Тема урока: Какие бывают деньги и какая у них функция? |
|
|||||||
Тип урока: Комбинированный |
|
|||||||
Дата урока: |
|
|||||||
Образовательные ресурсы: |
|
|||||||
План: 1.Что такое деньги 2.Как деньги стали деньгами 3.Функции денег
|
|
|||||||
Цель урока: сформировать у учащихся роли денег в жизни общества и человека |
|
|||||||
Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с причинами возникновения денег, подвести их к выводу об исторической необходимости этого явления. Развивающие: способствовать развитию у учащихся следующих умений: сравнивать и обобщать, систематизировать. Воспитательные: воспитывать у учащихся патриотические чувства |
|
|||||||
Формы и методы обучения: Методы: объяснительно - иллюстративный Формы: индивидуальная, работа в группах
|
|
|||||||
Основные термины и понятия: деньги, эквивалент, цена, средство обращения, средство платежа, мировые деньги, конвертируемость |
|
|||||||
Планируемые результаты: 1.учащиеся должны иметь представление о ключевых понятиях и терминах темы; 2.овладеть методами сравнения социальных объектов и выявления их общих черт и различий; 3.научиться работать с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также ведению дискуссии и эвристической беседы, работе с документами, выполнению проблемных заданий, работе в группе
|
|
|||||||
Формирование УУД: Предметные: 1.научиться объяснять значение понятий эквивалент, цена, средство обращения, средство платежа, мировые деньги, конвертируемость 2.характеризовать функции и роль денег в жизни человека; проследить историю возникновения денег; 3.анализировать реальные экономические ситуации, выбирать адекватные способы их решения; 4. систематизировать информацию и представлять ее в схематичном виде
Метапредметные: 1.коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений 2.регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата 3.познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий Личностные: формирование умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности
|
|
|||||||
Организационная структура урока
|
|
|||||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
|
||||
Организационный момент
|
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
|
|
||||
Проверка домашнего задания |
Задание 1 Вставьте пропущенные слова. …. — мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность. Ценность товара состоит в возможности …. его на деньги или другой предмет. Это качество товара называют ………
Задание 2 Укажите верные суждения. а) Любой товар обладает стоимостью. б) В условиях натурального хозяйства абсолютно ничего не продается и не покупается. в) Общественное разделение труда способствует обмену. г) Меновая стоимость товара может не совпадать с потребительной.
Задание 3 Установите соответствие между понятием и его определением.
Задание 4 Укажите, в чем, по мнению автора, состоит роль торговли в развитии общества. Чтобы могла страна всем нужным ей снабдиться, Приходится купцам в поте лица трудиться, Чтоб все, чего в ней нет, ввезти со стороны. Преследовать же их не должно без вины. Поскольку, по морям скитаясь беспокойным, Везут в страну товар, за что любви достойны.
Задание 5 Участники телевизионной передачи, посвященной роли рекламы в современной экономике, высказали следующие суждения: 1. реклама — это средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слышали; 2. никакая реклама не поможет продать то, что продать невозможно; 3. можно дурачить всех долгое время при условии, что реклама ведется правильно, а расходы на нее достаточно велики. Приведите несколько аргументов в подтверждение правоты автора первого суждения. Являются ли второе и третье суждения взаимоисключающими? Почему? Некоторые участники передачи назвали третье суждение аморальным. Предположите, почему они дали именно такую оценку. Определите, какова цель рекламы для производителя и для потребителя. Нуждаются ли в рекламе товары первой необходимости (например, хлеб, молоко и др.)? Почему?
Задание 6 Прочитайте отрывок из книги В.А. Гиляровского «Москва и москвичи» и ответьте на вопросы. «Здесь... насильно затаскивали покупателя. Около входа всегда галдеж от десятка “зазывал”, обязанностью которых было хватать за полы проходящих по тротуарам и тащить их непременно в магазин, не обращая внимания, нужно или не нужно им готовое платье. - Да не надо мне платья! — отбивается от двух молодцов в поддевках, ухвативших его за руки, какой-нибудь купец или даже чиновник. - Помилуйте да вы только поглядите на товар. И каждый не отстает от него, тянет в свою сторону, к своей лавке. А если удастся затащить в лавку, так несчастного заговорят, замучат примеркой и уговорят купить, если не для себя, то для супруги, для деток или для кучера... Великие мастера были “зазывалы”!»
-Можно ли назвать деятельность «зазывал» рекламой? Почему? -Можно ли сравнить приемы, применяемые современными специалистами по рекламе, с описанными? Аргументируйте свое мнение. - Стоит что-либо изменить в деятельности подобных коммерсантов? Ответ поясните.
|
Ответы учащихся |
Ф И РвГ |
|
||||
Актуализация знаний |
Послушайте притчу и ответьте на вопросы. Однажды Насреддин услышал поговорку: «Деньги притягиваются деньгам». Чтобы проверить, так ли это, он отправился на базар. Насреддин дал монету знакомому меняле и стал наблюдать, что же произойдет. Однако чудо не произошло. — Напрасно ждал я, — сказал Насреддин. — Поговорка оказалась ложью. Моя серебряная монета не притянула к себе ни одной другой монеты за целый день. — Так уж пословица и неверна? — усмехнулся меняла. — Просто моих монет было больше. Вот они и притянули твою монету. Вопросы к классу -О чем эта притча? -Какие уроки из нее можно извлечь?
Тема уроков: «Деньги, их функции». -Предположите, о чем мы будем говорить. -На какие вопросы нам предстоит ответить?
|
Слушают учителя Ответы учащихся
Ответы учащихся
|
Ф И РвГ |
|
||||
Изучение нового материала
|
1.Чтот такое деньги 1.Что выполняло роль денег у древних славян? Какими были деньги в Древнерусском государстве?
2.В опере Шарля Гуно «Фауст» посланец ада Мефистофель поет: «Люди гибнут за металл! Сатана там правит бал!» И все поймают, что речь идет не о проблемах травматизма в металлургии, а о драгоценных металлах, из которых веками чеканили монеты. Откуда такой драматизм при обсуждении денег? Почему эта тема постоянно возникает в разговорах большинства людей?
3.Работа с текстом – приложение 1 Работа с текстом № 1 Деньги
являются посредником в обмене товаров, в совершении сделок. Все покупается и
продается за деньги. Альтернативой денежному обмену выступает бартер (обмен
товара не на деньги, а на другой товар). Однако бартер связан со
значительными издержками, это потеря времени и усилий. Для осуществления
обмена товара на товар необходимо выполнение условия, чтобы человек, желающий
приобрести какой-либо товар должен найти такого продавца этого товара,
который взамен согласился бы получить то, что производит данный человек.
Например, сапожник, желающий купить хлеб, должен найти булочника, которому в
обмен на продаваемый им хлеб нужны сапоги. Заболевший художник должен найти
аптекаря, который согласится отдать ему лекарства в обмен на картины. А
преподаватель университета, желающий сделать себе модную прическу, должен
найти парикмахера, готового предоставить эту услугу за прослушивание лекции,
например, по теории денег. Поиски могут длиться долго и не увенчаться
успехом. Но при этом время будет потрачено, а башмаки стоптаны. Поэтому
бартер является крайне неэффективной и нерациональной формой обмена.
Работа с текстом № 2 Деньги — это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Лучше всего сущность денег проявляется в их функциях. Деньги являются
средством обращения. Они позволяют платить владельцам ресурсов и
производителям таким товаром (деньгами), который может быть использован для
покупки любого другого товара или услуги, имеющихся на рынке. Как средство
обмена деньги позволяют избежать неудобств бартерного обмена. - дайте определение, что такое «деньги»?
2. Как деньги стали деньгами 1.Деньги — это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. В живой природе аналогов не найти. Законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам — ученым, экономистам, финансистам. Но чтобы не деть досадных ошибок, некоторое представление об этих законах необходимо иметь каждому. Вопросы к классу -Почему появились деньги? -Как люди договаривались о том, какой товар будет выступать в качестве денег?
2.Представьте, что вы жители страны, в которой пока не изобрели деньги. Как вы будете получать то, что то?
3.У половины жителей нет линейки, ручки, карандаша. Согласитесь, вещи нужные, ведь вы учитесь. Но есть другие предметы (например, бисер, тетрадь, конфета). Один из этих товаров вам надо обменять или на линейку, или на карандаш, или на ручку. — На что вы выменяли ручку, линейку или карандаш? — Почему менялись на бисер? Что вы с ним будете делать? — Легко ли будет в следующий раз обменять бисер на необходимый вам товар? — Почему менялись на конфету? Что можно сделать с конфетой? — Легко ли будет в следующий раз обменять конфету на необходимый вам товар? — В следующий раз, когда вам надо будет меняться, какому товару вы отдадите предпочтение?
4.Товар, который охотнее всего использовался в нашем обмене, стал заменителем, т. е. эквивалентом, денег.
5.Причины возникновения денег: Общая причина возникновения денег — общественное разделение труда. Товарное производство возможно без денег, но деньги не могут существовать без товарного производства. Частные причины возникновения денег: 1.деньги необходимы для измерения затрат на создание продукта - общественное признание труда возможно только через обмен; 2.уровень производительных сил предопределяет распределение материальных благ; 3.наиболее действенный метод — материальное стимулирование.
6.По мере расширения обмена, особенно с возникновением общественного разделения труда, между производителями продуктов в меновых операциях возникали существенные трудности. Бартер становился громоздким и неудобным. Некоторые товары приобретали особый статус, начинали играть роль общего эквивалента.
3. Функции денег 1. Функции денег 1. Средства обращения (посредник при обмене) 2. Средства платежа (платим за услуги, товары) 3. Средства накопления (можно копить) 4. Мера стоимости (выражают стоимость благ) 5. Мировые деньги (золото, конвертируемая валюта)
2.Работа с текстом – приложение 2 Каковы функции денег в следующих ситуациях (каждая из них обозначена цифрой в скобках)? Чешский путешественник Милослав Стингл, побывавший в 70-80-е гг. ХХ в. на Соломоновых островах, так писал о ходящих там деньгах: Текст 1 А) Деньги из раковин способствовали даже расширению плантаций на Соломоновых островах. К белому человеку, расплачивающемуся подобной монетой, островитяне шли охотнее (1), так как они приходили на плантации главным образом для того, чтобы заработать на жену, которую можно было купить только за деньги из раковин. Кроме жен, они могут приобрести свинину для юбилейных торжеств. Таким образом, деньги совершают постоянный оборот (2). А так как они не обесцениваются, то островитяне повсеместно держат их дома, укладывая кучками в своих хижинах. Общественное положение на островах лагуны Ланга-Ланга определяется тем, сколько у человека накоплено раковинных денег(3) ... Деньги из раковин отличает еще одна особенность. Это - табу. Юноши до испытания на зрелость не имеют права их касаться.
Текст 2 Б) Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял за свою куртку . Азбуку Буратино с неохотой променял на пять гpoшей (1) какому-то мальчишке. Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление (2). Оставалось еще целое богатство - четыре гроша (3). Один грош завалился за подкладку. «Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево. Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса(4), но и устроить целый театральный фестиваль.
3.Укажи, какую функцию выполняют деньги в следующих случаях: Вариант 1 а) пенсионер получает пенсию -_______________ б) мастер говорит клиенту: «3а ремонт вашей обуви вам придется заплатить 250 р. » - __________ в) клиент заплатил мастеру 250 р. за ремонт обуви - _________________ г) служащий получил зарплату и отложил 1000 р., чтобы весной купить сыну велосипед - ____ Вариант 2 Укажи, какую функцию выполняют деньги в следующих случаях: а) менеджер получает заработную плату -_______________ б) мастер говорит клиенту: «3а модельную стрижку вам придется заплатить 450 р. » - __________ в) клиент заплатил мастеру 450 р. за модельную стрижку - _________________ г) служащий получил зарплату и отложил 3000 р., чтобы летом отправиться на юг - _____________ |
Ответы учащихся
Слушают учителя Ответы учащихся
Работа с текстом
Ответы учащихся
Слушают учителя
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Слушают учителя
Ответы учащихся
Слушают учителя
Слушают учителя Записывают в тетрадь
Слушают учителя
Слушают учителя Записывают в тетрадь
Работа с текстом Выполняют задание
Выполняют задание
|
Ф И РвГ |
|
||||
Первичное осмысление и закрепление |
Незнайка написал рассказ на тему «Деньги вчера, сегодня, завтра». Как всегда, он многое напутал. Помогите Незнайке исправить рассказ. Деньги существуют с незапамятных времен. С тех пор как на Земле появились люди, они торговали, покупали вещи в кредит, копили для этого сокровища. Особенно часто они зарывали клады, чтобы деньги не потерялись или чтобы их не украли чужие люди. Клады — это древние вклады. У разных народов в качестве денег использовались одни и те же предметы. Народы, которые занимались скотоводством, в качестве денег использовали шкуры животных. Шкуры никому не нужны, поэтому их легко меняли на что-то необходимое. Металлические деньги появились у тех народов, которые жили по близости от залежей золота и серебра. В старину золото находили в больших слитках, эти слитки разрубали на маленькие кусочки — так появились рубли. Рубли стали менять на наконечники копий - так появились копейки. Чтобы денег становилось больше, их стали рисовать на бумаге, бумажные деньги можно складывать, а металлические деньги не согнешь. На бумажных деньгах можно что-нибудь записать для памяти, на монете не напишешь. В будущем деньги станут компьютерными и виртуальными. Например, захотелось Пончику пирожков с повидлом, он включает компьютер, выходит в Интернет и передает по электронной почте в магазин свою чековую книжку. В магазине из этой книжки переписывают номера денег и зачеркивают эти номера как карточке лото. А потом отсылают чековую книжку назад Пончику. Знайке деньги не нужны, потому что у него есть кредитная карточка, когда деньги на ней заканчиваются, он идет в магазин и покупает новую карточку.
|
Выполняют задание
|
Ф И РвГ |
|||||
Итоги урока. Рефлексия
|
Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. |
Оценивают работу на уроке всего класса |
|
|
||||
Домашнее задание
|
|
Записывают домашнее задание в дневник |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.