«День пожилых людей» (Разговоры о важном 26 сентября) 5-7 класс
Тема: Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?
Цель занятия:
формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.
Комплект материалов
сценарий,
методические рекомендации,
видеоролик,
карточки для групповой работы,
комплект интерактивных заданий.
Содержательные блоки
Мотивационная часть (вступительное слово, беседа по предварительным вопросам, просмотр видео)
Основная часть (работа с текстом в группах, обсуждение, интерактивные задания)
Заключение (подведение итогов, рефлексия)
Сценарий занятия
Этап занятия |
Время |
Содержание |
Результат |
Мотивационнный |
5 мин |
Вступительное слово. 1 октября – Международный день пожилых людей. Сегодня мы поговорим с вами о наших любимых близких и родных людях - бабушках и дедушках, выразим им свою любовь, заботу и внимание. Как вы думаете, для чего устраивают праздник для пожилых людей? Что приносит радость вашим бабушкам и дедушкам? Часто ли вы помогаете вашим бабушкам и дедушкам? Много ли времени вы проводите со своими бабушками и дедушками? Что вы делаете? Как мы можем выразить свою любовь к пожилым людям? (ответы учеников, подведение итогов беседы) Просмотр видеоролика (об этом важном дне, о его истории и традициях). Текст видео (приложение 1) |
Понимание учащимися того, что преемственность поколений является залогом развития современного государства, сохранения памяти и опыта, поддержки старшего поколения младшими, а младших старшими.
|
Основная часть |
20 мин |
В жизни каждого пожилого человека большое значение имеют наше доброе и чуткое отношение к ним, наше внимание и наша забота. И народная мудрость хранит множество высказываний о добре, добрых делах и теплых словах. Давайте узнаем, что говорят нам пословицы об этих непреложных во все времена ценностях. Предлагаю вам подумать минутку и найти соответствие начала и конца пословиц о добре к людям. Интерактивное задание №1 «Что говорит народная мудрость о добре к близким?» Приложение 2 |
Формирование уважительного отношения к людям старшего поколения |
|
|
Работа в 3 группах (тексты распечатаны, по 2 текста для каждой группы) приложение 3 (обсуждение итогов групповой работы) Для того чтобы современные бабушки и дедушки долго оставались активными, в нашей стране большое количество разнообразных проектов и программ, в которых пожилые люди могут принять участие. Это и оздоровительные программы, и различные варианты обучения, и культурные программы в музеях, библиотеках, социальных центрах. Но главное – это отношения в семье, любовь и забота младшего поколения о старшем. Подведение итогов игры |
Формирование уважительного отношения к людям старшего поколения |
Заключение |
5 мин |
Рефлексия: Из услышанных сегодня историй отклик в моем сердце нашла... Я думаю, что самое важное для бабушек и дедушек – это… Прочитанное заставило задуматься о том, что… Творческое задание «Подумать» Что можно подарить бабушкам и дедушкам ко Дню пожилых людей? Какой подарок им придется особенно по душе? Сделайте подарок своими руками и устройте выставку в классе. |
Осознание учащимися того, что преемственность поколений является гарантией развития современного государства, залогом сохранения исторической памяти и духовно-нравственных ценностей, поддержки младшим поколением старшего, а старшим поколением младшего. |
Приложение 1
Текст к видео
1 октября мы отмечаем удивительно теплый и добрый праздник – День пожилых людей.
В этот день мы чествуем тех, чья жизнь вступила в период золотой осени, тех, кто посвятил себя своей стране и своему народу, кто жил и трудился ради светлого будущего подрастающего поколения. Решение об этом празднике было принято в нашей стране - в 1992 году. Главная цель этого светлого дня - обратить внимание на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста.
Этот замечательный праздник имеет свой логотип. В России он представляет собой раскрытую ладонь с сердцем — символ доброты и помощи.
Пожилые люди являются душой каждой семьи, хранителями семейных традиций и нравственных ценностей.
В России День пожилых людей- это праздник человеческой мудрости, гражданской зрелости, душевной щедрости – качеств, которыми наделены люди преклонного возраста.
Выйдя на заслуженный отдых, наши дедушки и бабушки могут продолжить обучение или найти новое хобби, могут заняться спортом, посещать музеи, смотреть спектакли. А рядом с ними их внуки, которые с удовольствием проводят время с любимыми бабушками и дедушками.
Общение с детьми и внуками продлевает молодость старшему поколению.
В День пожилых людей мы поздравляем наших бабушек и дедушек и говорим им слова искренней благодарности и любви.
Мы ценим, любим и уважаем людей старшего поколения. Они открывают перед нами тайны и радости мира вокруг. Они строили новые города, возводили фабрики и заводы, воевали на фронтах, доблестно трудились в мирное время, воспитывали нас, своих детей и внуков.
И задача молодого поколения - беречь, уважать старших и делать все возможное, чтобы их жизнь была счастливой, интересной и достойной.
Приложение 2
Интерактивное задание №1 «Что говорит народная мудрость о добре к близким?»
Части пословиц находятся в хаотичном порядке, их нужно правильно соединить. Нужные плашки выстраиваются на экране в следующем порядке:
1. Учись доброму |
плохое на ум не пойдёт. |
2. Про доброе дело |
говори смело. |
3. Худо жить без |
ласкового слова. |
4. Доброе слово лечит, |
а злое калечит. |
5. Кто доброе творит, |
тому зло не вредит. |
6. Доброе слово человеку |
— что дождь в засуху. |
7. Жизнь дана |
на добрые дела. |
8. Тёплое слово |
и в мороз согревает. |
9. Добрый человек придет, |
словно свету принесет. |
Приложение 2
Задание для 1 группы: прочитать рассказы и определить главную идею в каждом из них; опираясь на тексты поразмышлять о роли любви близких людей и добрых отношений с ними в жизни пожилого человека, включив в свой ответ цитаты из произведений.
1. Притча Бруно Ферреро «Нужность»
Врач озабоченно склонил голову. Состояние его пациента не улучшалось. Уже десять дней лечение не давало никакого результата. Старик не вставал с больничной койки. Казалось, что, усталый и разочарованный, он потерял желание сражаться за жизнь. На следующий день врач был удивлён: к старику вернулась вся его энергия. Он сидел, опираясь на подушки, лицо снова приобрело здоровый вид.
— Что случилось? — спросил врач. — Только вчера ваше состояние было просто отчаянным. Сейчас же организм функционирует прекрасно! Могу я узнать, что произошло?
Старик улыбнулся и спокойно подтвердил: — Вы правы, доктор. Кое-что случилось. Вчера меня посетил мой внук и сказал: «Дедушка, ты должен немедленно возвращаться домой, поломался мой велосипед».
2. Притча Александры Лопатиной «У кого много недостатков?»
Больше всего внук любил дедушку. Дед узнавал по голосам птиц и умел делать деревянные дудочки. Ещё дед построил для внука маленькую водяную мельницу на ручье. Вечером, сидя на лавочке возле дома, дед рассказывал внуку истории о своей жизни. О том, как он добывал уголь, был солдатом и строил дорогу в пустыне. Вспоминая свою молодость, дед словно сам молодел. Глаза его сверкали, и он, размахивая руками, объяснял внуку, как нужно искать воду в пустыне.
Но дома дед становился тихим. Когда дед и внук входили в дом, мать мальчика сердито говорила:
— Опять принесли грязь. Мойте руки и садитесь ужинать.
Дед с внуком послушно выходили на крыльцо и отряхивали пыль с босых ног. Потом внук лил воду из кувшина на коричневые морщинистые руки деда. Тот старательно тёр их, но руки от этого не становились светлее. Мама ругала дедушку за всё: за шаркающую походку, за крошки, которые он ронял на пол, за его рассказы.
— Вы, дед, портите моего сына своими глупыми рассказами! — сказала однажды мама.
— Жизнь человека не может быть глупой, если он построил дом, вырастил дерево и воспитал сына. Я много домов построил и деревьев посадил, и трёх сыновей воспитал, — обиженно ответил дед.
— И кучу недостатков приобрели, — колко заметила мама. — Дедушка, почему у некоторых взрослых бывает много недостатков? — спросил внук.
— Много недостатков всегда видят в тех, кого мало любят, — вздохнув, ответил дед, и мама почему-то покраснела
Задание для 2 группы: прочитать рассказы и определить главную идею в каждом из них; опираясь на тексты поразмышлять о роли любви близких людей и добрых отношений с ними в жизни пожилого человека, включив в свой ответ цитаты из произведений.
1.Басня Льва Толстого «Ворон и воронята»
Ворон свил себе гнездо на острове, и когда воронята вывелись, он стал их переносить с острова на землю. Сперва он взял в когти одного воронёнка и полетел с ним через море. Когда старый ворон вылетел на середину моря, он уморился, стал реже махать крыльями и подумал: теперь я силён, а он слаб, я перенесу его через море; а когда он станет велик и силён, а я стану слаб от старости, вспомнит ли он мои труды и будет ли переносить меня с места на место? И старый ворон спросил воронёнка:
— Когда я буду слаб, а ты будешь силён, будешь ли ты носить меня? Говори мне правду!
Воронёнок боялся, что отец бросит его в море, и сказал:
— Буду.
Но старый ворон не поверил сыну и выпустил воронёнка из когтей. Воронёнок, как комок, упал книзу и потонул в море. Старый ворон один полетел через море назад на свой остров. Потом старый ворон взял другого воронёнка и также понёс его через море. Опять он уморился на средине моря и спросил сына, будет ли он его в старости переносить с места на место.
Сын испугался, чтобы отец не бросил его, и сказал:
— Буду.
Отец не поверил и этому сыну и бросил его в море. Когда старый ворон прилетел назад к своему гнезду, у него оставался один воронёнок. Он взял последнего сына и полетел с ним через море. Когда он вылетел на средину моря и уморился, он спросил:
— Будешь ли ты в моей старости кормить меня и переносить с места на место? Воронёнок сказал:
— Нет, не буду.
— Отчего? — спросил отец.
— Когда ты будешь стар, а я буду большой, у меня будет своё гнездо и свои воронята, и я буду кормить и носить своих детей.
Тогда старый ворон подумал:
— Он правду сказал, за то потружусь и перенесу его за море.
И старый ворон не выпустил воронёнка, а из последних сил замахал крыльями и перенёс на землю, чтобы он свил себе гнездо и вывел детей.
2. Рассказ Василия Сухомлинского «Бабушка отдыхает»
Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:
– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.
Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку. Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:
– Галинка, слушай… Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:
– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце. Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.
А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.
Когда бабушка встала, Галинка спросила:
– Бабушка, почему вы во сне плакали? Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.
Задание для 3 группы: прочитать рассказы и определить главную идею в каждом из них; опираясь на тексты поразмышлять о роли любви близких людей и добрых отношений с ними в жизни пожилого человека, включив в свой ответ цитаты из произведений.
1. Басня Льва Толстого «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
2. Рассказ Василия Сухомлинского «Именинный обед»
У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка.
Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая: ей восемьдесят два года.
Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать.
Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.
Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.
Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: «И бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе».
Нина сказала тихонько маме:
– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…
– Почему? – удивилась мама.
– У нее рука дрожит… Капает на стол…
Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.
Мама долго сидела молча, потом сказала:
– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.
Приложение 3
Игра «Филворд» с зашифрованными словами:
бабушка, дедушка, внуки, добро, тепло, любовь, забота, внимание, нежность, радость, счастье, жизнь, чуткость.
1 команда
2 команды
3 команды
4 команды
Приложение 4
Дополнительное задание
Это задание можно выполнить с учениками, если нет подключения к интернету или нет возможности выполнить интерактивные задания.
Групповое задание «Наши любимые бабушки и дедушки»
Даны строки стихотворения, при этом первые строки в каждой из строф сохранены в авторском варианте, в конце каждой строки сохранены знаки препинания. При восстановлении оригинального текста появляется название стихотворения и имя автора. Файлы со стихами надо предварительно распечатать, чтобы раздать группам.
Задание. Восстановите текст стихотворения о бабушках и дедушках, расположив данные ниже строки в нужном порядке. Обратите внимание на то, что первые строки в каждой из строф сохранены в авторском варианте, в конце каждой строки сохранены знаки препинания.
Прочитайте стихотворение выразительно. Расскажите, какие образы бабушек и дедушек представлены в стихотворениях детских поэтов.
Задание для группы 1
1. Очень бабушку мою —
У нее морщинок много,
Одному свяжу перчатки,
Буду старенькой, седою,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Маму мамину — люблю.
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Так и хочется потрогать,
А на лбу седая прядь,
А другому – башмачки.
Ответ:
Алексей Плещеев
Внучка (фрагмент)
Очень бабушку мою —
Маму мамину — люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому – башмачки.
2. Доктор выписал бабуле
Уложил её в кровать
Хватит ей варить и печь!
И не разрешил вставать.
Поднялось давление
От переутомления!
Будем бабушку беречь:
И от удивления
«НЕУЖЕЛИ?..»
Приготовили обед,
С важными делами!
И сказала:
Справились мы сами
Села бабушка в постели
Витамины и пилюли,
Снизилось давление.
Пол блестит и пыли нет:
Ответ:
Светлана Войтюк
Лекарство для бабушки
Доктор выписал бабуле
Витамины и пилюли,
Уложил её в кровать
И не разрешил вставать.
Поднялось давление
От переутомления!
Будем бабушку беречь:
Хватит ей варить и печь!
Приготовили обед,
Пол блестит и пыли нет:
Справились мы сами
С важными делами!
Села бабушка в постели
И сказала:
«НЕУЖЕЛИ?..»
И от удивления
Снизилось давление.
Задание для группы 2
1.Славный дедушка, родной,
Я и вся моя родня!
С каждым годом здоровей,
Стану старше я годами,
Ты, мой милый, не болей,
Самый добрый, дорогой,
Чтобы ягоды с грибами
Понимаешь ты меня.
Буду тоже помогать!
Больше всех тебя люблю!
Хоть и маленькая я,
Мог легко ты собирать,
И наверно потому
Поздравляем мы тебя,
Ответ:
Елена Дюк
Славный дедушка, родной
Славный дедушка, родной,
Самый добрый, дорогой,
Поздравляем мы тебя,
Я и вся моя родня!
Ты, мой милый, не болей,
С каждым годом здоровей,
Чтобы ягоды с грибами
Мог легко ты собирать,
Стану старше я годами,
Буду тоже помогать!
Хоть и маленькая я,
Понимаешь ты меня.
И наверно потому
Больше всех тебя люблю!
2. Я — Маша, и бабушка тоже,
Шьём платья для куклы Полинки,
И песни во время прогулки.
И вместе её наряжаем,
Мы вместе на швейной машинке
Мы варим компот из малины.
И вместе её обожаем.
Мы любим ватрушки и булки,
А если у нас именины,
Мы с бабушкой очень похожи.
И крепко целуем друг дружку,
И дарим друг дружке игрушку.
Мы с бабушкой очень похожи.
Я — Маша, и бабушка тоже.
Ответ:
Петр Синявский
Бабушка моя - не старушка
Я — Маша, и бабушка тоже,
Мы с бабушкой очень похожи.
Мы любим ватрушки и булки,
И песни во время прогулки.
Мы вместе на швейной машинке
Шьём платья для куклы Полинки,
И вместе её наряжаем,
И вместе её обожаем.
А если у нас именины,
Мы варим компот из малины.
И крепко целуем друг дружку,
И дарим друг дружке игрушку.
Мы с бабушкой очень похожи.
Я — Маша, и бабушка тоже.
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/7/grade/57/#choose
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.