«Чудесный долг! Учить младую мысль, как расцвести!»
Оценка 4.7
Лекции +1
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
20.05.2017
Данная статья посвящена вопросу о том, для чего в программе обучения в школе необходимы уроки рисования, и как их проводить наиболее целесообразно. Каждый ребенок уникален и талантлив – это целый мир нереализованных возможностей. В этом я вижу свою педагогическую цель - раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка.
Учить младую мысль!.docx
«Чудесный долг!
Учить младую мысль, как расцвести!»
«Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь!»
Вот этот огонь – искорку творчества – я пытаюсь разжечь в детях на своих занятиях.
Изостудия “Радуга” образовалась в 2000 году. Занимаются в ней дети и творчески одаренные, и те,
кто просто любит рисовать. Целью работы изостудии не является обучение профессиональным
навыкам. Дети, желающие в дальнейшем поступить в художественные учебные заведения, могут
заниматься дополнительно по отдельной программе. Основная цель работы студии приобщить детей
к пониманию прекрасного, содействовать развитию их творческих способностей, дать возможность
проявить неповторимость личности, реализовать духовный потенциал.
Приоритетным движущим мотивом моей педагогической деятельности является любовь к детям,
вот почему главное, что происходит в ИЗОстудии «Радуга», гуманистическое воспитание.
В процессе творческого обучения детей и подростков считаю, что главное это раскрыть в своих
воспитанниках их пусть небольшой, но эмоционально богатый жизненный опыт. В процессе занятий
ребенок понимает, что оценка – не главное. Гораздо ценнее поддержка друзей и доброе участие
педагога. Именно атмосфера творчества нашего коллектива является главным условием успешного
развития каждого ребенка.
В преподавании я пользуюсь такой методической формулировкой: ОсознатьПочувствовать
Выразить. Осознать задачу, т.е. понять проблемную ситуацию. Почувствовать – художественно
эмоционально пережить ситуацию. Выразить – технически организовать на плоскости. Это творческое
освоение того жизненного материала, который окружает ребенка, но еще не открылся ему со своей
эстетической, художественной стороны. Я стараюсь поставить своих учеников в такие же особые
отношения с окружающим миром, в которых находится всякий художник. Ведь именно из того, что
его окружает, черпает художник материал для своих произведений, особым образом отбирая и
трансформируя, согласно творческому замыслу, многочисленные впечатления, которые дарит ему
жизнь. И работает он не только со словом, краской, звуком, интонацией, но работает еще и с сырой
действительностью, находя в ней то, что может стать художественным образом. Научить ребенка
видеть в жизни то, что может стать основой художественного образа, научить соответствующему
обращению с предметами и явлениями – вот главное.
Новый материала преподаю детям по "восходящей спирали", то есть периодическое возращение к
определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности
детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает
уверенность в себе. На каждом занятии идет речь об искусстве – и для всех, и с каждым отдельно – в связи с учебными
задачами и художественными интересами. Высокие художественные критерии предъявляю ко всем
работам. Важнейшее из них – это завершенность замысла. А это значит, что одна из главных
педагогических задач – развитие трудолюбия.
А что значит любить рисовать? Увидеть, открыть красоту и поделиться открытием с другими. А
этот путь невозможен без изучения, без открытий красоты через реальный мир природы. Поэтому свои
уроки рисования я не строю только по принципу внешней занимательности. Любое обучение должно
стать воспитанием чувства прекрасного, тяготения к нему. Но прекрасное в предмете, явлении
строится на его зрительном узнавании. Поэтому на уроках рисования мы работаем с натурой. В
натюрмортах, на природе. По памяти. От зрительного узнавания к эстетическому совершенству – вот
цель обучения.
Формируя личность ребенка, я обращаю внимание на то, чтобы научить его видеть и слышать
окружающий мир, оценивать и понимать художественную ценность произведений искусств. А на
занятиях где происходит слияние разных видов искусства: изображения, музыки и художественного
слова развиваю эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное.
В ряде стран на занятиях по изобразительной деятельности широко используется музыка, в
основном классическая. И я на своих занятиях использую музыку, которая создает спокойную
эстетическую обстановку, положительное эмоциональное настроение.
Наглядность – одно из важнейших условий методики проведения занятий. Поэтому на своих
занятиях использую принцип наглядности, показывая детям учебные таблицы, иллюстрации и др.,
выполненные собственноручно. Так как, считаю, что важным воспитательным моментом в развитии
творческой личности ребенка, приобретении им навыков самостоятельной работы является пример
руководителя, который не только интересно объясняет и рассказывает, но и сам выполняет
практическую работу, в результате чего овладевает средствами изображения и приобщается к миру
искусства.
Вводить детей в мир искусства следует как можно раньше. Дети должны постепенно научиться
говорить на языке художников. Поэтому на занятиях я не боюсь оперировать понятиями и терминами
изобразительного искусства, так как, постепенно воспринимая их на слух, дети привыкают к ним.
Главное, как можно проще расшифровать смысл. Пройдет немного времени и будет легко говорить с
ними на рабочем языке художников.
Вижу свою задачу в том, чтобы научить ребят мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение.
После выполнения каждого задания организую просмотры и обсуждения выполненных работ. Если
ребенок затрудняется оценить работу товарища, можно задать вспомогательные вопросы; «Что тебе
нравится в этой работе, что удалось ее автору, а что нет?» Таким образом, ребята учатся
анализировать работу друг друга, определять ошибки и стремятся их не повторять. Хочется верить, что «Красота спасет мир», потому что изобразительное искусство – то, чем
занимается объединение ИЗОстудия «Радуга», это дверь в мир прекрасного, где ребенок и педагог
раскрывают свои лучшие человеческие качества: доброту, талант, стремление к творческому
созиданию, щедрость души. Тот человек, который в детстве встретился с художественным
творчеством, сможет полнее самореализоваться в жизни. А это ли не главная цель работы педагога?
«Чудесный долг! Учить младую мысль, как расцвести!»
«Чудесный долг! Учить младую мысль, как расцвести!»
«Чудесный долг! Учить младую мысль, как расцвести!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.