ЧТО ТАКОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ?
Оценка 4.6

ЧТО ТАКОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ?

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
14.01.2017
ЧТО ТАКОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ?
Цели деятель- ности учителя Создать условия для формирования представления о словосочетании, обучения выделению в предложении основы предложения и словосочетания, установлению связи слов в словосочетании при помощи вопросов; способствовать развитию умений разбирать предложения по членам предложения, составлять предложения из деформированной записи Тип урока Конструирование способа действия Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): овладеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
словосочетаниеъ.docx

Урок 17
Что такое словосочетание?

Цели деятель-
ности учителя

Создать условия для формирования представления о словосочетании, обучения выделению в предложении основы предложения и словосочетания, установлению связи слов в словосочетании при помощи вопросов; способствовать развитию умений разбирать предложения по членам предложения, составлять предложения из деформированной записи

Тип урока

Конструирование способа действия

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): овладеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, парная

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь

Оборудование

Доска, проектор, интерактивная доска (по возможности)

Наглядно-
демонстрационный материал

Запись элементов букв, предложения, выполненного разбора предложения по членам предложения, схемы предложений, предложений, предназначенных для записи под диктовку, с выполненными заданиями


Окончание табл.

Основные понятия и термины

Слово с непроверяемым написанием. Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании. Пары слов, которые не являются словосочетаниями. Разбор предложения по членам предложения

 

организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Проверка домашнего задания

Работа над упражнением с целью выявления умения
работать
самостоятельно

– Что было задано на дом? Проверим, как вы
выполнили домашнее задание (учитель берет несколько тетрадей на проверку).

 

– Обменяйтесь тетрадями, проверьте выполненные задания.

Учитель записывает предложения на доске или проектирует при помощи проектора на интерактивную доску.

С пасмурного неба изредка падали одинокие
снежинки. Мы осторожно дышали на них,
и они превращались в чистые капли воды

– Выполнить упр. 36 на
с. 17 в рабочей тетради.

Осуществляют взаимопро-
верку

Фрон-тальная.

Парная

Р – владеют
умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль

Правиль-но выполненные
задания упраж-
нения

II. Постановка

Формулирование учеб-

– Откройте в учебнике с. 35. Прочитайте название темы.

– «Словосоче-тание. Что

Фрон-тальная.

П – извлекают
необходимую

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

учебной
задачи

ных задач урока на основе выдвижения предполо-жений
по названию темы

 

 

 

 

 

– Сделайте предположение, какие вопросы
рассмотрим в ходе урока.

– На уроке сформируем первоначальное пред-ставление о словосочетании, будем учиться выделять в предложении основу, словосочетания, устанавливать связь слов в словосочетании
при помощи вопросов, совершенствовать умения разбирать предложения по членам предло-жения, составлять предложения из деформированной записи

такое слово-
сочетание?
Из чего состоит словосоче-тание?».

Делают пред-положение.

Внимательно слушают

Индиви-дуальная

информацию
из высказываний учителя, учащихся, сведений
учебника.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу

 

III. Минутка чисто-писания

Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертаниями букв, соединений

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?

 

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Заглавной
и строчной букв К, к.

 

 

 

 

 

Выполняют
задания.

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – владеют
логическими
действиями
анализа, синтеза, сравнения.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

Написание элементов букв, со-четания слов


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

– Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.

– Прочитайте записанное ниже сочетание слов.

 

– Когда так говорят?

 

– Это крылатое выражение. Так говорят о чело-веке, который фальшиво сопереживает, в душе ухмыляясь и радуясь неудачам, выпавшим
на долю другого человека.

– Запишите сочетание слов в тетради.

Учитель обращает внимание на правильное
соединение букв в словах.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Запишите сочетание слов.

– Посмотрите и отметьте буквы, которые полу-чились у вас лучше остальных

 

 

– Крокодиловы слезы.

Высказывания учащихся.

Внимательно слушают.

 

 

 

 

 

Выполняют
задания

 

К – слушают друг друга, строят по-нятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

 

IV. Изучение нового мате-
риала.

1. Комментированный сло-
варный
диктант

Работа над словами
с непрове-ряемым написанием

Учитель произносит словарное слово, названный им ученик вслух проговаривает правильное его написание, остальные учащиеся записывают слово по диктовку: «осина», «береза»,
«одуванчик», «ромашка», «овес».

– Как одним словом можно объединить эти
слова?

– В какие группы можно объединить эти слова?

 

 

 

 

 

– Растения.

 

– Названия
деревьев,

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – ориентируются в учебнике; осуществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности.

Р – контролируют учебные действия, замечают

Признаки сложного предло-
жения.

Знаки препинания
в сложном пред-ложении


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

цветов, хлебных злаков

 

допущенные ошибки, принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности.

К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение

с союзами и, а, но.

Запись
и запоминание словарного слова

2. Словарная работа

Работа над словом
с непрове-ряемым написанием

– Прочитайте слово, помещенное в учебнике
на с. 35, внизу.

– Объясните значение слова.

 

– Правильно. Пшеница – хлебный злак.

– Подберите к слову однокоренное прилага-
тельное.

– Запишем словосочетания: «спелая пшеница», «пшеничный колосок».

– Прочитайте слово про себя. Чем произношение слова отличается от его написания?

– Это орфограмма. Назовите ее.

 

 

– Слово «пшеница» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически.

– Запишите его в тетради. Проверьте написанное. Выделите в слове корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Обратите внимание на чередование согласных в корне: пшениц- – пшенич-.

– Дома заучите правильное написание слова
наизусть.

Физкультминутка (см. урок 6)

– Пшеница.

 

Высказывания учащихся.

 

– Пшеничный.

 

Выполняют
задание.

Ответы уча-щихся.

– «Безударная гласная в корне слова».

Выполняют
задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

3. Введение термина «словосочетание»

Работа
с опреде-
лением

– Найдите в учебнике на с. 35 упр. 57. Прочи-тайте предложение.

 

– Спишите. Найдите основу предложения.

 

 

 

– Найдите и назовите второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Поставьте вопрос от подлежащего к зависимому слову.

– Запишите.

 

– Найдите и назовите второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое.
Поставьте вопрос от сказуемого к зависимому слову.

– Запишите.

 

– Вы выписали два словосочетания. В каждом из них есть два связанных по смыслу слова.

– Прочитайте определение на с. 35. Ответьте
на вопросы:

1) Из чего состоит словосочетание?

 

– В поле созрела густая пшеница.

Созрела
сказуемое,
пшеница
подлежащее.

Пшеница
(какая?)
густая.

 

Выполняют
задание.

Созрела
(где?) в поле.

 

 

Выполняют
задание.

Внимательно слушают.

 

 

– Из главного и зависимого слова.

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации; используют речевые средства для решения познавательных задач,
различные способы поиска информации; владеют
навыками смыслового чтения текстов, логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи.

К – слушают
собеседника,
излагают и аргументируют свою точку зрения

Определение основы пред-ложения.

Выделение словосочетаний в предло-
жении


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

2) Как устанавливается связь слов в словосоче-тании?

3) Как правильно ставится вопрос между словами в словосочетании?

 

4) Как обозначается главное слово?

 

 

5) Как обозначается связь главного слова с зависимым?

 

– Выполним графические обозначения в запи-санных словосочетаниях

– При помощи вопросов.

– От главного слова к зави-
симому.

– Над главным словом ставится знак «×».

– Обозначается знаком .

Выполняют
задание

 

на обсуждаемую проблему.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний

 

4. Работа
по учебни-ку, с. 36, упр. 58–59

Упражнения в нахо-ждении основы предложения и выделении словосочетаний в предложении,
в установлении связи слов в словосочета-

– Откройте с. 36, найдите упр. 58. Прочитайте предложение. Спишите.

– Подчеркните основу предложения.

 

– Назовите словосочетания. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют
задания.

– Первое сло-восочетание: желтые листья (главное сло-во листья),
зависимое – листья (какие?) желтые);
закружились
в воздухе

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации, речевые средства для решения познавательных задач, различные способы поиска информации; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими опе-

Определение основы пред-ложения.

Выделение словосочетаний в предло-
жении


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

нии при
помощи вопросов

 

 

 

 

 

 

– Обратите внимание: подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. Это нераспространенные предложения.

– Найдите упр. 59. Прочитайте предложение.

 

– Спишите. Подчеркните основу предложения.

 

 

– Назовите словосочетания.

 

 

– Запишите.

– Назовите главное слово в словосочетании.

– Обозначьте его графически.

 

– Назовите зависимое слово.

– Обозначьте его графически

(главное сло-во – закружились, зависимое – закружились (где?)
в воздухе
).

Внимательно слушают.

 

Выполняют
задание.

Подчеркива-ют: стрекочут
кузнечики.

– Кузнечики
(какие?) длинноусые.

 

– Кузнечики.

Выполняют
задание.

– Длинноусые.

Выполняют
задание

 

рациями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи.

К – слушают
собеседника,
излагают и аргументируют свою точку зрения
на обсуждаемую проблему.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний

 

5. Работа
по учебнику, с. 37,

Упражнение в разборе предло-

– На с. 37 найдите упр. 61. Прочитайте стихи
А. Громовой.

Выполняют
задание.

Фрон-тальная.

П – используют знаково-символи-ческие средства

Разбор предло-
жения


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

упр. 61

жения по членам предло-
жения

– Какое настроение вызывают эти стихи?

 

– Спишите первое предложение.

 

 

 

– Что обозначает цифра 4, которая стоит рядом с последним словом в предложении?

 

 

– Обратите внимание: теперь вы можете выполнить полный разбор предложения по членам предложения – выделить словосочетания
в предложении.

– Выполните полный разбор предложения
по членам предложения.

Учитель проводит проверку выполненного
задания

Высказывания учащихся.

Списывают: «Усталое солнце по небу
гуляет».

– Надо выполнить разбор предложения по членам.

Внимательно слушают.

 

 

Выполняют
задание

Индиви-дуальная

представления информации,
речевые средства для решения познавательных задач, различные способы поиска информации, владеют
навыками смыслового чтения текста, логическими действиями анализа, синтеза.

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи, пла-нируют, контролируют учебные действия

по членам пред-ложения

6. Работа
по учебнику, с. 37, упр. 62

Упражнение в на-хождении пар слов, составляющих основу предложения, и пар

– Найдите упр. 62. Прочитайте. Назовите пары слов, которые составляют основу предложения и не являются словосочетаниями.

 

– Назовите пары слов, которые являются словосочетаниями.

Назовите главное и зависимое слова. Поставьте вопрос к зависимому слову.

– Солнце скрылось; дятел уселся;
он долбил.

Выполняют
задания.

 

 

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – используют знаково-символи-ческие средства для решения
познавательных
задач, владеют логическими действиями анализа,

Выделение пар слов, являющихся словосочетаниями,
и пар слов,


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

слов, составляющих
словосо-
четания

– Составьте предложения из данных пар слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Запишите одно из предложений (по выбору)

– Вечернее солнце
скрылось
за деревьями. Черный дятел уселся на ствол сосны. Он звонко
долбил сухое дерево.

Выполняют
задание

 

синтеза.

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи, пла-нируют, контролируют учебные действия.

К – излагают
и доказывают свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний

которые не явля-ются сло-восочетаниями.

Составление предложений

7. Работа
со схемами предло-
жений

Упражнение в со-ставлении предложений по заданным
схемам

Учитель помещает на доску или проецирует
на интерактивную доску схемы предложений:

1)         подлежащее     →     сказуемое

        какие?  ↓                             ↓  где? по чему?

   второстепенный член    второстепенный член

2)       подлежащее     →     сказуемое

                                                    ↓  как?

                                   второстепенный член

 

 

 

 

 

 

 

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации,
речевые средства для решения познавательных задач; владеют логи-
ческими дейст-

Составление предложений
по заданным схемам


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

– Рассмотрите схемы. Составьте предложения по заданным схемам. Запишите два предложения (по выбору)

– 1-я схема:
«Тяжелые об-лака плывут
по небу».

2-я схема:
«Люди работают дружно»

 

виями анализа, синтеза.

Р – принимают
и сохраняют
учебные задачи, планируют, контролируют учебные действия

 

8. Проверочная
работа

Запись
предложений под диктовку

1) Осенние листья шуршали под ногами.

2) На пеньке сидела рыжая белочка.

Задание: Подчеркнуть основу одного предложения (по выбору) и выписать словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому.

Учитель организует взаимопроверку, затем
выносит предложения и выполнение задания
на доску (интерактивную доску)

Выполняют
задания.

 

 

 

Осуществляют взаимопро-
верку

Индиви-дуальная.

Парная

П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации;
владеют логичес-кими действиями анализа, синтеза.

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи, планируют, контролируют, оценивают учебные действия

Запись предложений под диктовку.

Выделение в предло-
жении основы
и слово-сочетаний

V. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

– Над какой темой работали на уроке?

– При помощи чего устанавливается связь слов в предложении и в словосочетании? Как найти основу предложения? Как найти в предложении словосочетания? Что надо знать, чтобы

Отвечают
на вопросы

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

 


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

Заключительная
беседа

правильно разобрать предложение по членам предложения?

– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 19,
упр. 41

 

 

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний

 

 


 

Урок 17 Что такое словосочетание?

Урок 17 Что такое словосочетание?

Окончание табл. Основные понятия и термины

Окончание табл. Основные понятия и термины

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 учебной задачи ных задач урока на основе выдвижения предполо-жений по названию темы –

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 учебной задачи ных задач урока на основе выдвижения предполо-жений по названию темы –

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 цветов, хлебных злаков допущенные ошибки, принимают и сохраняют задачи учебной деятельности

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 цветов, хлебных злаков допущенные ошибки, принимают и сохраняют задачи учебной деятельности

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 3

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 3

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 2)

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 2)

Работа по учебни-ку, с. 36, упр

Работа по учебни-ку, с. 36, упр

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 нии при помощи вопросов –

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 нии при помощи вопросов –

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 упр

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 упр

Работа по учебнику, с. 37, упр

Работа по учебнику, с. 37, упр

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 слов, составляющих словосо- четания –

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 слов, составляющих словосо- четания –

Работа со схемами предло- жений

Работа со схемами предло- жений

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 –

V. Итог урока. Рефлексия деятельности

V. Итог урока. Рефлексия деятельности

Окончание табл. 1 2 3 4 5 6 7

Окончание табл. 1 2 3 4 5 6 7
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017