Что за прелесть эти сказки!
Оценка 4.8

Что за прелесть эти сказки!

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
07.06.2018
Что за прелесть эти сказки!
Конспект внеурочного мероприятия по литературе в 5 классе по теме "Сказки А.С.Пушкина" к учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, М., "Просвещение", 2016 год. Мероприятие разработано учителем совместно с обучающимися в рамках выполнения творческого задания (с.117). Практическая значимость разработки заключается в возможности использования материала при проведении уроков, внеклассных мероприятий по творчеству А.С.Пушкина.Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс
Что за прелесть эти сказки! Внеурочное мероприятие.docx
Автор: Поклакова Альбина Евгеньевна,  учитель русского языка и литературы  МБОУ «Гимназия №1» г.Ядрин  Чувашской Республики Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 5 классе «Что за прелесть эти сказки!» Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое,  чуждое преувеличения и напыщенности слово. С.Я.Маршак Индивидуальные задания к мероприятию: Прочитать «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» (стр. 95 – 112); Найти и прослушать музыкальные произведения, созданные по сказкам А.С.Пушкина; Подобрать иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина; Подготовить инсценировку сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Оборудование: а)   компьютер,   проектор,   мультимедийная   презентация   «Иллюстрации   к   сказкам А.С.Пушкина»; б) выставка «Сказки А.С.Пушкина» Цель: 1. Расширить знания детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина. 2. Углубить знания обучающихся о таком жанре произведений А.С.Пушкина, как сказка,  определить место сказок в творчестве Пушкина. 3. Показать обучающимся связь литературы и других видов искусства.  4. Воспитывать интерес к творчеству Пушкина, осознавая его значимость в формировании русского национального характера. Ход мероприятия Учитель: Александр   Сергеевич   Пушкин   –   автор   замечательных   сказок,   знакомых   нам   с   раннего детства. В письме к брату в ноябре 1824 г. Пушкин писал из Михайловского: «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!». Так говорил Пушкин о сказках, которые ему рассказывали. В детстве он слушал сказки от няни, от бабушки Марии Александровны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова (его будущего дядьки), возможно, от крестьян подмосковного Захарова. Воистину художественный талант он открыл у своей няни во время ссылки в с. Михайловское. В декабре 1824 г. в письме к одесскому знакомому он писал: «…вечером слушаю сказки моей няни <…>.  Ученик 1: Давайте перечислим сказки Пушкина, которые мы знаем.  Ответы детей («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»,  «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о медведихе»). Учитель: А.С. Пушкин не писал сказок специально для детей, но уже 218 лет сказки Пушкина – любимое чтение детей и взрослых.  Ученик 2: На базе студии «Союзмультфильм» в период с 1950 по 1984 год разными режиссерами были экранизированы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1951), «Сказка о царе Салтане,   о   сыне   его   славном   и   могучем   богатыре   Гвидоне   Салтановиче   и   прекрасной царевне лебеди» (1984), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950), «Сказка о золотом петушке» (1967),  «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1973).  Учитель: В 1951 году режиссер Иван Иванов­Вано снял фильм по «Сказке  о мертвой царевне и о  семи богатырях». Просмотр фрагмента фильма https://yandex.ru/video/search? filmId=17456556677553810052&text Ученик 1: Какое настроение вызвала у вас экранизация сказки Пушкина?  Учитель: Знакомы ли вам иллюстрации к пушкинским сказкам? (слайды презентации – иллюстрации  художников Т.Мавриной, Е.Пашкова)  Ученик 2:   Установите соответствие названий известных сказок А.С. Пушкина с кадрами из  мультипликационных фильмов: 1) «Сказка о царе Салтане, о сыне его  славном и могучем богатыре Гвидоне  Салтановиче и прекрасной царевне лебеди» 2) «Сказка о попе и о работнике его Балде» А) Б) 3) «Сказка о рыбаке и рыбке» 4) «Сказка о золотом петушке» 5) «Сказка о мёртвой царевне и о семи  богатырях» 6) Пролог к поэме «Руслан и Людмила» (У  лукоморья дуб зелёный...) В) Г) Д) Е) (ответ обучающиеся записывают в таблицу)  А) Б) В) Г) Д) Е) Учитель: А какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны? (ответы обучающихся) Ученик 1:  Творчество А.С. Пушкина, прошедшее яркой звездой по небосклону нашей литературы от юношеского романтизма до глубочайшего реализма, до сих пор привлекает композиторов к созданию музыкальных произведений на его сюжеты. Учитель: Это   можно   объяснить   тем,   что   в   его   творчестве   сочеталась   всечеловечность   (по определению великого русского писателя Ф. Достоевского) с национальным элементом. В произведениях Пушкина отражены все стороны русской жизни, человеческие помышления и чувства. Ученик 2:  По произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов: М. Глинка «Руслан и Людмила» (опера), 1821 г. А. Даргомыжский «Русалка», 1856 г.,  Н. Римский ­ Корсаков «Сказка о царе Салтане», 1900 (опера), «Золотой петушок», 1908 г. (опера и балет (1937) на музыку оперы), Л. Минкус «Золотая рыбка», 1867 г. (балет) М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1940 г. (балет) А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1949 г. (балет) Кроме того, написано много романсов на стихи поэта. Прослушивание оперы Н.Римского­Корсакова «Сказка о царе Салтане»: «Полет шмеля  http://muz­color.ru/?  Учитель: А   сейчас   группа   обучающихся,   членов   театрального   кружка   «Вдохновение»,   покажет инсценировку фрагмента сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Ученик 1: Сказки   А.С.   Пушкина   имеют   одну   очень   интересную   особенность:   в   них   мало прилагательных, но много глаголов. А глагол — это действие! Получается, что в сказках Пушкина одно действие сменяется другим, третьим, четвертым... Правда, похоже на смену кадров   кинопленки?   Наверное,   поэтому   по   сказкам   Александра   Сергеевича   так   часто снимали   мультфильмы.   А   теперь   давайте   проверим,   как   вы   знаете   сказки   Пушкина   и узнаем, действительно ли в этих произведениях так много глаголов. Ученик 2:  Игра «Вставьте глагол» в отрывки  из сказок А.С. Пушкина:   1) Белка песенки поет     Да орешки все_________. 2) Ветер по морю гуляет      И кораблик_________. 3) Туча по небу идет,      Бочка по морю_________. 4) Пушки с пристани палят,     Кораблю пристать_________. 5) Ввек тебя я не забуду:    «Ты найдешь меня повсюду,     А теперь ты воротись,     Не горюй и спать_________». 6) Ей в приданое дано     Было зеркальце одно;     Свойство зеркальце имело:     Говорить оно_________. 7) Старший молвил: «Что за диво!     Все так чисто и красиво.     Кто­то терем прибирал     Да хозяев_________». Учитель. Вот  и  подошёл   к  концу  наш  Вечер   сказок.  Сегодня  мы  вспомнили   сказки  Александра Сергеевича Пушкина. Сказка – это не только произведение, которое интересно читать, это еще и хороший учитель. Ученик 1: С.Я.Маршак   писал:   «Слушая   сказки   Пушкина,   мы   с   малых   лет   учимся   ценить   чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово. Ученик 2: Пушкинская   сказка   –   прямая   наследница   сказки   народной…   Чистота,   ясность,   живая действенность пушкинского сказочного слова будут всегда для нас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства». Учитель:  Пушкин   –   чародей   родного   языка,   закончивший   его   чеканку   как   языка   совершенного, мирового.  Ученик 1: Говорить по­русски теперь значит говорить на пушкинском языке…  Учитель: Завершая Вечер, я желаю вам:  Учитель, ученик 1 и ученик 2 (все вместе): «Читайте и перечитывайте сказки Пушкина!» Литература: Литература: 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / В.Я.  Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 6­е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 303 с. Пушкин в школе. Пособие для учителя. К.П. Лахостский и В.Ф. Фролова. – Л.: Учпедгиз,  1956. Источники: Задания для обучающихся, полученные учителем в рамках проведения  Общероссийской акции «Пушкинский День России» в 2016 году. Интернет­источники: https://yandex.ru/video/search?filmId=17456556677553810052&text http://muz­color.ru/?

Что за прелесть эти сказки!

Что за прелесть эти сказки!

Что за прелесть эти сказки!

Что за прелесть эти сказки!

Что за прелесть эти сказки!

Что за прелесть эти сказки!

Что за прелесть эти сказки!

Что за прелесть эти сказки!

Что за прелесть эти сказки!

Что за прелесть эти сказки!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2018