Формирование российской гражданской идентичности личности обучающегося средствами внеурочной деятельности. (сетевое взаимодействие с Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования экологическим центром «ЭкоСфера» г. Липецка).
Сегодня Россия переживает сложный период в своей истории. Одна из самых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размывание нравственных ориентиров личности. У современных детей искажены представления о добре, великодушии, справедливости и гражданственности их характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В этой ситуации нравственные знания имеют не меньшее значение для развития школьников, чем знания по конкретным предметам. Актуальность совершенствования системы общего образования определяется значимостью вопросов гуманизации и демократизации общества, задачами формирования активно-созидающей творческой личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Важнейшим условием самореализации личности выступает самоопределение на основе самопознания.
Ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской
идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности
к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющая определенный личностный смысл.
В начальной школе на занятиях по внеурочной деятельности закладываются основы гражданской идентичности личности. Одна из проблем современного воспитания состоит в том, что в процессе воспитания нарушена преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как их предшественники решали свои проблемы. Они теряют ощущение непрерывной связи поколений своего народа. Существующую проблему можно решить, если во внеурочной деятельности ввести занятия по краеведению.
В школе № 55 г. Липецка «Лингвист» присвоен статус инновационной площадки ГАУДПО ЛО «ИРО» по теме «Реализация программы воспитания через сетевое сообщество: проектирование модели взаимодействия»
Мы решили сотрудничать с экологическим центром «ЭкоСфера». Уже тогда кафедра понимала, что гражданская идентичность должна стать сквозной линией нашей программы.
Программа курса «Наши истоки» имеет туристско-краеведческую направленность и состоит из 16 модулей разного уровня.
1год обучения модули: «Моя малая родина», «Природа родного края», «Наша родина – Россия», «Экологическая азбука здоровья» -стартового уровня.
2,3 год обучения «Моя малая родина», «Природа родного края», «Наша родина – Россия», «Экологическая азбука здоровья» - базового уровня.
4год обучения: «Моя малая родина», «Природа родного края», «Наша родина – Россия», «Экологическая азбука здоровья» - продвинутого уровня.
Мы надеемся, что наш скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни учащихся. Что они, став взрослыми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что наши ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.