Семинар – практикум для молодых специалистов. Тема: «Комфорт, спокойствие, безопасность».
Оценка 5

Семинар – практикум для молодых специалистов. Тема: «Комфорт, спокойствие, безопасность».

Оценка 5
docx
13.06.2020
Семинар – практикум для молодых специалистов. Тема: «Комфорт, спокойствие, безопасность».
Упражнения на профилактику эмоционального выгорания педагогов
Работа с мол. педагогами.docx

Семинар – практикум для молодых специалистов.

Тема: «Комфорт, спокойствие, безопасность».

 

Автор

Татьяна Александровна

Нахалова

учитель, педагог-психолог

МАОУ СОШ « 15»

Городского округа

«Город Губаха»

Пермский край.

 

Цель: развитие конструктивного поведения молодых специалистов в образовательном пространстве.

Материалы: мячик, ширма, начала предложений,  салфетки, ситуации, листочки для фиксации своих мыслей, мяч, ширма, доска, мел, шарики:красный, синий, зеленый, желтый.

Регистрация, раздевалка, кофе – брейк в 14.50, кабинет 17 пристрой.

1.      Оргмомент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вас приветствует творческая группа педагогов  школы №15. Приглашаем к совместной работе. О чем бы вам сегодня хотелось поговорить? (По кругу ответы). Говорить мы будем сегодня о  нас любимых, о наших воспитанниках, о родителях, о комфорте и безопасности на работе. Комфорт начинается с доверия, желания сделать первый шаг навстречу.

 Приглашаем вас принять участие в упражнении, которое называется «Необычное приветствие». Все упражнения, которые мы сегодня проиграем, вы можете использовать, как в учебной, так и во внеклассной деятельности. Поделимся на 2 команды: день, ночь. Команда «День» - внутренний круг. «Ночь» - внешний. Встаньте лицом друг к другу. Образовались пары. Внешний круг будет двигаться на один шаг по часовой стрелке. Внутренний  стоит на мете.

Поздоровайтесь:

- помахав друг другу рукой;

- пожав друг другу руку;

- похлопав по плечу;

- обнявшись;

- спинами;

- улыбнувшись;

- затылками;

- пятками;

- кулачками.

Спасибо! Поднимите, пожалуйста, руки те, кому понравилось здороваться: помахав рукой, улыбнувшись – это люди, которым не нравится, когда нарушается их личное пространство.

Кому понравилось рукопожатие – это люди готовые к сотрудничеству. Могут выслушать и принять решение, которое будет соответствовать пожеланиям каждой стороны.

Кому было интересно здороваться спинами, затылками, пятками, кулачками – этих людей привлекает что-то необычное.

Кому понравилось при встрече обниматься, похлопать по плечу? Это люди, которым нравится тактильный контакт. Они, как правило, эмоциональны, требовательны к окружающим, общительны.

Как вы думаете, кому из этих людей легче общаться, находить друзей, чувствовать себя комфортно?

Рефлексия: в разных ситуациях, с разными людьми оправданы все виды приветствия. Главное не нарушать границы комфорта окружающих. Мы все разные, но это не мешает нам общаться с окружающими нас людьми.

« Назови имя».

Вы уже не раз встречались друг с другом и точно знаете, кого и как зовут. Сейчас нам это предстоит проверить. 2 группы у нас есть. Сейчас от каждой команды к ширме будет подходить один из участников. Встать к ширме надо спиной. На счет «три» мы опускаем ширму, вы поворачиваетесь и называете имя человека, который стоит напротив вас. Побеждает тот, кто был быстрее.

Рефлексия: поделитесь своими ощущениями. Какое у вас настроение, как вы себя чувствуете? Нам приятно отметить, что молодые специалисты нашего города общительны, контактны, активны.

Упражнение «Никто не знает, что я…»

Есть общее и это здорово, но сейчас каждому предстоит сказать о себе, что-то, о чем окружающие не догадываются. Мяч.

Никто не знает, что я умею вязать носки».

2.      Эксперимент. Основная часть. Техники саморегуляции.

Мы разные. Хорошо это или плохо? Помогает нам это в общении или мешает? (Риторические вопросы). Обратимся к вашему опыту. Кого или что вам было сложно принять в свои школьные годы? (ответы). Получается, что мы все разные и принять и понять других и инаких бывает очень сложно. Хотя…

Как вы думаете, возможно ли жить без конфликтов? (ответы)

Конфликты – это столкновение интересов. Так как мы все очень разные, то разногласия неизбежны. Проведём эксперимент… Возьмите салфетки, которые лежат у вас на столе. Закройте глаза. Сложите лист пополам, ещё пополам. Теперь по диагонали. Надорвите середину листа. Оторвите правый угол, а теперь – левый угол. Откройте глаза, разверните вашу снежинку. Давайте сравним с окружающими.

Одинаковые получились снежинки? Почему? (ответы) Инструкцию слушали все, но каждый услышал что-то своё. И результат получился совершенно разный. Значит и недопонимания, и конфликты неизбежны. Главное уметь их позитивно разрешать. Уметь справляться со своими эмоциями, страхами, раздражением, агрессией.

Упражнение «Вверх по радуге».

Мы предлагаем вам несколько упражнений, которые помогут вам быстро прийти в равновесие. Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вздохом мы взбираемся вверх по радуге. Выдыхая – съезжаем  с неё как с горки. Повторить 5 раз.

 «Расслабление мышц»..

            Сядьте удобно, расслабьте спину, опритесь на спинку стула, руки спокойно кладем на колени, ноги стоят прямо, без напряжения. Обратите внимание, какое положение головы вам удобнее. Сделаем медленный глубокий вдох через нос и медленный выдох можно ртом. Ощущение спокойствия, гармонии. Главное, когда начинаете чувствовать напряжение, надо сесть на стул и расслабить все мышцы.

Упражнение «Волшебное слово».

            С закрытыми глазами вспомните любое слово, которое для вас комфортно. Сейчас вы мысленно будете произносить это слово, чтобы почувствовать себя намного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «тишина», «остановись», «нежная прохлада». Главное, чтобы это слово помогло вам. Это будет вас шифр, при нестандартных ситуациях, раздражении. Это слово должно моментально всплывать в вашем сознании, успокаивая вас и придавая вам уверенность.

3.      Введение в тему «Буллинг»

            Все мы родом из детства. Давайте в него вернемся.

Закончите предложения:

- запах детства;

- вкус детства;

- самый важный подарок в детстве;

- музыка детства;

- обидка детства;

- страхи детства;

- самый важный человек в детстве;

- ощущения детства;

- цвет детства;

- воспоминания детства.

            Детство у всех разное, но это ресурс для нас взрослых.

 « Я – подросток».

Что-то нас до сих пор беспокоит, что-то радует, что-то дарит надежду.

Но не может быть все хорошо, вспомним школу, вы подростки, что было сложного тогда? (говорят)

Прошли годы, вы выбираете профессию. Расскажите, как вы пришли в школу, почему выбрали именно эту профессию.

У каждого был свой путь, но многие из вас помнят учителей, которые стали для вас маячком в профессии.

«Учитель – маяк».

Свой пример. Учитель английского языка. Вспомните педагогов, какие учителя вам нравились? (Запись на доске).

Перед вами идеальный учитель, которому доверяют дети, который не только преподает свой предмет, но и влияет на мировоззрение своих учеников.

За каждый пункт, если он присутствует и в вашей педагогической деятельности, поставьте себе 10%. Есть ли те у кого 100%? Сколько получилось процентов? Над чем еще надо поработать?

 Деловая игра «Футбол».

Цель: осознание своей активной жизненной позиции.

Мозговой штурм. Без чего или кого не может состояться футбол? Выберите роль, которая вам наиболее привлекательна. Мысленно ответьте на вопросы: кто я, что делаю, что чувствую, что я получаю в результате игры?

Футбол – это игра в жизнь. Вы сейчас подсознательно озвучили вашу активность в жизни. Интерпретация: игроки – личная активная жизненная позиция, одушевленные, но не игроки. Наблюдатели. Неодушевленные предметы – пассивная позиция, ведомость.

Рефлексия: ваши наблюдения, чувства и мысли.

4.      Теоретическая часть «Буллинг».

                        Надеюсь, что сегодня вам удалось заглянуть в самые потаенные уголки своего «внутреннего Я». Мы все очень разные, но все мы учителя. Что помогает нам адаптироваться в школе?  (круг) Это нормы и правила, которые необходимо выполнять.

 Ролик «Белая ворона».

Поделитесь своими эмоциями, чувствами, мыслями. Как вы считаете – это буллинг? Обоснуйте свой выбор. Были ли вы в такой ситуации? Что вы испытываете, когда видите подобное поведение школьников? Как считаете, кто виновен в такой ситуации? На ваш взгляд, что с этим делать? Давайте разбираться вместе.

            «Роли в ситуации буллинга».

Практически во всех классах бывают дети, которых травят. Таких детей можно условно назвать  «жертва».

Какие это дети? Есть ли в них вина, что их сделали «козлом отпущения», и все свое раздражение и агрессию вымещают именно на нем.

 Как понять, что  ребенка травят?

- ребенок отказывается ходить в школу, не объясняя причины;

- замкну, одинок, как будто чего-то боится;

- проговаривает, что его обижают, задирают, игнорируют;

- приходит домой с синяками, испорченными вещами;

- раздражителен, недоверчив;

- ухудшился аппетит, тревожный сон, часто жалуется на боли в животе, головные боли.

            Есть дети, которые являются агрессорами.

Как их распознать:

- вспыльчив, агрессивен, часто дерется;

- часто нарушает правила поведения;

- ребенок с гордостью говорит, что его боятся одноклассники;

- без спроса берет чужие вещи;

- считает, что если боятся, значит уважают.

Но есть и наблюдатели. На ваш взгляд, наблюдатели – это кто?

Как понять, что в классе происходит, ситуация буллинга:

- ребенок рассказывает, что в классе, кого-то систематически обижают;

- в классе ребята друг друга называют по кличкам;

- негативно отзывается об одноклассниках и говорит, что с тем или иным человеком не хочет, и не будет общаться;

- боится, что весь класс может ополчиться против него;

- одобряет насилие в классе против кого-то.

Какова роль учителя в ситуации травли в классе?

Класс живет по своим законам, иногда допуская взрослых в свои отношения. Какова должна быть наша позиция?

            Поработаем в группах (выберите по жетону), у нас получилось 3 группы, поделимся своим опытом.

Прочитайте ситуацию и  определите, кто перед вами: жертва, агрессор, наблюдатель. Что делать учителю в подобных ситуациях?

1 ситуация. Павел на переменах не общается с одноклассниками, сидит в сторонке. Часто у него происходят конфликты с одноклассниками. У него скидывают со стола учебники, не хотят вставать в пару, не желают сидеть за одной партой. При любом удобном случае Павел не ходит в школу. Часто жалуется на головные боли и боли в животе. На одноклассников реагирует агрессивно. Родители покрывают его пропуски уроков, особенно физкультуры. (От матери постоянные записки с просьбой не отправлять его на урок). Родители обвиняют учителя, что он не может навести порядок в классе и запретить ребятам так относиться к ребенку. Сам Павел неаккуратный, не делает д/з. Не посещает внеклассные мероприятия.

Рефлексия: спасибо за ваши мудрые мысли. Очень важно у детей, которых обижают формировать уверенное поведение, доверие к окружающему миру. Учитель должен однозначно защитить «жертву». И всему классу напомнить правила, которые надо соблюдать. Самому не выступать антагонистом.

            А если вы оказались «жертвой» в общении с педагогами, родителями, учениками. Что делать?

 Предлагаем вам несколько упражнений на развитие уверенного поведения.

Поза супермена, руки за спину, поддерживая себя.

Умение сказать нет.

Действовать по правилам, уважать себя и окружающих.

2 ситуация. Ученик часто нарушает дисциплину на уроке, провоцирует, не выполняет требования, дерзит. Постоянно негативно говорит об одноклассниках, подсмеивается над их способностями и внешним видом. На внеклассных мероприятиях ведет себя с вызовом: задирается, задевает одноклассников. Друзей в классе практически нет. Предпочитает дружить с ребятами старше себя, с которыми общается за пределами школы.

Рефлексия: главное не вестись на провокацию, уметь сдерживать свои эмоции. Быть спокойным, выдержанным, пользоваться правилами, уставом школы. Поговорить с агрессором наедине. Попытаться понять с какой целью он противостоит вам. Создать ситуацию успеха и интереса к предмету. Каждый пропуск, негативное поведение – самостоятельная работа. Если вы ощущаете, что часто срываетесь и агрессируете, что делать?

Научитесь сами и научите детей. И дети вам не раз скажут: «Спасибо!»

1. Сильно-сильно сожмите кулаки, задержите дыхание на несколько секунд и расслабьте кулаки. Почувствуйте, как напряжение уходит.

2. Напряжение начинает скапливаться в нижней челюсти. Расслабьте губы и скажите: «Тпру»…

3. Также можно сделать самомассаж: точки над бровями (углубление на бровях), нос, потерли быстро уши (ухо – зародыш ребенка, мочка голова, дальше спина и ноги. Массажируя ухо, мы делаем массаж всего тела), пальцы, массаж головы и т.д.

4. Упражнение «Ладошки» (необходимо сложить ладошки на уровне груди, на вдох через нос, чтобы было слышно, выдох медленный, расслабляем руки, чувствуем спокойствие, гармонию). Сделайте 3 раза.

3 ситуация. Ученик делит ребят в классе на тех, с кем можно общаться и на тех от кого надо держаться подальше. Считает, что если в классе с кем-то не разговаривают – это нормально: сами замкнуты, раздражительны, конфликтны, немодно одеваются.

Рефлексия: очень важно, научить ребенка иметь свою точку зрения на происходящее и помогать тому, кто нуждается в помощи.

 Упражнение «Времена года» (красный, желтый, зеленый, синий шарики)

Встаньте возле красного цвета те, кто любит лето.

Желтый выбирает тот, кому нравится осень.

Зеленый – весна.

Синий – зима.

Даем 1 минуту, подумайте, и скажите, почему именно это время года выбрала ваша группа.

Семейное счастье зависит от:

Красный – любовь

Желтый – количество денег

Зеленый – количество детей в семье

Синий – поддержка

3.Мне нравится:

Красный – праздники

Желтый – активный отдых

Зеленый –  чтение

Синий – общение в Интернет.

4.      Воспитанность ребенка зависит

Красный – от своевременного наказания

Желтый – от частого поощрения

Зеленый – от личного примера

Синий – от доверия между учителем и учеником

5.От школы я жду

Красный – безопасности и комфорта

Желтый – уважения

Зеленый – карьерного роста

Синий – хорошей зарплаты

Рефлексия.

Легко ли вам было определять главное и обосновать свою позицию.

Учите детей выражать свою точку зрения. Тогда они не будут ведомыми и будут точно знать, чего они хотят и к чему им нужно стремиться.

5.      Заключение.

Ролик с ложками (за 1 минуту)

Рефлексия:  в ситуации буллинга каждому участнику: жертве, агрессору, наблюдателю кажется, что нет выхода. Но если каждому сделать хотя бы маленький шаг на встречу, друг другу, не так все окажется и страшно.

Самое главное не впадать в панику и обязательно найдется даже не одно, а несколько правильных решений. Поддержите друг друга в трудных ситуациях.

Мишени.

Открытый микрофон.

Подошла к концу наша первая встреча. Ясно, что много осталось вопросов. Поделитесь своими эмоциями? Ожиданиями, предложениями.

 

 

 

 

 

 


 

Семинар – практикум для молодых специалистов

Семинар – практикум для молодых специалистов

Как вы думаете, кому из этих людей легче общаться, находить друзей, чувствовать себя комфортно?

Как вы думаете, кому из этих людей легче общаться, находить друзей, чувствовать себя комфортно?

Все мы родом из детства. Давайте в него вернемся

Все мы родом из детства. Давайте в него вернемся

Как понять, что ребенка травят? - ребенок отказывается ходить в школу, не объясняя причины; - замкну, одинок, как будто чего-то боится; - проговаривает, что его…

Как понять, что ребенка травят? - ребенок отказывается ходить в школу, не объясняя причины; - замкну, одинок, как будто чего-то боится; - проговаривает, что его…

Предпочитает дружить с ребятами старше себя, с которыми общается за пределами школы

Предпочитает дружить с ребятами старше себя, с которыми общается за пределами школы

Рефлексия. Легко ли вам было определять главное и обосновать свою позицию

Рефлексия. Легко ли вам было определять главное и обосновать свою позицию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2020