Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи
Оценка 4.7

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
классное руководство +1
Взрослым
26.02.2018
Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи
Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи • Образовательные цели: сформировать у учащихся понятие об основных тенденциях развития семьи в современной России. Определить факторы, влияющие на общие демографические процессы. Раскрыть специфику неполных семей. Привлечь внимание учащихся к проблеме Депопуляции. • Развивающие цели: способствовать развитию умения учащихся анализировать, систематизировать изученный материал, формулировать собственные выводы. • Воспитательные цели: содействовать гражданскому и нравственному воспитанию учащихся. Продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям.
Демографическая ситуация.doc
Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи  Образовательные цели: сформировать у учащихся понятие об основных тенденциях развития  семьи в современной России. Определить факторы, влияющие на общие демографические  процессы. Раскрыть специфику неполных семей. Привлечь внимание учащихся к проблеме  Депопуляции. Развивающие цели: способствовать развитию умения учащихся анализировать,  систематизировать изученный материал, формулировать собственные выводы.   Воспитательные цели: содействовать гражданскому и нравственному воспитанию учащихся.  Продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося,  эмоционально­личностного отношения к изучаемым событиям. Оборудование урока:  Компьютер, проектор, экран.  Компьютерная презентация по теме урока.  Учебник “Обществознание”, для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, под  редакцией Л.Н. Боголюбова, М., 2009, стр. 193 – 202. Рабочий лист.   Проверочный тест. Форма урока: лекция­визуализация с применением проектной деятельности. Этапы урока 1. Организационный момент. Вступительное слово учителя, создание благоприятной психологической  обстановки. Знакомство учащихся с планом работы на уроке. Разъяснение порядка работы учащихся в группах (5 минут). 2. Лекция­визуализация (35 минут). План изучения нового материала: 1) Тенденции развития семьи в современной России. Актуализация знаний учащихся. Сообщение учащимся целей и задач урока: Проанализировать демографическую ситуацию в современной России на основе имеющихся  статистических данных. Выявить негативные тенденции демографической ситуации в России, оценить ситуацию. Определить, как Правительство РФ решает демографические проблемы. (Слайды 1­2) Самые популярные СМИ бьют тревогу из­за кризиса семьи и семейных ценностей. Выходит огромное  количество различных передач, пишется масса статей о количестве населения РФ, о высокой  смертности, низкой рождаемости, о детях­сиротах. Всё это не случайно. (Слайд 3) Ещё раз напоминаю тему нашего урока: “Демографическая ситуация в современной России и  проблемы неполной семьи”. Что такое демография? Демография — это наука о закономерностях  воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально­экономических, природных  условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их  изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению. (Слайд 4) По данным Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения, население Земли 31  октября 2011года достигло 7 миллиардов человек. "Юбилейным" новорожденным стал россиянин –  Петр Николаев весом 3,6 кг и ростом 50 см, родившийся в 00:02 в городе Калининграде. (Слайд 5) Демографическая ситуация в обществе тесно взаимосвязана с деятельностью института семьи.  Опросы общественного мнения в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из  главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или  нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния  семьи. Разрушающаяся семья – одно из условий деградации общества. (Слайд 6) Данные статистики и социологических опросов дают довольно противоречивую картину состояния  семьи в современной России. Отмечается: рост регистрируемых браков, увеличение возраста  вступающих в брак, увеличение возраста родителей на момент рождения первого ребёнка в семье,  увеличение числа разводов, сокращение среднего размера семьи, снижение экономической роли  мужчины в семье. Усиливаются проблемы, препятствующие браку: отсутствие жилья, достойного  заработка; недостаточная социально ­ психологическая готовность к браку, психологические перегрузки партнеров. Снижается эффективность взаимодействия между поколениями в семье.  (Слайды 7­8) Демографы считают, что для обеспечения стабильности численности населения необходимо, чтобы  рождаемость составляла в среднем 2,5 – 3 ребёнка на одну женщину. Во многом демографическая  ситуация обусловлена преобладанием в стране сложившегося типа семьи. По мнению социологов,  модель типичной семьи в современном индустриальном обществе – это семья полная, нуклеарная,  состоящая из одной пары супругов с детьми и находящаяся в зарегистрированном браке, работающих  в семье двое. Среднее число членов ­ семьи – 3,6 человека. (Слайд 9) 2) Проблема неполных семей. Разговор о современной семье не может быть ограничен моделью идеальной семьи. Отклонениями от  идеальной модели являются: ­ неполная семейная группа, в которой изначально нет одного из членов семьи; ­ распавшаяся семья, из­за намеренного ухода одного из супругов, аннулирование брака, развод;  (Слайд 10) ­ семья, переживающая кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов,  заключение в тюрьму и пр.; ­ семья как “пустая оболочка”, когда супруги живут вместе по принуждению или фиктивный брак.  (Слайд 11) Рост внебрачных рождений, с одной стороны, и незарегистрированных фактических семейных союзов  – с другой, означают тенденцию разделения институтов брака и семьи. Однако очевидно, что распад  или ослабление семейных связей, приводят к росту неполных семей. Неполная семья ­ группа  ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими  несовершеннолетними детьми. (Слайд 12). Выделяют следующие типы неполных семей: материнская, отцовская, осиротевшая, небрачная,  распавшаяся. (Слайд 13). Среди причин, способствующих увеличению неполных семей, демографы называют:  неподготовленность молодежи к браку; распространение добрачных связей; изменение моральных  норм во взаимоотношениях полов; утрата семьей своей производственной функции; завышенные  требования по отношению к брачному партнеру; алкоголизм и наркомания одного из партнёров;  изменение традиционных семейных ролей мужчины и женщины. (Слайд 14). Растет число детей, родившихся вне брака, за период 1994 ­ 2000 гг. их доля возросла с 19,6% до  27,9%, то есть на 8,3 %. Это дети, рожденные женщинами в возрасте до 20 лет – в результате  добрачной беременности. Или дети, рожденные женщинами в 30­35 лет – в результате осознанного  отказа от брака. В любой неполной семье возникает множество проблем: материальные проблемы;  дефицит полноценных семейных отношений; ребёнок лишён положительного образца для подражания  в освоении роли семьянина; неполные семьи не могут полноценно выполнять репродуктивную  функцию. (Слайд 15). 3) Современная демографическая ситуация в РФ. Одним из источников формирования знаний о демографической ситуации в стране является перепись  населения. Перепись – это “моментальный снимок” всего населения страны, в определенный момент  времени. (Слайд 16) Первая Всероссийская Перепись населения была проведена в 1897 г., её инициатором стал  П.П.Семёнов­Тян­Шанский, русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный  деятель. (Слайд 17) Всероссийская перепись населения является основным источником формирования федеральных  информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории России в сочетании с социально­экономическими  характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем.  (Слайд 18) Учёные с тревогой констатируют, что в демографическом положении России наблюдается достаточно сложные тенденции. Назовём наиболее существенные из них. Число Россиян убывает. По  предварительным данным переписи 2010 года население России в 2010 г. по сравнению с 2002 г.  сократилось на 2,2 млн человек (1,6%). Численность населения России с 145 млн 167 тыс. человек сократилась до 142 млн 905 тыс. человек. Россия перешла по численности населения с 7 на 8 место в  мире. В Удмуртии проживет 1 млн 522 700 человек. (Слайд 19). Перепись 2010 г. показала, что численность женщин на 10 млн превышает мужчин. По данным  последней переписи, в России зарегистрировано 76 млн 700 тысяч женщин и 66 млн 205 тысяч  мужчин. В процентном соотношении это составит 53,8% и 46,2%. По 2002 году данные похожие:  53,4% и 46,6%, так что положение осталось прежним. (Слайд 20) Учащимся предлагается проанализировать диаграмму. (Слайд 21) После обсуждения учащиеся  должны прийти к следующим выводам: Преобладание численности женщин над мужчинами  начинается с 33­летнего возраста. После 60 летнего рубежа, численность женщин, по отношению к  мужчинам этой же возрастной группы, увеличивается в два раза. В большинстве российских регионов зафиксировано сокращение числа жителей, но в некоторых  отмечен прирост. По­прежнему наиболее населенными являются Центральный, Приволжский и  Сибирский федеральные округа, на территории которых проживает более 61 % населения страны. По  сравнению с переписью 2002 года численность населения сократилась в 63, а возросла в 20 субъектах  Российской Федерации. (Слайд 22) Население России не воспроизводится с середины 60­х гг. прошлого века. Об этом свидетельствуют  данные таблицы “Динамика численности населения России”. (Слайд 23) Основными критериями оценки демографической ситуации являются смертность и рождаемость.  Всего в период с 1992 по 2010 гг. в РФ умерло 40 674 тыс. человек, родилось 27 564 тыс. человек  (Слайд 24) Ситуация, которая сложилась с народонаселением в России в настоящее время, оценивается  специалистами как депопуляция – суженное воспроизводство и сокращение численности населения.  Последствия депопуляции: 1. Сокращение трудового потенциала. 2. Старение населения вызывает увеличение капиталовложений в социальное обеспечение и  медицинское обслуживание. 3. Инфантилизация молодежи – чрезмерная опека в малодетных семьях приводит к росту  несамостоятельной молодежи. 4. Нарастает разрыв между поколениями – отсутствие взаимопомощи, обострение проблемы  одиночества. В демографии существует так же понятие демографический “взрыв”. (Слайд 25) Причинами неблагополучной демографической ситуации (по данным опроса ВЦИОМ) являются:  бедность населения (44%), снижение значения ценности семьи (22%), результат государственной  социальной политики (21%), состояние здоровья женщин (13%). (Слайд 26) За 20 век Россия пережила четыре периода, когда был “суженным” прирост населения. Это ­ Первая  мировая война, Вторая мировая война, период массовых репрессий и 90­е годы ­ резкое падение  рождаемости из­за трудностей перехода к рыночной экономике. (Слайд 27) Несмотря на отрицательную динамику роста населения в целом, в отдельных регионах РФ наметился  прирост населения, в процентном соотношении к 2002 г.: Республика Дагестан – 115,6%; Чеченская  Республика – 115%; Карачаево­Черкесская Республика – 108,9%; г.Москва – 110%; Московская  область – 107%; Ханты­Мансийский АО – 106%; г.Санкт­Петербург, Тюменская область – 104%;  Ямало­Ненецкий АО, Ленинградская область, Краснодарский край – 102% . (Слайд 28) Что касается  ситуации, сложившейся в нашем районе, то за последние годы, по данным отдела ЗАГС Игринского  района, показатели рождаемости превысили смертность. Эти показатели совпадают с данными по УР.  (Слайд 29) Есть ли выход из сложившейся в нашей стране демографической ситуации? Этот вопрос поможет  разрешить демографическая политика – целенаправленная деятельность государства в сфере  регулирования процессов воспроизводства населения. (Слайд 30) 3. Рефлексия: Проверочный тест  (5 минут). 4. Работа над мини ­ проектом (20 минут). Учащиеся делятся на три группы. В учебнике, на стр. 200 – после параграфа 17 приведен документ –  отрывок из Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года. Концепция была одобрена Правительством РФ в сентябре 2001 года. Цель Концепции – показать задачи для  достижения положительной динамики демографического развития. Работа с рабочим  листом (Приложение 2).  Первая группа – задача в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой  продолжительности жизни.  Вторая группа – задача в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.  Третья группа – задача в области миграции и расселения. 5. Обсуждение мини­проектов (15 минут). 6. Взаимооценка работы в группе (2 минуты). 7. Общий вывод по теме (3 минуты) Таким образом, ситуацию, которая сложилась с народонаселением в России в настоящее время,  специалисты оценивают как депопуляцию – сниженное воспроизводство и сокращение численности  населения. Социальные последствия депопуляции связаны с перспективой сокращения трудового  потенциала, падения экономической активности населения, его старения. (Слайд 31) 8. Домашнее задание: параграф 17. В качестве творческого задания учащимся предлагается  раскрыть смысл высказывания немецкого философа Артура Шопенгауэра: “Жениться — это значит  наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности” (Слайд 32) (2 минуты) 9. Итог урока. Оценка работы учащихся на уроке. (Слайды 33 – 34) (3 минуты).

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018