Деловая игра как форма итоговой аттестации по индивидуальному проекту по химии.
Евсеева Наталья Леонидовна
Филимонова Надежда Борисовна
Преподаватели ГБПОУ СПО «Брянский строительный колледж им. Проф. Н.Е.Жуковского»
Проводя индивидуальный проект по химии на первом курсе вопрос итоговой аттестации играл важное значение. Мы задумались, как сделать его интересным и занимательным для студентов. Как повысить внимание к выполненной работе и закрепить данный результат? Поскольку темы индивидуального проекта охватывали весь спектр основных классов неорганических соединений, было решено провести в форме игрового квеста. Нами был разработан сценарий «Эксперементариум: Угадай кто я? Угадай где я ?».
Целью данного мероприятия было закрепить не только полученные студентами знания, но и проработать навыки обращения с лабораторным оборудованием. Далее мы приводим основные этапы нашего мероприятия. Задания могут варьировать в зависимости от тематики проектов.
«Эксперементариум: Угадай кто я ? Угадай где я ? ».
-Добрый день, дорогие друзья. Любите ли вы химию?
-Химия удивительна, загадочна и необъятна.
-Нас окружают миллионы веществ, вокруг нас происходят сотни тысяч химических реакций, мы сами совершаем десятки химических превращений, в нашем организме постоянно цепочки химических реакций сменяют друг друга.
-И все это необъятное количество химических веществ можно разделить на 4 класса?
Кислоты, Основания, Оксиды, Соли.
Представление команд.
Задание № 1
1. Оценивается по 5 бальной системе.
Вы должны соотнести формулу вещества и его класс, а также дать названия.
СаО, Fe(OH)3, H2SiO3, Na3PO4, Na2O, Ca(OH)2, H2SO4, AgNO3 AgNO3, AgCl, MgО, Al(OH)3, H2CO3,Fe(NO3)3, Н2S, Ba(OH)2, HNO3, К2SО3
Оксиды |
Основания |
Кислоты |
Соли |
|
|
|
|
Задание № 2 .
Студентам необходимо установить соответствие между формулами веществ и реагентами, с каждым из которых это вещество может реагировать. К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА |
РЕАГЕНТЫ |
А) Ca Б) ZnO В) CuSO4 Г) Na2SO3 |
1) BaCl2, HNO3, HCl 2) Al, Na2S, NaOH 3) Cu, HCl, BaCl2 4) H2, HCl, NaOH 5) P, O2, HCl |
Задание № 3
В данном задании студентам предлагалось решить химический кроссворд.
Задание №4
Черный ящик. В данном задание в черный ящик были помещены 2 известных вещества (пищевая сода, уксусная кислота). Студентам приводились интересные факты о них и чем раньше команда угадывала название, тем больше баллов получала.
Пример задания. Пищевая сода
1.Это химическое вещество входит в состав крови человека. Если провести анализ крови, то можно убедиться, что лимфоциты, эритроциты и тромбоциты буквально «плавают» в нем. Её солоноватый привкус мы ощущаем, когда подносим пораненное место к губам.
2. Оно - идеальное средство для нейтрализации кислотности, что делает её эффективной при устранении неприятных запахов. Ей можно обработать ковёр, который впитал нежелательные запахи, или постирать с ней одежду, и она устранит все посторонние запахи. Если в холодильнике пропал какой-либо продукт, то стоит промыть с этим веществом место, где он лежал, как свежий запах сразу вернется.
3. Зуд от укусов комаров и мошек снимает очень быстро. Также, это средство обеззараживает место укуса.
Вторая часть нашего мероприятия – практическая. Она проходила в химической лаборатории. Студенты получали инструктивную карту и в заданный промежуток времени должны были выполнить задание.
Инструктивная карточка.
Задание 1.
Это вещество имеет в природе аналог под названием мелантерит. Оно было открыто человечеством очень давно, способы его применения содержатся в древнегреческих текстах полуторатысячной давности. Сегодня его применяют в различных областях промышленности, медицины, ветеринарии, сельского хозяйства. Сфера его использования в различных производствах чрезвычайно широка, поэтому ниже приведем те области, где он применяется очень часто, а его замена на иные аналоги ухудшает качество лекарства или изделия. Так что же это такое? Вы не знаете, тогда попробуйте добавить к нему едкий натр и, глядя на результат, скажите нам, что же это за вещество.
Что взяли
|
Что добавили |
Результат |
|
NaOH |
|
Уравнение реакции:
Задание 2
Это вещество используется в пиротехнике для получения огней зелёного цвета. Спектр испускания представляет собой полосы в зеленой части спектра. Имеет широкое применение:
Входит в состав электролитов, использующихся при электролитическом получении химически чистого магния и алюминия. Часть смесей, применяющихся для закалки сталей режущих марок.
В технологии горячего прессования в металлургии.
В сталелитейном производстве — для цианирования (насыщения верхнего слоя металлической поверхности углеродом и азотом). Для уничтожения насекомых-вредителей растений в сельском хозяйстве.
Не догадались, тогда добавьте к нему серную кислоту и посмотрите, что получится.
Что взяли |
Что добавили |
Результат |
|
H2SO4 |
|
Уравнение реакции:
Задание 3.
В природе его можно встретить в виде некоторых минералов, таких как халькантит. Данный камень мало кому известен и редко используется.
Данное вещество нашло свое основное применение в садоводческой сфере — оно используется для защиты растений от болезней и вредителей благодаря своим антисептическим и дезинфицирующим средствам. Также данное вещество широко применяется в сельском хозяйстве, так как с его помощью можно повысить морозоустойчивость и иммунитет растений к грибкам. Да и к тому же из него получаются очень красивые кристаллы.
Не догадались, тогда добавим к нему едкий натр и посмотрим, что получится.
Что взяли
|
Что добавили |
Результат |
|
NaOH |
|
Уравнение реакции:
Задание 4 .
Данное вещество находит широкое применение при травлении печатных плат (радиотехника, системотехника).
Используется для травления печатных форм (офорт, цинкография), как альтернатива азотной кислоте, реакция с которой сопровождается выделением высокотоксичных паров («лисий хвост»).
Используется в кузнечном деле. Применяется как протрава при крашении тканей.
Не догадались что это??? Тогда добавьте к нему едкого натра и посмотрите, что получится.
Что взяли
|
Что добавили |
Результат |
|
NaOH |
|
Уравнение реакции:
Данный опыт подведение итогов считаем эффективным, так как:
1. Студенты смогли обобщить и на практике показать полученные знания.
2. Студенты, активно принимали участие, были награждены именными сертификатами.
3. В ходе данного мероприятия можно задействовать всех студентов, так как число команд не ограничено.
4. Данная форма проведения мероприятия позволяет задействовать разные формы и методы работы: интерактивные, теоретические, практические.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.