День близкого родственника.
Проблемная мастерская «Искусство жить в семье»
Цель: формирование у воспитанников представления о семье как величайшей ценности в жизни человека; духовно-нравственное воспитание личности на основе традиционной культуры в современных социально-культурных условиях.
Задачи:
· Формирование понимания воспитанниками роли семьи в обществе;
· Развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия;
· Воспитание качеств личности, необходимых для жизни в семье; воспитание уважения к родителям.
Ход мероприятия:
Ребята! Сегодня, 11 декабря по календарю – день близкого родственника. И мы поговорим с вами о том, что дорого каждому из нас - о семье.
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи.
Может быть и вас назвали в честь родственников? Расскажите тогда об этом.
Рассказы воспитанников.
Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:
1. Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
2. Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
3. Приглашать гостей и собирать застолье;
4. Собирать и хранить семейные фотографии;
5. Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
6. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
А теперь я предлагаю вам рассказать о традициях своей семьи.
Рассказы воспитанников.
Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?
(Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).
Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.
Вопросы:
1. Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка?
(Ответ: родители мамы или папы).
2. Вопрос: Как зовут сестру мамы или папы?
(Ответ: тётя).
3. Вопрос: А кто такой дядя?
(Ответ: брат мамы, папы или тёти).
4. Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?
5. Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?
6. Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе?
7. Вопрос: Свекровь и свёкор. Кто это?
(Ответ: родители мужа)
8. Вопрос: Тесть и тёща. Кто это?
(Ответ: родители жены)
9. Вопрос: Кто такие шурин и свояченица?
(Ответ: брат жены и сестра жены)
10. Вопрос: А как называют брата мужа и сестру мужа?
(Ответ: деверь и золовка)
11. Вопрос: Кто такие свояки?
(Ответ: мужья сестёр)
12. Вопрос: Кто такие невестки?
(Ответ: жёны братьев)
13. Вопрос: Кого называют зятем?
(Ответ: мужа дочки, сестры или золовки)
14. Вопрос: К вам пришли невестка и сноха. Кто это?
(Ответ: это одно и тоже лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка)
И у каждого человека есть свой дом, и где бы мы ни были, мы всегда помним, что можем туда вернуться. Дом – это не только крыша над головой, это также семья – самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки и бабушки.
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из этой семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём.
Основа основ – родительский дом.
Поддержка семьи очень важна для каждого человека. Без помощи ваших родителей невозможны были бы многие события в вашей жизни. Я предлагаю вспомнить ваши совместные с родителями поездки, экскурсии, походы, даже по магазинам, а может быть в зоопарк или в кино, а может быть просто совместные работы по уборке квартиры или прополке огорода и т.д..
Дети рассказывают о своих воспоминаниях.
Я уверена, что каждый из родителей, какие бы они ни были, думает о том, что бы вы выросли уважаемыми людьми, стали опорой для ваших родителей. Я знаю, что и вы любите своих мам и пап.
Мой папа
Я жду с нетерпением
Папу с работы.
Всегда мне в портфеле
Приносит он что-то.
Мой папа находчивый,
Умный и смелый.
Ему по плечу
Даже сложное дело.
Ещё он - шалун,
Озорник и проказник.
С ним каждый мой день
Превращается в праздник.
Мой папа весёлый,
Но строгий и честный.
С ним книжки читать
И играть интересно.
И скучно без папы
На санках кататься.
Никто не умеет
Так громко смеяться.
Мой папа – волшебник,
Он самый хороший.
Он вмиг превращается
В то, что попросишь.
Он может стать клоуном,
Тигром, жирафом.
Но лучше всего
Он умеет быть папой.
Его обниму я
И тихо шепну:
Мой папочка, я тебя
Крепко люблю!
Ты самый заботливый,
Самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!
Мама
Ты чудо, созданное Богом!
Спасибо, Мама, что ты есть.
С тобою все наши невзгоды
Теряют свой тяжелый вес.
Ты нас поставила на ноги,
Пройдя тяжелый, длинный путь,
С тех пор мы подросли немного,
Твоей любви нам не забыть.
Мы знаем, с нами было трудно,
Но ты старалась как могла
Чтоб не один не вырос грубым
Чтоб доброю душа была.
Теперь мы можем сказать смело-
Твои уроки впрок пошли.
Сейчас мы стали одним целым
Мы вместе трудности прошли.
И если солнце вдруг не светит,
И станет холодно в душе,
Ты знай-ты лучшая на свете
И то, что не одна уже.
К сожалению, бывает и такое, что своим поведением мы омрачаем наших родителей, но от этого их любовь не становится менее крепкой. Я предлагаю Вам познакомиться с притчей «Если сын озорник» и поразмышлять над вопросами к ней.
Притча:
Пятеро детей было у матери. Четверо старших – послушные и трудолюбивые, а пятый – озорник.
Он постоянно попадал в неприятные ситуации. Однажды он залез так высоко на дерево, что пришлось снимать с помощью верёвки. В другой раз пошёл в лес погулять и заблудился. Два дня его искали всей деревней. Мальчик залез в болото и чудом не утонул, уцепившись за большую кочку. Собака нашла его след и залаяла.
· Зачем ты полез в болото, сын? - удивился отец.
· Поленился кругом обходить, хотел быстрее домой добраться, - ответил мальчик.
Однажды озорник разорвал штаны и ногу поранил, когда удирал из огорода соседа. Мать забинтовала рану, зашила штаны и с удивлением спросила:
· Зачем ты полез в соседский огород? Разве в нашем огороде мало овощей?
· У соседа огурцы вкуснее, - признался мальчик.
Каждый день мать тревожилась за младшего сына. Порой ночь не спала от беспокойства.
· Зачем ты так переживаешь?- спросил мать сосед. – У тебя же четверо чудесных сыновей помощников растут. – За послушных сыновей у меня душа не болит, а за младшего сына боюсь. Вдруг с ним что-нибудь случится, - ответила мать. – Пусть и случится, у тебя ещё четверо хороших сыновей останутся, - утешил мать сосед.
· Младший мой сын, как мизинчик на руке. Хоть он и маленький, а боль от него большая, и не могу я спать спокойно, - объяснила мать. – Болит палец, а не спит глаз.
Вопросы:
1. Почему мать переживала за младшего сына, несмотря на то, что со старшими сыновьями не было у проблем ?
2. Как вы думаете, почему младший сын был непослушным?
3. Представьте, что мать из притчи обратилась к вам за советом, как воспитывать младшего сына. Какой совет вы ей дадите?
4. Чему учит нас данная притча?
Ответы воспитанников.
А вот ещё одна притча «Кто самый глухой?» Думаю, для многих она будет полезна.
Притча:
В крестьянской семье все работали. Мать с отцом в поле трудились. Бабушка с малышом нянчилась, а старшая дочка за хозяйством смотрела. Только была она ленивица. Уйдут родители, а она убежит к подружкам играть. Прибежит обратно вечером, кое-как подметет избу и суп с кашей поставит варить. Вернутся родители с работы, а еда еще не готова, тесто для хлеба не замешено, курочки и утки не кормлены.
· Мы целый день работали, а ты, дочка, опять играла, - упрекала мама.
· Разве нельзя поиграть немножко, я же все сделала, что ты просила, - обиженно отвечала девочка.
· Как все? – удивилась мать. – Я просила курочек покормить, тесто замесить, а это не сделано.
· Не сделано, потому что ты мне ничего не говорила об этом, - спорила дочка.
· Видно, глухой тот, кто не желает слушать, - заметил однажды отец.
· Я не глухая, - что мне сказали, то я и сделала, - обиделась девочка.
Вскоре мать с отцом поехали на ярмарку продавать урожай.
· Что вам на ярмарке купить? – спросила мать всех членов семьи.
Дочка заказала нарядный сарафан, малыш – пряничек, а бабушка – теплый платок. Родители всем привезли подарки, только дочке ничего не купили.
· Без нового сарафана я не смогу пойти на праздник урожая, - заплакала девочка.
· Я купила все, что просили. Про сарафан ты ничего мне не говорила, - сказала мама.
· Видно, глухой тот, кто не желает слушать, - заметил отец, и дочка покраснела.
Вопросы:
1. Какие слова и просьбы вы не хотели бы слушать от родителей?
2. Какие слова и просьбы, наоборот, вы бы рады слышать от родителей чаще?
3. Для чего необходимо умение внимательно слушать друг друга?
4. Чему учит нас данная притча?
Ответы воспитанников.
А сейчас все вместе вспомним высказывания о семье. Для вас подготовлены конверты, в которых лежат высказывания о семье и семейном воспитании, разрезанные на отдельные слова. Необходимо сложить слова так, чтобы получилось высказывание о семье или о воспитании, прочитать его и прокомментировать:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Толстой;
“Взаимная любовь скрепляется детьми» Менандр;
«Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы» Н.Карамзин;
«Величайшая ошибка при воспитании – это чрезмерная торопливость» Ж.Руссо;
«Гораздо легче стать отцом, нежели остаться им» В.Ключевский;
«Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени» Я.Райнис;
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» В.Сухомлинский.
Воспитанники читают высказывания и комментируют их.
Так что же такое семья?
Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
«Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос мой, подруга моя...»
«Я, я, я», - Ева молвила: «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я»,
И так на земле появилась семья».
«Что такое семья?»
Ребята, семья – это те, кто дорог вам больше всего на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно же, ваши родные и близкие вам люди – это ваша семья. И я согласна с тем, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть семьи, есть родительский дом - «начало всех начал».
Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традиции, это то, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Ребята, а кто знает секреты семейного счастья»? Каковы условия семейного счастья?
Ответы ребят.
Воспитатель:
(еще несколько условий, если их не назвали)
1. Сходство привычек и интересов.
2. Умение уступать в споре, особенно если ты не прав.
3. Равное выполнение всех семейных обязанностей.
4. Совместная забота о детях и совместное воспитание их.
5. Взаимопомощь в любых обстоятельствах.
6. Жить по средствам, довольствуясь малым.
7. Не ставить перед супругом невыполнимых условий.
8. Принимать решения совместно.
Ребята, а нас в приюте всех вместе можно назвать семьей?
Ответы детей.
В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Поэтому у нас здесь должны всегда царить уважение и взаимопонимание.
Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».
Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Однажды одного мудреца спросили о том, что является основой жизни всякой хорошей семьи. Всего три слова мудрец написал на листе бумаги:
· ЛЮБОВЬ;
· ПРОЩЕНИЕ;
· ТЕРПЕНИЕ.
Эти качества отличают и святых Петра и Февронию, которые являются покровителями брака и семьи. В завершении нашего мероприятия прозвучит песня «Пётр и Феврония».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.