Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)
Оценка 5

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
обществознание
5 кл
18.08.2018
Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)
Данная программа курса «Финансовая грамотность» предназначена для изучения основ личного финансового планирования учащимися 5 классов основной школы. Необходимость введения курса определяется современными требованиями в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к учащемуся в части формирования метапредметных образовательных результатов.Модифицированная рабочая программа
Финансовая грамотность 5 кл Сорокопудова Е.А..docx
Пояснительная записка Статус документа  Данная программа курса «Финансовая грамотность» предназначена для изучения основ личного финансового планирования учащимися 5   классов   основной   школы.   Необходимость   введения   курса   определяется   современными   требованиями   в   рамках   федерального государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования   (ФГОС   ООО)     к   учащемуся   в   части   формирования метапредметных образовательных результатов.  Данная программа является модифицированной адаптированной программой. Программа модифицирована на основе программы Е.А. Вигдорчик  «Финансовая грамотность», издательство Вита­пресс, Москва, 2016 год  (совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»).   Модификация выражается в следующем: поскольку для изучения курса «Финансовая грамотность» в учебном плане школы выделено 34 часа   (на   основании    Приказа   №309   Комитета   образования   и   науки   Волгоградской   области   от   07.04.2017   «О   реализации   региональной модульной   дополнительной   образовательной   программы   по   финансовой   грамотности   для   различных   возрастных   групп,   обучающихся общеобразовательных   организаций   Волгоградской   области   в   рамках   вариативного   и   факультативного   курса   в   2017   году»),   а   авторская программа предусматривает 16 часов, то количество уроков на изучение тем увеличено: 1. Доходы и расходы семьи с 5 часов  до 10 часов 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься с 3 часов до 6 часов 3. Семья и государство: как они взаимодействуют с 3 часов до 6 часов 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье с 5 часов до 10 часов 5. Что такое финансовая грамотность добавлено 2 часа Актуальность изучения курса Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных  финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Финансовая грамотность ­ необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно  больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека,  банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно  недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние  активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков. Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе  построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой  информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые  решения с учетом личной безопасности и благополучия. Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно­деятельностном подходе к  обучению, который обеспечивает активную учебно­познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в  финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки. Место курса в учебном плане Курс «Финансовая грамотность» изучается в основной школе (5 класс по ФГОС ООО) и является специально разработанным учебным курсом  части   Учебного   плана,   формируемой   участниками   образовательных   отношений,  обеспечивающей   реализацию   интересов   и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива школы. По своей структуре курс представляет собой отдельный модуль, реализуемый в течение 34 часов (1 час в неделю). Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов.  Структура документа Программа курса «Финансовая грамотность» состоит из четырех основных разделов: пояснительной записки, основного содержания с распределением учебных часов по темам курса, учебно­тематического планирования, требований к уровню подготовки учащихся. Цели и задачи курса Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами. Задачи: Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе,  Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.  Планируемые результаты освоения курса в соответствии с требованиями ФГОС Личностными результатами: • осознание  себя  как  члена  семьи,  общества  и государства;  понимание  экономических  проблем  семьи  и  участие  в  их  обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.  Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:  Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет­сайтах и проведение простых опросов и интервью;  • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект­карты);  •   овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения,   классификации,   установления   аналогий   и   причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.  Регулятивные: • понимание цели своих действий;  • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;  • проявление познавательной и творческой инициативы;  • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.  Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах;  • готовность слушать собеседника и вести диалог;  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;  • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.  Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:  •   понимание   основных   принципов   экономической   жизни   общества:   представление   о   роли   денег   в   семье   и   обществе,   о   причинах   и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;  • понимание и правильное использование экономических терминов;  • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.  • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;  • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;  • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. В результате изучения курса финансовой грамотности  учащиеся  должны  знать/понимать:    понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и  последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;  понимание и правильное использование экономических терминов;   Уметь освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: приобретение знаний  и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и  направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения  результатов на простых примерах; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки  экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения. Основной процедурой итоговой оценкой достижения планируемых результатов является итоговое тестирование, состоящее из 3 частей (1 часть – тест (12 б), 2 часть – задачи экономического содержания (10б), 3 часть – творческой задание (8б)) Оценка планируемых результатов Менее 15 балов – незачет От 16 до 30 баллов – зачет  Наименование разделов Доходы и расходы семьи Риски потери денег и имущества и как  человек может от этого защититься  Семья и государство: как они  взаимодействуют Финансовый бизнес: чем он может помочь Что такое финансовая грамотность Итого всего 10 6 6 10 2 34 Учебно­тематический план Всего часов теория практика Формы контроля 4 2 2 5 0 13   семейного Составление бюджета Ролевая игра Мини­исследование «Государство – это мы!» Составление   финансового плана Итоговое тестирование личного 6 4 4 5 2 21 Доходы и расходы семьи (10 часов) Содержание программы курса Деньги.  Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из­за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги   обслуживают   обмен,   но   имеют   собственную   ценность.   Драгоценные   металлы   и   монеты   из   них   являются   товарными   деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк. Основные понятия Деньги.   Обмен.   Товарные   деньги.   Символические   деньги.   Драгоценные   металлы.   Монеты.   Купюры.   Наличные   деньги.   Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги. Доходы семьи. Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер зара­ ботной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли)  может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предпринима­ тель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты. Основные понятия Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты. Расходы семьи.  Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или восполь­ зовавшись скидками. Основные понятия Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Семейный бюджет. Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образо­ ванию долгов. Основные понятия Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов) Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением де­ тей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании. Основные понятия Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис.  «Семейный бюджет». Итоговая работа по разделам 1­2: ролевая игра «Семейный бюджет». Семья и государство: как они взаимодействуют (6 часов) Налоги.  Налоги ­ обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Основные понятия Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. Социальные пособия.  Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных. Основные понятия Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Государство – это мы. Мини­исследование в группах «Государство ­ это мы!». Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (10 часов) Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам. Основные понятия Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. Собственный бизнес. Организация бизнеса. Разработка бизнес­плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. Основные понятия Бизнес. Малый бизнес. Бизнес­план. Кредит.  Валюта в современном мире. Валюта ­ денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте. Основные понятия Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.  Благотворительность. Личный финансовый план. Что такое финансовая грамотность (2 часа) Образовательные ресурсы к курсу Литература:  1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. ­ М.: ВИТА­ПРЕСС, 2016. 2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5­7 классы: учебная программа. ­ М.: ВИТА­ПРЕСС, 2016. 3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5­7 классы: методические рекомендации для учителя. ­ М.: ВИТА­ ПРЕСС, 2016. 4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5­7 классы: материалы для родителей. ­ М.: ВИТА­ПРЕСС, 2016. 5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА­ ПРЕСС, 2016. Интернет­ресурсы: 1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru; 2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —http://www.dostatok.ru; 3. Журнал «Работа и зарплата» ­ http://zarplata­i­rabota.ru/zhurnal­rabota­i­zarplata; 4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» ­ http://www.cls­ 5. Сайт «Все о пособиях» ­ http://subsidii.net/ 6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o­strahovanie.ru/vidi­strahovaniay.php 7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. ­ http://www.taxru.com/blog/2013­02­10­10585    kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php; Материально ­ техническое обеспечение (ресурсы школы):  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). 2. Печатные пособия. 3.Информационно­коммуникационные средства. 4. Технические средства обучения (ТСО). 5. Экранно­звуковые пособия. 6. Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование.

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)

Рабочая программа факультативного курса "Финансовая грамотность" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2018