Деловые и ролевые игры, направлены чтобы способствовать общению между председателями ДО. Проверить их знания и представления о своей должности, дать возможность ребятам оценить свое положение в настоящее время; сделать выводы о необходимых изменениях или о продолжении работы, как и прежде. Помочь подросткам самоопределиться в ходе дискуссионных рассуждений.Деловые и ролевые игры, направлены чтобы способствовать общению между председателями ДО. Проверить их знания и представления о своей должности, дать возможность ребятам оценить свое положение в настоящее время; сделать выводы о необходимых изменениях или о продолжении работы, как и прежде. Помочь подросткам самоопределиться в ходе дискуссионных рассуждений.
ДЕЛОВЫЕ И РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Деловая игра для председателей детских объединений
«Я у штурвала детского объединения»
Цель: Определить условия успешной работы председателей детских объединений.
Задачи:
Способствовать общению между председателями д/о.
Проверить их знания и представления о своей должности.
Дать возможность ребятам оценить свое положение в настоящее время; сделать выводы о
необходимых изменениях или о продолжении работы, как и прежде.
Помочь подросткам самоопределиться в ходе дискуссионных рассуждений.
Ход игры:
Выйти вперед и встать во главе других, в общемто, бывает несложно. Сложнее другое.
Встающий впереди, становится ведущим, а значит ответственным не только за себя, но и за тех,
кого он поведет. Ответственным за то, дело, ради которого он оказался впереди.
В русском языке есть очень емкое, очень точное слово «вожак». Вожак это тот, кто ведет за
собой, кому доверяют люди. Вожак всегда там, где путь к цели непрост и к ней не прошагать
парадным шагом, а приходится пробираться сложными каменистыми тропами.
Вожаками не рождаются. Ими становятся, каждый из вас может оказаться в этой роли. Во всех
сотнях, тысячах ситуаций вы берете на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за
вами. Когда человек берется вести по сложному пути других, ему необходимо знать не только
направления пути; ему понадобятся знания того, как увлечь людей за собой, как добиться того,
чтобы они тебе поверили, как организовать их.
При помощи игры попробуем определить те знания и умения, которые заставляют сверстников
устремиться за своими вожаками.
Сначала, я предлагаю вам выбрать среди треугольников на столе такой, который наиболее
соответствует вашему настроению (по цветовой гамме).
Распределитесь соответственно выбранным цветам по 3м секторам.
Перед командами находится штурвал «Залог успеха». В ходе игры «Я у штурвала детского
объединения» нам необходимо выяснить от чего же зависит ваш успех; оформить результаты игры
на нашем штурвале.
На столе команд лежат карточки с высказываниями и цитатами. Ваша задача познакомиться с
содержанием карточек и разделить их на группы – направления, обсудив решение в команде.
(работа по распределению карточек)
После чего представители команд зачитывают содержимое карточек и представляют
комментарии своих команд. Совместно объединяем высказывания в группы – направления.
Высказывания на карточках.
задачи работы возникают спонтанно, в
ходе работы;
четко представляю план работы,
ставлю перед собой цели и задачи.
организаторские знания, организаторские
умения.
к каждому человеку нужен свой подход;
учитываю особенности;
учитываю склад характера;
Группы –
направления.
Своевременная
постановка целей и
задач.
Ценный багаж
вожака.
Ключи к человеку.учитываю возраст.
в делах принимают участие большинство
ребят;
ребята гордятся своим коллективом;
коллектив затаился и вот – вот готов
«взорваться»;
в коллективе несколько группировок.
наблюдательность,
настойчивость;
самостоятельность;
инициативность;
сообразительность;
активность;
общительность;
организованность.
один принимаю решения;
учитывая мнение окружающих, принимаю
решения, советуюсь в процессе работы.
подведение итогов своей деятельности
совсем не обязательно;
необходим анализ проделанной работы.
Портрет коллектива.
Организаторские
способности.
Почерк
организатора.
Самооценка,
самоанализ.
Итогом игры является верно выбранные и обоснованные высказывания и группы – направления,
зафиксированные на штурвале «Залог успеха». Подобные эскизы таких штурвалов предложено
разместить в помещениях детских объединений.
Деловая игра «Педсовет»
Продолжительность: 45 минут
Ведущий: Каждый из нас, присутствующих здесь, является лидером актива школы. Уверена,
что вы согласитесь со мной: всю жизнь каждый из нас должен учиться, сам гореть и зажигать
других. Все вы являетесь членами школьных советов старшеклассников, т.е. активные участники
самоуправленческой деятельности.
Самоуправление – это структура отношений, одна из форм управления коллективом.
Самоуправление учащихся – самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и
его самореализации в интересах своего коллектива, т.е. наше участие в управлении собственными
делами.
В повседневной деятельности советов старшеклассников мы сталкиваемся с различными
проблемами, которые решаем сами, а некоторые так и остаются нерешенными.
Сегодня, мы совместно разработаем круг проблем, встречающихся в деятельности советов
старшеклассников и попробуем найти пути их решения собственными силами.
Работать мы будем с вами в группах.
При входе в зал вы получили часть слова разного цвета, чтобы разбиться на группы и сейчас вам
необходимо собраться в группы по цветовой гамме и сложить фразу.
(Разбивка, зачитать фразы)
Мне кажется, что все эти фразы очень подходят к нашей встрече.
Для работы нам необходимо выбрать в группах по одному летописцу и оратору.
Летописец будет записывать все предложения, идеи. Оратор будет оглашать итоги работы
группы.1 задание. Выявить проблемы советов старшеклассников, волнующие в данное время учащихся,
т.е. вас. (Время5 минут)
Слово предоставляется ораторам групп.
Выслушав все группы, пресссекретарь игры зачитывает общие проблемы.
2 задание. Предложить возможные решения общих проблем. (Время7 минут)
Слово предоставляется ораторам групп.
Выслушав все группы, пресссекретарь игры записывает решения в общий круг.
Итоги: Большое спасибо вам за работу. Мы с вами не только выявили проблемы, но и нашли
пути их решения. Значит у нас есть возможности сделать деятельность советов старшеклассников
еще интереснее.
И в заключение встречи я попрошу дать оценку своей деятельности по методике «Пять
пальцев».
Посмотрите на ладонь и подумайте, глядя на:
Мизинец – какие знания, опыт я приобрел?
Безымянный – что я сделал для достижения результата группой?
Средний – каким было мое настроение?
Указательный – чем я порадовал других, помог им.
Большой – что я возьму с собой, что может пригодится?
Деловая игра «Я глазами меня»
Цель: Содействовать осмыслению своей роли и места в современном мире,
самосовершенствованию личности подрастающего поколения.
Оборудование: бумага, фломастеры, карандаши, пластилин, мел, доска, таблица с алгоритмом
техники самосовершенствования.
Ход игры:
I. Вступительное слово педагога.
Современный человек – каков он, чем он живёт, каковы его взгляды, ценности. Результаты
диагностики старшеклассников ЦРТДиЮ (социализированность, мотивы).
II. Вопросы для обсуждения:
1. Потребности и жизненные ценности современного человека;
2. Ваше представление культурного человека;
3. Современно ли сегодня быть милосердным.
III. Разбивка на микрогруппы.
IV. Задания:
№ 1. За 10 минут создайте, нарисуйте портрет типичного современного человека. Портреты
вывешиваются на доску. Каждая группа представляет портрет, голосованием определяется, чей
портрет более отвечает формулировке задания. Идёт обсуждение.
№ 2. а) Напишите 10 качеств личности, которыми обладают большинство молодёжи;
б) Проранжируйте от 1 до 10;
в) Каждая группа называет 5 самых привлекательных качеств личности. Качества фиксируются
на доске.
А какие качества необходимы, чтобы стать человеком, идущим в ногу со временем.
И снова каждая группа ранжирует, выделяя 10 самых привлекательных качеств.
№ 3. Напишите на листочке эти 10 качеств в левом столбике, а в правом по 10 бальной системе
оцените, насколько эти качества присутствуют у вас.
Далее идёт обсуждение.
«Соответствую ли я званию современный человек?»
На сколько процентов соответствую и т.д.
Идёт обсуждение.V. Что необходимо сделать чтобы добиться звания современный человек?
VI. Алгоритм организации самосовершенствования.
Деловая игра «Дом самоуправления»
обучение основам школьного самоуправления в игровой форме;
создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности.
Цель: поддержка и развитие школьных самоуправленческих объединений.
Задачи:
формирование навыков коллективной деятельности;
формирование навыков бесконфликтного межличностного общения подростков;
Участники: коллектив старшеклассников в количестве не более 20 человек.
Для игры необходимо:
два одинаковых комплекта листов 10x20 (по 14 листов в каждом комплекте);
два листа ватмана;
клей, скотч, ножницы;
маркеры, фломастеры.
Подготовка к игре:
написать на 12 листах каждого комплекта цветной бумаги по одному слову: «добровольность»,
«самостоятельность», «равноправие», «инициативность», «взаимодействие коллективов и их органов
самоуправления», «совместная деятельность взрослых и детей», «ответственность», «самоанализ»,
«организаторские знания, умения, навыки», «самоконтроль», «творчество», «самокритичность»,
«коллективное творческое дело»
два листа остаются неподписанными
на двух листах ватмана начертить контуры дома: фундамент – 4 кирпича, 1 этаж – 4
кирпича, 2 этаж – 4 кирпича; крыша, труба (см. рис.)
Описание игры
1 этап (57 минут). Прелюдия.
Ведущий предлагает группе играющих попробовать дать определения понятия
«самоуправление».
Высказывая собственное мнение, каждый играющий участвует в коллективном определении
понятия «самоуправление».
2 этап (2030 минут). Основная часть
Ведущий: Давайте представим, что самоуправление – это ДОМ, у которого есть ФУНДАМЕНТ,
два этажа, КРЫША и ТРУБА. А кирпичи у нашего ДОМА это основные принципы самоуправления:
добровольность, самостоятельность и т.д. Всего 12 кирпичей
Самые основные кирпичи те, на которых держится весь ДОМ, закладываются в ФУНДАМЕНТ.
Затем те кирпичи, которые представляются вам необходимыми и важными – на первый этаж,
оставшиеся – на второй этаж. У вас есть в запасе два незаполненных кирпича – вы можете написать
на них то, что, по вашему мнению, не хватает для определения самоуправления, и поместить их
там, где захотите.
А ещё у вас есть КРЫША, где вы можете написать, даже нарисовать всё, что сделает ваш ДОМ
лучше, добрее, веселее. Например, на КРЫШЕ может поселится «кошка хорошего настроения»
У ДОМА есть ТРУБА. В эту ТРУБУ вылетает то, что мешает этому ДОМУ: всё лишнее и
ненужное
Затем ведущий предлагает разделиться на две микрогруппы (78 человек). Каждой
микрогруппе раздаётся комплект кирпичей, ватман с контурами ДОМА, клей, маркеры
Ведущий: Представьте, что вы коллектив архитекторов, разрабатывающих проект дома, где
должны быть использованы данные вам кирпичи. Необходимо выбрать
конструктора, который непосредственно клеит, рисует и пишет на листе ватмана ваш проект;ведущего, который будет вести обсуждение;
референта, который должен писать обоснование закладки каждого кирпича. Например,
«равноправие» основа самоуправления, потому что все члены коллектива должны быть равны,
иначе будет несправедливость.
Время на строительство – 15 минут. По окончании срока каждая группа должна по очереди
«защитить» свой проект, то есть объяснить, каким получился «ДОМ самоуправления
При защите вторая группа оппонирует, то есть задаёт вопросы, просит уточнить, по их мнению,
фрагменты проекта
избегали негативных высказываний,
резкой критики.
3 этап (1015 минут). Кульминация.
«Защита» каждого проекта.
Ведущий следит, чтобы оппоненты не перебивали «защищающих», вопросы задавали в
Поощряет
корректной форме,
доброжелательность и взаимопонимание.
4 этап (57 минут). Послесловие.
Ведущий подводит итог игры. Объясняет правильное расположение кирпичей, если в проекте
были допущены грубые ошибки. Утверждает «защиту» обоих проектов с учётом поправок.
(Вариант правильного проекта ДОМА прилагается)
Участникам игры предлагается коллективное резюме.
Сегодняшняя игра произвела на меня впечатление:
Большое +5 +4 +3 +2 +1 0 –1 –2 –3 –4 –5 никакого
Нам понравилось....
Нам мешало....
«Римляне и христиане»
Подготовка: Найдите «тайное место встречи» и подготовьте всех участвующих в игре
наставников и сотрудников (объясните им правила).
Инструктаж для группы: Закройте глаза. Вы перенеслись в первый век нашей эры, где ученики
Христа переживают гонения и преследования. Ты Христианин, а властям это не нравится. Любого, кто
публично признается в том, что он Христианин, бросают на съедение львам. Стражники на улицах
допрашивают простых людей, пытаясь выявить и уничтожить христиан. Именно в такой атмосфере ты
окажешься, выйдя из этой комнаты. Однако, сегодня необычный день. Сегодня состоится тайное
собрание христиан. Твоя задача – добраться до этого тайного места, чтобы вместе с твоими братьями и
сестрами участвовать в тайном собрании «подпольной церкви». Между тем, к тебе может подойти
один из стражников и просто спросить: «римлянин или христианин?». Если ты ответишь «Римлянин»,
тебя отпустят, если же скажешь «Христианин», тебя отведут в темницу, где ты будешь находиться,
пока тебя не бросят львам. Представь себя в таком обществе. При этом ты хочешь сохранить свою
веру. Что будешь делать?
То, что известно вам (а им – нет)
Где расположено тайное место (оно должно быть достаточно большим, чтобы вместить всех)
Некоторые из стражников (гдето один из пяти) христиане, которые не только отпустят тебя,
если ты признаешь себя христианином, но и намекнут, где находится тайное место.
Те, кто устоят в вере и попадут в тюрьму (в начале игры), будут освобождены невероятным
действием Духа Святого (приходят ангелы и держат стражников, выпуская узников на свободу)
Те, кого поймают в конце игры, не смогут выйти оттуда, погибнув в яме со львами (таковые,
как вы знаете, были мучениками).
Прочие примечания
Примерно на каждые 5 участников должен быть, по крайней мере, один стражник. Тайное место
встречи должно быть спрятано достаточно хорошо, так чтобы его не обнаружили в течение первых
пяти минут. Как только участник игры обнаруживает тайное место, он НЕ ДОЛЖЕН ПОКИДАТЬего, чтобы привести остальных, это попросту очень опасно. Чем больше игровое пространство, тем
лучше.
Подведение итогов
Это самая важная часть игры, и проводить ее нужно очень мудро. Некоторые дети могли
отказаться от веры, и поэтому испытывают угрызения совести. Другие подумают, что в том, что
они отказались говорить правду, нет ничего страшного – ведь их цель (выжить) была достигнута.
Ктото может испугаться того, что может произойти с ними в реальной жизни, если они встанут за
свою веру. Подведение итогов – это возможность для вас объяснить детям, что значит стоять
твердо в вере и полностью доверять Богу, даже, казалось бы, в безвыходных и весьма
противоречивых ситуациях.
Сюжетно ролевая игра «Выборы президента»
(в условиях лагеря)
Сюжетноролевая игра «Выборы президента» была разработана на основе психологического
тренинга. Мероприятие проводилось в старших отрядах (возраст 1114 лет).
1. Объяснение цели и правил проведения мероприятия детям
Цель — выбрать президента отрада, человека, который бы помогал воспитателем работать с
отрядом, человека, организующего работу отрада.
«Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы выбрать президента отрада (воспитатель объясняет
функции и полномочия президента отрада. Функции и полномочия президента зависят от
специфики лагеря). Президент отряда выбирается на 7 (10) дней, а затем происходят перевыборы.
Кандидатом в президенты может стать любой из вас. Кандидат набирает себе кабинет советников и
вместе они образуют партию или блок. Их может быть несколько. За определенный промежуток
времени партии (блоки) придумывают себе название и девиз, готовят программу и продумывают
рекламную кампанию. Затем кандидаты со своими кабинетами представляют свои программы
отряду — проводится прессконференция, во время которой незадействованная часть отрада
представляет собой избирком. и избирателей. После представления программ партии получают
право проводить рекламную компанию, цель которой — завоевать симпатии избирателей и собрать
большее количество подписей в поддержку кандидата на пост президента отрада. Вечером
избирком проводит выборы президента отряда.
Кто из вас хочет выдвинуть свою кандидатуру на пост президента отряда?»
2. Выдвижение кандидатов на пост президента отряда
Задания 2го пункта:
1. Представление.
2. Блицопрос.
3. Танцы.
1) Задание для кандидатов: выступить с короткой, но оригинальной речью, в которой они
сообщают свои биографические данные и описывают жизненный путь, словом, представляют себя
(1 минута).
2) Далее. Избиратели должны знать об уровне компетенции своих кандидатов. Кандидатам
предлагается блицопрос из некоторого количества экономических, политических, биологических и
др. вопросов.
3) Актерские данные будущего президента, способность работать на большие аудитории тоже
имеют немаловажное значение. Кандидатам предлагается станцевать как: больная обезьяна, пьяный
пингвин, влюбленный осел, объевшийся медведь и т.д.
Последние 2 пункта могут отсутствовать или же быть изменены, но их главная цель — показать
избирателям, что из себя представляют кандидаты.
3. Кандидаты набирают себе кабинет (по очереди, кто сколько хочет)1) Создавшийся кабинет во главе с кандидатом должен в течение 5 минут придумать доклад на
следующие темы:
«Гусь свинье не товарищ». «Баба с возу, кобыле легче» «Рожденный ползать летать на может».
«Деньги не пахнут». «Бедность не порок» и т.д.
2) Кандидатам предлагается следующая ситуация:
Отрад, проснувшись утром, не находит воспитателей. Они заболели, уехали, убежали... Как
действовал бы президент отряда, чем занимался бы его кабинет и как была бы организована работа
отрада в этот день?
Разрешается совещание кабинета в течение 1 минуты. 3) ИЗБИРКОМ. Перед тем, как задания
получат кабинеты и кандидаты, воспитатель должен выбрать (еще лучше, если это сделает ктото
из сидящих в избирателях, он будет главой избиркома) 4—б человек в избирком. Его функция —
следить за действиями партий, обеспечивать им нормальную работу. Избирком проводит
голосование, подсчитывая голоса и вывешивая результаты голосования (под руководством
воспитателя).
4. Работа кандидата и кабинета по образованию партии
1) Кабинет во главе с кандидатом удаляется на 20 минут, чтобы составить программу действий
партии на определенный срок (710 дней), придумать название, символ, девиз партии (техническое
оснащение обеспечивает Избирком и Воспитатели). В программу партия должна включить
мероприятия, которые она могла бы сделать для отряда и в чем могла бы помочь лагерю.
2) Партией составляется рекламный щит с коротким, ясным изречением в пользу кандидата.
Программа пишется на большом листе (ватмане). Избиратели продумывают вопросы каждому
кандидату для прессконференции.
3) Пока партии работают, оставшиеся зрителиизбиратели превращаются в представителей
прессы и все вместе придумывают вопросы к кандидатам и партиям, чтобы задать их на пресс
конференции.
5. Предвыборная компания + прессконференция
Каждая партия по очереди зачитывает свои программы. Потом она представляет свой
рекламный щит. С этим рекламным щитом каждая партия до вечера может ходить и собирать
подписи в поддержку кандидата. Затем подписи представляются в Избирком перед голосованием.
Программы на больших листах вывешиваются в холле. А партия может заниматься агитационной
деятельностью (деятельность оговаривается с избиркомом, указывается, что можно и что нельзя).
На прессконференции кандидат и члены партии отвечают на вопросы журналистов (журналистами
могут быть все ребята отрада). Назначается время выборов, оговаривается форма и правила их
проведения (выступление главы Избиркома).
6. Выборы
По требованию Избиркома предвыборная агитация заканчивается за 30—60 минут до выборов.
Собираются листы с подписями. Избирком готовит во время агитации урну и бюллетени.
7. Вскрытие урны и вынесение решения. Подведение итогов
Избирком и воспитатель вскрывает урны, подсчитываются голоса, выносится решение.
Готовится отчет о проделанной работе (воспитатель рассказывает всему отраду). Отрад
поздравляет выбранного президента, и оглашаются права и обязанности президента отряда.
Президент дает клятву отряду. Назначается срок перевыборов.