День близкого родственника. Проблемная мастерская «Искусство жить в семье»

  • docx
  • 23.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала День близкого родственника.docx

День близкого родственника.

Проблемная мастерская «Искусство жить в семье»

 

Цель: формирование у воспитанников представления о семье как величайшей ценности в жизни человека; духовно-нравственное воспитание личности на основе традиционной культуры в современных социально-культурных условиях.

Задачи:

·         Формирование понимания воспитанниками роли семьи в обществе;

·         Развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия;

·         Воспитание качеств личности, необходимых  для жизни в семье; воспитание уважения к родителям.

 

Ход  мероприятия: 

 

Ребята! Сегодня, 11 декабря по календарю – день близкого родственника. И мы поговорим с вами о том, что дорого каждому из нас - о семье.  

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи.

Может быть и вас назвали в честь родственников? Расскажите тогда об этом.

 

Рассказы воспитанников.

 

Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:

1.     Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

2.     Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

3.     Приглашать гостей и собирать застолье;

4.     Собирать и хранить семейные фотографии;

5.     Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

6.     Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

 

А теперь я предлагаю вам рассказать о традициях своей семьи.

 

Рассказы воспитанников.

 

Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

 

Задам сейчас задачу я

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад.

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – я,

Какая же у нас семья?

 

(Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

 

Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.

 

Вопросы:

 

1.     Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка?

(Ответ: родители мамы или папы).

 

2.     Вопрос: Как зовут сестру мамы или папы?

(Ответ: тётя).

 

3.     Вопрос: А кто такой дядя?

(Ответ: брат мамы, папы или тёти).

 

4.     Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?

 

5.     Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?

 

6.     Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе?

 

7.     Вопрос: Свекровь и свёкор. Кто это?

(Ответ: родители мужа)

 

8.     Вопрос: Тесть и тёща. Кто это?

(Ответ: родители жены)

 

9.     Вопрос: Кто такие шурин и свояченица?

(Ответ: брат жены и сестра жены)

 

10. Вопрос: А как называют брата мужа и сестру мужа?

(Ответ: деверь и золовка)

 

11. Вопрос: Кто такие свояки?

(Ответ: мужья сестёр)

 

12. Вопрос: Кто такие невестки?

(Ответ: жёны братьев)

 

13. Вопрос: Кого называют зятем?

(Ответ: мужа дочки, сестры или золовки)

 

14. Вопрос: К вам пришли невестка и сноха. Кто это?

(Ответ: это одно и тоже лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка)

 

И у каждого человека есть свой дом, и где бы мы ни были, мы всегда помним, что можем туда вернуться. Дом – это не только крыша над головой, это также семья – самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки и бабушки. 

В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

 

Поддержка семьи очень важна для каждого человека. Без помощи ваших родителей невозможны были бы многие события в вашей жизни. Я предлагаю вспомнить ваши совместные с родителями поездки, экскурсии, походы, даже по магазинам, а может быть в зоопарк или в кино, а может быть просто совместные работы по уборке квартиры или прополке огорода и т.д..

Дети рассказывают о своих воспоминаниях.

 

Я уверена, что каждый из родителей, какие бы они ни были,  думает о том, что бы вы выросли уважаемыми людьми, стали опорой для ваших родителей.  Я знаю, что и вы любите своих мам и пап.

 

Мой папа

Я жду с нетерпением

Папу с работы.          

Всегда мне в портфеле 

Приносит он что-то.                               

Мой папа находчивый,          

Умный и смелый.       

Ему по плечу 

Даже сложное дело.           

Ещё он - шалун,          

Озорник и проказник.           

С ним каждый мой день

Превращается в праздник.             

Мой папа весёлый,    

Но строгий и честный.           

С ним книжки читать

И играть интересно.                     

И скучно без папы     

На санках кататься.   

Никто не умеет           

Так громко смеяться.                                     

Мой папа – волшебник,         

Он самый хороший.  

Он вмиг превращается          

В то, что попросишь.                                  

Он может стать клоуном,      

Тигром, жирафом.     

Но лучше всего          

Он умеет быть папой.                                

Его обниму я 

И тихо шепну:

Мой папочка, я тебя

Крепко люблю!                                   

Ты самый заботливый,          

Самый родной,          

Ты добрый, ты лучший

И ты только мой!

 

Мама

Ты чудо, созданное Богом!

Спасибо, Мама, что ты есть.

С тобою все наши невзгоды

Теряют свой тяжелый вес.

Ты нас поставила на ноги,

Пройдя тяжелый, длинный путь,

С тех пор мы подросли немного,

Твоей любви нам не забыть.

Мы знаем, с нами было трудно,

Но ты старалась как могла

Чтоб не один не вырос грубым

Чтоб доброю душа была.

Теперь мы можем сказать смело-

Твои уроки впрок пошли.

Сейчас мы стали одним целым

Мы вместе трудности прошли.

И если солнце вдруг не светит,

И станет холодно в душе,

Ты знай-ты лучшая на свете

И то, что не одна уже.

 

К сожалению, бывает и такое, что своим поведением мы омрачаем наших родителей, но от этого их любовь не становится менее крепкой. Я предлагаю Вам познакомиться с притчей «Если сын озорник» и поразмышлять над вопросами к ней.

 

Притча:

Пятеро детей было у матери. Четверо старших – послушные и трудолюбивые, а пятый – озорник.

Он постоянно попадал в неприятные ситуации. Однажды он залез так высоко на дерево, что пришлось снимать с помощью верёвки. В другой раз пошёл в лес погулять и заблудился. Два дня его искали всей деревней. Мальчик залез в болото и чудом не утонул, уцепившись за большую кочку. Собака нашла его след и залаяла.

·         Зачем ты полез в болото, сын? - удивился отец.

·         Поленился кругом обходить, хотел быстрее домой добраться, - ответил мальчик.

Однажды озорник разорвал штаны и ногу поранил, когда удирал из огорода соседа. Мать забинтовала рану, зашила штаны и с удивлением спросила:

·         Зачем ты полез в соседский огород? Разве в нашем огороде мало овощей?

·         У соседа огурцы вкуснее, - признался мальчик.

Каждый день мать тревожилась за младшего сына. Порой ночь не спала от беспокойства.

·         Зачем ты так переживаешь?- спросил мать сосед. – У тебя же четверо чудесных сыновей помощников растут. – За послушных сыновей у меня душа не болит, а за младшего сына боюсь. Вдруг с ним что-нибудь случится, - ответила мать. – Пусть и случится, у тебя ещё четверо хороших сыновей останутся, - утешил мать сосед.

·         Младший мой сын, как мизинчик на руке. Хоть он и маленький, а боль от него большая, и не могу я спать спокойно, - объяснила мать. – Болит палец, а не спит глаз.

 

Вопросы:

1.     Почему мать переживала за младшего сына, несмотря на то, что со старшими сыновьями не было у проблем ?

2.     Как вы думаете, почему младший сын был непослушным?

3.     Представьте, что мать из притчи обратилась к вам за советом, как воспитывать младшего сына. Какой совет вы ей дадите?

4.     Чему учит нас данная притча?

 

Ответы воспитанников.

 

А вот ещё одна притча «Кто самый глухой?» Думаю, для многих она будет полезна.

 

Притча:

В крестьянской семье все работали. Мать с отцом в поле трудились. Бабушка с малышом нянчилась, а старшая дочка за хозяйством смотрела. Только была она ленивица. Уйдут родители, а она убежит к подружкам играть. Прибежит обратно вечером, кое-как подметет избу и суп с кашей поставит варить. Вернутся родители с работы, а еда еще не готова, тесто для хлеба не замешено, курочки и утки не кормлены.

·         Мы целый день работали, а ты, дочка, опять играла, - упрекала мама.

·         Разве нельзя поиграть немножко, я же все сделала, что ты просила, - обиженно отвечала девочка.

·         Как все? – удивилась мать. – Я просила курочек покормить, тесто замесить, а это не сделано.

·         Не сделано, потому что ты мне ничего не говорила об этом, - спорила дочка.

·         Видно, глухой тот, кто не желает слушать, - заметил однажды отец.

·         Я не глухая, - что мне сказали, то я и сделала, - обиделась девочка.

Вскоре мать с отцом поехали на ярмарку продавать урожай.

·         Что вам на ярмарке купить? – спросила мать всех членов семьи.

Дочка заказала нарядный сарафан, малыш – пряничек, а бабушка – теплый платок. Родители всем привезли подарки, только дочке ничего не купили.

·         Без нового сарафана я не смогу пойти на праздник урожая, - заплакала девочка.

·         Я купила все, что просили. Про сарафан ты ничего мне не говорила, - сказала мама.

·         Видно, глухой тот, кто не желает слушать, - заметил отец, и дочка покраснела.

 

Вопросы:

1.     Какие слова и просьбы вы не хотели бы слушать от родителей?

2.     Какие слова и просьбы, наоборот, вы бы рады слышать от родителей чаще?

3.     Для чего необходимо умение внимательно слушать друг друга?

4.     Чему учит нас данная притча?

 

Ответы воспитанников.

 

А сейчас все вместе вспомним высказывания о семье. Для вас подготовлены конверты, в которых лежат высказывания о семье и семейном воспитании, разрезанные на отдельные слова. Необходимо сложить слова так, чтобы получилось высказывание о семье или о воспитании, прочитать его и прокомментировать:

 

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Толстой;

 

“Взаимная любовь скрепляется детьми» Менандр;

 

«Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы» Н.Карамзин;

 

«Величайшая ошибка при воспитании – это чрезмерная торопливость» Ж.Руссо;

 

«Гораздо легче стать отцом, нежели остаться им» В.Ключевский;

 

«Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени» Я.Райнис;

 

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» В.Сухомлинский.

 

Воспитанники читают высказывания и комментируют их.

 

Так что же такое семья?

Как появилось слово семья?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:

кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихонько ответила: «Я».

«Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос мой, подруга моя...»

«Я, я, я», - Ева молвила: «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я»,

И так на земле появилась семья».

 

«Что такое семья?»

Ребята, семья это те, кто дорог вам больше всего на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно же, ваши родные и близкие вам люди – это ваша семья. И я согласна с тем, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть семьи, есть родительский дом - «начало всех начал».

Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традиции, это то, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

Ребята, а кто знает секреты семейного счастья»? Каковы условия семейного счастья?

 

Ответы ребят.

 

Воспитатель:

(еще несколько условий, если их не назвали)

1.     Сходство привычек и интересов.

2.     Умение уступать в споре, особенно если ты не прав.

3.     Равное выполнение всех семейных обязанностей.

4.     Совместная забота о детях и совместное воспитание их.

5.     Взаимопомощь в любых обстоятельствах.

6.     Жить по средствам, довольствуясь малым.

7.     Не ставить перед супругом невыполнимых условий.

8.     Принимать решения совместно.

 

Ребята, а нас в приюте всех вместе можно назвать семьей?

 

Ответы детей.

 

В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Поэтому у нас здесь должны всегда царить уважение и взаимопонимание.

Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».

Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.

 

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

 

Однажды одного мудреца спросили о том, что является основой жизни всякой хорошей семьи. Всего три слова мудрец написал на листе бумаги:

·         ЛЮБОВЬ;

·         ПРОЩЕНИЕ;

·         ТЕРПЕНИЕ.

 

Эти качества отличают и святых Петра и Февронию, которые являются покровителями брака и семьи. В завершении нашего мероприятия прозвучит песня «Пётр и Феврония».