Демонстрация приемов поддержки классных руководителей при выстраивании работы с «проблемными» классами.
Оценка 5

Демонстрация приемов поддержки классных руководителей при выстраивании работы с «проблемными» классами.

Оценка 5
docx
13.06.2020
Демонстрация приемов поддержки классных руководителей при выстраивании работы с  «проблемными» классами.
Как определить вектор работы с классом. с чего начать работу с "проблемным" классом
мастер - класс.docx

Мастер – класс:

«Демонстрация приемов поддержки классных руководителей при выстраивании работы с  «проблемными» классами.

Автор

Татьяна Александровна

Нахалова

учитель, педагог-психолог

МАОУ СОШ « 15»

Городского округа

«Город Губаха»

Пермский край.

 

1.      Проведение диагностической работы, как один из аспектов поддержки классных руководителей, с целью выявления «проблемных» классов.

Говорят: «Кто скоро помог, тот дважды помог».

Травля детей сверстниками,  т.е. «буллинг» – одна из наиболее распространенных проблем в школах и детских коллективах.

В начале учебного года мы проводим анкетирование с целью выявления атмосферы в   классе и в школе в целом.

 По результатам анкетирования можно  говорить о наличии ситуации буллинга в  классе для проведения соответствующей воспитательной работы. Определяем   категорию школьников группы риска, которым нужна помощь  педагога - психолога.

Так же каждый классный руководитель проводит в своём классе социометрию с целью изучения статуса каждого ученика, особенности межличностных отношений в   коллективе.  Полученный результат показывает общую картину межличностных отношений в   группе,   наличие в нём одиночек, лидеров, отверженных.

2.      Для включения педагогов в проблему были проведены:

- тренинги по позитивному настрою на новый учебный год и  профилактике эмоционального синдрома выгорания педагогов;

- два  семинара-практикума совместно  с Муравейской О.В. психологом регионального центра «ВЕКТОР».

Мы стараемся показать педагогам, что профилактика буллинга не возможна без формирования благоприятного климата в классе. Поэтому, считаем, что очень важно предлагать обучающимся мероприятия, которые основываются на сплочении коллектива, способствуют развитию коммукативных компетенций школьников. С этой целью в каждом классе были проведены: «Часы дружбы», «Принятие правил класса», классный час «ВМЕСТЕ классно!», «Верёвочный курс» для 2-10 классов, где каждый классный руководитель прошёл задание совместно с детьми и смог увидеть отношения в классе изнутри.

Последнее мероприятие для учителей - Развивающее занятие для педагогов «Комфорт, спокойствие, радость», где каждый делился своими способами выхода из стрессовой ситуации.

3.     Упражнение «Угадай, применяй».

Наш накопленный опыт мы транслируем для педагогов на уровне города и края выступаем на практических конференциях, круглых столах, семинарах:

- муниципальный семинар-практикум для педагогов города «Буллинг – это…».

В рамках данного проекта творческой группой была разработана программа сопровождения обучающихся в классе, в котором проблема буллинга выражена ярко. Уже проведен ряд мероприятий:

- час общения для детей;

-мотивирующее родительское собрание по теме: «Гармонизация межличностных отношений».

Еще рано говорить о результатах, но ощущение необходимости работы в данном направлении идет как от детей, так и от родителей.

4.     Оказание помощи классному руководителю по работе с классом, в котором прослеживается буллинг.

Цель: оказание методической помощи классному руководителю при составлении программы сопровождения класса при профилактике буллинга.

            В апреле, 2018 года в нашу творческую группу обратилась классная руководительница 5 класса «В». Ее запрос заключался в том, чтобы ей была оказана помощь при работе с классом, т.к. в классе возникали частые ссоры, ребята не желали собираться на совместные мероприятия, резко высказывались в адрес друг друга, унижали одноклассников как физически, так и вербально. При попытках изменить ситуацию пятиклассники говорили, что эти отношения установились давно и всех устраивают. При анализе анкет по буллингу, которые проводились в начале года, мы нашли подтверждения словам классного руководителя, так как 60% класса испытывали агрессивное воздействие одноклассников на них.

            Мы остановились на сопровождении этого класса еще и потому, что классный руководитель готов был включиться в работу неформально. У педагога отмечалась высокая мотивация изменить отношения в классе, т.к. сам классный руководитель испытывала трудности в общении с обучающимися.

            Классный руководитель составила аналитическую справку, в которой осветила все проблемные моменты класса. Проанализировала поведение и характер каждого ученика. Определила основные проблемы общения с классом. Выделила лидеров, провокаторов, агрессоров. Учеников, которые испытывают травлю со стороны одноклассников. Школьников, которые держатся обособленно, но испытывают тревогу.

Данная справка необходима для того, чтобы увидеть ресурс и слабые стороны класса.

Затем начинается работа по определению целей и задач работы с классом. Для этого вычерчивается таблица, и кратко записываются: сильные стороны. Какие сильные стороны могут быть в классе? Это ресурс, который мы будем использовать в работе (основной ресурс в нашей работе это мотивированные люди, которые могут выполнять планируемую работу).

Следующий этап это определение слабых сторон. Какие могут быть слабые стороны? Мы выделили следующие моменты. Это риски. Если агрессоров поддерживают родители, значит, необходимо их привлечь на свою сторону, сделать их своими союзниками. Для этого можно составить индивидуальное собеседование с родителями, объяснив им необходимость прекратить агрессивное поведение детей, рассказать о последствиях.

Возможности. Основная цель сопровождения класса. При формировании задач работы с классом мы будем опираться на риски. Это как раз те моменты, которые надо сформировать у школьников.

Борьба за лидерство. Дать возможность работать в группах по реализации, каких-то мероприятий в классе. Отсутствие навыка совместной работы. Планировать мероприятия, которые будут этому научать. Квесты, моделировнаие, деловые игры и т.д.

 

Сильные стороны

- высокая мотивированность классного руководителя;

- есть 5 человек в классе, которые хотят, чтоб в классе стало безопасно, комфортно и спокойно;

- родители 7 человек, готовы оказать помощь в работе;

 

Слабые стороны

- много агрессоров, поведение которых поддерживают родители;

- затяжная ситуация буллинга;

- 6 класс, возрастные особенности: негативизм, вербальная и физическая агрессия, эмоциональность и т.д.;

 

Возможности

- целенаправленная воспитательная работа;

- есть место для проведения мероприятий;

- работа классного руководителя совместно с творческой группой педагогов (6 мотивированных  взрослых, которые готовы решать проблемные ситуации);

Риски

- борьба за лидерство среди детей;

- отсутствие у школьников желания и навыка работать совместно;

- отрицательное отношение родителей;

 

Мы, как творческая группа, помогаем классному руководителю сейчас уже 6 класса «В» осуществить программу сопровождения. Но в дальнейшем, мы видим свою работу в том, чтобы помочь классному руководителю выделить цели и задачи сопровождения отдельного класса. Набросать план мероприятий, проанализировать ожидаемый результат, участие в супервизии по результатам проводимых мероприятий.

5.     Поддержка классных руководителей с привлечением ресурсов из вне.

Свой опыт мы распространяем  не только среди педагогического сообщества, но и делимся практическими советами с родителями:

- мастер-класс «Развиваемся, дружно живя в коллективе» в рамках отчётного общешкольного родительского собрания в начальной школе;

- коррекционно-развивающее занятие для родителей «Буллинг – миф или реальность» в рамках II городского родительского форума.

В декабре 2017 школа вступила в краевой проект «Давайте жить дружно: снижение уровня школьного насилия в образовательных организациях Пермского края», реализуемый с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентский грантов.

Также были организованы выезды студенческих-волонтёрских бригад философско-социологического факультета ПГНИУ в нашу школу и прошли занятия с обучающимися 6-8 классов по командообразованию и школьному самоуправлению. Студенты провели уникальные тренинговые занятия для учащихся, которые помогли обсудить сложные проблемы буллинга, и объединить детей. Была реализована программа по созданию школьного актива. Мы получили помощь по мотивации школьников на активную личную жизненную позицию. Подростки разделили ответственность с педагогами за организацию внеклассных мероприятий, ими проведены «Верёвочные курсы» для 23 классов школы. Кроме этого в летнем оздоровительном лагере работал отряд вожатых, который организовал яркие мероприятия: игры, квесты, военизированный день,  спортивную эстафету.

6.      Подведение итогов работы.

Итоги реализуемой программы: педагоги школы признали наличие проблемы в классах, начали разрабатывать индивидуальные планы работы с детьми и родителями, вести мониторинг  работы. Важно отметить, что большинство педагогов осознали свою особую роль в прекращении травли в школе.

Есть четкое понимание того, что мы на правильном пути, есть уже наработки, которые нашли положительный отклик среди педагогов, родителей и обучающихся. Мы с уверенностью заявляем, что буллинг - это очень серьезное явление и само по себе не пройдет. Мы не сомневаемся, что благодаря нашей работе, мы получим поколение, которое не будет перекладывать свое благополучие и безопасность на государственные службы, а полностью возьмет ответственность за комфорт и благополучие на себя.

7.      Заключительное слово.

Всякая помощь хороша вовремя.

 К нам за поддержкой, советом может обратиться  каждый.  И классный руководитель, и  учитель предметник, обучающиеся, администрация, социальный педагог,  представители  КДН  и  ПДН.

Спасибо за внимание!!!

 


 

Мастер – класс: «Демонстрация приемов поддержки классных руководителей при выстраивании работы с «проблемными» классами

Мастер – класс: «Демонстрация приемов поддержки классных руководителей при выстраивании работы с «проблемными» классами

Муравейской О.В. психологом регионального центра «ВЕКТОР»

Муравейской О.В. психологом регионального центра «ВЕКТОР»

Цель: оказание методической помощи классному руководителю при составлении программы сопровождения класса при профилактике буллинга

Цель: оказание методической помощи классному руководителю при составлении программы сопровождения класса при профилактике буллинга

Планировать мероприятия, которые будут этому научать

Планировать мероприятия, которые будут этому научать

Студенты провели уникальные тренинговые занятия для учащихся, которые помогли обсудить сложные проблемы буллинга, и объединить детей

Студенты провели уникальные тренинговые занятия для учащихся, которые помогли обсудить сложные проблемы буллинга, и объединить детей

Демонстрация приемов поддержки классных руководителей при выстраивании работы с «проблемными» классами.

Демонстрация приемов поддержки классных руководителей при выстраивании работы с  «проблемными» классами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2020