Деловая игра «От компетентного учителя к междисциплинарной интеграции»
Оценка 4.6

Деловая игра «От компетентного учителя к междисциплинарной интеграции»

Оценка 4.6
docx
27.06.2020
Деловая игра         «От компетентного учителя  к междисциплинарной  интеграции»
1Деловая игра.docx

ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МОГИЛЕВСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «КНЯЖИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

 

 

 

 

 

 

 

 

Деловая игра

 

       «От компетентного учителя

к междисциплинарной  интеграции»

 

 

(Из опыта работы по реализации инновационного проекта «Внедрение модели междисциплинарной интеграции при изучении предметов естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов)

 

                                                   

                                                     Автор-составитель:

                                                         зам. директора по УР

                                                                    Попкова Лилия Викторовна

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев, 2020

 

Деловая игра

       «От компетентного учителя к междисциплинарной  интеграции»

 

ЦЕЛЬ: развитие профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в условиях реализации инновационного проекта «Внедрение междисциплинарной интеграции при изучении предметов естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов».

Задачи:

- выявить ключевые компетенции, определяющие высокий уровень профессионализма современного педагога;

-    включить участников деловой игры в активную профессиональную работу;

-   вооружить участников методикой проведения деловой игры.

Оборудование: карточки, листы бумаги, маркеры, красный мяч, фломастеры, открытки, листы бумаги с изображением мальчика, портфель, песочные часы из бумаги, видеоролик «Лучик света», колокольчик.

 

Ход игры

 

1.      Подготовительный этап

  Ведущий

   Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем участниками деловой игры «От компетентного учителя  к междисциплинарной  интеграции».

На протяжении всей игры мы будем подчиняться следующим правилам:

- обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия;

-откровенность и доброжелательность в общении;

- все равны в общении без учёта заслуг, знаний и педагогического стажа;

- чётко и ясно выражаем свои мысли, стремимся  «сделать себя понятным» себе и другим;

- помним, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа - за каждого;

-соблюдаем временной режим.

Принцип нашей игры заключён в словах « Мыслить можно по-разному».

 

В ходе  игры мы должны решить следующие задачи:

 

- выявить ключевые компетенции, определяющие высокий уровень профессионализма современного педагога;

-    проявить профессиональную компетентность при выполнении заданий разного уровня ;

-    вооружиться методикой проведения деловой игры.

 Ведущий

        Актуальность данной темы состоит в том, что современный образовательный процесс ориентирован на подготовку  подрастающего поколения к полноценной жизни в обществе, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

      К приоритетным задачам образовательного процесса относится реализация таких направлений педагогической деятельности как: научить школьников учиться и объяснять явления объективной реальности (природы, общества, внутреннего мира человека); научить ориентироваться в мире духовных ценностей и ключевых вопросах современной жизни; научить решать проблемы общие для различных видов деятельности, в том числе и профессиональной; осуществлять осознанный профессиональный выбор и  реализовывать различные социальные роли.

     У большинства учащихся на сегодня отсутствуют представления о том, в чем состоит единство разных предметных областей. И это совершенно закономерно, так как традиционно уроки строятся в соответствии с монопредметным принципом и материал преподносится и изучается в логике какой-то одной предметной дисциплины: ученики получают «лоскутные» знания и связи между традиционно разделенными предметами ни во время уроков, ни после никем специально не расширяются. Многие школьные учебники передают информацию ученику, а не обучают его самим способам и техникам порождения знаний. Это  одно из последствий жесткого разрыва естественнонаучной и гуманитарной форм знаний.

     Междисциплинарная интеграция должна быть направлена на решение главной задачи – получение учащимися качественного общего среднего образования и создание соответствующих условий для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации учащихся с учетом их способностей, склонностей и интересов.

      Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся средствами междисциплинарной  интеграции упрочит связь как с дальнейшим образованием, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями учащихся, обеспечит развитие их способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.

 

2. Организационный этап

    Для создания дружеской  атмосферы, установления коммуникации, оперативного включения в работу использую прием «Тимбилдинг» (разноцветные ленточки)

Цель: сближение, принятие другого, создание положительного эмоционального настроя, гармонизация внутреннего мира, ослабление психического напряжения.

Время на выполнение задания: до 4 минут.
Ход игры
   Перед педагогами выкладываются ленточки разной длины и цвета. Предлагается взять ту ленточку, которая больше нравится. Затем, предлагается рассказать о себе, о своих достоинствах. Рассказывая, он привязывает свою ленточку к ленточке соседа. Так образуется единая лента, которая подводит к мысли, что все разные, но объединяет общая профессия, любовь к детям, творческий потенциал.

Ведущий

  Для разделения участников на группы предлагаю игру «Собери открытку».

Цель: сформировать 4 группы участников.

Ход игры

  Участникам предлагается взять по одному элементу разрезанных открыток с целью возобновления изображения. Участники, объединяясь, восстанавливают изображение. Время на выполнение задания: до 3 минут.

  Ведущий

  Группы сформированы. Прошу участников занять свои места за столами.

(Сформированные группы садятся за столы )

 

 Ведущий

   И так, игра начинается. Все участники что-то ожидают от этой встречи, что-то новое хотят увидеть или услышать. Предлагаю вам написать на листочках то, что вы ожидаете от встречи, что хотелось бы вам услышать и узнать.

Прием «Песочные часы»

Цель: организовать рефлексивное взаимодействие.

Участникам предлагается написать на листочках то, что они ожидают от встречи, или хотелось бы услышать. Затем зачитывают и крепят листочки в верхней части песочных часов (плакат из бумаги).

 Время на выполнение задания: до 2 минут.

Ведущий. Зачитайте свои пожелания и закрепите их  на верхней части песочных часов.

 

 3.Целеполагание

 Приём» Волшебный конверт»

Цель:  через раскрытие основных понятий подвести участников к формулированию цели игры.

Участникам предлагается прочитать определения и назвать каждое из них одним словом. Пишут ответ на листке.

 Время на выполнение задания: до 3 минут.

1.Знающий, осведомлённый, авторитетный в какой–нибудь области. (Компетентный)

2. Наличие знаний, опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. (Компетентность)

3.Урок, соответствующий времени; учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. (Современный)

4. Урок, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. (Интегрированный, междисциплинарный)

 Проверим, что у вас получилось. Таким образом, мы пришли к выводу, что компетентный учитель – это знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области.

 

Ведущий

У нас получилась логическая цепочка: компетентность – компетентный учитель –  современный интегрированный урок.

 

Таким образом, в наших руках возможность формировать личность:

- любознательную, активно познающую мир;

- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

- доброжелательную, умеющую слушать партнера, уважающую свое и

чужое мнение;

- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

 Ведущий

 Чтобы сформировать такую личность, с детьми должен работать компетентный учитель.

Предлагаю рассмотреть ключевые компетенции, определяющие высокий уровень профессионализма современного педагога, как одну из главных задач нашей встречи.

4.Работа по теме

Ведущий

Итак, мы с вами дали определение понятию «компетентность». Давайте вспомним основные виды компетентности.  

(Информационная компетенция, гражданская компетенция, коммуникативная компетенция, проблемная компетенция, самообразовательная компетенция.)

 Ведущий

 Прием «Открытый микрофон».

Цель: раскрыть сущность данных компетенций.

 Время на выполнение задания: до 5 минут.

 

Задания для групп:

Каждая группа готовит краткое сообщение по предложенной компетенции и излагает её сущность.

 1группа» Информационная компетенция»,» Гражданская компетенция»

2 группа» Коммуникативная компетенция»

3 группа» Проблемная компетенция»

4 группа» Самообразовательная компетенция»

 

Информационная компетенция формируется при помощи реальных объ-

ектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) и выражается в умении искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, которой наполнены учебные предметы и окружающий мир.

Информационная компетенция выражается в умениях самостоятельно:

 интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;

 делать аргументированные выводы;

 использовать полученную информацию при планировании и реализацииu

своей деятельности в той или иной ситуации;

 представлять ее в различных формах и на различных носителях.

 Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков,

способов взаимодействия с окружающими людьми и реагирования на происходящие события, навыки работы в коллективе, владение разными социальными ролями в коллективе. Учитель должен уметь представить себя и вести дискуссию на любом уровне.

Коммуникативная компетенция выражается в умениях:

 вступать в контакт с различными собеседниками (по возрасту, социальному статусу, степени близости и знакомства), учитывая их особенности;

 соблюдать нормы и правила общения, организовывать процесс коммуникации в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения;

 слушать собеседника, проявляя терпимость к чужому мнению;

 высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;

 грамотно разрешать конфликты, возникающие в ходе общения;

 при необходимости изменять свое речевое поведение;

 оценивать успешность ситуации общения;

 корректно завершать ситуацию общения.

 

Проблемная (познавательная) компетенция включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Учитель овладевает приемами действий

в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Проблемная (познавательная) компетенция выражается в умениях самостоятельно:

 формулировать цель и делить ее на ряд последовательных задач;

 находить альтернативные пути и средства решения задач;

 реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы;

 оценивать степень разрешенности проблемы и достигнутого продвижения.

 

Самообразовательная (смысловая) компетенция связана с ценностными

представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий

мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умением выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях различной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория учителя.

Самообразовательная (смысловая) компетенция выражается:

 в готовности к непрерывному саморазвитию, профессиональному и личностному росту;

 в умении конструктивно выходить из кризисных этапов развития.

 Гражданская (общекультурная, толерантная) компетенция – это круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности. В него входят особенности национальной культуры человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки в религии и жизни человека.

Гражданская (общекультурная, толерантная) компетенция выражается в готовности человека адекватно исполнять социальную роль гражданина своего государства и патриота, включает момент социально-культурной самоидентификации, патриотические ценности, правовые и политологические знания, избирательские умения и т. д.

 

Ведущий. Данные компетенции могут реализовываться в такой форме как современный интегрированный урок.  

    Современный интегрированный урок - прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний из разных предметных областей, для формирования ее нравственных основ. Как подготовить современный интегрированный урок – это один из самых важных вопросов, который стоит перед учителем.

    Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

 Ведущий

   Задание для групп: предлагаю определить одно из важных условий современного интегрированного урока. У кого какие предположения? (учителя предлагают варианты). Результативность, личностное развитие,  комфорт, функциональная грамотность, творчество.

 Ведущий

     Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

   А что значит» комфортный урок» для вас? Предлагаю поиграть в игру» Ассоциация». Вам необходимо подобрать ассоциации к словосочетанию» современный интегрированный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове» комфорт».

 Время на выполнение задания: до 5 минут

 

Игра “Ассоциация”

Цель: активизировать мыслительскую деятельность участников, актуализировать словарный запас по теме» современный урок».

К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность, основательность

Отдача, оптимально

Открытие

Ответственность

Образованный, осознанный

М

моделирование

мотивация

методика

мастер

Ф

Фантазия

формирование

функциональный

фундамент

О

Отдых, осмысленный

Открытие, организованный

обучение

Опора,

озарение

Р

Радость

развитие

Рост

Результат,

рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

темп

Ведущий

   В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, из разных источников собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одно из требований современного интегрированного урока – включение детей в совместное целеполагание.

 Задание для групп: обыграть ситуацию включения учащихся в совместное целеполагание на уроках, используя методы междисциплинарной интеграции.

 

Время на выполнение задания:  до 10 минут.

 

 

1 группа: физика. Тема: «Атмосферное давление»

2 группа: биология. Тема: «Гигиена органов дыхания»

3 группа: русская литература. Тема: «Жизнь и творчество А.Куприна. Повесть «Гранатовый браслет»

4 группа: история Беларуси. Тема: «Использование краеведческого материала как средства активизации познавательной активности учащихся на уроках истории Беларуси”

(Представители групп озвучивают предположительные совместные целеполагания по предложенным учебным предметам)

 Ведущий

«Учитель – это волшебник», - часто можно слышать от окружающих. И, действительно, часто учителю приходится работать волшебником.

(Звучит куплет из песни» Просто я работаю волшебником» )

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам разрешить следующие педагогические ситуации. Время на выполнение задания  до 5 минут.

1-й группа: рассмотреть рисунок. На уроке физики мальчик не слушал объяснения учителя, а мечтал о своём. Как вернуть его на урок? (высказываются)

 Игра «Волшебники»

Цель игр: сформулировать приёмы и методы при формировании ключевых компетенций учителей в рамках современного интегрированного урока.

 2 –й группа: предлагаю «положить» домашнее задание в портфель, но такое, которое хотелось бы выполнить учащимся.

Игра « Портфель» (высказываются)

3 –  4 группы: предлагаю поиграть в игру» Алло, мы ищем таланты!»

 Игра «Алло, мы ищем таланты!»

Ситуация такова: урок по учебному предмету «История Беларуси» проводился на четвертом уроке. До него в расписании  были уроки: физика, биология, русская литература. Учащиеся плохо читали, не смогли решить задачу, не справились с лабораторной работой по биологии. Каким образом построить урок по учебному предмету «История Беларуси»  так, чтобы решить  эти проблемы к следующим урокам физики, биологии, русской литературы? (представители групп высказываются)

 Ведущий 2.

Ни одна деловая игра не проходит без такой формы работы как «мозговой штурм».

Цель нашего мозгового штурма: определить значимые качества, составляющие профессиональную компетентность учителя. Время на выполнение задания:  до 5 минут.

 Ведущий

 Каждой группе  необходимо  выбрать 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причём пять из них – личные качества, пять – профессиональные.

Оформление:  на ватмане на одной половине изобразить профессионально компетентного педагога, а на другой половине листа записать 10 профессионально значимых качеств.

Примеры профессионально значимых качеств личности педагога:

1.     Готовность к работе с детьми.

2.     Умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой.

3.     Высокая степень личной ответственности.

4.     Самоконтроль и уравновешенность.

5.     Терпимость, безоценочное отношение к людям.

6.     Интерес и уважение к другому человеку.

7.     Стремление к самопознанию и саморазвитию.

8.     Оригинальность, находчивость, разносторонность.

9.     Тактичность.

10. Целеустремленность.

11. Артистизм.

12. Требовательность к себе и другим.

13. Наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его навыков,  потребностей и интересов).

Демонстрация работ: группа выходит и защищает свой проект. Время на выполнение задания:  до 7 минут.

 

 Ведущий   

   Уважаемые коллеги! Мы продолжаем работать. Я предлагаю вам выполнить тест «Стандартный – нестандартный учитель», который  поможет определить, какие качества вам нравятся или не нравятся в учениках. Отметьте знаком « +» те качества, которые вам нравятся, а знаком

 «-» те, что вам не нравятся. Время на выполнение задания  до 5 минут.

 

 

Цель теста: саморефлексия.

 

1. Дисциплинированный.

2. Организованный.

3. Неровно успевающий.

4.Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении,

непонятный.

7. Умеющий поддерживать общее дело.

8. Стабильно успевающий.

9. Занятый своими делами.

10.Быстро, «на лету» схватывающий.

11.Не умеющий общаться, конфликтный.

12. Выскакивающий на уроке с непонятными замечаниями.

13. Приятный в общении.

14.Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15.Ясно, понятно для вас выражающий свои мысли.

16.Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководству.

 

Ведущий 

    А сейчас займёмся подсчётом. Подсчитайте количество + на четных номерах,  потом на нечетных. Если « четных плюсов» больше, я вас поздравляю: вы СОВЕРШЕННО НЕСТАНДАРТНЫЙ УЧИТЕЛЬ. Ну, а если нет, то волноваться не стоит. Каждый из вас может раскрыться и достичь высот, реализовав себя в любимой работе.

5. Подведение итогов

 

Ведущий 

    Проанализировав роль педагога в образовательном процессе  

и основные компетенции, которыми он должен обладать, прошу вас передать                                                           «импульс» (красный мяч) соседу и высказать, что же входит в обязанности учителя.

Участники передают « импульс» (красный мяч) и высказываются:

-  овладение разнообразными методами и приемами обучения;

 - постоянное самообразование;

 - корректировка учебных занятий в соответствии с поставленными целями и решаемыми задачами;

 - проведение разнообразных по форме и информационному наполнению учебных занятий;

 - умение организовывать коллектив;

 - воспитание каждого учащегося полноценной личностью;

 - стремление развивать творческий потенциал школьников;

 - умение находить подход к каждому ученику;

 - оказание помощи каждому ученику;

 - воспитание у школьника адекватной самооценки;

 - умение адекватно реагировать на создавшуюся ситуацию;

 - умение доступно и грамотно излагать учебный материал;

 - грамотное руководство исследовательской деятельностью;

-  умение заинтересовывать своим предметом;

- формирование функциональной грамотности учащихся.;

- междисциплинарная интеграция.

6.     Рефлексия  

Ведущий

   Пускай вас не покидает надежда, вера и любовь. Коллективно, все вместе мы сможем добиться своей цели. Пусть все ваши творческие начинания освещает лучик света. Просмотр  мультфильма « Лучик света»

Ведущий

   Давайте вернёмся к нашей первоначальной цели, которая предполагала развитие профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в условиях междисциплинарной интеграции. Я попрошу участников игры, чьи ожидания оправдались в течение деловой игры, подойти к нашим «песочным часам»  и переместить свои стикеры в их нижнюю часть.

Ведущий

    Наша игра подошла к концу. Тем не менее, наш путь, путь учителя, ещё не закончен. Мы с вами в движении и в постоянном поиске. Это движение и поиск открывают новые горизонты. Желаю вам двигаться всегда вперёд, удачи на педагогическом и жизненном пути. Большое спасибо всем участникам за работу!


 

ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МОГИЛЕВСКОГО

ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МОГИЛЕВСКОГО

Деловая игра «От компетентного учителя к междисциплинарной интеграции»

Деловая игра «От компетентного учителя к междисциплинарной интеграции»

Принцип нашей игры заключён в словах «

Принцип нашей игры заключён в словах «

Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся средствами междисциплинарной интеграции упрочит связь как с дальнейшим образованием, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями учащихся, обеспечит…

Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся средствами междисциплинарной интеграции упрочит связь как с дальнейшим образованием, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями учащихся, обеспечит…

Прием «Песочные часы» Цель: организовать рефлексивное взаимодействие

Прием «Песочные часы» Цель: организовать рефлексивное взаимодействие

Ведущий Чтобы сформировать такую личность, с детьми должен работать компетентный учитель

Ведущий Чтобы сформировать такую личность, с детьми должен работать компетентный учитель

Самообразовательная компетенция»

Самообразовательная компетенция»

Проблемная (познавательная) компетенция включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами

Проблемная (познавательная) компетенция включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами

Гражданская (общекультурная, толерантная) компетенция выражается в готовности человека адекватно исполнять социальную роль гражданина своего государства и патриота, включает момент социально-культурной самоидентификации, патриотические ценности, правовые и…

Гражданская (общекультурная, толерантная) компетенция выражается в готовности человека адекватно исполнять социальную роль гражданина своего государства и патриота, включает момент социально-культурной самоидентификации, патриотические ценности, правовые и…

Игра “Ассоциация” Цель: активизировать мыслительскую деятельность участников, актуализировать словарный запас по теме» современный урок»

Игра “Ассоциация” Цель: активизировать мыслительскую деятельность участников, актуализировать словарный запас по теме» современный урок»

Беларуси. Тема: « И спользование краеведческого материала как средства активизации познавательной активности учащихся на уроках истории

Беларуси. Тема: « И спользование краеведческого материала как средства активизации познавательной активности учащихся на уроках истории

Каждой группе необходимо выбрать 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причём пять из них – личные качества, пять – профессиональные

Каждой группе необходимо выбрать 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причём пять из них – личные качества, пять – профессиональные

Выбивающийся из общего темпа. 5

Выбивающийся из общего темпа. 5

Рефлексия Ведущий Пускай вас не покидает надежда, вера и любовь

Рефлексия Ведущий Пускай вас не покидает надежда, вера и любовь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2020