ОТДЕЛ ПО
ОБРАЗОВАНИЮ МОГИЛЕВСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «КНЯЖИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Деловая игра
«От компетентного учителя
к междисциплинарной интеграции»
(Из опыта работы по реализации инновационного проекта «Внедрение модели междисциплинарной интеграции при изучении предметов естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов)
Автор-составитель:
зам. директора по УР
Попкова Лилия Викторовна
Могилев, 2020
Деловая игра
«От компетентного учителя к междисциплинарной интеграции»
ЦЕЛЬ: развитие профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в условиях реализации инновационного проекта «Внедрение междисциплинарной интеграции при изучении предметов естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов».
Задачи:
- выявить ключевые компетенции, определяющие высокий уровень профессионализма современного педагога;
- включить участников деловой игры в активную профессиональную работу;
- вооружить участников методикой проведения деловой игры.
Оборудование: карточки, листы бумаги, маркеры, красный мяч, фломастеры, открытки, листы бумаги с изображением мальчика, портфель, песочные часы из бумаги, видеоролик «Лучик света», колокольчик.
Ход игры
1. Подготовительный этап
Ведущий
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем участниками деловой игры «От компетентного учителя к междисциплинарной интеграции».
На протяжении всей игры мы будем подчиняться следующим правилам:
- обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия;
-откровенность и доброжелательность в общении;
- все равны в общении без учёта заслуг, знаний и педагогического стажа;
- чётко и ясно выражаем свои мысли, стремимся «сделать себя понятным» себе и другим;
- помним, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа - за каждого;
-соблюдаем временной режим.
Принцип нашей игры заключён в словах « Мыслить можно по-разному».
В ходе игры мы должны решить следующие задачи:
- выявить ключевые компетенции, определяющие высокий уровень профессионализма современного педагога;
- проявить профессиональную компетентность при выполнении заданий разного уровня ;
- вооружиться методикой проведения деловой игры.
Ведущий
Актуальность данной темы состоит в том, что современный образовательный процесс ориентирован на подготовку подрастающего поколения к полноценной жизни в обществе, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
К приоритетным задачам образовательного процесса относится реализация таких направлений педагогической деятельности как: научить школьников учиться и объяснять явления объективной реальности (природы, общества, внутреннего мира человека); научить ориентироваться в мире духовных ценностей и ключевых вопросах современной жизни; научить решать проблемы общие для различных видов деятельности, в том числе и профессиональной; осуществлять осознанный профессиональный выбор и реализовывать различные социальные роли.
У большинства учащихся на сегодня отсутствуют представления о том, в чем состоит единство разных предметных областей. И это совершенно закономерно, так как традиционно уроки строятся в соответствии с монопредметным принципом и материал преподносится и изучается в логике какой-то одной предметной дисциплины: ученики получают «лоскутные» знания и связи между традиционно разделенными предметами ни во время уроков, ни после никем специально не расширяются. Многие школьные учебники передают информацию ученику, а не обучают его самим способам и техникам порождения знаний. Это одно из последствий жесткого разрыва естественнонаучной и гуманитарной форм знаний.
Междисциплинарная интеграция должна быть направлена на решение главной задачи – получение учащимися качественного общего среднего образования и создание соответствующих условий для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации учащихся с учетом их способностей, склонностей и интересов.
Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся средствами междисциплинарной интеграции упрочит связь как с дальнейшим образованием, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями учащихся, обеспечит развитие их способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.
2. Организационный этап
Для создания дружеской атмосферы, установления коммуникации, оперативного включения в работу использую прием «Тимбилдинг» (разноцветные ленточки)
Цель: сближение, принятие другого, создание положительного эмоционального настроя, гармонизация внутреннего мира, ослабление психического напряжения.
Время на выполнение
задания: до 4 минут.
Ход игры
Перед педагогами выкладываются ленточки разной длины и цвета. Предлагается
взять ту ленточку, которая больше нравится. Затем, предлагается рассказать о
себе, о своих достоинствах. Рассказывая, он привязывает свою ленточку к
ленточке соседа. Так образуется единая лента, которая подводит к мысли, что все
разные, но объединяет общая профессия, любовь к детям, творческий потенциал.
Ведущий
Для разделения участников на группы предлагаю игру «Собери открытку».
Цель: сформировать 4 группы участников.
Ход игры
Участникам предлагается взять по одному элементу разрезанных открыток с целью возобновления изображения. Участники, объединяясь, восстанавливают изображение. Время на выполнение задания: до 3 минут.
Ведущий
Группы сформированы. Прошу участников занять свои места за столами.
(Сформированные группы садятся за столы )
Ведущий
И так, игра начинается. Все участники что-то ожидают от этой встречи, что-то новое хотят увидеть или услышать. Предлагаю вам написать на листочках то, что вы ожидаете от встречи, что хотелось бы вам услышать и узнать.
Прием «Песочные часы»
Цель: организовать рефлексивное взаимодействие.
Участникам предлагается написать на листочках то, что они ожидают от встречи, или хотелось бы услышать. Затем зачитывают и крепят листочки в верхней части песочных часов (плакат из бумаги).
Время на выполнение задания: до 2 минут.
Ведущий. Зачитайте свои пожелания и закрепите их на верхней части песочных часов.
3.Целеполагание
Приём» Волшебный конверт»
Цель: через раскрытие основных понятий подвести участников к формулированию цели игры.
Участникам предлагается прочитать определения и назвать каждое из них одним словом. Пишут ответ на листке.
Время на выполнение задания: до 3 минут.
1.Знающий, осведомлённый, авторитетный в какой–нибудь области. (Компетентный)
2. Наличие знаний, опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. (Компетентность)
3.Урок, соответствующий времени; учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. (Современный)
4. Урок, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. (Интегрированный, междисциплинарный)
Проверим, что у вас получилось. Таким образом, мы пришли к выводу, что компетентный учитель – это знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области.
Ведущий
У нас получилась логическая цепочка: компетентность – компетентный учитель – современный интегрированный урок.
Таким образом, в наших руках возможность формировать личность:
- любознательную, активно познающую мир;
- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
- доброжелательную, умеющую слушать партнера, уважающую свое и
чужое мнение;
- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Ведущий
Чтобы сформировать такую личность, с детьми должен работать компетентный учитель.
Предлагаю рассмотреть ключевые компетенции, определяющие высокий уровень профессионализма современного педагога, как одну из главных задач нашей встречи.
4.Работа по теме
Ведущий
Итак, мы с вами дали определение понятию «компетентность». Давайте вспомним основные виды компетентности.
(Информационная компетенция, гражданская компетенция, коммуникативная компетенция, проблемная компетенция, самообразовательная компетенция.)
Ведущий
Прием «Открытый микрофон».
Цель: раскрыть сущность данных компетенций.
Время на выполнение задания: до 5 минут.
Задания для групп:
Каждая группа готовит краткое сообщение по предложенной компетенции и излагает её сущность.
1группа» Информационная компетенция»,» Гражданская компетенция»
2 группа» Коммуникативная компетенция»
3 группа» Проблемная компетенция»
4 группа» Самообразовательная компетенция»
Информационная компетенция формируется при помощи реальных объ-
ектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) и выражается в умении искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, которой наполнены учебные предметы и окружающий мир.
Информационная компетенция выражается в умениях самостоятельно:
интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
делать аргументированные выводы;
использовать полученную информацию при планировании и реализацииu
своей деятельности в той или иной ситуации;
представлять ее в различных формах и на различных носителях.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков,
способов взаимодействия с окружающими людьми и реагирования на происходящие события, навыки работы в коллективе, владение разными социальными ролями в коллективе. Учитель должен уметь представить себя и вести дискуссию на любом уровне.
Коммуникативная компетенция выражается в умениях:
вступать в контакт с различными собеседниками (по возрасту, социальному статусу, степени близости и знакомства), учитывая их особенности;
соблюдать нормы и правила общения, организовывать процесс коммуникации в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения;
слушать собеседника, проявляя терпимость к чужому мнению;
высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
грамотно разрешать конфликты, возникающие в ходе общения;
при необходимости изменять свое речевое поведение;
оценивать успешность ситуации общения;
корректно завершать ситуацию общения.
Проблемная (познавательная) компетенция включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Учитель овладевает приемами действий
в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Проблемная (познавательная) компетенция выражается в умениях самостоятельно:
формулировать цель и делить ее на ряд последовательных задач;
находить альтернативные пути и средства решения задач;
реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы;
оценивать степень разрешенности проблемы и достигнутого продвижения.
Самообразовательная (смысловая) компетенция связана с ценностными
представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий
мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умением выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях различной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория учителя.
Самообразовательная (смысловая) компетенция выражается:
в готовности к непрерывному саморазвитию, профессиональному и личностному росту;
в умении конструктивно выходить из кризисных этапов развития.
Гражданская (общекультурная, толерантная) компетенция – это круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности. В него входят особенности национальной культуры человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки в религии и жизни человека.
Гражданская (общекультурная, толерантная) компетенция выражается в готовности человека адекватно исполнять социальную роль гражданина своего государства и патриота, включает момент социально-культурной самоидентификации, патриотические ценности, правовые и политологические знания, избирательские умения и т. д.
Ведущий. Данные компетенции могут реализовываться в такой форме как современный интегрированный урок.
Современный интегрированный урок - прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний из разных предметных областей, для формирования ее нравственных основ. Как подготовить современный интегрированный урок – это один из самых важных вопросов, который стоит перед учителем.
Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Ведущий
Задание для групп: предлагаю определить одно из важных условий современного интегрированного урока. У кого какие предположения? (учителя предлагают варианты). Результативность, личностное развитие, комфорт, функциональная грамотность, творчество.
Ведущий
Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
А что значит» комфортный урок» для вас? Предлагаю поиграть в игру» Ассоциация». Вам необходимо подобрать ассоциации к словосочетанию» современный интегрированный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове» комфорт».
Время на выполнение задания: до 5 минут
Игра “Ассоциация”
Цель: активизировать мыслительскую деятельность участников, актуализировать словарный запас по теме» современный урок».
К |
Компетентность |
Критичность |
Креативность |
Культура |
О |
Органичность, основательность |
Отдача, оптимально |
Открытие Ответственность |
Образованный, осознанный |
М |
моделирование |
мотивация |
методика |
мастер |
Ф |
Фантазия |
формирование |
функциональный |
фундамент |
О |
Отдых, осмысленный |
Открытие, организованный |
обучение |
Опора, озарение |
Р |
Радость |
развитие |
Рост |
Результат, рефлексия |
Т |
Тепло |
Творчество |
Талант |
темп |
Ведущий
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, из разных источников собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одно из требований современного интегрированного урока – включение детей в совместное целеполагание.
Задание для групп: обыграть ситуацию включения учащихся в совместное целеполагание на уроках, используя методы междисциплинарной интеграции.
Время на выполнение задания: до 10 минут.
1 группа: физика. Тема: «Атмосферное давление»
2 группа: биология. Тема: «Гигиена органов дыхания»
3 группа: русская литература. Тема: «Жизнь и творчество А.Куприна. Повесть «Гранатовый браслет»
4 группа: история Беларуси. Тема: «Использование краеведческого материала как средства активизации познавательной активности учащихся на уроках истории Беларуси”
(Представители групп озвучивают предположительные совместные целеполагания по предложенным учебным предметам)
Ведущий
«Учитель – это волшебник», - часто можно слышать от окружающих. И, действительно, часто учителю приходится работать волшебником.
(Звучит куплет из песни» Просто я работаю волшебником» )
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам разрешить следующие педагогические ситуации. Время на выполнение задания до 5 минут.
1-й группа: рассмотреть рисунок. На уроке физики мальчик не слушал объяснения учителя, а мечтал о своём. Как вернуть его на урок? (высказываются)
Игра «Волшебники»
Цель игр: сформулировать приёмы и методы при формировании ключевых компетенций учителей в рамках современного интегрированного урока.
2 –й группа: предлагаю «положить» домашнее задание в портфель, но такое, которое хотелось бы выполнить учащимся.
Игра « Портфель» (высказываются)
3 – 4 группы: предлагаю поиграть в игру» Алло, мы ищем таланты!»
Игра «Алло, мы ищем таланты!»
Ситуация такова: урок по учебному предмету «История Беларуси» проводился на четвертом уроке. До него в расписании были уроки: физика, биология, русская литература. Учащиеся плохо читали, не смогли решить задачу, не справились с лабораторной работой по биологии. Каким образом построить урок по учебному предмету «История Беларуси» так, чтобы решить эти проблемы к следующим урокам физики, биологии, русской литературы? (представители групп высказываются)
Ведущий 2.
Ни одна деловая игра не проходит без такой формы работы как «мозговой штурм».
Цель нашего мозгового штурма: определить значимые качества, составляющие профессиональную компетентность учителя. Время на выполнение задания: до 5 минут.
Ведущий
Каждой группе необходимо выбрать 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причём пять из них – личные качества, пять – профессиональные.
Оформление: на ватмане на одной половине изобразить профессионально компетентного педагога, а на другой половине листа записать 10 профессионально значимых качеств.
Примеры профессионально значимых качеств личности педагога:
1. Готовность к работе с детьми.
2. Умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой.
3. Высокая степень личной ответственности.
4. Самоконтроль и уравновешенность.
5. Терпимость, безоценочное отношение к людям.
6. Интерес и уважение к другому человеку.
7. Стремление к самопознанию и саморазвитию.
8. Оригинальность, находчивость, разносторонность.
9. Тактичность.
10. Целеустремленность.
11. Артистизм.
12. Требовательность к себе и другим.
13. Наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его навыков, потребностей и интересов).
Демонстрация работ: группа выходит и защищает свой проект. Время на выполнение задания: до 7 минут.
Ведущий
Уважаемые коллеги! Мы продолжаем работать. Я предлагаю вам выполнить тест «Стандартный – нестандартный учитель», который поможет определить, какие качества вам нравятся или не нравятся в учениках. Отметьте знаком « +» те качества, которые вам нравятся, а знаком
«-» те, что вам не нравятся. Время на выполнение задания до 5 минут.
Цель теста: саморефлексия.
1. Дисциплинированный.
2. Организованный.
3. Неровно успевающий.
4.Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении,
непонятный.
7. Умеющий поддерживать общее дело.
8. Стабильно успевающий.
9. Занятый своими делами.
10.Быстро, «на лету» схватывающий.
11.Не умеющий общаться, конфликтный.
12. Выскакивающий на уроке с непонятными замечаниями.
13. Приятный в общении.
14.Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15.Ясно, понятно для вас выражающий свои мысли.
16.Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководству.
Ведущий
А сейчас займёмся подсчётом. Подсчитайте количество + на четных номерах, потом на нечетных. Если « четных плюсов» больше, я вас поздравляю: вы СОВЕРШЕННО НЕСТАНДАРТНЫЙ УЧИТЕЛЬ. Ну, а если нет, то волноваться не стоит. Каждый из вас может раскрыться и достичь высот, реализовав себя в любимой работе.
5. Подведение итогов
Ведущий
Проанализировав роль педагога в образовательном процессе
и основные компетенции, которыми он должен обладать, прошу вас передать «импульс» (красный мяч) соседу и высказать, что же входит в обязанности учителя.
Участники передают « импульс» (красный мяч) и высказываются:
- овладение разнообразными методами и приемами обучения;
- постоянное самообразование;
- корректировка учебных занятий в соответствии с поставленными целями и решаемыми задачами;
- проведение разнообразных по форме и информационному наполнению учебных занятий;
- умение организовывать коллектив;
- воспитание каждого учащегося полноценной личностью;
- стремление развивать творческий потенциал школьников;
- умение находить подход к каждому ученику;
- оказание помощи каждому ученику;
- воспитание у школьника адекватной самооценки;
- умение адекватно реагировать на создавшуюся ситуацию;
- умение доступно и грамотно излагать учебный материал;
- грамотное руководство исследовательской деятельностью;
- умение заинтересовывать своим предметом;
- формирование функциональной грамотности учащихся.;
- междисциплинарная интеграция.
6. Рефлексия
Ведущий
Пускай вас не покидает надежда, вера и любовь. Коллективно, все вместе мы сможем добиться своей цели. Пусть все ваши творческие начинания освещает лучик света. Просмотр мультфильма « Лучик света»
Ведущий
Давайте вернёмся к нашей первоначальной цели, которая предполагала развитие профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в условиях междисциплинарной интеграции. Я попрошу участников игры, чьи ожидания оправдались в течение деловой игры, подойти к нашим «песочным часам» и переместить свои стикеры в их нижнюю часть.
Ведущий
Наша игра подошла к концу. Тем не менее, наш путь, путь учителя, ещё не закончен. Мы с вами в движении и в постоянном поиске. Это движение и поиск открывают новые горизонты. Желаю вам двигаться всегда вперёд, удачи на педагогическом и жизненном пути. Большое спасибо всем участникам за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.