"ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить учащихся с образованием действительных причастий прошедшего времени; отрабатывать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее; повторить правописание действительных причастий настоящего времени; учить составлять словосочетания с действительными причастиями прошедшего времени. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания (упражнение 94). – Как вы озаглавили этот текст? – Какого он стиля? – Какие причастия помогают писателю изобразить «поразительно острое зрение» героя? Работа со словарными словами: поразительно, силуэт – определить лексическое значение, запомнить написание (очертание): а) разберите по составу слово поразительно, подберите синонимы к глаголу поразить (изумить, восхитить); б) подберите к глаголу поразить глагол другого вида (поразить – совершенный вид, поражать – несовершенный вид), образуйте от глагола поражать действительное причастие настоящего времени. в) образуйте от глагола поразить действительное причастие настоящего времени. (Образовать нельзя. ) – Почему? III. Сообщение темы и цели урока. IV. Объяснение нового материала. 1. На доске – запись в таблице: – Выделите основы в глаголах и причастиях. – Выделите формообразующие суффиксы у причастий. – Попытайтесь самостоятельно сформулировать правило образования действительных причастий прошедшего времени: от чего и с помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени. 2. Изучение материала учебника (на с. 45). – Обратите внимание: на гласную или согласную оканчивается основа глагола перед суффиксом -вш-? А перед суффиксом -а-? – Какую гласную надо писать перед суффиксом -вш-? – Образуйте действительное причастие прошедшего времени от глагола замерзнуть. Что происходит с суффиксом -ну-? (При образовании действительного причастия прошедшего времени суффикс выпадает: замерз ий). V. Закрепление. 1. Выполнение упражнения 95 (по цепочке). – Чтение выделенного курсивом уточнения о написании гласных перед суффиксом причастий прошедшего времени. – Какие из причастий можно использовать при описании лица человека? 2. Диктант с грамматическим заданием. ПРОСЕКА Узкая, несколько Сгнившие пни, покрытые великолепным фарфорово-зеленым мхом. Посредине просеки – высокий стог сена, прикрытый от дождя и ветра За стогом – огромный тяжелой, яшмовой листвой. Казалось, он улыбается над бесплодными порывами ветра, над этими медвежьего цвета тучами с шоколадно-желтыми краями… (По В. Иванову.) – Укажите действительные причастия настоящего и прошедшего времени; выделите в них суффиксы, подчеркните их как члены предложения. – Укажите определяемые существительные и зависимые от причастий слова. – Объясните лексическое значение слова яшмовый. (Яшма – разновидность кварца с узорчатыми прожилками.) 3. Выполнение упражнения 96. – Распределите словосочетания в две группы: с действительными причастиями настоящего времени – в одну группу, с действительными причастиями прошедшего времени – в другую. – С двумя любыми словосочетаниями составить предложения с однородными членами. – Сделать синтаксический разбор одного из предложений (самостоятельно). 4. Выполнение упражнения 97 (самостоятельно). Беседа по вопросам. – Что называется причастным оборотом? – Когда обособляется причастный оборот? Учащиеся, выполнившие упражнение раньше других, получают оценки. VI. Подведение итогов урока. – От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени? – Отличаются ли гласные в суффиксах причастий от гласных в неопределенной форме глагола?  Домашнее задание: выучить § 17 (с. 45), упражнение 98.
Иконка файла материала 29.docx
У р о к  29 ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ Ц е л и:  познакомить   учащихся   с   образованием   действительных   причастий прошедшего времени; отрабатывать умение находить изучаемую орфограмму и правильно   писать   ее;   повторить   правописание   действительных   причастий настоящего   времени;   учить   составлять   словосочетания   с   действительными причастиями прошедшего времени. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания (упражнение 94). – Как вы озаглавили этот текст? – Какого он стиля? –   Какие   причастия   помогают   писателю   изобразить   «поразительно   острое зрение» героя? Работа   со   словарными   словами:  поразительно,   силуэт  –   определить лексическое значение, запомнить написание (очертание): а) разберите по составу слово поразительно, подберите синонимы к глаголу поразить (изумить, восхитить); б)   подберите   к   глаголу  поразить  глагол   другого   вида   (поразить  – совершенный   вид,  поражать  –   несовершенный   вид),   образуйте   от   глагола поражать действительное причастие настоящего времени. в)   образуйте   от   глагола  поразить  действительное   причастие   настоящего времени. (Образовать нельзя. ) – Почему? III. Сообщение темы и цели урока. IV. Объяснение нового материала. 1. Н а   д о с к е  – запись в таблице:– Выделите основы в глаголах и причастиях. – Выделите формообразующие суффиксы у причастий. –   Попытайтесь   самостоятельно   сформулировать   правило   образования действительных   причастий   прошедшего   времени:   от   чего   и   с   помощью   чего образуются действительные причастия прошедшего времени. 2. И з у ч е н и е   м а т е р и а л а  учебника (на с. 45). – Обратите внимание: на гласную или согласную оканчивается основа глагола перед суффиксом ­вш­? А перед суффиксом ­а­? – Какую гласную надо писать перед суффиксом ­вш­? –   Образуйте   действительное   причастие   прошедшего   времени   от   глагола замерзнуть. Что происходит с суффиксом ­ну­? (При   образовании   действительного   причастия   прошедшего   времени суффикс   выпадает: замерз ий). V. Закрепление. 1. В ы п о л н е н и е   у п р а ж н е н и я  95 (по цепочке). –   Чтение   выделенного   курсивом   уточнения   о   написании   гласных   перед суффиксом причастий прошедшего времени. – Какие из причастий можно использовать при описании лица человека? 2. Д и к т а н т   с   г р а м м а т и ч е с к и м   з а д а н и е м. ПРОСЕКА Узкая, несколько     Сгнившие пни, покрытые великолепным   фарфорово­зеленым   мхом.  Посредине   просеки  –  высокий   стог сена, прикрытый от дождя и ветра    За стогом – огромный     тяжелой, яшмовой листвой. Казалось, он улыбается над бесплодными порывами ветра, над этими медвежьего цвета тучами с шоколадно­желтыми краями… (По В. Иванову.) –   Укажите   действительные   причастия   настоящего   и   прошедшего   времени; выделите в них суффиксы, подчеркните их как члены предложения. – Укажите определяемые существительные и зависимые от причастий слова. – Объясните лексическое значение слова яшмовый. (Яшма – разновидность кварца с узорчатыми прожилками.)3. В ы п о л н е н и е   у п р а ж н е н и я  96. –   Распределите   словосочетания   в   две   группы:   с   действительными причастиями   настоящего   времени   –   в   одну   группу,   с   действительными причастиями прошедшего времени – в другую. – С двумя любыми словосочетаниями составить предложения с однородными членами. – Сделать синтаксический разбор одного из предложений (самостоятельно). 4. В ы п о л н е н и е   у п р а ж н е н и я  97 (самостоятельно). Б е с е д а   п о   в о п р о с а м. – Что называется причастным оборотом? – Когда обособляется причастный оборот? Учащиеся, выполнившие упражнение раньше других, получают оценки. VI. Подведение итогов урока. –   От   основ   каких   глаголов   и   при   помощи   каких   суффиксов   образуются действительные причастия прошедшего времени? –   Отличаются   ли   гласные   в   суффиксах   причастий   от   гласных   в неопределенной форме глагола?  Домашнее задание: выучить § 17 (с. 45), упражнение 98.

Посмотрите также