Дети и родители. Одноклассники. Учимся понимать друг друга.
Оценка 5

Дети и родители. Одноклассники. Учимся понимать друг друга.

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
классное руководство
07.04.2020
Дети и родители. Одноклассники. Учимся понимать друг друга.
Классный час с целью формирования бесконфликтных отношений между учащимися класса и родителей с детьми
Учимся понимать друг друга.docx

Дети и родители. Одноклассники. Учимся понимать друг друга.

 

Цель: формирование доброжелательных взаимоотношений в семье, в классе, воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

Обучающие:

·                     определить понятие конфликта;

·                     выявить причины возникновения конфликта в семье между детьми и родителями, в классе, между одноклассниками.

·                     обозначить способы сглаживания конфликтных ситуаций.

Воспитывающие:

·                     воспитывать уважение и любовь к близким и родным людям;

·                     прививать чувство заботы и ответственности за близкого человека;

·                     способствовать формированию основных норм нравственности;

·                     формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей.

Развивающие:

·                     способствовать развитию умения правильно оценивать конкретную конфликтную ситуацию;

·                     развивать умение высказывать свою точку зрения, способности коммуникативного общения.

Форма проведения: дискуссия.

Организация класса: класс делится на две группы – «дети» и «родители».

Оформление кабинета: на доске плакат с изображением дома, над которым нависли тучи, эпиграфы к классному часу.

P Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л. Н. Толстой.)

P В семье разлад – так и дому не рад. (Пословица.)

P Согласную семью и горе не берет. (Пословица.)

P Не нужен клад, когда в семье лад. (Пословица.)

Предварительная работа: накануне классного часа проводится анкетирование ребят по данной проблеме. Примерные вопросы такой анкеты:

1.                 Что такое конфликт?

2.                 Случалось ли вам вступать в конфликт с родителями?

3.                 Кто первым в такой ситуации шёл на мировую: вы или родители?

4.                 Понимают ли вас ваши родители?

5.                 Что чаще становится причиной конфликтов?

 

I.                        Вступительное слово классного руководителя.

Учитель. Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Я неслучайно выбрала такую не совсем обычную форму общения – круг. Как вы думаете – почему?.. Да, круг – это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это ещё и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг – это гарантия вашей защищенности. Познакомимся с правилами, которые при этом нужно выполнять (ученик зачитывает правила):

·                     В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.

·                     Говорит один, все слушают, не перебивая.

·                     Можно не отвечать на вопрос, если очень не хотите или не можете.

Учитель. Мне хочется рассказать вам притчу, которая поможет нам с вами сформулировать тему и цель нашей встречи. Итак, название притчи «Ладная семья».

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Почесал владыка за ухом и спросил:- И все?- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав,добавил:- и мира тоже.

Вопросы участникам.

Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить? (О понимании, взаимоотношениях)
Объявляется тема - «Давайте понимать друг друга». Цель - о дружеских взаимоотношениях в классе и в вашей семье с вашими родителями?  Учитель.  Итак, какие мы? Чем мы отличаемся друг от друга? Чтобы это понять я предлагаю вам выполнить упражнение.Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Теперь оторвите кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же? (Дети сравнивают листочки.)
 - Какой же вывод можно сделать из этого упражнения?

У всех ребят получилось что-то свое. Так и в жизни: каждый человек — это неповторимая личность, и на всей Земле больше такой не существует. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга.    Скажите, возможно нравиться всем? А, возможно, чтобы все учащиеся в классе были преданными друзьями? Послушными детьми? Как этого достичь?

II.                        Введение в тему классного часа: упражнение «Ассоциации».

Учитель. Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу дорогу на узком мосту.

Участники сидят в кругу, в руках ведущего мяч.

Инструкция: В фокусе нашего сегодняшнего внимания – конфликт. Когда мы произносим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств, образов. Мы все слышали о конфликте. Давайте исследуем, как конфликт отражается на внутреннем состоянии человека. Тот, кто поймает мяч, должен сказать, с чем ассоциируется для него слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?

После первого ряда произвольных ассоциаций, провести игру

«Ответь на вопрос»:

·                     Если конфликт – это музыка, то какая?

·                     Если конфликт – это погода, то какая?

·                     Если конфликт – это животное, то какое?

·                     Если конфликт – это вода, то какая?

·                     Если конфликт – это растение, то какое?

·                     Если конфликт – это человек, то какой?

Вывод: конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор.

 

Давайте подумаем,  можно ли наш класс назвать семьей?
Учитель. - У нас с вами тоже школьная семья. И впереди годы совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности. Каковы ваши обязанности в семье?

Дети….(Ответы учеников.)

Учитель. - Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах и будем по ним жить. 
Мы будем:

·                     Называть друг друга по именам.

·                     Защищать наших друзей, если их обижают.

·                     Помогать им в беде.

·                     Помогать им в учебе.

·                     Мы не будемгрубить друг другу.

·                     Пускать в ход кулаки.

·                     Говорить друзьям обидные слова.

 

III.                        Этап «родители – дети»

Учитель. Вечная проблема отцов и детей. Она существовала во все времена и у всех народов. Родители – люди одного поколения, дети – другого. Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации, различные убеждения, моральные и нравственные принципы. Всё это нередко приводит к непониманию, столкновению мнений, конфликтам.

Итак, конфликт между детьми и родителями. Имеют ли они место у нас, что становится причиной, как с наименьшими потерями выйти из такой ситуации? Это тема нашего разговора сегодня.

Сейчас я предлагаю вам немного поразмышлять. Родителям вытянуть листики с вопросами и ответить на них

- Как избежать конфликта с детьми?

- Какую семью можно назвать «счастливой»?

- Что ещё, кроме родственных связей, объединяет людей в семье?

V.                        Анализ анкет учеников класса.

Предварительно мы провели среди учащихся анкетирование и сейчас представляем некоторые его результаты.

Вопросы:

1. Какая ты дочь?

2. Какая ты внучка?

3. Какая ты родственница?

4. Какая ты сестра?

5.Случалось ли вам вступать в конфликт с родителями?

6. Что часто становится причиной конфликта?

7. Кто чаще первым идет на сближение?

Случалось ли вам вступать в конфликт с родителями?

Положительно ответили 100% опрошенных, хотя отметили, что это бывает редко.

Что часто становится причиной конфликта?

Ответы распределились следующим образом: 33,3% всех конфликтных ситуаций возникают из-за отсутствия взаимопонимания между вами и вашими родителями. Остальные учащиеся не указали конкретную причину ссор.

Кто чаще первым идет на сближение?

Результаты опроса показали, что чаще в конфликтной ситуации первыми на мировую идут дети. Один учащийся указал, что иногда и родители.

 

VI.                        Обсуждение конфликтных ситуаций.

Учитель. Но всегда ли неизбежен конфликт? Можно ли его избежать? Что для этого нужно сделать? Какую линию поведения избрать? Давайте посмотрим, как это бывает в жизни. Для этого разделимся на две группы: «дети» и «родители». Я предлагаю детям выбрать одно из главных утверждений, которые он хотел бы, чтоб были в его семье, а родителям в это время обсудить ситуации с той позиции, чтобы избежать конфликта с ребёнком.

Обращение к детям. Каждому из нас часто хочется что-то изменить во взаимоотношениях с родителями. Мы даже загадываем желания. Предлагаю и сегодня выбрать своё хочу из предложенных вариантов на доске.

- Хочу, чтобы родители меня понимали.

- Хочу, чтобы в семье меня услышали.

- Хочу, чтобы в нашей семье никогда не ругались.

- Хочу, чтобы родители интересовались моими проблемами.

- Хочу, чтобы мои родители гордились мной.

- Хочу никогда не огорчать родителей.

- Хочу, чтобы мы с родителями знали друг о друге больше.

- Хочу, чтобы мои родители никогда не ссорились.

- Хочу, чтобы родители больше проводили времени со мной.

Даётся возможность выбрать два варианта или придумать свой.

Обсуждение ситуаций с родителями

СИТУАЦИЯ 1.

Сын в школе очень плохо учится. Маму вызвали в школу. После посещения школы состоялся её разговор с сыном.

Обсуждение конфликтной ситуации. Оценка поведения сына и мамы. Обсуждается вопрос: как с самого начала необходимо было повести себя дочери и матери, чтобы избежать конфликта? Слушаются обе точки зрения. Происходит поиск решения, выработка правильного стиля поведения.

СИТУАЦИЯ 2.

Дочь возвращается в два часа ночи. Родители возмущены до предела. Как избежать страшного конфликта в семье?

Аналогичное обсуждение.

СИТУАЦИЯ 3.

Ребенок требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности.

Обсуждение. Поиск путей выхода из данной конфликтной ситуации.

Выводы. Вы видите, что у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить ещё тогда, когда она не превратилась в конфликт, глубокий и затяжной. Надо только попытаться встать на позиции родителей, понять их, прислушаться к их аргументам.

Дети и родители!
Хотите, не хотите ли –
Пришла пора сразиться вам!

Конкурс 1. «Разминка»

Родители и дети по очереди отвечают на задание.

1.(детям) Есть в каждой комнате.

Об этом понятии идёт речь на уроках математики.

Его используют для наказания непослушных детей. (угол)

2.(родителям) Если его нет, то радости нет.

Его желают друг другу.

Его не купишь ни за какие деньги. (здоровье)

 

3.(детям) Им называют выступление в цирке, на эстраде.

Он определяет каждый дом и квартиру.

Его записывают в тетрадь, когда выполняют упражнение. (номер)

4. (родителям) От неё становится теплее и радостнее.

Больше всего её у бабушки, а у мамы часто, когда она приходит с работы, она исчезает.

Дети так нуждаются в ней. (доброта)

5. (детям) Когда человек несёт всё себе в дом, надо оно ему или не надо.

Он не любит дарить подарки и делиться.

И лучше у него ничего не просить, всё равно не даст. (жадина)

6. (родителям) Он есть у взрослых, умных людей.

Его делают в лаборатории.

Он приходит постепенно, с годами.

Его рекомендуют побольше набираться. (опыт)

7. (детям) Каждый человек о нём мечтает.

Никто не знает, где его искать.

Ещё говорят, что оно не в деньгах. (счастье)

8. (родителям) Её всегда нам не хватает, и поэтому мы часто желаем её уходящему.

Кому-то она сопутствует, поэтому он счастлив.

Когда она бывает, говорят: «Ну и повезло!» (удача)

Конкурс 2.«Знаю ли я своего ребенка?»

Родители и дети одновременно отвечают на листе бумаги вопросы.  

 

1.Какой любимый цвет вашего ребенка?

2.Какой у него любимый праздник?

3.Как зовут друзей вашего ребенка?

4.Какой у него любимый учебный предмет?

5.Назовите ваш любимый цветок.

6..Под каким знаком Зодиака вы родились?

7.Назовите ваш любимый праздник

8.Какое любимое блюдо вашего ребёнка?

1. Твой любимый цвет?

2.Твой любимый праздник?

3.Назови своих друзей?

4.Какой у тебя любимый учебный предмет?

5.Назовите любимый цветок вашей мамы.

6.Под каким знаком Зодиака

родилась мама?

7.Назовите любимый праздник мамы?

8.Какое у вас любимое блюдо?

 

Конкурс 3.«Пойми меня»

Учитель. Родители и дети так много времени проводят вместе и часто обращаются друг к другу с одной и той же просьбой, что должны научиться понимать друг друга без слов. Участники команд получают карточки с короткими фразами-просьбами, с которыми часто родители и дети во всех семьях обращаются друг к другу. Дети родителям, а родители детям передают пантомимой содержание типичных просьб.

Для детей:

1) Купите мне новый мобильник!

2) У меня болит голова/живот. Можно я не пойду в школу?

3) Помогите мне решить задачу!

4) Можно мне пойти погулять

5) Дайте денег на диск

7) Тебя вызывают в школу.

8) Купи мне платье и туфли на высоком каблуке.

Для родителей:

1) Надень шапку! Холодно!

2) Сделай музыку тише!

3) Заправь свою кровать!

4) Сходи в магазин за хлебом.

5) Вставай, а то опоздаешь в школу!

6) Выключай компьютер и садись делать уроки!

7) Принеси мне свой дневник!

«Закон бумеранга»

Учитель. Говоря о конфликтах, нельзя забывать о том, что все наши поступки влияют не только на нас самих, но и на окружающих. Добро, которое мы делаем людям, возвращается к нам, делая нас счастливее, так же как и зло, которое мы причиняем другим, возвращается к нам. Можно сказать, что в человеческих отношениях действует закон бумеранга.

Чтобы избежать конфликтов, чтобы к вам бумерангом возвращалось только добро, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

Задание – соотнести пословицы, которые даны вразброс.

1. Яблоко от яблони…                                        …недалеко падает.

2. Яйцо курицу…                                               …не учит.

3. В гостях хорошо,…                              …а дома лучше.

4. Где любовь и совет…                          …там и горя нет.

5. Чтобы узнать человека, надо с ним…   …пуд соли съесть.

6. Не красна изба углами,…                     …а красна пирогами.

7. Дом без хозяйки …                                           сиротка
8. Дом вести …                                  не бородой трясти
9. В гостях хорошо …                          а дома лучше
10. Не нужен клад …                             когда в семье лад
11.Чем богаты …                                          тем и рады
12. Когда семья вместе …                     так и душа на месте
13. Семья в куче…                                 не страшны и тучи
14. Когда семья вместе …                         так и душа на месте
15.Дома и стены …                                           помогают
16. Мой дом …                                               моя крепость

Учитель: Дейл Карнеги считал, что улыбка «создаёт счастье в доме, служит паролем для друзей. Она ничего не стоит, но много даёт». Это «лучшее противоядие, созданное природой против неприятностей». Не всегда удаётся жить светло и с улыбкой, но этому можно научиться.

VIII.                        Дискуссия «Погода в доме».

Тихо начинает звучать начало песни «Погода в доме».

Участникам дискуссия предлагается объяснить смысл пословиц, служащих эпиграфом к классному часу.

Продолжает звучать песня «Погода в доме».

Обратите внимание на слова этой песни. Как вы их понимаете?

Не всегда всё благополучно в семье. Порой набегают и тучи.

- Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете?

- Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме?

А теперь разгоним тучи над домом.

Участники снимают «тучи», читают надписи на них

и откладывают в сторону. Над домом засветило солнце.

Тучи - лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость, лживость.

Учитель. Вот уже засияло солнышко. Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме во многом зависит от нас самих и нашего поведения.

Хотелось бы, чтобы в ваших семьях всегда светило теплое, ласковое солнце. Дул легкий ветерок. Никогда не было проливных дождей и порывистых ветров.

Вывод: Только тогда наш дом будет крепким, когда в нем будет царить мир и покой, взаимопонимание и уважение, когда мы будем прислушиваться друг к другу, давать советы и заботиться друг о друге. Семья играет в жизни каждого человека долговременную и важную роль. Семья - это объединение людей, которых связывают между собой не только родственные отношения, а также любовь и взаимоуважение.

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!

 Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами еще раз доказали, что вы – это команда, которой по плечу любые препятствия. Я желаю вашим семьям здоровья и благополучия, ведь семья – это самое ценное, что есть у человека! Не теряйте никогда чувство юмора. Будьте терпеливы и доброжелательны. Пусть в ваших семьях царят мир, тепло и уют! А закончить классный час мне хотелось бы доброй ноте.
Попрошу всех взяться за руки, обнять друг друга, улыбнуться.
Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем счастливым наш мир. Благодарю всех за активное участие.

Раздаются подарки - оберег на удачу и успех и памятки для детей и родителей.

 

 

Памятка для ребенка

Дорогой друг!

 

1.     Всегда старайся проявлять по отношению к близким уважение, заботу, любезность.

2.     Помни, грубое слово, брошенное в пылу гнева, больно ранит твоих родных.

3.     Чаще произноси такие слова, как «спасибо», «пожалуйста».

4.     Здоровайся с родителями. Помни, здороваясь, мы приветствуем человека и желаем ему здоровья.

5.     Уважай родных и близких, считайся с ними.

6.     Попробуй не повышать голос в споре: ничего кроме раздражения, это у родителей не вызовет. Слова, сказанные абсолютно спокойно и уверенно, будут восприняты и осмыслены противоположной стороной.

7.     Помни, какими бы несправедливыми ни казались поступки родителей, по большому счёту они желают тебе добра. Пусть даже они не всегда могут это объяснить. Постарайся понять их.

8.     Умей понять родителей, постарайся посмотреть на ту или иную ситуацию их глазами.

9.     Умей просить прощение у родных и близких.

10. Всегда помни: первая заповедь гасит – «почитай отца своего и мать».

 

________________________________________________________________

 

Памятка для родителей.

Дорогие мои родители!

1.     Не балуйте меня, вы этим меня портите.

2.     Не бойтесь быть твердым со мной.

3.     Если вы будите давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.

4.     Не делайте для меня или за меня то, что я в состоянии сделать сам.

5.     Относитесь ко мне как к своему другу. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.

6.     Не ругайте на меня без повода, не срывайте на мне зло.

7.     Не ругайтесь при мне, это травмирует меня.

8.     Научитесь признавать свою неправоту, умейте попросить прощения у меня, если оказались не правы.

9.     Чаще интересуйтесь моими делами и успехами.

10. Давайте чаще проводить вместе свободное время.

11. Не поднимайте на меня руку, это только озлобит меня и настроит против вас.

12. Никогда не говорите мне, будто вы совершенны и непогрешимы. А то это даст мне ощущение тщетности сравняться с вами.

13. Я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь ответить и мне любовью тоже.

 

 

 

 

 

 



 

 

 


Дети и родители. Одноклассники

Дети и родители. Одноклассники

Познакомимся с правилами, которые при этом нужно выполнять (ученик зачитывает правила) : ·

Познакомимся с правилами, которые при этом нужно выполнять (ученик зачитывает правила) : ·

А, возможно, чтобы все учащиеся в классе были преданными друзьями?

А, возможно, чтобы все учащиеся в классе были преданными друзьями?

Говорить друзьям обидные слова

Говорить друзьям обидные слова

Обращение к детям. Каждому из нас часто хочется что-то изменить во взаимоотношениях с родителями

Обращение к детям. Каждому из нас часто хочется что-то изменить во взаимоотношениях с родителями

Им называют выступление в цирке, на эстраде

Им называют выступление в цирке, на эстраде

Помогите мне решить задачу! 4)

Помогите мне решить задачу! 4)

Участникам дискуссия предлагается объяснить смысл пословиц, служащих эпиграфом к классному часу

Участникам дискуссия предлагается объяснить смысл пословиц, служащих эпиграфом к классному часу

Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем счастливым наш мир

Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем счастливым наш мир

Не поднимайте на меня руку, это только озлобит меня и настроит против вас

Не поднимайте на меня руку, это только озлобит меня и настроит против вас
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020