Cвойства живого

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Свойство живого. Тип урока : урок открытия нового знания. Задачи урока: Образовательная: познакомить учащихся с признаками живой природы; показать взаимосвязь органов в организме, взаимоотношения живого организма и окружающей среды; систематизировать знания учащихся о живых организмах. Развивающая: научить школьников выявлять характерные свойства живых организмов, развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности. Воспитательные: формировать экологическую грамотность, установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде. Планируемые результаты обучения: Предметные: научиться давать определения понятиям: обмен веществ и энергии между организмами и окружающей средой, организм, орган; характеризовать свойства живых организмов; сравнивать проявление свойств живого и неживого; анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника; характеризовать органы живого организма и их функции.
Иконка файла материала знанио.docx
Урок №2 Тема урока: Свойство живого. Тип урока : урок открытия нового знания. Задачи урока:                                                                                                                Образовательная: познакомить учащихся с признаками живой природы; показать  взаимосвязь органов в организме, взаимоотношения живого организма и окружающей  среды; систематизировать  знания учащихся о живых организмах. Развивающая   развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения,  анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности.  : научить школьников выявлять характерные свойства живых организмов,  Воспитательные: формировать экологическую грамотность, установить необходимость  ответственного отношения к окружающей среде. Планируемые результаты обучения: Предметные: научиться давать определения понятиям: обмен веществ и энергии между  организмами и окружающей средой, организм, орган; характеризовать свойства живых  организмов; сравнивать проявление свойств живого и неживого; анализировать стадии  развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника;  характеризовать органы живого организма и их функции. Метапредметные:  Познавательные: работать с различными источниками информации; сравнивать,  анализировать, делать выводы; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и  частей. Регулятивные: формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее  достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы; понимание  единства живой природы и необходимости охраны живой природы. Средства обучения: 1. Учебник И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А. Корнилова   Биология. 5 класс. М.: Вентана­Граф, 2015; Оценочный лист. Рабочая тетрадь. 2. 3.I. Организационный момент. (Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку) Ход урока  II Проверка домашнего задания: Проводится в форме игры "Радиопередача". (такая  форма проведения поможет учащимся развивать артистизм и коммуникативные навыки. Отвечающие­журналисты, остальные ­радиослушатели, учитель­ведущий.   Здравствуйте ,дорогие друзья! Сегодня у нас в гостях замечательные гости. Они  совершили путешествие на машине времени на тысячи лет назад в глубокую древность.  Первый наш гость побывал у первобытных охотников. Он расскажет нам о том, как они  выглядят, чем занимаются, какое значение играет природа в их жизни. (Рассказ ученика)     Следующий гость забрался еще дальше, он наблюдал жизнь древних собирателей.  Давайте послушаем его рассказ. Может быть нам удасться узнать чем угощали нашего  друга, и где ему пришлось ночевать. (Рассказ ученика)   А следующий наш репортер расскажет о взаимоотношении современного человека и  природы. (Рассказ ученика, обсуждение). 1. Как называются науки изучающие природу? 2. Что изучает биология? 3. Какие биологические науки вы знаете? III Актуализация знаний, целеполагание. Постановка проблемы: Учащимся предлагается открыть коробку с различными  предметами, из его содержимого разобрать на 2 кучки  предметы  и обосновать свой ответ.  В коробке лежат: кусочек мела, орех, семя пшеницы, фотография кошки, пуговица, лист  растения. Ребята называют, какие предметы относятся к живым, а какие к неживым.             Вопрос. Почему их относят к объектам живой природы? Как мы можем отличить живую  природу от неживой природы?  Что мы будем рассматривать сегодня на уроке (ребята  предлагают тему урока). Формулируют тему, записывают в тетрадь IV Изучение нового материала А что это значит ­быть живым? По каким признакам мы можем определить, принадлежит  объект к живой или к неживой природе? Ответить правильно поможем мы себе сами, ведь  мы сами живые организмы!                                                                                                            (Этот этап совмещаем с физкультминуткой) Давайте встанем. Дыхание­давайте глубоко подышим. Движение­двигаем руками и ногами. Рост­присесть и выпрямиться. Развитие­каждый изображает изменяющуюся фигуру.  Раздражимость­ закрыть глаза и по просьбе учителя произнести слово биология, говорят,  значит реагируют. А теперь вернемся на свои рабочие места, посмотрим на рисунок 5и6 на  стр 9 и найдем те признаки живого, которые мы пропустили.                                Все эти процессы свойственны живым существам­ ОРГАНИЗМАМ.ОРГАНИЗМ­единица живой природы. Привести пример с листом бумаги: Учитель берет лист бумаги, разрывает его на части, может ли это быть признаком живого­  размножения?                                                                                                                                    ­  Отпускает лист, он падает. летит. Может ли это быть признаком живого­ движение?          ­ А теперь лист смят, будет ли это признаком живого­развитие?                                                Лист имеет некоторые признаки живого, будет ли он живым? Почему? Учитель подводит  учеников к выводу, о том что у живых организмов есть сразу все признаки живого. Обладая всеми признаками живого, организм ведет очень сложную жизнь, совершает много сложных действий. Например рыба живет в воде, плавает, питается. И для каждого действия какая  то часть пригодна больше чем другая. Чтобы дышать, нужны жабры, чтобы плыть ­  плавники, чтобы видеть добычу­глаза. Т.е. часть организма, имеющая особое строение и  выполняющая определенную функцию называется ОРГАН.  ОРГАН­ часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым  строением. Совокупность органов образует организм! Все органы в организме работают  согласованно, и повреждение какого либо из них может отразиться на здоровье организма.  Например... Организмы на протяжении всей жизни питаются и дышат (потребляют вещества и энергию)  и в процессе жизнедеятельности выделяют в окружающую среду ненужные вещества, таким образом происходит ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ между организмом и окружающей  средой. 1. Самостоятельное применение знаний. Работа в паре. Выполнить творческое задание: «Докажите, что растение – живой организм». Для задания использовать рисунок (презентация). V Закрепление знаний. По каким признакам можно определить принадлежность неизвестного объекта к живой  природе? Что такое рост? Является ли движение отличительным признаком животных?  Приведите примеры процесса  обмена веществ между организмом и окружающей средой?  Назовите известные вам органы растений, животных и человека? Какова роль  взаимодействия органов живого организма.? VI Рефлексия: Раздать кружочки трех цветов ( зеленый ­ урок понравился, материал  усвоил хорошо. Желтый ­ освоении нового материала встретились трудности, красный ­  материал не понятен, урок не понравился. VII Домашнее задание: Прочитать параграф 2, ответить на вопросы после параграфа.  Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовьте сообщение о способах передвижения  растений.