ПРОВЕДЕНИЕ ДНЯ ПО ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РДШ.
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ШКОЛЬНАЯ РЕДАКЦИЯ»
в рамках выездной смены
Пояснительная записка
Деловая игра «Школьная Редакция» проводится с учащимися средних и старших классов в 2 этапа. Первый этап – подготовительный, в ходе которого каждый отряд делиться на две группы: одна мини-группа создает кодекс их редакции, а другая - становиться творческой группой журналистов-исследователей. В результате посещений ими лагерной библиотеки, изучения истории лагеря (посещение местного музея, общение с сотрудниками), различных интернет-ресурсов по теме «Российское движение школьников», каждая группа собирает и готовит информацию, например, по рубрикам: «РДШ в нашей школе», «Страничка важных новостей», «Хранители лагеря», «Это интересно» и т.д.
Распределение ролей на данном этапе происходит с учётом желаний и предпочтений самих участников деловой игры.
В ходе подготовительного этапа ребята с интересом выявляют возможности развития РДШ в школе, изучают историю лагеря, детских объединений и движений своей страны, проявляют творчество в журналистской работе.
Второй этап – основной, непосредственно игра. Результатом этого этапа деловой игры должен стать оригинал-макет выпуска школьной газеты или журнала. При наличии техники – радио или телепередачи. Особенность второго этапа заключается в случайном распределении участников в группы, что способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между учащимися.
Цель деловой игры: знакомство с информационно-медийным направлением РДШ, итогом которого должно стать создание макета первого (нового) номера школьной газеты или журнала; при наличии техники – выпуск теле (радио) передачи.
Задачи:
· развитие творческих способностей детей;
· развитие коммуникативных навыков ребят;
· освоение детьми новых информационных технологий и навыков;
· формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
· формирование умения делать выбор и принимать решения.
· Оборудование и реквизит для каждого отряда: бумага А4 20 листов; 20-30 цветных жетончиков- кружочков (в зависимости от числа детей), разделенных на равное количество желтых, зеленых, оранжевых, красных и синих (в зависимости от количества планируемых страниц (рубрик в передаче); бейджики для участников, ручки 20 шт., 1 ноутбук с программным обеспечением (Word, publisher/adobe indesign/ любой видеоредактор) и доступный интернет посредством Wi-Fi, коронки, фотоаппарат. Для радио передачи: Отдельное помещение для записи радиопередачи, максимально звукоизолированное и диктофон/аудиорекордер. Для создания телепередачи у участников должны быть: камера, штатив, выносной микрофон, или хотя бы смартфоны с камерой и подключением к Wi-Fi.
ДЛЯ ОБЩЕЛАГЕРНОГО СОБЫТИЯ ВЕЧЕРОМ:
· Проектор и ноутбук с колонками.
· Грамоты, сертификаты участников игры с подписью руководителя ОУ и проводящего игру.
· Специальный приз за лучший информационный продукт (например, конфеты на отряд).
Место проведения: загородный лагерь.
Время проведения игры: 240 минут.
Участники: учащиеся 6- 10 классов.
План проведения:
1 часть:
10:00 - 10:45 Проходит общее лагерное мероприятие – знакомство с информационно-медийным направлением, введение в деловую игру. (Презентация и видеоролики).
Ведущий рассказывает о важности использования информационного пространства в работе детского актива и философии информационно-медийного направления РДШ:
СЛАЙД 1: На протяжении всей истории существования человеческой цивилизации происходили кардинальные изменения в области работы с информацией – информационные революции – ставшие, по мнению ученых, предпосылкой появления на рубеже XX–XXI вв. новой стратегии жизнедеятельности личности в обществе. Первая информационная революция произошла в момент изобретения и распространения письменности (около 3500 лет до н. э.). В это время появилась возможность по-новому фиксировать и передавать накопленные знания от поколения к поколению.
СЛАЙД 2: Вторая информационная революция (середина XVI в.) была вызвана изобретением книгопечатания, что радикально изменило индустриальное общество, существенно повлияло на развитие культуры, привело к реорганизации жизнедеятельности людей. Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловливалась открытием электричества, вследствие чего были изобретены и начали активно использоваться телеграф, телефон, радио, позволяющие опосредованно осуществлять коммуникационные процессы на больших расстояниях. В целом открытие электричества существенно продвинуло человечество на пути научно-технического прогресса.
СЛАЙД 3: Четвертая по счету, не просто информационная, но информационно-технологическая революция, по мнению аналитиков, произошедшая в середине XX в., заключалась в появлении микропроцессорной техники. А также – в создании компьютеров, зарождении и экстенсивном развитии компьютерных сетей, возникновении компьютерных баз данных, изобретении и дальнейшем развитии востребованных информационных, коммуникационных, электронных, компьютерных, цифровых, мультимедиа и интернет-технологий, посредством которых оперативно накапливалась, хранилась и передавалась информация любого объема. В XX в. цивилизация активно начала позиционировать себя как информационное общество, исходя из объективного динамичного развития востребованной информационно-коммуникационной сферы.
СЛАЙД 4: Новая – пятая информационная революция (1990-е гг. – н. в.) – уже свершилась, позволив перейти современному человечеству на качественно новый этап эволюции цивилизации — киберэволюцию (эволюцию цифровых, мобильных и интернет-технологий). Она стала катализатором 6 социально-культурных, экономических и политических преобразований, происходящих в современном мировом сообществе, интенсивно влияя на различные сферы жизнедеятельности личности в XXI веке. Динамичное развитие и внедрение новых технологий практически во все сферы жизнедеятельности современного человека действительно затрагивают коренные вопросы его бытия, трансформации и функционирования различных структур и институтов общества, а также формирования новых механизмов культурного развития человечества, несколько поколений назад перешедшего фактически на сетевой уровень эволюции и деятельности.
СЛАЙД 5: Сегодня каждый пользователь сети может создать свой собственный контент (информационное наполнение) и поделиться им с окружающими. Мы рассмотрим несколько способов создания информационного продукта:
– Текстовый пост с фотографиями
- Электронная газета
– Видеоблог
– Радиопередача
- Видеолекция
-Видеофильм
-Социальная реклама
СЛАЙД 6: Основная ЦЕЛЬ информационно-медийного направления деятельности РДШ: обеспечение мотивации и объединения школьников в современное детское движение, которое способствует воспитанию будущих граждан как коммуникативных, творческих, свободно мыслящих личностей, обладающих аналитическим мышлением, умением аргументированно отстаивать свою позицию, владеющих современными информационно-медийными компетенциями и имеющих высокий уровень культуры киберсоциализации.
СЛАЙД 7: Сегодня в ходе нашей деловой игры мы познакомимся с основными принципами работы школьной редакции. Для этого каждый отряд станет редакцией.
В 11:00 каждый отряд собирается на отрядном месте и делиться по желанию на две части: одна – малая группа (1/3 отряда) остается работать в корпусе, вторая (2/3 отряда) становится творческой группой журналистов-исследователей, которая отправляется на поиски тем и информационных поводов для дальнейшей работы над выпуском газеты/журнала/радио или телепередачи.
Малая группа проводит «мозговой штурм» и отбирает 6-10 лучших формулировок свода правил редакции. Готовит помещение для дальнейшей работы, помогает педагогу с реквизитом.
Вторая группа рассредоточивается по лагерю и собирает информационные поводы.
2 часть:
В 12:00 при возращении всего отряда на отрядное место, педагог начинает введение во вторую часть игры:
Педагог:
-Ребята, на первом этапе нашей деловой игры, вы собирали информацию для создания журналистских материалов. А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (ответ: выпускать электронную газету, выпускать телепередачу)
-Вторая рабочая группа готовила правила работы нашей редакции. Давайте вместе с ними ознакомимся.
Слайд с правилами на экране или лист с выписанными пунктами, группа, работавшая над созданием, зачитывает по одному правилу:
НАПРИМЕР,
1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Отвергая идею, предлагай свою.
3. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
4. Умей слушать других.
5. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
6. Все факты в материалах должны быть достоверными.
(Зачитываются все пункты правил).
Педагог:
-Сегодня нам нужно будет выпустить первый номер нашей школьной электронной газеты (или первую телепередачу) и представить ее на вечернем обще лагерном событии: «Колейдоскоп Прессы» (или если есть телепередачи - «Медиаколейдоскоп»), другими словами прорекламировать. Как известно, «Реклама-двигатель прогресса». А знаете ли вы, что слово «реклама» заимствовано из французского и латинского языков и означает «выкрикиваю». Это целенаправленное распространение сведений (информации) потребительских свойств товаров или услугах с целью их популяризации.
Сейчас каждому из вас предстоит проявить себя в роли сотрудников редколлегии выпуска нашей газеты/ редакции телепередачи. Если позволите, я буду главным редактором - тем, кто организует весь процесс, проводит летучки, занимается урегулированием сложных ситуаций, несет ответственность за материалы;
Итак, в нашей газетной редакции свободны должности:
· Корректор– тот, кто проверяет все материалы на наличие смысловых, фактологических, грамматических, синтаксических и стилистических ошибок) – 2 человека.
· Фотокорреспондент – человек обеспечивающий кадры, сопровождающие текст – 2 человека.
· Верстальщик – работает в компьютере над версткой газеты/журнала, оформляя тексты в газетные полосы – 1 человек.
· Дизайнер - оформитель - работает в паре с верстальщиком, подбирает шрифт, иллюстрации и цветовое оформление газеты – 1 человек.
· Остальные будут корреспондентами – людьми, создающими журналистские тексты.
(Если в отряде 26 человек – 6 ролей не корреспондентов, остается 20 человек, если 5 страниц (рубрик), то в каждой мини команде будет 4 человека, каждый из которых пишет материал)
Вакансии теле (радио) редакции:
· выпускающий редактор- помогает главному редактору, может не уметь писать, но должен уметь читать, и исправлять ошибки. Именно он отвечает за итоговую публикацию материалов – 1 человек.
· корректор – следит, чтобы в материалах не было никаких ошибок (грамматических, синтаксических, стилистических и самое важное – фактических) – 1 человек.
· Журналист/ведущий – должен уметь составлять текст по заданной теме, писать грамотно, пишет общий сценарий теле (радио) передачи и работают в кадре (радиорупке) в качестве ведущих 2-3 человека.
· Оператор - должен владеть приёмами съёмки видео (на мобильный телефон), публикации его в сети – 4-5 человек.
· Корреспондент - должен чувствовать себя достаточно уверенно в кадре – 8-10 человека (по 2 на оператора).
· Видеомонтажер/аудиомонтажер – собирает сюжеты в один видеоролик/аудиоподкаст – 1-2 человека.
После того как выбрали вышеперечисленные роли, каждый участник игры случайным образом получает кружочек какого-либо цвета, и садится за стол, на котором лежат того же цвета (или подписанные) пронумерованные (1, 2, 3, 4 и т.д.) листы А4. (Случайное распределение участников в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между учащимися).
Всего 4-5 столов, вокруг которых рассаживаются участники игры. (Если участников много – можно сделать 6 или 8 столов). Количество столов – это количество листов в газете, или видеосюжетов/репортажей в телепередаче (т.е. каждая мини-группа по цвету будет трудиться над созданием своей страницы/видеосюжета)
12:30 - редактор начинает проводить летучку!
Редактор - педагог:
-Я приступаю к своим обязанностям. Итак, начинаем заседание редколлегии нашей школьной газеты. Кстати, давайте придумаем название нашей газете.
Участники игры распределившись по мини-командам придумывают название для газеты/теле (радио) передачи. Через 15 минут жарких споров, должно остаться по 1 названию от мини-команды. Из общего списка выбирается одно название путем открытого голосования.
12:45 Редактор:
В течение первой половины дня вы собирали информацию по темам, которые будут рубриками в нашем выпуске газеты/теле (радио) передачи: «РДШ в нашей школе» - история о том, как мы познакомились с Российским движением школьников, «Страничка важных новостей» - включает в себя информацию за те дни, которые мы провели в лагере; «Хранители лагеря» - содержит информацию об ценностях и традициях лагеря; «Это интересно» - может включать интересные факты из разных областей науки, культуры, жизнедеятельности нашего школьного сообщества; и т.д.
Редактор самостоятельно распределяет рубрики по мини-командам.
После распределения рубрик редактор отправляет всех на работу, предупредив о времени обеда и времени дед-лайна (например, чтобы успеть сделать верстку/монтаж, материалы должны быть сданы не позже 17:00)
17:00 Основная часть (15 мин.)
Время вышло. Теперь вам необходимо сдать вашу страничку (сюжет) в редакцию, проверить всё на ошибки, подогнать, записать закадровый, сверстать полосы газеты.
18:30 Рефлексия по методу «Прямое попадание» (10 мин). Редактор:
-Сейчас мы должны подвести итог нашей работы. Предлагаю вам оценить свою деятельность в группе и работу вашей группы в целом. Перед вами мишень (Приложение №1) и цветные клейкие ленты по количеству сегментов мишени. По принципу игры «Дарц» свидетельством самой высокой оценки является лента, прикреплённая в центре мишени («яблочко»), тогда как лента, расположенная во внешнем круге, говорит о самом низком оценочном балле.
Памятка с определённым оценочным суждением (Приложение №2) висит рядом с мишенью: 5= отлично, 4= хорошо, 3= удовлетворительно, 2=оставляет желать лучшего, 1= подлежит изменению.
Участники игры выставляют оценку своей деятельности.
-Давайте посчитаем, сколько получилось цветных кружков (считают кружки)
20:00 ОБЩЕЛАГЕРНОЕ СОБЫТИЕ «Колейдоскоп Прессы» (или если есть телепередачи -«Медиаколейдоскоп».
Все отряды поочерёдно представляют результаты проделанной работы.
Если есть и газеты, и ТВ передачи, можно перемешать выступления.
В жюри позвать педагогов и выбрать по итогу лучших в каждой номинации (кол-во номинаций на усмотрение организаторов).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.