Цели:
• Выяснить проблемы родителей в воспитании детей;
• Проанализировать взаимоотношения обучающихся с родителями;
• Информировать родителей об организации воспитательного процесса в школе;
• Определить совместно с родителями основные правила построения взаимодействия с детьми;
• Обратить внимание на индивидуальность проблемы;
• Организовать консультативную помощь и рекомендации специалистов.
Участники: администрация школы, классный руководитель, родители, педагог-психолог.
Подготовка: бланки тестов «Хороший ли вы родитель?, Какой вы воспитатель?, фильм о приемных детях и приемных семьях.
Оборудование: компьютер, экран, проектор
род.соб.doc
Родительское собрание
«Детей воспитываем вместе»
СЛАЙД 1
Цели:
школе;
Выяснить проблемы родителей в воспитании детей;
Проанализировать взаимоотношения обучающихся с родителями;
Информировать родителей об организации воспитательного процесса в
Определить совместно с родителями основные правила построения
взаимодействия с детьми;
Обратить внимание на индивидуальность проблемы;
Организовать консультативную помощь и рекомендации специалистов.
Участники: администрация школы, классный руководитель, родители, педагог
психолог.
Подготовка: бланки тестов «Хороший ли вы родитель?, Какой вы воспитатель?,
фильм о приемных детях и приемных семьях.
Оборудование: компьютер, экран, проектор
Ход собрания
1. Вступительное слово
А.С. Макаренко призывал строить общую творческую жизнь и в школе, и в
семье, тем самым превращать семью и школу в единый жизнедеятельный
коллектив.
Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы — это залог
достижения успеха в воспитании подрастающего поколения. Укрепление
взаимосвязи семьи, школы и общественности на сегодняшний день является
одной их важных проблем воспитания. Ребенок начинает воспитываться в семье.
Когда он подрастает, эта функция частично переходит на школу, ложится на
плечи учителей. Если раньше в обязанности педагога входило лишь обучение
своему предмету, то сегодня на первый план выходит подготовка ребенка к
взрослой жизни, воспитание личности. А также все больше внимания уделяется
взаимной работе семьи и школы, внедрению в воспитательный процесс
приоритета семейных традиций. Только тесная взаимосвязь между двумя
важнейшими институтами — семьей и школой позволит воспитать
современную, конкурентоспособную личность.
Личностью называют человека, достигшего уровня психологического
развития, который делает его способным управлять своим поведением и
деятельностью. С точки зрения психологии человек не рождается личностью. Развитие
личности происходит в течение всей жизни человека по мере прохождения
стадий развития через социальные институты (семья, детский сад, школа и т.д.).
На каждом этапе возрастного развития ребенок находится в независимо от него
существующих условиях и подвергается соответствующей системе воздействия,
как со стороны управляемых внешних факторов – внешняя среда, так и
управляемых внутренних факторов – собственная активная деятельность и
собственное активное отношение к внешней среде. Все эти управляемые
факторы побуждают ребенка к процессу самодвижения в психическом развитии.
Этот процесс приводит к появлению эстетических,
моральных,
интеллектуальных убеждений, которые становятся мотивом поведения и
деятельности человека.
Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи (И.В. Гребенников).
Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие
способностей.
Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит
передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок
усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения,
нравственные ценности: В силу ряда особенностей, присущих семье, она
оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни
человека.
2. Мультимедийная презентация в сопровождении пояснений педагога.
СЛАЙД 2 (Родители как пример социальных связей)
Каждый день спрашивайте ребенка: «Как дела?» Начните с простых
вопросов: «Что было в школе?» Сделайте такие разговоры привычкой.
Внимательно слушайте ребенка. Пусть для него станет очевидным тот
факт, что вы цените его мнение, знания, уважайте его чувства.
Пусть ребенок самостоятельно делает то, что он должен делать.
Одновременно, он должен чувствовать, что вы можете прийти на помощь.
Незамедлительно приходите на помощь, когда она требуется.
Некоторые дети очень подвижны: им надо постоянно бегать, им трудно
спокойно сидеть. Не настаивайте на том, чтобы ребенок полностью
успокоился и уселся до того, как вы начнете с ним разговаривать.
Убедитесь, что, когда вы решили поговорить с ребенком, для этого есть
подходящее место. Это может быть его комната, кухня или любое другое
место. Телевизор должен быть выключен.
Систематическое воспитательное воздействие семейного
коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания,
основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень
рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких.
Затем он начинает понимать «семейное кредо» – так в нашей семье не делают, в
нашей семье поступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив
предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие.
Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже
никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания.
Семья представляет собой своеобразную школу, в которой каждый
«проходит» много социальных ролей. Выполнение ролей требует специфических
приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном
коллективе через подражание примеру близких людей.
Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи),
побуждающее их к самовоспитанию.
Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей.
Дети не всегда осознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно
это делают буквально с первых дней жизни. Д.Б. Эльконин однажды заметил,
правда с долей иронии, что не столько семья социализирует ребенка, сколько он
сам социализирует окружающих его близких, подчиняет их себе, пытается
сконструировать удобный и приятный для себя мир.
В системе образования в настоящее время разрабатываются разнообразные
модели взаимодействия семьи и школы. Процесс такого сотрудничества, его
особенности, определяются, прежде всего, типом и видом образовательного
учреждения, специальной деятельностью педагогического коллектива. Для
формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном
учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую
семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если
организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
«Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей»
А.С. Макаренко
Семья – это та первичная среда, где маленький человек учится творить
добро, быть упорным в труде, выбирать четкую цель жизни, получает
ценностные ориентиры поведения в обществе. Ни материальные, ни бытовые, ни
престижные показатели не характеризуют степень благополучия или
неблагополучия в семье – только отношение к ребенку. Трудный подросток –
это ребенок, в отношении которого нарушен принцип справедливости: он лишен
счастливого детства. В его семье отсутствуют любовь и ответственность друг за
друга, нарушено взаимодействие членов семьи между собой, а значит, не может
быть динамики, побуждающей и поддерживающей здоровый рост личности ребенка. И неправильное воспитание, и несвоевременное лечение, и неверное
отношение к ребенку – все это может изуродовать развитие его личности.
СЛАЙД 3 (Общение с родителями)
Будьте готовы поговорить с ребенком тогда, когда ему это необходимо.
Регулярно спрашивайте ребенка о том, что он думает, во что верит, в чем
убежден. Принимайте как факт и уважайте то обстоятельство, что вы
согласны далеко не совсем, в чем убежден ваш ребенок.
Никогда не приклеивайте ярлыки к убеждениям ребенка: глупости,
ребячество, чепуха. Если хотите возразить, скажите лучше: «Сейчас ты в
это веришь, но со временем, когда ты станешь старше…»
Время от времени проводите с ребенком целый день вместе. Пойдите в
зоопарк, в парк, на природу, в театр. За этот день вы переговорите обо
всем на свете.
Не думайте, что вашему ребенку безразличны события, происходящие в
мире: голод, войны, терроризм. Очень многие дети тяжело переживают
подобные события. Поговорите с ними о том, что они видели и слышали и
успокойте их.
Чем меньше у вас запретных тем для разговоров с ребенком, тем больше
он с вами будет делиться. Если вы чегото не знаете и не можете ответить
на вопрос ребенка, помогите ему докопаться до истины. Единственное, о
чем вам не следует говорить с ребенком – это об интимных подробностях
вашей личной жизни.
СЛАЙД 4,5,(Какой вы воспитатель?)
социальным педагогом,
В школе организовано постоянное всестороннее изучение семей обучающихся
классными руководителями,
психологом
(диагностирование, тестирование, анкетирование и оказание психолого
педагогической помощи и т. д.).
Изучение семьи ученика позволяет понять уклад семьи, каковы ее социальные
установки, система нравственных и духовных ценностей, взаимоотношение с
окружающими людьми и друг другом, семейные традиции, педагогическую
образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в
семье в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. Все виды
общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной
деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании
свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине
осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что
позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей.
СЛАЙД 6,7,8,9( Мы за здоровый образ жизни и безопасность детей)
Родители часто жалуются на то, что они работают, заняты и им некогда,
заниматься воспитанием детей. По итогам социологических исследований ученых сделаны следующие
выводы:
Родители идеализируют своих детей, что вполне естественно,
поэтому стараются сгладить проблемы воспитания.
Причины трудностей в воспитании детей сводятся к 7
причинам:
1. нехватка материальных средств,
2. нехватка времени,
3. недостаток педагогического опыта,
4. плохие жилищные условия,
5. отрицательное влияние неформальных групп,
6. отсутствие помощи со стороны школы,
7. неблагоприятная обстановка в семье.
Основные причины конфликтов между родителями и детьми – это
недовольство отношением детей к учебе, содержанием досуга детей, грубостью
в отношении старших, нежеланием помочь по дому, выбором друзей и
чрезмерной расточительностью.
95% семей, где воспитанием занимаются матери, 35 % семей помогают отца и
примерно 20 % бабушки.
На воспитание у родителей остается только 17 минут в день, это время,
которое тратиться на «чтение морали» и окрики.
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся
ли с нашими обязанностями воспитателя. Предлагаю проверить себя, ответив на
вопросы теста «Хорошие ли вы родители?»
Может быть, ответить на этот вопрос вам поможет тест, который мы
предлагаем вашему вниманию.
СЛАЙД 10 (Хороший ли вы родитель?)
СЛАЙД 11 (Результаты теста)
Почему же многие родители, понимая к каким страшным последствиям
приводит детская анархия, бывают не в состоянии вовремя укоротить
своевольное чадо?
Разгадка детской беспомощности коренится в следующем:
своеволие часто путают со свободой, раскрепощенностью.
В жалобах взрослых на неуправляемость их чада нередко звучит затаенная
гордость: вот, дескать, какой он у меня независимый! Это мы! … были
затюканными. А наши дети с пеленок свободные личности.
Родители простонапросто идут по пути наименьшего сопротивления.
Родителей должно беспокоить не только материальное обеспечение благ и
желаний ребенка, но и здоровье ребенка как физическое, так и психическое.
СЛАЙД 12 (Если вы хотите...)
ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ВОСПИТАТЬ УВАЖАЮЩЕГО СЕБЯ,
ОТВЕТСТВЕННОГО ПОДРОСТКА, ТО НЕЛЬЗЯ: БАЛОВАТЬ РЕБЕНКА.
ПОЗВОЛЯТЬ ЕМУ БЕЗДАРНО И БЕССМЫСЛЕННО ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ.
ВСЕ ДЕЛАТЬ ЗА РЕБЕНКА, ДЕМОНСТРИРУЯ ТЕМ САМЫМ НЕВЕРИЕ В ЕГО
СИЛЫ.
НЕ ЗАМЕЧАТЬ И КРИТИКОВАТЬ РЕБЕНКА.
НЕЗАСЛУЖЕННО ХВАЛИТЬ.
ЗАБЫВАТЬ О ТОМ, ЧТО СВОБОДУ РЕБЕНКА СЛЕДУЕТ ОГРАНИЧИВАТЬ.
ЧИТАТЬ РЕБЕНКУ НОТАЦИИ.
ТРЕБОВАТЬ ОТ РЕБЕНКА СОВЕРШЕНСТВА.
ОТНОСИТЬСЯ К РЕБЕНКУ КАК К ПРОДОЛЖЕНИЮ САМОГО СЕБЯ.
НАВЯЗЫВАТЬ РЕБЕНКУ ТО, ЧЕГО САМИ НЕДОПОЛУЧИЛИ В ДЕТСТВЕ.
БЕЗОТЧЕТНО ПОДДАВАТЬСЯ ЖЕЛАНИЮ «ПОСТУПАТЬ ОТ ПРОТИВНОГО».
Еще А.С. Макаренко напоминал всем, что наши дети – это наша старость,
плохое воспитание это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина
перед другими людьми, перед всей страной.
Родители на то и родители, чтобы беспокоится о своих детях. Так было и так
будет всегда. Только времена меняются, а вместе с ними и поводы для
родительских тревог. В наши дни родители волнуются, когда слышат от
знакомых страшные истории о подростках наркоманах, убийствах и другие.
Но именно семья обеспечивает ребенку психологический комфорт или
наоборот, порождает чувство ненужности, заброшенности, одиночества. Это
неправда, что с возрастом детям все меньше нравятся физические контакты с
родителями (объятия, поцелуи).
СЛАЙД 13 (Не оставляйте ...)
Мы предлагаем вам посмотреть фильм. (О детях, ищущих семью и
приемных родителях).
Мы так устроены, что всегда верим в лучшее. А чтобы эта вера не была
беспочвенной, необходимо видеть конечную цель воспитания и осознавать
необходимость единства усилий семьи и школы в воспитании и развитии
обучающихся.
СЛАЙД 14
4. Подведение итогов
Классный руководитель вручает родителям памяткирекомендации по общению
с ребенком.
__________________________
_______________
__________ ПРИЛОЖЕНИЕ
Родительское собрание
«Детей воспитываем вместе»
КАК ВЫ ОБЩАЕТЕСЬ СО СВОИМИ
ПАМЯТКА
ДЕТЬМИ?
Уважайте дистанцию, устанавливаемую
ребенком.
Хотя бы раз в неделю один вечер делайте
что-то всей семьей. Разделите интересы
детей.
Каждый день интересуйтесь жизнью ребенка
в школе.
Внимательно слушайте. Пусть для него станет
очевидным тот факт, что вы цените его
мнение, знания, уважаете его чувства.
Ваше участие в жизни школы обязательно.
Поговорите с каждым из школьных учителей
хотя бы 1 раз в год. Предложите помощь в выполнении домашних
заданий, помогите советом.
Если в школе родительское собрание
обязательно сходите.
Если вам что-то в школе не нравится,
поговорите с учителями, администрацией.
Если вы не можете предложить ничего
конструктивного для улучшения ситуации,
обратитесь за советом и за идеями к другим
родителям.
Будьте всегда в курсе, куда собрался ваш
ребенок, с кем, когда вернется.
Сделайте так, чтобы ваш дом был приятным
местом для друзей вашего ребенка
ТЕСТ «КАКОЙ ВЫ ВОСПИТАТЕЛЬ?»
1.Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу.
Как вы поступите?
а) Сгоряча накажете ребенка.
б) Выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания.
в) Прежде всего переговорите с классным руководителем.
2.Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?
а) Самая первая – подзатыльник.
б) Раздраженная фраза: «Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!»
в) Успокойте ребенка – ведь он это сделала неумышленно.
3.Если вы наказали сына, дочь, а потом узнали, что поступили
несправедливо, вы:
а) Промолчите, чтобы не уронить авторитет.
б) Извинитесь.
в) Признаете свою ошибку, объясните, что взрослые могут ошибаться.
4.Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы …уставшая…
а) Обрываете его: «Дай хоть минуточку отдохнуть от тебя!» б) Отвечаете, не думая, несерьезно, лишь бы ответить.
в) Объясните, что очень устали, и просите перенести разговор на другое время,
тут же назначив час.
5.Ребенок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите?
а) Напишите черновик, ему останется лишь переписать сочинение.
б) Строго скажите: «Работай сам, только тогда чемунибудь можно научиться».
в) Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите
самостоятельно.
6. «Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок», просит сын или дочка. Что
вы ответите?
а) «Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени».
б) «Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за
аквариумом.
в) «Прежде подумай: все ли предусмотрел, насколько серьезно твое
стремление? Если это так, то я куплю, но помни, что ухаживать за аквариумом
придется только тебе».
Если вы шесть раз выбрали ответ под буквой «в», значит вы неплохой
воспитатель и психолог.
Если «угадали» наполовину, вам надо в чемто пересмотреть свои
привычки, убеждения.
Если еще меньше,
методическими методам
придется серьезно задуматься над своим
ТЕСТ «ХОРОШИЙ ЛИ ВЫ РОДИТЕЛЬ?»
На вопросы этого теста можно ответить «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ».
1.На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом
жалеете об этом.
2.Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как
реагировать на поведение вашего ребенка.
3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.
4.Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому
не рассказали бы.
5.Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей. 6. Вам случается просить у ребенка прощение за свое поведение.
7.Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия,
которые иногда удивляют (радуют) вас.
9.Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.
10.Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже
если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный
аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).
12.Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
13.Ваш ребенок достает вам больше хлопот, чем радости.
14.Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
15. У вас конфликты с собственным ребенком.
Подсчеты результатов.
За каждый ответ «ДА» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «НЕТ» на
вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получает по 10 очков. За каждые «НЕ ЗНАЮ»
получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.
100 150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно
понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в
решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике
сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает
одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?
5099 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию
собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы
можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой
времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы
имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что
понимать – это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и
собственную личность тоже…
0 49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам,
поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге
получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите
чтото сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе.
Может, вы найдете когото, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в
будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.
«Детей воспитываем вместе»
«Детей воспитываем вместе»
«Детей воспитываем вместе»
«Детей воспитываем вместе»
«Детей воспитываем вместе»
«Детей воспитываем вместе»
«Детей воспитываем вместе»
«Детей воспитываем вместе»
«Детей воспитываем вместе»
«Детей воспитываем вместе»
«Детей воспитываем вместе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.