Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 56.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Дедушка Мазай – добрый охотник (Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2 3
Проверка домашнего задания.
Чтение этюдов, написанных учащимися.
– Легко ли писать на тему природы?
– Что вызвало наибольшие затруднения?
– Что, на ваш взгляд, вам удалось?
– Кто из авторов не просто сумел найти особые слова, сравнения, но и показал
своё восприятие дождя?
II. Развитие
2 4 1 2 3 1 2 3 3
1. Работа с текстом.
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1умений.
Работа с текстом во время чтения.
1) Беседа с учащимися:
– Как бы вы озаглавили 1ю часть текста?
– Какой получилась цитатная характеристика дедушки Мазая?
– С кем вам предстоит встретиться во 2й части?
– Можно ли деда Мазая считать просто добрым дедушкой, который очень любит
зверей и их спасает? (Как правило, мнения учащихся разделяются.)
– Перечитайте 2ю часть и попробуйте ответить на этот вопрос.
2) Самостоятельное (повторное) чтение текста.
3) Комментированное чтение.
С. 180.
– Что наболело на душе у Мазая? С каких мыслей он начинает свой рассказ?
– Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?
– Нарисуйте словами картину половодья.
С. 180–181.
– Из каких слов ясно, что деду Мазаю понастоящему жаль зайцев, что он любит
этих зверьков?
– Какую находку было жаль бросать Мазаю?
– Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек»? (Он плыл к месту,
где река не вышла из берегов.)
С. 181–182.
– Почему вдруг строки стали короче, а потом опять удлинились?
Найдите подсказку в первой за короткими строчками строке («мигом»).
– Не боялись ли вы за судьбу четырёх ослабевших зайцев, когда первый раз
читали текст?
– Всерьёз ли предупреждает Мазай зайцев: «А чур, зимой не попадайся!»
(Всерьёз, охота – это часть его жизни.)
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
© ООО «Баласс», 2014
2– А почему ни предупреждение, ни последние строчки стихотворения не
производят на нас гнетущего тяжёлого впечатления? Сравните свой ответ с
авторским (с. 178–179).
– Как вы думаете, имя Мазай можно считать говорящим?
Работа с текстом после чтения.
1) Задание II. 2 в тетради (внимательно ли вы читали?).
2) Беседа с учащимися:
– Понятно ли теперь, почему стихи 2й части не разбиты на отдельные строфы?
(Это единый взволнованный рассказ.)
– Найдите и зачитайте примеры, говорящие о том, что Мазай хорошо знает
повадки зайцев, любит природу, с нежностью относится ко всему живому.
Обратите внимание на его поступки, на то, что и как он говорит.
3) Обсуждение вопроса 5 (с. 182 учебника).
4) Выразительное чтение сцены «Мазай и зайцы в лодке».
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Выучить наизусть отрывок из стихотворения.
© ООО «Баласс», 2014
3