Чудесное царство – государство шахмат.
Цель:
Закрепление знаний обучающихся о шахматной доске, помочь овладеть пространственным ориентировананием на плоскости, а в дальнейшем облегчить познание азов мудрой игры.
Оформление:
Разноцветные воздушные шары, шахматные фигуры вырезанные из цветного картона, шахматная доска. Дети одеты в костюмы шахматных фигур (белые, чёрные)
Учитель:
На свете есть забавная
Волшебная игра.
В неё с утра до вечера
Играет
детвора
Там мчатся кони резвые
Трубят поход слоны.
И клетки чёрно – белые
Чудес и тайн полны.
Что же это за страна?
Дети:
Эта чудесная страна
нам известна с детства,
Называется она
Шахмат
королевство.
Учитель:
Кто жители королевства?
Дети:
Шахматные фигуры.
Девочка (в роли шахматной доски):
Я – волшебная доска,
На мне ведётся шахматное сражение.
Я расчерчена на ровные клеточки- квадратики (чёрные и белые)
Учитель:
А как они называются?
Девочка:
Белые поля. Чёрные поля.
Учитель:
Поля сраженья в квадратах чёрно – белых
За шахматной доской партнёры - игроки
Бой ведут, вперёд пуская белых.
А теперь загадки из волшебной тетрадки.
(тетрадь красиво оформлена)
1.
Как правильно сесть за шахматную доску?
(лицом друг к другу. Доска располагается между
противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого было белого цвета)
2.
Что такое горизонталь?
(любая чёрно – белая дорожка из восьми полей,
которая проходит слева на право)
3.
Вертикальная линия.
(любая чёрно – белая дорожка, которая идёт от
одного противника к другому)
4.
Что это за цепочка? (учитель показывает цепочку клеток одинакового цвета)
(Это диагональ. Цепочка клеток касающихся друг
друга уголками. Они бываю разной длинны. В самых коротких всего 2 поля)
Учитель:
Замечательно! Все знают ответы на вопросы волшебной тетрадки.
«Шахматная доска:»
Я – волшебная фигура, но без фигур и мне тоска:
Вы
фигуры выходите и ребят всех удивите.
Ученик «Ладья»:
Фигуру вам представлю я
С красивым именем - Ладья.
Как танк могучий и стальной,
Она несётся по прямой
Любые ей доступны дали
На вертикали, горизонтали
Вот только жаль, что ей не дали
Ходить по горизонтали.
В начале игры углы сторожат
От мощи тяжёлой их,
Войско дрожит.
Ученик «Конь»:
Быстро скачут наши кони
Понеслись они в погоню!
Прыгают кони умело.
И поле меняют смело.
Знает маленький игрок
Буквой
«Г» у них скачок!
Ученик «Слон»:
Я на слона похож едва ли
Хотя зовут меня – «Слон».
Своей родной диагонали
Всегда, как рыцарь, верен он
Острый шлем есть у слона
Узнаём
мы его без труда.
Ученик «Ферзь»:
Самый сильный это Ферзь
На него ты зря не лезь!
Он по многим клеткам
Бьёт –
и очень метко!
Ученик «Король»:
Главный в шахматах Король
Он играет большую роль
Вы запомните друзья.
Короля побить нельзя.
Защита есть у короля
У него
армия своя.
Ученики «Пешки»:
Мы шахматные пешки
В бою не любим спешки
Шагаем лишь в перёд
Назад
не знаем ход
За наши «офицеры»
За наши «короли»
«Ладьи» и «королевы»
И конные полки.
Налево и направо
Мы «бить» имеем право
А коль в конце доски предел,
Фигуру новую берём.
Ирга «Угадай фигуру»
( С завязанными глазами нужно на ощупь отгадать шахматную фигуру. Участвуют все дети)
Учитель:
Отгадайте загадку.
Они в порядок всё приводят
Согласно им фигуры ходят.(шахматные правила)
Учитель:
Начальная позиция.
Белый отряд, чёрный отряд-
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном
Точно такой же в отряде другом.
В каждом отряде - ты сам погляди –
Оба угла занимают ладьи
Рядом с ладьями кони видны
Рядом с конями встали слоны
Кто ж посредине? Ферзь с королём
Самые главные в войске своём.
Чтобы не путать, какие поля
Тут для ферзя и для короля,
Нужно запомнить одну из примет:
Ферзь выбирает свой собственный цвет-
Белый на белом квадрате стоит,
Чёрному чёрный удачу сулит
Есть свой квадрат у любого ферзя,
Путать ферзя с королями нельзя!
А перед всеми – ладьёй и конём-
Перед слоном, королём и ферзём-
Пешки малютки стали стеной,
Им начинать этот сказочный бой.
Эстафета «Расставь фигуру»
Ход игры.
I часть
Группа делится на 2 команды. Ставят на стулья шахматные доски. Дети по очереди из каждой команды берут фигуру, подбегают к доске и ставят фигуру на своё место. Побеждает та команда, которая быстрее правильно расставит фигуры на доске.
II часть
Фигуры расставлены неправильно, их нужно расставить правильно. По команде дети по одной фигуре переносят на другую доску.
Учитель:
На следующих занятиях мы детально познакомимся с возможностями каждой шахматной фигуры, узнаем новые важные термины:
Ход,
взятие, белопольные и чёрнопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны,
лёгкие и тяжёлые фигуры, качество, взятие на проходе, превращение пешки.
Шахматные загадки.
(каждый ученик получает сладкий приз за отгаданную загадку)
1. Не люди, не звери, не часы, а ходят?
2. На каких полях ничего не растёт?
3. Из каких досок не строят теремок?
4. Какой король не умеет говорить?
5. У какого слона нет хобота?
Учитель: (итог занятия)
Ребята! Играйте в шахматы,
Не
знайте бед,
Желаю вам удачи и побед!
Разработка по внеурочной деятельности «Шахматы»
2 класс (второй год обучения)
Ушко Марина Фёдоровна, учитель начальных классов
Тема: Шахматная нотация
Цель занятия: Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций
Задачи:
Личностные: Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.
Познавательные: Ввести понятие о шахматной нотации. Познакомить учащихся с обозначением полей на шахматной доске. Учить видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматных позиций.
Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.
Коммуникативные: Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.
Оборудование:
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока.
Ход урока
Этап урока |
Содержание урока |
||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности |
1.Организационный момент Долгожданный дан звонок, Шахматный нас ждет урок! Так что время не теряем И работать начинаем. Сегодня будем мы играть, Узнавать и рассуждать. 1. Фигура эта так упряма, Что из угла идёт лишь прямо. Ходить умеет по вертикали И ещё по горизонтали. (Ладья)
2. Хоть важная фигура - трусливая натура, И ходит лишь на клеточку одну. Других фигур работа - лишь на него охота. Его поймаю и закончу я игру. (Король)
3. Этот воин очень смелый, Чуть ладью вчера не съел он. По диагонали строго ходит, Порядок на доске наводит. (Слон)
4. В начале боя встали в ряд Все восемь маленьких солдат. Когда свой первый ход свершают, То через клеточку шагают, Потом по клеточке одной Едят врагов лишь по косой. Они назад не отступают, И в бой их первыми бросают. (пешки)
5. Его травой кормить не надо. Он любит буквой "Г" ходить. Пусть пешки встали плотным рядом, Вперёд он сможет проскочить. (Конь)
6. Фигура важная и сильная. Всегда в красивом платье стильном. Захочет, так пойдёт по вертикали. Ну, а захочет, так и по горизонтали. Её ходы не просто угадать - И по диагонали может пошагать.(Ферзь)
|
||||||||||||||
2. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий |
1.Отгадайте ребус
- Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? -Правильно, это термин НОТАЦИЯ. -Кто знает, что обозначает этот термин? -Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация») 2. Актуализация знаний. -Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику. В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя. -Можно ли помочь Пете? Как? -Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание шахматной нотации. Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске. 3.Формулирование темы урока и постановка целей - Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»? -Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске. -Какие цели стоят перед нами? |
||||||||||||||
3.Изучение нового материала. |
1.Эвристическая беседа «Шахматный город» Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура.
Король живёт на
улице «b» в доме № 7. Теперь запишем
покороче — на шахматном языке. Приняты такие сокращения: Король и конь начинаются с одной буквы «К», но в коРРРоле хорошо звучит буква «Р»! Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 — позиция на доске записана. Теперь сами запишите положение фигур. 2. Игра «Шахматный почтальон» - Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома. Там ставьте фигуру. (Учитель называет «адреса» фигур, дети расставляют их на шахматной доске) -Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали. |
||||||||||||||
4.Физминутка |
Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. Семь – желаем знаний новых всем! Восемь – быть внимательными просим. |
||||||||||||||
5. Изучаем правила шахматной нотации |
Правила шахматной нотации Для чего надо научиться записывать позицию? Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном занятии ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать? Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться. Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдатьТРИ важных правила: 1.Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур — вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь. 2.Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король — ферзь — ладья — слон — конь — пешки. 3.Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h». Давайте попробуем записать эту позицию — она из недоигранной юными шахматистами партии.
Начинаем с белых: Чёрные фигуры
запиши самостоятельно в своей тетрадке, а затем сверь с нашей записью. Несколько
полезных советов: Проверь себя. Чаще всего у начинающих встречаются такие ошибки: 1. Путаем Короля и Коня (забываем писать маленькую «р» у короля. Пишем«К» вместо «Кр»); 2. Забываем последовательность и записываем все фигуры в разнобой; 3. Ленимся записать позицию соперника. Обязательно укажите имена и фамилии противников — кто с кем играл. Не расстраивайтесь, если у вас с противником не совпадает запись отложенной партии. Восстановить позицию можно и по ходам! |
||||||||||||||
5.Практическая работа |
1. Дидактическая игра «Дождик» - А сейчас мы будем играть в другую игру. Представим, что пошёл сильный дождь и смыл записанную позицию в нашей книжке. Запись исчезла, но фигуры на шахматной доске стоят. Необходимо восстановить запись позиции в тетрадке. - На экране вы видите шахматную доску с расстановленными фигурами.
Запишите в своих тетрадях шахматную нотацию и поработайте в парах. Проверьте работу своего соседа по парте. -А теперь сверьте ваши работы с записью на экране
|
||||||||||||||
6. Играем в шахматы |
А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если не успеете доиграть, запишите положение своих фигур, чтобы потом продолжить игру.
|
||||||||||||||
7. Рефлексия |
Продолжите: Я узнал… Я научился… - Удалось ли нам достичь поставленные цели? - Что помогло вам в достижение успеха? |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.