Тема урока: Свойство живого.
Тип урока : урок открытия нового знания.
Задачи урока: Образовательная: познакомить учащихся с признаками живой природы; показать взаимосвязь органов в организме, взаимоотношения живого организма и окружающей среды; систематизировать знания учащихся о живых организмах.
Развивающая: научить школьников выявлять характерные свойства живых организмов, развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности.
Воспитательные: формировать экологическую грамотность, установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научиться давать определения понятиям: обмен веществ и энергии между организмами и окружающей средой, организм, орган; характеризовать свойства живых организмов; сравнивать проявление свойств живого и неживого; анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника; характеризовать органы живого организма и их функции.
Урок №2
Тема урока: Свойство живого.
Тип урока : урок открытия нового знания.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить учащихся с признаками живой природы; показать
взаимосвязь органов в организме, взаимоотношения живого организма и окружающей
среды; систематизировать знания учащихся о живых организмах.
Развивающая
развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения,
анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности.
: научить школьников выявлять характерные свойства живых организмов,
Воспитательные: формировать экологическую грамотность, установить необходимость
ответственного отношения к окружающей среде.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научиться давать определения понятиям: обмен веществ и энергии между
организмами и окружающей средой, организм, орган; характеризовать свойства живых
организмов; сравнивать проявление свойств живого и неживого; анализировать стадии
развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника;
характеризовать органы живого организма и их функции.
Метапредметные:
Познавательные: работать с различными источниками информации; сравнивать,
анализировать, делать выводы; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и
частей.
Регулятивные: формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее
достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою
точку зрения.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы; понимание
единства живой природы и необходимости охраны живой природы.
Средства обучения:
1.
Учебник И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А. Корнилова Биология. 5 класс. М.:
ВентанаГраф, 2015;
Оценочный лист.
Рабочая тетрадь.
2.
3.I. Организационный момент.
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку)
Ход урока
II Проверка домашнего задания: Проводится в форме игры "Радиопередача". (такая
форма проведения поможет учащимся развивать артистизм и коммуникативные навыки.
Отвечающиежурналисты, остальные радиослушатели, учительведущий.
Здравствуйте ,дорогие друзья! Сегодня у нас в гостях замечательные гости. Они
совершили путешествие на машине времени на тысячи лет назад в глубокую древность.
Первый наш гость побывал у первобытных охотников. Он расскажет нам о том, как они
выглядят, чем занимаются, какое значение играет природа в их жизни. (Рассказ ученика)
Следующий гость забрался еще дальше, он наблюдал жизнь древних собирателей.
Давайте послушаем его рассказ. Может быть нам удасться узнать чем угощали нашего
друга, и где ему пришлось ночевать. (Рассказ ученика)
А следующий наш репортер расскажет о взаимоотношении современного человека и
природы. (Рассказ ученика, обсуждение).
1. Как называются науки изучающие природу?
2. Что изучает биология?
3. Какие биологические науки вы знаете?
III Актуализация знаний, целеполагание.
Постановка проблемы: Учащимся предлагается открыть коробку с различными
предметами, из его содержимого разобрать на 2 кучки предметы и обосновать свой ответ.
В коробке лежат: кусочек мела, орех, семя пшеницы, фотография кошки, пуговица, лист
растения. Ребята называют, какие предметы относятся к живым, а какие к неживым.
Вопрос. Почему их относят к объектам живой природы? Как мы можем отличить живую
природу от неживой природы? Что мы будем рассматривать сегодня на уроке (ребята
предлагают тему урока). Формулируют тему, записывают в тетрадь
IV Изучение нового материала
А что это значит быть живым? По каким признакам мы можем определить, принадлежит
объект к живой или к неживой природе? Ответить правильно поможем мы себе сами, ведь
мы сами живые организмы!
(Этот этап совмещаем с физкультминуткой)
Давайте встанем. Дыханиедавайте глубоко подышим. Движениедвигаем руками и ногами.
Ростприсесть и выпрямиться. Развитиекаждый изображает изменяющуюся фигуру.
Раздражимость закрыть глаза и по просьбе учителя произнести слово биология, говорят,
значит реагируют. А теперь вернемся на свои рабочие места, посмотрим на рисунок 5и6 на
стр 9 и найдем те признаки живого, которые мы пропустили.
Все эти процессы свойственны живым существам ОРГАНИЗМАМ.ОРГАНИЗМединица живой природы.
Привести пример с листом бумаги:
Учитель берет лист бумаги, разрывает его на части, может ли это быть признаком живого
размножения?
Отпускает лист, он падает. летит. Может ли это быть признаком живого движение?
А теперь лист смят, будет ли это признаком живогоразвитие?
Лист имеет некоторые признаки живого, будет ли он живым? Почему? Учитель подводит
учеников к выводу, о том что у живых организмов есть сразу все признаки живого. Обладая
всеми признаками живого, организм ведет очень сложную жизнь, совершает много сложных
действий. Например рыба живет в воде, плавает, питается. И для каждого действия какая
то часть пригодна больше чем другая. Чтобы дышать, нужны жабры, чтобы плыть
плавники, чтобы видеть добычуглаза. Т.е. часть организма, имеющая особое строение и
выполняющая определенную функцию называется ОРГАН.
ОРГАН часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым
строением. Совокупность органов образует организм! Все органы в организме работают
согласованно, и повреждение какого либо из них может отразиться на здоровье организма.
Например...
Организмы на протяжении всей жизни питаются и дышат (потребляют вещества и энергию)
и в процессе жизнедеятельности выделяют в окружающую среду ненужные вещества, таким
образом происходит ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ между организмом и окружающей
средой.
1. Самостоятельное применение знаний. Работа в паре.
Выполнить творческое задание: «Докажите, что растение – живой организм». Для задания
использовать рисунок (презентация).
V Закрепление знаний.
По каким признакам можно определить принадлежность неизвестного объекта к живой
природе? Что такое рост? Является ли движение отличительным признаком животных?
Приведите примеры процесса обмена веществ между организмом и окружающей средой?
Назовите известные вам органы растений, животных и человека? Какова роль
взаимодействия органов живого организма.?
VI Рефлексия: Раздать кружочки трех цветов ( зеленый урок понравился, материал
усвоил хорошо. Желтый освоении нового материала встретились трудности, красный
материал не понятен, урок не понравился.
VII Домашнее задание: Прочитать параграф 2, ответить на вопросы после параграфа.
Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовьте сообщение о способах
передвижения растений.