Цели: 1. Ознакомиться с алгоритмом деления меньшего числа на большее.
2. Продолжать учиться решать уравнения, закреплять навыки счёта.
3. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
4. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Математика, 4й класс
Урок 20 (§ 1.19).
Тема: Деление меньшего числа на большее (урок введения нового знания)
Цели:
1. Ознакомиться с алгоритмом деления меньшего числа на большее.
2. Продолжать учиться решать уравнения, закреплять навыки счёта.
3. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
4. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
(Задание № 5, с. 41. Ответ: Михаил Романов.)
3. Индивидуальная работа.
У доски или по карточкам работают 3–6 учащихся.
Возможна работа по материалам пособия «Дидактический
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей
системе знаний:
самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для
решения учебной задачи в
© ООО «Баласс», 2014 1II. Постановка
проблемы и
первичное
формулирование
нового знания.
III. Введение
нового знания.
материал к учебнику “Математика”, 4й класс»:
С. 104–105, № 21, 22.
4 3 5 4 5
Парногрупповая работа.
1. Задание № 1, с. 42.
Цель работы:
– сформулировать новое правило.
Последовательность работы:
– читаем текст про себя;
– формулируем поставленную задачу (проблему);
– выдвигаем предположения, обосновывая свою точку зрения,
выслушивая и в случае необходимости аргументированно
опровергая чужую.
– Прочитайте и обсудите задание.
– Предложите свои способы решения.
– Что надо сделать для решения этой задачи?
– Какой вопрос возникает?
2. Текст со знаком ?!
Цель работы:
– создание проблемной ситуации.
3
Парногрупповая работа.
Задание № 2, с. 42.
Цель работы:
– сформулировать новое правило.
Фронтальная работа.
один шаг;
2. отбирать необходимые для
решения учебной задачи
источники информации среди
предложенных учителем
словарей, энциклопедий,
справочников;
3. добывать новые знания:
извлекать информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и
группировать математические
факты и объекты;
5. делать выводы на основе
обобщения умозаключений;
6. преобразовывать
информацию из одной формы
в другую;
7. переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно
© ООО «Баласс», 2014 2IV. Первичное
закрепление.
Последовательность работы:
– читаем и обсуждаем текст по частям;
– формулируем новое правило.
Проверка решения у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
– Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
6 2 4 5
1. Задание № 3, с. 42.
Парногрупповая работа.
Цель работы:
– учиться применять новое правило.
– Прочитайте каждую задачу.
– Подумайте, как рисунок поможет найти решение.
– Объясните рисунок.
– Запишите решение каждой задачи.
Проверка решения у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Какова цель задания?
формулировать цели урока
после предварительного
обсуждения совместно с
классом;
2. совместно с учителем
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему;
3. составлять план решения
отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять
свои действия с целью и при
необходимости исправлять
ошибки с помощью класса;
5. в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии
оценки и определять степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя
из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои
мысли в устной и письменной
речи (выражение решения
учебной задачи в
общепринятых формах) с
© ООО «Баласс», 2014 3– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
– Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
2. Задание № 4, с. 42.
– Обсудите решение данных выражений.
Проверка решения у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
– Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
3. Задание № 5, с. 43.
4. Оценивание основных результатов работы на уроке.
Цель работы – проговорить:
– чему учились;
– необходимость дальнейшей работы.
Фронтальная работа.
V. Повторение и
учётом своих учебных речевых
ситуаций;
2. доносить свою позицию до
других: высказывать свою
точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя
аргументы;
3. слушать других, пытаться
принимать другую точку
зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
4. читать про себя тексты
учебников и при этом ставить
вопросы к тексту и искать
ответы, проверять себя,
отделять новое от известного,
выделять главное, составлять
план;
5. договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении
проблемы (задачи).
Личностные результаты
1. придерживаться этических
норм общения и
сотрудничества при
совместной работе над
учебной задачей;
2. в созданных совместно с
© ООО «Баласс», 2014 4закрепление
изученного.
1. Задача № 6а, с. 43.
– Прочитайте задачу.
– Рассмотрите представленную таблицу.
– Объясните, что обозначает каждое данное.
– Почему количество белых блёсен оказалось больше, чем голубых?
– Где размещались эти «лишние» белые блёсны?
– Что можно по этим данным узнать?
– Составьте план решения задачи.
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
(Решение: 1. 96 – 32= 64 (б.)– «лишние» белые блёсны;
2. 64 : 4= 16 (б.) – в одной коробке;
3. 32 : 16= 2 (к.) – синих блёсен;
4. 2 + 4 = 6 (к.) – белых блёсен.)
2. Задача № 6б, с. 43.
– Прочитайте задачу.
– Смоделируйте условие задачи. (Схема.)
– Почему второй отрезок должен быть длиннее первого?
– Что обозначает эта дополнительная часть?
– Составьте план решения задачи.
(Решение: 1. 12 – 4 = 8 (ок.) – было бы поровну;
2. 8 : 2 = 4 (ок.) – поймали вечером;
3. 4 + 4 = 8 (ок.) – поймали утром.)
Проверка решения у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Какова цель задания?
© ООО «Баласс», 2014 5– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
– Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
3. Разбор задачи № 6в, с. 43, для решения дома.
– Прочитайте задачу.
– Смоделируйте условие задачи. (Схема.)
– На сколько частей нужно поделить отрезок, обозначающий 1й день?
– Какими должны быть отрезки, обозначающие другие дни?
– Составьте план решения задачи.
4. Задача № 8, с. 43.
Ответ:
а) ложное высказывание;
б) истинное высказывание, к нему относится правильный рисунок а);
в) истинное высказывание, к нему относится правильный рисунок б);
г) ложное высказывание, к нему относится неправильный рисунок в).
Оценка и самооценка деятельности (при необходимости).
VI. Итог урока.
– Что нового сегодня узнали?
– Чему ещё учились? (Учились ставить цели работы, планировать свою
работу, работать в соответствии с заданным планом, оценивать
© ООО «Баласс», 2014 6результат своей работы.)
– Всё ли получалось?
– Над чем ещё надо поработать?
VII. Возможное
домашнее задание.
Инвариант: задание № 7, 6в, с. 43.
Вариант: № 9, с. 43.
Необходимость домашнего задания и его содержание
обсуждаются учителем и детьми.
© ООО «Баласс», 2014 7