День славянской письменности

  • Мероприятия
  • docx
  • 27.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Классный час деня кирилла.docx
Классный час "Славянская культура и письменность" Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика Цель: Расширять знания и представления учащихся об истории возникновения славянской  письменности и его роли в развитии человечества. Задачи: 1. Пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа. 2. Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся. 3. Воспитывать уважение и понимание русской культуры, славянских традиций. Оборудование: презентация “Славянска письменность”, презентация к песне, плакаты:  Глаголица, Кириллица, Кирилл и Мефодий, книги с славянскими буквами для сказки,  декорация леса, мелодия “Звуки леса”, музыкальная подборка для оформления сказки, гимн  Кириллу и Мефодию, карточка с заданием по Глаголице, маски сказочных героев, Ход мероприятия Звучат звуки леса, природы. Учитель: Прекрасно однажды в России родиться. (Слайд 1) Под утренний звон золотого овса!  Твоё появленье приветствуют птицы, (Слайд 2) Сверкают, на солнце, искрясь, небеса.  Пока озабочены снами твоими, (Слайд 3) Ромашки гадают о новой судьбе  И ветром достойное ищется имя –  Кукушка пророчит бессмертье тебе. (Слайд 4) Ещё и усы не подкручивал колос –  Уже для тебя начались чудеса:  Тебе ручеёк предлагает свой голос, (Слайд 5) А лён зацветающий – дарит глаза, (Слайд 6) Свой смех­колокольчик, (Слайд 7) Роса – свои слёзы,  Причёску – густая, волнистая рожь,  И статность тебе обещает берёза: (Слайд 8) Когда пожелаешь,–  Тогда и возьмёшь.  Спешит к тебе каждый с особенным даром: (Слайд 9) Бери, примеряй, запасайся, владей.  А плата... какая?  Расти благодарным  Да будь всюду верным  России своей. Исполняется песня: “У моей России длинные косички…”. (Презентация к песне.) Учитель: “Ученье – свет, а не ученье – тьма” – эта известная всем пословица как нельзя  лучше подходит для описания событий, происходящих на Руси после принятия христианства.Новая, светлая вера принесла с собой иную культуру и главное – образование и  грамотность. (Слайд 10) Учитель: Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской  письменности. Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и  культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить народ, государство. Как  называется наше государство? Тома в обложке синей, Знакомые тома, В них бьётся пульс России, В них вечна жизнь сама. Страница за страницей… На всё найдёшь ответ. Нет, им не запылиться И через много лет. (Слайд 11) Учитель: Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши  далекие предки. Это люди, которые жили много­много лет тому назад. Предки называли  себя славянами, от них ведет начало Русь. А это значит, что славяне – славный народ.  Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон  трудовых забот. В те времена лес был полон дичи, реки богаты рыбой. Мужчины были  охотниками и рыболовами, а женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, шили и  пряли. (Слайд 12) Учитель: Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить  хороводы. А вы любите веселиться?  (Слайд 13)  (Слайд 14) Учитель: Все у славян складывалось хорошо. Но одно огорчало их – не было у них грамоты,  азбуки, не знали они букв и не могли ни писать, ни читать. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Так в древности, люди  обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось  громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами­ посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. (Слайд 15) Учитель: Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда­то жили  древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами. (Слайд 16) Учитель: Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие “письма”  на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по­разному. Шло время.  Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. (Слайд 17) Учитель: Первая знаковая письменность называлась Глаголицей. Как вы думаете, почему  она так называлась? (От ст. – славянского глаголь – слово, речь) одна из двух славянских  азбук, более древняя, чем кириллица. Так зародилась письменность. Посмотрите наглаголицу. На что похожи эти буквы? (на значки). У меня есть пословица зашифрованная  Глаголицей. Вам интересно, что это за пословица? Давайте попробуем её расшифровать. Дети расшифровывают пословицу. Учитель: Прочитайте, что у вас получилось. Дети: “Сначала аз да буки, а там и науки”. Учитель: О чем говорится в этой пословице? (Слайд 18) Учитель: Что помогло вам понять, о чем там написано? (Знание букв и умение читать.) А вот  наши предки грамоты не ведали, не умели книги читать и письма писать. (Слайд19) Учитель: И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили  они на границе государства Византии из славянских земель в городе Солуни. Дома два  брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший  брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать  славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую  азбуку покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать — это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянские книги, чтобы славянам  было что читать. Это казалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним  справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили  великое дело! Это событие произошло в 863 году. И придумали Кирилл с Мефодием  буквицы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука? Дети: Кириллицей. (Слайд 20) Учитель. А почему она так названа? Дети: По имени Кирилла, одного из её создателей. Учитель: Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.  Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди.  Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя:  добро, земля, люди, покой. (Слайд 21) Сначала славяне писали на бересте – березовой коре. Буквы выцарапывали специальными  заостренными палочками. (Слайд 22) Потом книги изготавливались из телячьей кожи. Над созданием книг трудились  много мастеров, это был очень тяжелый труд, поэтому книга была дорогой и ценной. (Слайд 23) Учитель: А какие же раньше были школы? Как вы думаете? Чему в них учили? (Слайд 24) В Древней Руси школы появились принятия христианства (988 г.) князь Владимир приказал отдавать “на книжное учение” детей “лучших людей”. Учились дети при церкви.  Обучение в ней велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского  вероучения и счету. Образование ценилось очень высоко. Хорошо образованных людей  летописи называли “книжными мужами”. Дети заучивали буквы, многократно повторяя их,  также они заучивали и молитвы. (Слайд 25) Дети учились один год, потому что главной задачей было научить их читать и  писать. Дети учились прилежно, а те кто не выполнял урок, ленился, наказывали физически. (ставили в угол на колени, на горох, били по рукам и спине специальными розгами). Современем школы стали общественными организациями и преподавали в них учителя.  Обучение было четырехгодичным. С развитием науки и просвещения школы стали  развиваться, в них появились дополнительные предметы и обучение проходило дольше.  Сколько лет сейчас вы учитесь? Какие у вас предметы? А что вам помогает получать  знания? (Книги.) (Слайд 26)  Хорошая книга, мой спутник, мой друг,  С тобой интересным бывает досуг.  Ты учишь правдивым и доблестным быть,  Природу, людей понимать и любить.  Тобой дорожу я, те6я берегу.  Без книги хорошей я жить не могу!