Урок 17
Что такое словосочетание?
Цели деятель- |
Создать условия для формирования представления о словосочетании, обучения выделению в предложении основы предложения и словосочетания, установлению связи слов в словосочетании при помощи вопросов; способствовать развитию умений разбирать предложения по членам предложения, составлять предложения из деформированной записи |
Тип урока |
Конструирование способа действия |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Метапредметные (критерии сформированности/оценки
компонентов универсальных учебных действий – УУД): овладеют способностями понимать
учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные
представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои
достижения на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы обучения |
Фронтальная, индивидуальная, парная |
Образовательные |
Учебник, рабочая тетрадь |
Оборудование |
Доска, проектор, интерактивная доска (по возможности) |
Наглядно- |
Запись элементов букв, предложения, выполненного разбора предложения по членам предложения, схемы предложений, предложений, предназначенных для записи под диктовку, с выполненными заданиями |
Окончание табл.
Основные понятия и термины |
Слово с непроверяемым написанием. Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании. Пары слов, которые не являются словосочетаниями. Разбор предложения по членам предложения |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и
раз-вивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы |
Формируемые |
Проме- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Проверка домашнего задания |
Работа над упражнением с целью выявления умения |
– Что было задано на дом? Проверим, как вы
– Обменяйтесь тетрадями, проверьте выполненные задания. Учитель записывает предложения на доске или проектирует при помощи проектора на интерактивную доску. С пасмурного неба изредка падали одинокие |
– Выполнить упр. 36 на Осуществляют взаимопро- |
Фрон-тальная. Парная |
Р
– владеют |
Правиль-но выполненные |
II. Постановка |
Формулирование учеб- |
– Откройте в учебнике с. 35. Прочитайте название темы. |
– «Словосоче-тание. Что |
Фрон-тальная. |
П
– извлекают |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
учебной |
ных задач урока на основе выдвижения предполо-жений |
– Сделайте предположение, какие вопросы – На уроке сформируем первоначальное пред-ставление
о словосочетании, будем учиться выделять в предложении основу,
словосочетания, устанавливать связь слов в словосочетании |
такое слово- Делают пред-положение. Внимательно слушают |
Индиви-дуальная |
информацию Р
– осознают |
|
III. Минутка чисто-писания |
Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертаниями букв, соединений |
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите |
– Заглавной
Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– владеют Р
– осознают |
Написание элементов букв, со-четания слов |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных. – Прочитайте записанное ниже сочетание слов.
– Когда так говорят?
– Это крылатое выражение. Так говорят о чело-веке,
который фальшиво сопереживает, в душе ухмыляясь и радуясь неудачам, выпавшим – Запишите сочетание слов в тетради. Учитель обращает внимание на правильное – Расположите тетрадь правильно. Возьмите – Посмотрите и отметьте буквы, которые полу-чились у вас лучше остальных |
– Крокодиловы слезы. Высказывания учащихся. Внимательно слушают.
Выполняют |
|
К – слушают друг друга, строят по-нятные для партнера по коммуникации речевые высказывания |
|
IV. Изучение нового мате- 1. Комментированный сло- |
Работа над словами |
Учитель произносит словарное слово, названный им
ученик вслух проговаривает правильное его написание, остальные учащиеся
записывают слово по диктовку:
«осина», «береза», – Как одним словом можно объединить эти – В какие группы можно объединить эти слова? |
– Растения.
– Названия |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются в учебнике; осуществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности. Р – контролируют учебные действия, замечают |
Признаки сложного предло- Знаки препинания |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
цветов, хлебных злаков |
|
допущенные ошибки, принимают К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение |
с союзами и, а, но. Запись |
2. Словарная работа |
Работа над словом |
– Прочитайте слово, помещенное в учебнике – Объясните значение слова.
– Правильно. Пшеница – хлебный злак. – Подберите к слову однокоренное прилага- – Запишем словосочетания: «спелая пшеница», «пшеничный колосок». – Прочитайте слово про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма. Назовите ее.
– Слово «пшеница» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически. – Запишите его в тетради. Проверьте написанное. Выделите в слове корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Обратите внимание на чередование согласных в корне: пшениц- – пшенич-. – Дома заучите правильное написание слова Физкультминутка (см. урок 6) |
– Пшеница.
Высказывания учащихся.
– Пшеничный.
Выполняют Ответы уча-щихся. – «Безударная гласная в корне слова». Выполняют |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3. Введение термина «словосочетание» |
Работа |
– Найдите в учебнике на с. 35 упр. 57. Прочи-тайте предложение.
– Спишите. Найдите основу предложения.
– Найдите и назовите второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Поставьте вопрос от подлежащего к зависимому слову. – Запишите.
– Найдите и назовите второстепенный член
предложения, который поясняет сказуемое. – Запишите.
– Вы выписали два словосочетания. В каждом из них есть два связанных по смыслу слова. – Прочитайте определение на с. 35. Ответьте 1) Из чего состоит словосочетание?
|
– В поле созрела густая пшеница. – Созрела – – Пшеница
Выполняют – Созрела
Выполняют Внимательно слушают.
– Из главного и зависимого слова. |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– используют знаково-символи-ческие средства представления информации;
используют речевые средства для решения познавательных задач, Р
– принимают К
– слушают |
Определение основы пред-ложения. Выделение словосочетаний в предло- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
2) Как устанавливается связь слов в словосоче-тании? 3) Как правильно ставится вопрос между словами в словосочетании?
4) Как обозначается главное слово?
5) Как обозначается связь главного слова с зависимым?
– Выполним графические обозначения в запи-санных словосочетаниях |
– При помощи вопросов. – От главного слова к зави- – Над главным словом ставится знак «×». – Обозначается знаком . Выполняют |
|
на обсуждаемую проблему. Л
– проявляют интерес к предмету, стремятся |
|
4. Работа |
Упражнения в нахо-ждении основы предложения и
выделении словосочетаний в предложении, |
– Откройте с. 36, найдите упр. 58. Прочитайте предложение. Спишите. – Подчеркните основу предложения.
– Назовите словосочетания. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово.
|
Выполняют – Первое сло-восочетание: желтые листья (главное
сло-во – листья), |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации, речевые средства для решения познавательных задач, различные способы поиска информации; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими опе- |
Определение основы пред-ложения. Выделение словосочетаний в предло- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
нии при |
– Обратите внимание: подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. Это нераспространенные предложения. – Найдите упр. 59. Прочитайте предложение.
– Спишите. Подчеркните основу предложения.
– Назовите словосочетания.
– Запишите. – Назовите главное слово в словосочетании. – Обозначьте его графически.
– Назовите зависимое слово. – Обозначьте его графически |
(главное сло-во – закружились, зависимое –
закружились (где?) Внимательно слушают.
Выполняют Подчеркива-ют: стрекочут – Кузнечики
– Кузнечики. Выполняют – Длинноусые. Выполняют |
|
рациями анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Р
– принимают К
– слушают Л
– проявляют интерес к предмету, стремятся |
|
5. Работа |
Упражнение в разборе предло- |
– На с. 37 найдите упр. 61. Прочитайте стихи |
Выполняют |
Фрон-тальная. |
П – используют знаково-символи-ческие средства |
Разбор предло- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
упр. 61 |
жения по членам предло- |
– Какое настроение вызывают эти стихи?
– Спишите первое предложение.
– Что обозначает цифра 4, которая стоит рядом с последним словом в предложении?
– Обратите внимание: теперь вы можете выполнить
полный разбор предложения по членам предложения – выделить словосочетания – Выполните полный разбор предложения Учитель проводит проверку выполненного |
Высказывания учащихся. Списывают: «Усталое солнце по небу – Надо выполнить разбор предложения по членам. Внимательно слушают.
Выполняют |
Индиви-дуальная |
представления информации, Р
– принимают |
по членам пред-ложения |
6. Работа |
Упражнение в на-хождении пар слов, составляющих основу предложения, и пар |
– Найдите упр. 62. Прочитайте. Назовите пары слов, которые составляют основу предложения и не являются словосочетаниями.
– Назовите пары слов, которые являются словосочетаниями. Назовите главное и зависимое слова. Поставьте вопрос к зависимому слову. |
– Солнце скрылось; дятел уселся; Выполняют
|
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– используют знаково-символи-ческие средства для решения |
Выделение пар слов, являющихся словосочетаниями, |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
слов, составляющих |
– Составьте предложения из данных пар слов.
– Запишите одно из предложений (по выбору) |
– Вечернее солнце Выполняют |
|
синтеза. Р
– принимают К
– излагают Л
– проявляют интерес к предмету, стремятся |
которые не явля-ются сло-восочетаниями. Составление предложений |
7. Работа |
Упражнение в со-ставлении предложений по заданным |
Учитель помещает на доску или проецирует 1) подлежащее → сказуемое какие? ↓ ↓ где? по чему? второстепенный член второстепенный член 2) подлежащее → сказуемое ↓ как? второстепенный член |
|
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– используют знаково-символи-ческие средства представления информации, |
Составление предложений |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Рассмотрите схемы. Составьте предложения по заданным схемам. Запишите два предложения (по выбору) |
– 1-я схема: 2-я схема: |
|
виями анализа, синтеза. Р
– принимают |
|
8. Проверочная |
Запись |
1) Осенние листья шуршали под ногами. 2) На пеньке сидела рыжая белочка. Задание: Подчеркнуть основу одного предложения (по выбору) и выписать словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому. Учитель организует взаимопроверку, затем |
Выполняют
Осуществляют взаимопро- |
Индиви-дуальная. Парная |
П
– используют знаково-символи-ческие средства представления информации; Р
– принимают |
Запись предложений под диктовку. Выделение в предло- |
V. Итог урока. Рефлексия деятельности |
Обобщение полученных на уроке сведений. |
– Над какой темой работали на уроке? – При помощи чего устанавливается связь слов в предложении и в словосочетании? Как найти основу предложения? Как найти в предложении словосочетания? Что надо знать, чтобы |
Отвечают |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. |
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Заключительная |
правильно разобрать предложение по членам предложения? – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 19, |
|
|
Р
– оценивают собственную Л
– проявляют интерес к предмету, стремятся |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.