ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ
- на основе системно-деятельностного подхода к обучению;
- каждое занятие направлено на развитие, воспитание, обучение учащихся;
- на каждом занятии создается «ситуация успеха».
Этапы подготовки и реализации занятия |
Действия педагога дополнительного образования |
Оценка действий |
|
Подготовка оборудования и организация рабочих мест учащихся |
Педагог подготовил необходимые оборудование или раздаточные материалы для каждого учащегося до занятия |
+ |
|
Педагог потратил время на занятии, чтобы подготовить необходимое оборудование, раздаточный материал или ничего не подготовил |
- |
||
Мотивация учащихся |
Педагог задал направление работы учащихся, настроил их на активную деятельность. Рассказал, каких полезных для жизни результатов дети достигнут на занятии |
+ |
|
Не мотивировал учеников |
- |
||
Сообщение темы занятия |
Учащиеся сформулировали тему занятия самостоятельно (педагог назвал проблему, которую надо решить, пояснил кратко зачем необходимо ее решить; можно использовать загадки, цитаты из художественных произведений, можно показать видео/фото по проблеме), дал возможность детям предложить свои варианты решения, подводя их высказывания к формулировке темы занятия |
+ |
|
Педагог сообщил тему занятия сам |
- |
||
Сообщение целей занятия |
Педагог сформулировал на понятном для учащихся языке три группы задач, которые надо решить на занятии: образовательные, развивающие и воспитательные. Педагог в целях учел индивидуальные образовательные возможности учащихся |
+ |
|
Педагог сформулировал одну группу целей (например, только образовательные). Индивидуальные возможности не учел |
- |
||
Актуализация имеющихся у учащихся знаний |
Педагог провел актуализацию имеющихся у детей знаний, умений, способов действий (как будем использовать сформированные действия) |
+ |
|
Педагог пропустил этап актуализации |
- |
||
Подведение промежуточных целей и результатов |
Педагог сформулировал цель и подвел итоги промежуточных этапов |
+ |
|
Педагог не сформулировал цель и результаты промежуточных этапов, не подвел итоги |
- |
||
Контроль активности учащихся |
Педагог проконтролировал и поощрил активность учащихся |
+ |
|
Педагог проконтролировал активность детей один или два раза за занятие. Учащиеся малоактивны ИЛИ Активность не проконтролировал. Дети пассивны |
- |
||
Организация самостоятельной работы |
Педагог полностью использовал возможность самостоятельной работы: вовремя организовал, мотивировал учащихся, рассказал критерии оценки или самооценки самостоятельной работы, прокомментировал оценку (оценка НЕ дается в баллах, оцениваем положительную ДИНАМИКУ каждого ребенка) |
+ |
|
Педагог частично использовал возможности самостоятельной работы: ее на занятии было недостаточно, не прокомментировал критерии до того, как оценил результаты. ИЛИ Самостоятельную работу не организовал |
- |
||
Анализ ошибок учеников, организация самоанализа |
Педагог корректно объяснил, как исправить недочеты. Мотивировал учащихся провести самоанализ |
+ |
|
Педагог некорректно прокомментировал недочеты, критиковал не выполнение задания, а личностные качества ребенка, не предложил найти и объяснить ошибки |
- |
||
Оценка работы учащихся на занятии |
Педагог оценил работу детей объективно, аргументировал по критериям. Критерии учащиеся знали заранее (оценка НЕ дается в баллах, оцениваем положительную ДИНАМИКУ каждого ребенка) |
+ |
|
Оценил объективно, но не аргументировал. Критерии оценки учащимся неизвестны, оценка выставляется по аналогии общего образования |
- |
||
Актуализация внимания учащихся |
Педагог проконтролировал уровень внимания детей на разных этапах занятия, поддержал внимание |
+ |
|
Не проконтролировал уровень внимания ИЛИ использовал приемы, которые не повышали внимание детей |
- |
||
Отработка умений и способов действий |
Педагог применяет задания на повторение, которые способствуют усвоению главного в теме |
+ |
|
Педагог не применяет задания на повторение, которые способствуют усвоению главного в теме |
- |
||
Индивидуализация обучения |
Практические задания соответствовали индивидуальному уровню освоения программы учащимися, педагог использовал разноуровневые задания |
+ |
|
Практические задания не соответствовали индивидуальному уровню освоения программы учащимися, педагог не использовал разноуровневые задания |
- |
||
Разъяснение заданий |
Педагог разъяснил учащимся, как выполнить и оформить практические задания |
+ |
|
Педагог не разъяснил учащимся, как выполнить и оформить практические задания |
- |
||
Оценка времени, которое учащиеся тратят на задание |
Педагог выбрал задания для учащихся, в которых учел примерные затраты времени на его выполнение. Затраты времени соответствовали возможностям учащихся |
+ |
|
Педагог выбрал задания для учащихся, в которых не учел примерные затраты времени на его выполнение. Затраты времени не соответствовали возможностям учащихся |
- |
||
Последовательность этапов занятия |
Педагог логично изложил материал. Этапы занятия последовательны |
+ |
|
Педагог допустил логические ошибки в изложении материала. Этапы занятия непоследовательны |
- |
||
Контроль времени на занятии |
Педагог рационально использовал время занятия, не отвлекался на посторонние разговоры с учащимися, контролировал каждый этап и время занятия |
+ |
|
Педагог нерационально использовал время занятия |
- |
||
Подведение итогов занятия |
Педагог мотивировал учащихся подвести итоги занятия. Учащиеся подвели итоги занятия в соответствии с целью и задачами занятия, рассказали, каких образовательных результатов достигли |
+ |
|
Педагог подвел итог занятия. Цель, задачи, планируемые результаты обучения с итогом работы не сопоставил ИЛИ Педагог и учащиеся не подвели итоги |
- |
||
Рефлексия |
Педагог использовал на занятии приемы рефлексии |
+ |
|
Педагог не использовал на занятии приемы рефлексии |
- |
||
Воспитание интереса к занятиям |
Педагог предлагал нестандартные задания, мотивировал, работал индивидуально с учениками и др. |
+ |
|
Интерес учащихся к занятиям не формировал |
- |
||
Формирование универсальных учебных действий (УУД) |
Педагог формировал или развивал УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные |
+ |
|
Педагог не формировал или не развивал УУД |
- |
||
|
Взаимоотношения педагога и учащихся |
Педагог создал на занятии благоприятную обстановку, эмоциональный комфорт, отношения уважительные, открытые |
+ |
|
Эмоциональный климат неблагоприятный (педагог авторитарен, излишне критикует учащихся ИЛИ не поддерживает дисциплину, попустительствует учащимся и т. д.) |
- |
|
|
Целесообразность использования технических средств обучения (ТСО) |
Педагог использовал ТСО, которые повышают качество образовательных результатов |
+ |
|
Педагог неоправданно использовал ТСО (больше развлекали, чем обучали или были сложными для учащихся) |
- |
|
|
Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятии |
Педагог соблюдал требования к освещению, температурному и воздушному режиму, к технике безопасности, провел инструктаж по технике безопасности и гигиене всех участников образовательного процесса |
+ |
|
Педагог не соблюдал требования, инструктаж не проводил |
- |
|
|
Организация физкультминутки на занятиях |
Педагог провел физкультминутку, содержание и форма физкультминутки связаны с тематикой занятия, оптимально выбрал время проведения физкультминутки |
+ |
|
Педагог не провел физкультминутку |
- |
|
|
Наличие признаков переутомления у обучающихся |
Педагог спланировал занятие и выбрал задания, которые не повысили утомляемость учеников |
+ |
|
Педагог выбрал слишком сложные задания, не провел физкультминутку и не предотвратил повышенную утомляемость |
- |
|
|
Учет рекомендаций администрации по деятельности педагога (при наличии) |
Педагог устранил недочеты, которые были на предыдущих занятиях |
+ |
|
Педагог не обратил внимания на замечания и рекомендации администрации, ошибки повторил |
- |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.