Деловая игра рассчитана на все занятие и требует предварительной подготовки. Игра знакомит детей с такими понятиями как "Государственная дума", " выборы", "избирательная урна". Дети инсценируют сказку, проходят деловую игру, в процессе которой голосуют за кандидата, а в конце занятия читают стихи.
Деловая игра «Выборы на опушке леса».
Цель: повышение правовой грамотности и политической культуры
дошкольников.
Задачи:
познакомить детей на доступном уровне с принципами и задачами
проведения выборов;
формировать мотивацию и познавательный интерес к нормам избирательного
права выборов, конституционным и правовым основам РФ;
расширять кругозор детей, дать понятия: «кандидат», «избиратель»,
«предвыборная программа», «бюллетень», «урна», «кабинка»;
развивать умение обобщать, делать выводы, аргументировать собственную
точку зрения.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Сообщение темы.
Сегодня ребята, мы попытаемся с вами ответить на вопрос «что такое выборы
и как они проходят у нас в стране.
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чемто новым
И любить и быть любим
Он на свете не один!
В нашей стране все люди, которым исполнилось 18 лет могут быть избирателями
и имеют право выбора. Это право гарантировано главным Законом нашей страны –
Конституцией РФ.2. Работа над формированием понятий «выборы», «Государственная дума».
Кто из вас ходил на выборы вместе с родителями и знает, как они происходят?
Что такое выборы?
Каждому из нас уже приходилось выбирать игрушки, вещи, сладости. А почему
не купили первую попавшую на глаза вещь? (хотелось выбрать лучшее).
А когда и для чего нужно выбирать людей? (для дружбы, для игр, для
создания семьи).
Вы слышали о выборах в Государственную думу? А кто из вас знает, чем
занимаются депутаты в государственной думе (депутатами Государственной Думы
создаются и принимаются законы, по которым живёт страна)?
Понять для чего существует Дума, нам поможет сказка.
3. Сказка о государстве игрушек.
В одной семье было трое детей. У каждого из них были свои интересы. Коля
любил играть с солдатиками. У него была целая армия игрушечных воинов, среди
которых были как рядовые солдаты, так и бравые генералы.
У Маши любимой игрой было представлять себя в королевском замке. Поэтому
среди её игрушек было много принцев и принцесс.
Младшая же сестрёнка Даша не расставалась со своими мягкими игрушками –
животным.
Когда наступала ночь, дети ложились спать. А в детской в это время
происходили чудеса. Все игрушки оживали, и начиналась настоящая сказочная жизнь.
Игрушечные воины проводили свои учения, а иногда даже целые сражения. Принцы и
принцессы устраивали балы. А животные выходили на охоту.
Вы думаете, все были довольны? Представьте себе, что нет: военные были
недовольны, что их учениям мешают животные, принцы и принцессы жаловались, что
грохот орудий заглушает музыку, и они не могут танцевать, а игрушечные хищники
утверждали, что охотиться им мешает любой шум: как музыка, так и грохот сражения.Шло время. Надоело игрушкам ссориться. И тогда решили они создать своё
игрушечное государство, управлять которым будут выбранные всеми игрушками
депутаты, которые вместе подумают, посоветуются и установят такой порядок, чтобы
все были довольны. А назвать орган, в котором будут думать и совещаться депутаты,
решили назвать Думой.
Тут же выступили вперёд два генерала и сказали, что они готовы взять на себя
эту ответственность.
Мы тоже хотим участвовать в управлении нашим государством, заявили принц
и принцесса.
В конце концов, я – царь зверей, возмутился лев. Я тоже хочу быть
депутатом Думы.
А чем я хуже? – обиделся медведь и предложил свою кандидатуру.
Таким образом, набралось шесть кандидатов (желающих стать депутатами) в
Думу.
Это слишком много, решили граждане игрушечного государства. Вполне
достаточно трёх депутатов. И решили устроить выборы. Пусть каждая игрушка
проголосует за того кандидата, которому доверяет и которого считает достойным.
Кому достанется больше «голосов» избирателей, тот и будет депутатом.
Разумеется, понастоящему голос отдать нельзя (иначе как потом
разговаривать). Но можно записать своё мнение на специальном документе, который
называется бюллетень. Надо только поставить галочку напротив своего кандидата.
4. Инсценирование сказки.
Кроме выборов депутатов в Государственную думу 1 раз в 6 лет выбирают
президента страны. Кто в данный момент является президентом в нашей стране?
Для того, чтобы было понятно, что такое выборы и как они проходят, я
предлагаю вам быть участниками деловой игры «Выборы на лесной опушке». Вы –
жители этого сказочного леса.В одном волшебном лесу жители решили навести порядок и выбрать хозяина
леса. Все звери собрались по своим норкам и решили, что хозяином леса должен быть
их сородич. Зайцы предложили старого седого зайца, по имени Короткий Хвост,
медведи выдвинули Михаила Ивановича, совы предложили Совунью, а лисицы решили
предложить Лису Патрикеевну.
Растерялись лесные жители, кого выбрать не знают.
Как вы думаете, что могло помочь им сделать свой выбор?
Решили лесные звери выслушать, кто и как предлагает жизнь в лесу изменить,
чтобы всем было сыто, уютно и весело.
Каждый предлагал свою предвыборную программу.
А что такое предвыборная программа (документ, в котором прописано то, что
хочет сделать кандидат для улучшения жизни людей)?
Первым взял слово Михаил Иванович:
Зимой всем зверям устрою спячку, нечего по лесу зимой бродить, друг друга
пугать. Всем сделаю теплые одеяла и обеспечу вязаными носками, чтобы не мерзнуть.
А весной весь лес засадим малиной. Уж больно она полезная, и зверье болеть не будет.
А потом и мед пойдет…
Задумались звери, особенно те, кому зимой хорошо в лесу.
Выскочил на середину опушки заяц Короткий Хвост.
Я считаю, зимой спать время терять! Предлагаю все: по лесу быстро бегать,
где вскачь, где прыжком, спортом будем заниматься и, конечно, закаляться. Шубу на
зиму менять, капусту и морковку по весне сажать. Ведь полезней овощей не нашли еще
вещей.
Улыбнулись белки, поутихли змейки.
Вышла не спеша Лиса Патрикеевна.
Предлагаю в нашем лесу сделать большой курятник, выращивать там курочек
и уточек для еды. Недалеко от леса есть деревня, можно собирать дрова в нашем лесу
и обменивать их на вкусное маслице. А волков и медведей выгнать из леса, чтобы не
обижали нас.Вышла Совушка Совунья.
Предлагаю всем друзья жить как прежде. Белки пусть грызут орехи, зайцы
бегают, а медведи спят. Каждый любит то, что дано ему природой и не надо
заставлять жизнь его менять.
5. Деловая игра.
Вы прослушали программу каждого кандидата. На столе у вас лежат
листочки с изображением медведя, зайца, лисы и совы. Это бюллетени – специальные
документы.
Ваша задача подумать, при каком хозяине в лесу будет всем хорошо. Когда вы
выберете, то рядом с этим персонажем поставьте галочку.
Голосование тайное, поэтому по одному заходите в кабинку, ставьте галочку, и
свернув свой бюллетень, бросаете его в ящик, который называется урна.
А теперь представим, что кто то из вас в день выборов заболел и не пришёл
голосовать, у кого то были срочные дела и он не захотел тратить время на выборы, а
кому – то было просто лень. Он решил, что и без него справятся, и тоже не пошёл на
избирательный участок.
Как вы думаете, почему результаты выборов каждый раз оказывались разными?
Вывод результаты выборов зависят от мнения каждого гражданина. Поэтому
важно, чтобы все граждане пришли на избирательный участок и проголосовали.
Все проголосовали. Интересно, кто стал хозяином леса? Как вы думаете, кто
из кандидатов наберет больше всего голосов?
Для того, чтобы выяснить, кто победил на наших выборах мы пригласили
счетную комиссию, наших гостей.
Пока комиссия считает, про выборы стихи мы почитаем.
***
Я — ребенок, я — человек,
Я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране,А не там, где идет война.
Я имею право на то, чтоб любить
И на то, чтобы быть любимым,
Я имею права на то , чтобы жить
И на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле
Царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом
Всегда была тишина.
Я имею права, чтобы жить в семье,
Ведь семья любому нужна.
Много прав имеет дитя.
Но, я прошу об одном:
Чтобы в небе большом на огромной Земле
Всегда были мир и покой.
***
Знают все, как дважды два,
У ребенка есть права:
Руки мыть и уши,
Много каши кушать,
Утром заправлять кровать,
По хозяйству помогать,
Хорошо учиться,
Рано спать ложиться,
Слово данное держать,
Никого не обижать,
Не грубить, не драться,
Спортом заниматься,
Вежливым и добрым быть,Маму с папою любить!
И скажу вам по секрету:
Лучше прав на свете нету.
***
Все дети на земле имеют право
На чистый воздух и веселый смех.
Хочу, чтобы Российская держава
От террористов защищала всех,
Чтоб творческой работы всем хватало
И мамочка поменьше уставала
И, словно солнце, улыбалась мне.
Пусть бабушка спокойно отдыхает,
Не ведая болезней и невзгод,
И безмятежной синевой сияет
Дождем промытый мирный небосвод.
Подсчет голосов закончился. Слово председателю счетной комиссии.
Как вы думаете, почему именно этот кандидат выиграл на выборах?
6. Заключение.
Я очень надеюсь, что полученные знания помогут вам, когда вы станете
взрослыми, понять, что от правильного выбора зависит ваше будущее и будущее вашей
страны.