать  Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях | 
| методы и формы обучения | Фронтальная, индивидуальная, парная | 
| Образовательные  | Учебник, рабочая тетрадь | 
| Оборудование | Доска, проектор, интерактивная доска (по возможности) | 
| Наглядно- | Запись элементов букв, предложения, выполненного разбора предложения по членам предложения, схемы предложений, предложений, предназначенных для записи под диктовку, с выполненными заданиями | 
Окончание табл.
| Основные понятия и термины | Слово с непроверяемым написанием. Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании. Пары слов, которые не являются словосочетаниями. Разбор предложения по членам предложения | 
организационная структура (сценарий) урока
| Этапы | Обучающие и
  раз-вивающие компоненты, задания  | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Формируемые | Проме- | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| I. Проверка домашнего задания | Работа над упражнением с целью выявления умения  | – Что было задано на дом? Проверим, как вы  
 – Обменяйтесь тетрадями, проверьте выполненные задания. Учитель записывает предложения на доске или проектирует при помощи проектора на интерактивную доску. С пасмурного неба изредка падали одинокие  | – Выполнить упр. 36 на  Осуществляют взаимопро- | Фрон-тальная. Парная | Р
  – владеют  | Правиль-но выполненные  | 
| II. Постановка | Формулирование учеб- | – Откройте в учебнике с. 35. Прочитайте название темы. | – «Словосоче-тание. Что | Фрон-тальная. | П
  – извлекают  | 
 | 
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| учебной | ных задач урока на основе выдвижения предполо-жений  | 
 
 
 
 
 – Сделайте предположение, какие вопросы  – На уроке сформируем первоначальное пред-ставление
  о словосочетании, будем учиться выделять в предложении основу,
  словосочетания, устанавливать связь слов в словосочетании  | такое слово- Делают пред-положение. Внимательно слушают | Индиви-дуальная | информацию  Р
  – осознают  | 
 | 
| III. Минутка чисто-писания | Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертаниями букв, соединений | – Посмотрите на доску. Элементы каких букв  
 Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите  | – Заглавной  
 
 
 
 
 Выполняют  | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П
  – владеют  Р
  – осознают  | Написание элементов букв, со-четания слов | 
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| 
 | 
 | – Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных. – Прочитайте записанное ниже сочетание слов. 
 – Когда так говорят? 
 – Это крылатое выражение. Так говорят о чело-веке,
  который фальшиво сопереживает, в душе ухмыляясь и радуясь неудачам, выпавшим  – Запишите сочетание слов в тетради. Учитель обращает внимание на правильное  – Расположите тетрадь правильно. Возьмите  – Посмотрите и отметьте буквы, которые полу-чились у вас лучше остальных | 
 
 – Крокодиловы слезы. Высказывания учащихся. Внимательно слушают. 
 
 
 
 
 Выполняют  | 
 | К – слушают друг друга, строят по-нятные для партнера по коммуникации речевые высказывания | 
 | 
| IV. Изучение нового мате- 1. Комментированный сло- | Работа над словами  | Учитель произносит словарное слово, названный им
  ученик вслух проговаривает правильное его написание, остальные учащиеся
  записывают слово по диктовку:
  «осина», «береза»,  – Как одним словом можно объединить эти  – В какие группы можно объединить эти слова? | 
 
 
 
 
 – Растения. 
 – Названия  | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в учебнике; осуществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности. Р – контролируют учебные действия, замечают | Признаки сложного предло- Знаки препинания  | 
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| 
 | 
 | 
 | цветов, хлебных злаков | 
 | допущенные ошибки, принимают К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение | с союзами и, а, но. Запись  | 
| 2. Словарная работа | Работа над словом  | – Прочитайте слово, помещенное в учебнике  – Объясните значение слова. 
 – Правильно. Пшеница – хлебный злак. – Подберите к слову однокоренное прилага- – Запишем словосочетания: «спелая пшеница», «пшеничный колосок». – Прочитайте слово про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее. 
 
 – Слово «пшеница» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически. – Запишите его в тетради. Проверьте написанное. Выделите в слове корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Обратите внимание на чередование согласных в корне: пшениц- – пшенич-. – Дома заучите правильное написание слова  Физкультминутка (см. урок 6) | – Пшеница. 
 Высказывания учащихся. 
 – Пшеничный. 
 Выполняют  Ответы уча-щихся. – «Безударная гласная в корне слова». Выполняют  | 
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| 3. Введение термина «словосочетание» | Работа  | – Найдите в учебнике на с. 35 упр. 57. Прочи-тайте предложение. 
 – Спишите. Найдите основу предложения. 
 
 
 – Найдите и назовите второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Поставьте вопрос от подлежащего к зависимому слову. – Запишите. 
 – Найдите и назовите второстепенный член
  предложения, который поясняет сказуемое.  – Запишите. 
 – Вы выписали два словосочетания. В каждом из них есть два связанных по смыслу слова. – Прочитайте определение на с. 35. Ответьте  1) Из чего состоит словосочетание? 
 | – В поле созрела густая пшеница. – Созрела –  – Пшеница 
 Выполняют  – Созрела  
 
 Выполняют Внимательно слушают. 
 
 – Из главного и зависимого слова. | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П
  – используют знаково-символи-ческие средства представления информации;
  используют речевые средства для решения познавательных задач,  Р
  – принимают  К
  – слушают  | Определение основы пред-ложения. Выделение словосочетаний в предло- | 
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| 
 | 
 | 2) Как устанавливается связь слов в словосоче-тании? 3) Как правильно ставится вопрос между словами в словосочетании? 
 4) Как обозначается главное слово? 
 
 5) Как обозначается связь главного слова с зависимым? 
 – Выполним графические обозначения в запи-санных словосочетаниях | – При помощи вопросов. – От главного слова к зави- – Над главным словом ставится знак «×». – Обозначается знаком . Выполняют  | 
 | на обсуждаемую проблему. Л
  – проявляют интерес к предмету, стремятся  | 
 | 
| 4. Работа  | Упражнения в нахо-ждении основы предложения и
  выделении словосочетаний в предложении,  | – Откройте с. 36, найдите упр. 58. Прочитайте предложение. Спишите. – Подчеркните основу предложения. 
 – Назовите словосочетания. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово. 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
 
 Выполняют  – Первое сло-восочетание: желтые листья (главное
  сло-во – листья),  | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации, речевые средства для решения познавательных задач, различные способы поиска информации; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими опе- | Определение основы пред-ложения. Выделение словосочетаний в предло- | 
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| 
 | нии при  | 
 
 
 
 
 
 – Обратите внимание: подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. Это нераспространенные предложения. – Найдите упр. 59. Прочитайте предложение. 
 – Спишите. Подчеркните основу предложения. 
 
 – Назовите словосочетания. 
 
 – Запишите. – Назовите главное слово в словосочетании. – Обозначьте его графически. 
 – Назовите зависимое слово. – Обозначьте его графически | (главное сло-во – закружились, зависимое –
  закружились (где?)  Внимательно слушают. 
 Выполняют  Подчеркива-ют: стрекочут  – Кузнечики  
 – Кузнечики. Выполняют  – Длинноусые. Выполняют | 
 | рациями анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Р
  – принимают  К
  – слушают  Л
  – проявляют интерес к предмету, стремятся  | 
 | 
| 5. Работа  | Упражнение в разборе предло- | – На с. 37 найдите упр. 61. Прочитайте стихи  | Выполняют  | Фрон-тальная. | П – используют знаково-символи-ческие средства | Разбор предло- | 
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| упр. 61 | жения по членам предло- | – Какое настроение вызывают эти стихи? 
 – Спишите первое предложение. 
 
 
 – Что обозначает цифра 4, которая стоит рядом с последним словом в предложении? 
 
 – Обратите внимание: теперь вы можете выполнить
  полный разбор предложения по членам предложения – выделить словосочетания  – Выполните полный разбор предложения  Учитель проводит проверку выполненного | Высказывания учащихся. Списывают: «Усталое солнце по небу  – Надо выполнить разбор предложения по членам. Внимательно слушают. 
 
 Выполняют  | Индиви-дуальная | представления информации,  Р
  – принимают  | по членам пред-ложения | 
| 6. Работа  | Упражнение в на-хождении пар слов, составляющих основу предложения, и пар | – Найдите упр. 62. Прочитайте. Назовите пары слов, которые составляют основу предложения и не являются словосочетаниями. 
 – Назовите пары слов, которые являются словосочетаниями. Назовите главное и зависимое слова. Поставьте вопрос к зависимому слову. | – Солнце скрылось; дятел уселся;  Выполняют  
 
 | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П
  – используют знаково-символи-ческие средства для решения  | Выделение пар слов, являющихся словосочетаниями,  | 
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| 
 | слов, составляющих  | – Составьте предложения из данных пар слов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 – Запишите одно из предложений (по выбору) | – Вечернее солнце  Выполняют  | 
 | синтеза. Р
  – принимают  К
  – излагают  Л
  – проявляют интерес к предмету, стремятся  | которые не явля-ются сло-восочетаниями. Составление предложений | 
| 7. Работа  | Упражнение в со-ставлении предложений по заданным | Учитель помещает на доску или проецирует  1) подлежащее → сказуемое какие? ↓ ↓ где? по чему? второстепенный член второстепенный член 2) подлежащее → сказуемое ↓ как? второстепенный член | 
 
 
 
 
 
 
 | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П
  – используют знаково-символи-ческие средства представления информации,  | Составление предложений  | 
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| 
 | 
 | – Рассмотрите схемы. Составьте предложения по заданным схемам. Запишите два предложения (по выбору) | – 1-я схема:  2-я схема:  | 
 | виями анализа, синтеза. Р
  – принимают  | 
 | 
| 8. Проверочная  | Запись  | 1) Осенние листья шуршали под ногами. 2) На пеньке сидела рыжая белочка. Задание: Подчеркнуть основу одного предложения (по выбору) и выписать словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому. Учитель организует взаимопроверку, затем  | Выполняют  
 
 
 Осуществляют взаимопро- | Индиви-дуальная. Парная | П
  – используют знаково-символи-ческие средства представления информации;  Р
  – принимают  | Запись предложений под диктовку. Выделение в предло- | 
| V. Итог урока. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. | – Над какой темой работали на уроке? – При помощи чего устанавливается связь слов в предложении и в словосочетании? Как найти основу предложения? Как найти в предложении словосочетания? Что надо знать, чтобы | Отвечают  | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. | 
 | 
Окончание табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| 
 | Заключительная  | правильно разобрать предложение по членам предложения? – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения?  – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 19,  | 
 | 
 | Р
  – оценивают собственную  Л
  – проявляют интерес к предмету, стремятся  | 
 | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.