Открытый урок музыки «День Победы на века» в 7 «Б» классе
Тема: День Победы на века
Цели:
Формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности
своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите Родины.
Воспитание у обучающихся чувства гордости за свою Родину и народ, уважения и
признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта.
Дидактическая цель урока: познакомить учащихся с образом защитника Отечества
через различные виды искусств.
Тип урока: формирование новых знаний
Задачи урока:
Образовательные:
• актуализировать знания о музыкальных произведениях, посвященных теме
защитников Родины;
• проанализировать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными
путями идут к созданию образа защитника Отечества;
• исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей
обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?;.
Воспитательные:
• формировать умение учащихся давать эмоциональнообразную оценку
произведениям искусства и явлениям жизни;
• воспитывать нравственноэстетические чувства. Пробудить в душе учащихся
любовь к Родине, желание быть её защитником.
Развивающие:
• развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
• совершенствовать вокальнохоровые навыки;
• развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
• развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и
рефлексии Оборудование: мультимедийная аппаратура (мероприятие сопровождается презентацией)
музыкальная аппаратура, микрофоны, световое оформление.
Слайд1
Учитель. Здравствуйте!
Мы собрались, чтобы вспомнить , пройти по долгим дорогам войны, почтить память
погибших, отдать дань уважения живущим, всем , кто совершил Великий подвиг Великой
страны во имя Великой Победы . А это значит, чтобы гордиться великим подвигом
советского народа, от гнетущей боли, не затихающей с годами, от скорби в глазах тех, кого
хоть както коснулась своим черным крылом Великая Отечественная война
От Москвы к Берлину путь был очень длинным
Был крутым, от неба до земли
Несмотря на мины и на бомб лавины
До Берлина воины дошли.
Много песен спето про победу эту
И ещё немало пропоют
Спасена планета, стало больше света
Но фашисты всё ещё живут
Заросли окопы, все исчезли тропы,
По которым шла тогда война
Не забудь Европа, про ужасный опыт
Помни всех героев имена.
Слайд 2 (читает запись на слайде один из учеников )
Еще тогда нас не было на свете
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Слайд 3
Учитель . Что для вас означает слово «Война и Победа»?
Вам предстоит ответить на этот вопрос , просмотрев следующий видеоряд
ВИДЕО «Все о той весне»
Ответы детей: Война –это смерть, разруха, горечь потерь, кровь, трагедия мирового
масштаба….
Слайд 4.
аа
еа
о древнерусском князе,
Совершенно верно ребята,вы правы. И уже в конце 30х годов, предчувствуя угрозу
нападения и чтобы предотвратить ужасы войны , поднять патриотизм русского народа
был снят исторический фильм «Алекс ндр Н вский»
одержавшем победу в битве с рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере 5 апреля
1242 года. Он относится к плеяде классических советских исторических фильмов 30х
годов и считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. В 1941 году, после начала
Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с ещё более
оглушительным успехом. В 1942 году, в год семисотлетия Ледового побоища, был
выпущен плакат со словами И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне
мужественный образ наших великих предков. Главным лейтмотивом произведения
являются слова князя Невского: «Кто к нам с мечом придет , тот от меча и погибнет»
Музыку к фильму написал знаменитый композитор Сергей Прокофьев.
Слайд 5
Передовые художники и музыканты, творцы прекрасного всегда шли на шаг впереди
предстоящих событий, были пророками своего времени.
Так в музыке, которая звучит сейчас (7 симфония «Ленинградская» Шостаковича)
знаменитая тема первой части симфонии тема «нашествия» была написана
Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 30х годов или в 1940
м. В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но не
опубликовал и публично не исполнял. Когда летом 1941 года композитор начал писать всю
симфонию, тема превратилась в большой вариационный эпизод, заменивший разработку в
первой её части, а 27 декабря 1941 года и была закончена симфония. Знаменитая «тема
сопротивления» предвестник Великой Победы 1945года. И не случайно, критики сказали
об этом произведении: «Народ, который создает такую музыку – победить невозможно» И
это в 1941 году!!! Слайд 6
В первый же день войны В. ЛебедевКумач написал стихотворение “Священная война”,
которое 24 июня было опубликовано одновременно в газетах “Известия” и “Красная
Звезда”. Композитор А. Александров, создатель и художественный руководитель
Краснознаменного ансамбля песни и пляски советской армии, прочитав его, сочинил
музыку. Вскоре три бригады ансамбля, выехавшие на фронт, исполнили ее перед воинами.
Так с первых дней войны вместе с красной Армией в бой вступила и советская песня. С
этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с
фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская
присяга. Не случайно песня «Священная война» это песня воин, пророк, победитель
Почему? Как вы думаете?
Ответы детей.
(Исполняется песня “Священная война”.) ВИДЕО
Слайд 7
Трудное, суровое время … И в душах, на первый взгляд, взаимоисключающие чувства:
ненависть и любовь. Ненависть к врагам и любовь к Родине, матери, женщине. Она жила в
сердцах, звучала в песнях, читалась в строчках писем. Эта любовь помогла нам выстоять,
выжить и победить. Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места
для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а
иногда и в бою. Жанры фронтовых песен перед вами
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
Слайд 8
Знали люди, что война это пропасть, это гибель. Но матери, жены, сестры ждали своих
фронтовиков. Ждали, даже если приходила "похоронка". Ждали, надеялись и писали
письма.
Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были
необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из
песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Эта песня была написана в конце
30х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность:
"Катюша" олицетворяла все самое лучшее в жизни все то, что пытался разрушить
беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только
в нашей стране. Мелодия "Катюши" стала гимном итальянских партизан! Именем Катюша
названа самая грозная установка Второй Отечественной войны.
"Катюша" в исполнении вокальной группы.
Слайд 9 ("В землянке" сл. Сурков, муз. Листова)
А с одной произошла вообще невероятная история. Писал поэт письмо жене на КП возле
Волоколамского шоссе. Тревога. Артналет. Оставил письмо. Ктото из офицеров штаба
нашел листок, переписал текст и послал своей жене. И вдруг, Суриков слышит по радио на
музыку К.Листова "Бьется в тесной печурке огонь". И не песня вовсе, а письмо домой. Да,
да, друзья, стихи "Землянки" вовсе не песенные. Осенью 1941 года в селе Кашино они были написаны военным корреспондентом Алексеем Сурковым своей жене. Вот такие письма
писали с фронта!: Полк автора стихов пробивался из окружения, и после напряженного
дня Сурков запишет в своем потрепанном блокнотике "Бьется в тесной печурке огонь:". А
позже зимой 1942 композитор Константин Листов попросит военного корреспондента
"чтонибудь, на что можно написать песню". "Стихи захватили меня своей эмоциональной
силой, вспоминал композитор, забрали искренностью, отозвались в сердце. Время
бесконечно тревожное: немцы под Москвой, я один, семья в эвакуации. Думаю, не было
тогда человека, у которого душа не болела бы...". Уже через неделю Листов в редакции
фронтовой газеты под гитару исполнил "В землянке" на стихи Суркова. Её слушали, затаив
дыхание. На прощание Листов начертил на листе бумаги ноты и оставил их в редакции.
Позднее стихи и записанную мелодию напечатают в "Комсомольской правде". "Я много
написал во время войны песен, но ни одна из них не полюбилась слушателям, как эта,
рассказывал Константин Яковлевич Листов..
Слайд 10 «Синий платочек» ВИДЕО
Казалось, что среди грохота сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь
боевые песни да марши. Однако, как отмечал поэт А. Сурков, "уже с первых дней войны
стало слышно, что рядом с коваными строками "Идет война народная, священная война" в
солдатском сердце теплятся тихие лирические слова, в общемто, не очень сильной песни
"Синий платочек". Правда, жизнь внесла свои коррективы в содержание популярной песни.
Однажды весной 1942 года Фронтовой джазоркестр В. Коралли и К. Шульженко выступал
в гвардейском подразделении генерала Н.А.Гагена, защищавшем легендарную "дорогу
жизни" через Ладожское озеро. После концерта, беседуя с бойцами, Клавдия Ивановна
познакомилась с литературным сотрудником газеты 54й армии Волховского фронта "В
решающий бой!" лейтенантом Михаилом Александровичем Максимовым. Когда речь зашла
о любимых песнях и, в частности, о "Синем платочке", артистка сказала: Песня
популярна в народе, у нее простая, запоминающаяся мелодия. Но нужны другие слова,
которые отражали бы сегодняшний день, нашу великую битву с фашизмом. Тогда песня
будет нужна армии.
Лейтенант М. А. Максимов не был поэтом, но слова К. И. Шульженко его очень
взволновали, и он воспринял их как личное задание. Вернувшись с концерта певицы, он
сразу же принялся работать над новым текстом песни. Было это 9 апреля 1942 года. К утру
текст был готов. "Мне сразу понравились простые, берущие за душу слова, вспоминала К.
И. Шульженко. В них было много правды. У каждого из защитников нашей Родины, у
каждого воина есть одна, родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе,
страдание, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу... И вскоре я уже пела
фронтовой "Синий платочек" для своих слушателей. С тех пор песня эта навсегда осталась
в моем репертуаре".
Слайд 11
1.Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
2й.
Нынче у нас передышка,
Завтра вернемся к боям. Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш, походный баян?
Слайд 1112.
И конечно же самыми любимыми были на фронте, пожалуй, песни из народа частушки.
Искрометные. Доступные. Понятные. «как говорится» на « ходу» Ведь частушка часть
русской души, и ей уже 200 лет.
Так давайте же и мы с вами , представим, что оказались на передовой, в «минуту
затишья», перед боем, где встретились 2 фронтовые концертные бригады и , нам предстоит
поднять боевой дух бойцов. Четные куплеты поют – девочки, нечетные – мальчики. И так,,
концерт –соревнование начинается.. Аплодисменты.
ИСПОЛНЕНИЕ,
Слайд13
Долгий и нелегкий путь пришлось пройти советским солдатам, чтобы завоевать победу.
Они шли сквозь огонь и пургу, через ужас и смерть. Мертвые завещали живым свое право
возмездия, свою веру в победу и незримые шли среди живых. Шли, чтобы отгремел тот
решительный и последний бой.
Слайд 14 «Последний бой! – исполнение
Слайд 15 17 ( звучит музыка Р.Шумана «Грезы» фоном)
Давно закончилась война….
Затекли и сравнялись с землей окопы, заросли травой временные фронтовые дороги,
цветами покрылись блиндажи. Но земля всегда будет помнить о войне. И люди помнят!
Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем!
Пусть память верную о ней хранят, об этой муке
И дети нынешних детей, и наших внуков внуки
Затем, чтоб этого забыть не смели поколенья
Затем, чтоб нам счастливыми быть
А счастье – не в забвенье В канун Великой Побелы статисты подсчитали, что если бы
каждого погибшего в годы Отечественной войны почтить минутой молчания, то
человечество замолчало бы на 50 лет!!!!
Слайд 18
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Слайд 19
Остановись время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с
высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни!
Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю,
Но будет вечно жить солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Он сохранил тебе и мне
И человечеству всему Покой и счастье мирных дней.
Поклонимся, поклонимся ему!
Слайд 20
«Салют героям» исполнение ВИДЕО
Слайд 21
«Грядущего в жизни не будем, коль прошлого помнить невмочь»
Сегодня Вам предстоит написать письмо завещание для будуших поколений,
Используйте фразы:
Война это….
Я не хочу….
Пусть всегда…
Слайд 22
Слава героям! Слава! В праздник Победы мы всегда будем вспоминать, какие качества
нашего народа помогли одолеть врага: терпение, мужество, величайшая стойкость, любовь
к Отечеству! День 9 Мая стал для нас не только всенародным праздником, но и Днем
Памяти. В канун Великой Победы в нашей школе прошло много патриотических акций ,
среди которых: акция «Народная память», открытые классные чесы, создание Книги
Памяти, конкурсы патриотической песни городского и краевого уровней, Фестиваль
солдатской песни, выездные концерты, а также выступление Сводного1000 хора в финале
краевой акции «Голос Победы»
Слайд 2324
Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям он приносит следом,
Мы поздравляем вас великим днем,
С днем нашей Славы!
С Днем Победы! (Звучит песня “День Победы” – музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова)
«День Победы на века» разработка урока музыки 7 класс
«День Победы на века» разработка урока музыки 7 класс
«День Победы на века» разработка урока музыки 7 класс
«День Победы на века» разработка урока музыки 7 класс
«День Победы на века» разработка урока музыки 7 класс
«День Победы на века» разработка урока музыки 7 класс
«День Победы на века» разработка урока музыки 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.