День труда «Чистота вокруг нас».
В рамках акции «Очистим планету
от мусора»
Цель: формирование у воспитанников положительного отношения к труду, изучение проблемы утилизации бытовых отходов, сравнение результатов этой деятельности.
Задачи:
формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;
познакомиться с проблемами утилизации бытовых отходов;
сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
создать на атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
формировать мотивацию природоохранной деятельности;
формировать культуру общения;
воспитывать экологическую культуру.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент
Каждому из нас хочется жить в красивом городе, селе. Чтобы из окон общественного транспорта, из окон автомобиля, около своего дома, своей школы и нашего приюта мы не видели мусора, безответственно брошенного чьей-то рукой. Мусор повсюду приводит в ужас.
Без Вашего участия поддерживать чистоту невозможно. Прошу вас, ребята, принять участие в нашем мероприятии и быть хозяевами земли, на которой мы живем.
Чисто не там где убирают, а там где не мусорят!
Сегодня у нас день труда «Чистота вокруг нас», который проводится в рамках акции «Очистим планету от мусора»
И начнем мы его с необычного урока – урока чистоты.
- Как вы понимаете слово «чистота»? Какая бывает чистота? (чистота тела, чистота в доме, чистота одежды и т.п.). (Нужно подвести детей к понятиям: чистота во дворе, на улице, в городе, чистота в стране, на планете, чистота души – если у человека чистая душа, значит он добрый, не будет совершать плохих поступков и т.п.)
Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету».
- Как вы понимаете это высказывание? (Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать и содержать в чистоте).
- Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом. Занимается этим наука экология.
- Что такое Экология?
Экология – греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище; logos – наука.
Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу.
То есть, наука о защите дома-природы
2. Актуализация знаний.
- Как вы думаете, откуда берется мусор? (ответы детей)
- Современное общество – это общество с высоким уровнем потребления продуктов питания, предметов быта, развлечений. А любое потребление всегда связано с отходами. Следовательно, чем больше человек потребляет, тем больше он производит отходов, которые интеллигентно именуются специалистами «твердыми бытовыми отходами» (ТБО). К ним относятся пищевые отходы, бумага и картон, текстиль, древесина, кости, резина, металл, стекло, пластмасса.
- Как назвать мусор другими словами? (отходы, отбросы, хлам, бросовый материал).
- Чаще всего эти отходы попадают в мусорное ведро, затем – в контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором? (на свалку).
- Как вы думаете свалка – это хорошо или плохо? (ответы детей).
- Свалки мусора нужны, но они загрязняют землю, воздух и воду. На свалках много крыс и собак. Рядом со свалкой нельзя жить человеку.
Твердых бытовых отходов (стекло, пластмасса, металл и пр., кухонных отбросов, строительного мусора с каждым годом становится всё больше, расходы на их утилизацию постоянно увеличиваются. Для складирования мусора создаются свалки, а для уничтожения отходов используют специальные мусоросжигательные установки.
Особую опасность представляют стихийные свалки: мусор и отбросы нередко содержат высокие концентрации вредных веществ, в местах их скопления развиваются микроорганизмы, которые попадают в подземные воды; крысы, обитающие на свалках, являются переносчиками опасных болезней.
Каждый человек нашей планеты за год выбрасывает приблизительно тонну мусора – полный кузов грузовика. На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Вероятно, скоро человечеству придётся спасать себя от мусора.
- Вспомните, как об этом написал поэт Андрей Усачёв в стихотворении «Мусорная фантазия».
Чтение стихотворения Андрея Усачева «Мусорная фантазия».
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
- Существует еще один способ утилизации отходов, тоже достаточно древний: сжигание. Сейчас в мире действует около 1000 мусоросжигательных заводов (МСЗ). Но здесь тоже не все гладко. Как уже говорилось, в современных бытовых отходах содержится большая доля полимерных материалов, при сжигании которых в окружающую среду выделяется огромное количество вредных соединений, которые сохраняют свою стойкость в течение десятилетий, образуя зоны отравления до 30 км. Следовательно, и этот способ утилизации бытовых отходов таит в себе немалую угрозу для окружающей среды и человека.
- Количество отходов многократно увеличивается в местах большого скопления людей, т.е. в крупных городах. И как следствие этого встает вопрос о том, что делать с этими отходами.
3.Динамическая пауза.
(Дети закрывают глаза, расслабляются, воспитатель произносит напевно слова)
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке.
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя.
Дружно вставайте, будем мусор собирать!
Мы по улице идем, на которой мы живем,
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.
Раз в ведро, а два – в корзину,
Наклоняем дружно спину.
Если дружно потрудиться
Все вокруг преобразится!
4. Создание проблемной ситуации.
- Что произойдет если мусор не убирать? (решение проблемы детьми)
- Вот сегодня мы и должны с вами подумать, что нужно сделать, чтобы в нашем селе, нашем городе, нашей стране стало чисто.
- Давайте сначала перечислим, что для этого делается у нас.
(В городах и селах, в организациях, на предприятиях работают дворники, стоят мусорные контейнеры, в определенное время вывозят мусор машины, проходят субботники, по городу установлены урны, а также устанавливают контейнеры для сортировки отходов и т.д.)
- Давайте и мы поучимся сортировать мусор.
Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно».
Что же делать с мусором, которого так много? Может быть, его можно как-то использовать? (предположения детей) .
В настоящее время некоторые виды отходов используются как топливо для электростанций.
Как вы думаете, можно ли сжигать пластмассовые бутылки и полиэтиленовые пакеты? (ответы детей)
Правильно, их сжигать нельзя, когда они горят, выделяется дым, который вреден для всего живого.
Часто мы наблюдаем, как мусор закапывают в землю. Для чего это делают? Всё ли перегнивает в земле? Какие предметы из нашей корзины перегниют быстрее? (ответы детей)
При правильной сортировке и переработке мусора. получается много ценных вещей.
Есть ли среди содержимого нашей мусорной корзины предметы, которые можно повторно использовать? (ответы детей) .
Расскажите, что делают в передаче «Очумелые ручки» из ненужных вещей? (ответы детей).
Мы с вами тоже попробуем сделать что-нибудь из предметов оказавшихся в нашей корзине.
Мы с вами откроем творческую мастерскую под названием «Мусорное рукоделие».
5. Подведение итогов урока чистоты.
- Вот и подошел наш урок к концу. Вы сегодня научились не просто сортировать мусор, а вы научились беречь природу, ее богатство.
Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто для этого что-то делает!
- А сейчас нас ждет практическая работа.
6.Практическая часть.
- полить цветы;
- вытереть пыль в классе и спальных комнатах;
- навести порядок в игровой комнате;
- оказать помощь в уборке дворовой территории приюта.
7.Фотоотчет.
Трудитесь и будете здоровы и счастливы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.