Классный час по теме "Быть или не быть"
Оценка 5

Классный час по теме "Быть или не быть"

Оценка 5
Занимательные материалы +4
docx
воспитание +2
07.12.2023
Классный час по теме "Быть или не быть"
Классный час, разработанный в современной форме "суд" по теме "Быть или не быть". Раскрывает основную проблему современной молодежи - чрезмерное использование молодежного сленга.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия «Гармония»»

 

 

Методическая разработка классного часа по теме:

 

«Быть или не быть?»

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Кутейникова Александра Игоревна

учитель иностранных языков

 

 

 

 

Методическая разработка классного часа по теме:

«Быть или не быть?»

Тема: «Быть или не быть»

Аудитория: обучающиеся 9го класса

Цель: формировать уважительное и бережное отношение к родному русскому языку; повышать культуру речи обучающихся; воспитывать любовь к Родине.

Задачи:

1.Образовательная:

Ø  формирование опорной системы представлений и знаний о культуре речи.

2. Развивающая:

Ø  развитие речи через обогащение словарного запаса обучающихся

Ø  формирование интеллектуальных умений (овладение мыслительными операциями анализа, сравнения, обобщения и т.д.).

3.Воспитательная:

Ø  воспитание умения общаться;

Ø  воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе;

Ø  воспитание культы общения.

Оборудование: экран, компьютер (ноутбук), доска, раздаточный материал

Формы работы: индивидуальная, групповая

Эпиграф классного часа: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» — И.С.Тургенев

Форма проведения: дискуссионная с элементами ролевой (деловой) игры

Методы и приемы проведения: беседа, метод игровой ситуации (ролевая игра – «Суд»).

Тип занятия - открытый классный час

Метапредметные связи: литература, обществознание, русский язык, иностранные языки

 

 

Ход мероприятия:

Вступительная часть – постановка вопроса;

- Здравствуйте ребята. Вы проходите, рассаживайтесь пока, не обращайте на меня внимания. Я тут быстренько одну работу допроверяю сейчас…

(учитель, сидя за столом и не поднимая головы, проверяет работу ученика, сопровождая своими комментариями: «Ужас… Кошмар… Ошибок вроде нет… Но… Ничего не понимаю…»)

(Спустя некоторое время от детей поступают предложения помочь разобраться)

- Правда? Вы готовы мне помочь? Это сочинение одного ученика о проведенных им летних каникулах. Казалось бы, что здесь может быть сложного, но, видимо, без вашей помощи я не обойдусь и буду очень вам признательна, если поможете разобраться.

(на экран выводится слайд с тетрадкой и сочинением ученика; дети его читают и высказываются о прочитанном; учитель задает наводящие вопросы)

- Всю ли информацию вы поняли из сочинения обучающегося? Как вы считаете, почему я не смогла понять, о чем шла речь в его работе? Так что же такое «молодежный сленг», откуда он взялся и почему современная молодежь не находит возможным не употреблять его в своей речи?

(на экране слайды – информация прошлого классного часа; дети активно принимают участие в беседе, высказывая свое мнение)

- А как вы отнесетесь к мнению русского классика – писателя Тургенева Ивана Сергеевича, который сказал: «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

(звучат ответы детей)

- Как вы считаете, уместным ли было сдать подобного рода сочинение учителю? Почему? Что бы вы посоветовали мне сделать в данной ситуации?

(обучающиеся активно высказывают свое мнение, одним из которых было: «В суд на него подать надо»)

 

 

 

 

 

Основная (содержательная) часть

- Как бы нелепо и парадоксально не звучало это предложение, а оно мне нравится. Давайте же устроим суд.

(учитель предлагает обучающимся в виде нестандартного метода – ролевой игры в «Суд» самим сделать выводы по теме классного часа)

- Нам необходимо определить и распределить роли участников судебного процесса. Во-первых, нам нужен судья – независимый эксперт дела, способный на непредвзятую оценку и принятие объективного решения. Позвольте, эту роль я возьму на себя. Нам необходим секретарь. Так же, представители двух сторон: истец – он же потерпевшая сторона и ответчик, другими словами: обвинитель и обвиняемый со своими защитниками. И, конечно же, свидетели по делу. Я предлагаю каждому вытащить карточку с ролью, на удачу.

(учителем был выбран метод жеребьевки с той целью, чтобы дать обучающимся возможность выступить, возможно, в роли, в которой они бы себя сами не представили, тем самым дать им возможность по-иному взглянуть на проблему и быть более деликатным слушателем)

(на карточках написаны роли и основные тезисы по теме, необходимая лексика для оперирования ею в ходе судебного процесса)

Ход ролевой игры:

Секретарь: Встать, суд идет!

Судья: Прошу садиться. Итак, слушается дело по обвинению гражданина Глушанина Александра Дмитриевича в совершении им тяжких преступлений, а именно в недозволительном и неуважительном отношении гражданина Глушанина к родному ему русскому языку, а так же о незнании им уместного употребления молодежного сленга в речи. Секретаря прошу доложить о явке участников процесса.

Секретарь: В суд явились: подсудимый – гражданин Глушанин Александр Дмитриевич, защитник, потерпевший «Русский язык», обвинитель, свидетели обеих сторон.

Судья: Слово предоставляется обвинителю для объявления существа обвинения.

Обвинитель: Мы все считаем и говорим, что употребление молодежного сленга в речи портит наш родной язык, что это абсолютное зло для любого русского человека. Но если это зло, то почему сотни, тысячи, миллионы молодых людей употребляют его в своей речи, и все больше молодежи стремится подражать своим кумирам, используя в своей речи «крутые современные слова»? Желание самореализоваться и выделиться среди толпы? Но так ли это на самом деле? Нет. Считаю поступок Глушанина Александра ученика 9го класса недопустимым и неуважительным по отношению к потерпевшему. Требую суд рассмотреть дело и принять решение о самой строгой мере наказания для Александра, а именно – переписать сочинение без употребления слов молодежного сленга. Прошу суд пригласить свидетеля со стороны обвинения – представителя русской классической литературы, известного русского писателя Тургенева Ивана Сергеевича.

Секретарь: Суд приглашает свидетеля со стороны обвинителя для дачи показаний. Иван Сергеевич, вам слово.

Тургенев: Доброго всем дня. Язык русский, предмет нашей национальной гордости. Поэтому так важны и ценны для нас полные большого воспитательного значения высказывания именно на родном нам языке. В моем понимании язык и народ – кровно связаны. Характер русского народа, его прошлое, настоящее и залог великого будущего я вижу в русском родном языке, он один нам поддержка и опора. Не будь его - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается в стране?

Судья: есть у сторон вопросы к свидетелю?

Защитник: Да, Ваша честь. У меня есть вопрос. Скажите, Иван Сергеевич, вы являетесь сторонником употребления исконно русских слов в речи. Но как быть с теми изменениями, что претерпевает наш язык, с заимствованными понятиями из других языков: французского, немецкого, английского и прочих? Ведь всем нам хорошо известно, что в настоящее время, чтобы тебя услышали и поняли необходимо идти в ногу со временем и следовать моде.

Тургенев: Отвечу кратко: берегите чистоту языка нашего, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

Судья: будут ли у обвинителя вопросы к свидетелю?

Обвинитель: Нет, Ваша честь. Я попрошу суд пригласить потерпевшего.

Секретарь: Суд приглашает потерпевшего к даче показаний – Русский язык, суд просит Вас встать.

Судья: есть у сторон вопросы к свидетелю?

Защитник: Да, Ваша честь. Скажите, многоуважаемый, нам всем хорошо известно, что в ходе формирования любого современного языка, он претерпевает ряд изменений – одни слова искореняются из речи, другие внедряются в нее, и одной из форм обогащения языков являются заимствования из других языков. Этот процесс назван – развитием языка. Каково ваше отношение к этому процессу?

Русский язык: Я не против данного процесса ни в коем случае. Издавна существовали сферы деятельности, в которых необходимо и уместно было употребление иностранных слов: медицина, торговля, бизнес. Но речь сейчас об ином. Сленг проник во все сферы жизни. Речь ведущих на телевидении изобилует сленговыми изречениями. Речь большинства россиян в последние годы стала более вульгарной. Хочется задать вопрос: почему? Раньше сленгом пользовалась определенная группа лиц. Сейчас же сленговые выражения на устах у всех – профессоров, политиков, студентов, школьников, депутатов. Взгляните на себя со стороны! Кто из нас не употреблял выражение «ни фига себе!»? А ведь это тоже сленг. Я призываю лишь к тому, чтобы употреблять в русской речи русские слова!

Защитник: протестую, Ваша честь. На суд оказывается давление и принудительное склонение к принятию мнения потерпевшего.

Судья: засчитано. Есть ли вопросы у обвинителя к потерпевшему?

Обвинитель: да, Ваша честь. Скажите, что вы думаете о сочинении обучающегося, гражданина Глушанина Александра Дмитриевича, написанном полностью на молодежном сленге? Является ли оно уместным?

Русский язык: Молодежный сленг – это совокупность слов и выражений, употребляемых представителями определенных молодежных групп с целью быть замеченными. Но молодые люди начали слишком часто использовать в речи «крутые слова», порой, не замечая уместно ли это. Таким образом, они смещают культурные слова и пополняют свой словарный запас ненужными «крутыми словами». Почему, например, вместо слова «криповый» не употребить «страшный» или вместо «бинджвотчинг» - «просмотр сериалов»? Конечно, с таким словарным запасом, сочинение на «пятёрку не напишешь.

Обвинитель: спасибо, у меня более нет вопросов Ваша честь. Прошу пригласить еще одного свидетеля со стороны обвинения.

Секретарь: Суд приглашает мать обвиняемого к даче показаний. Суд просит Вас встать.

Судья: будут ли у обвинителя вопросы к свидетелю?

Обвинитель: Да, Ваша честь. Скажите, каким образом ваш сын Александр общается дома с вами, с родными, с друзьями?

Мать: Все чаще Саша стал употреблять в речи малознакомые мне слова. Переспрашиваю его часто. Он злится. Если общается с кем по телефону, то и вовсе понять его невозможно.

Обвинитель: С чем вы связываете подобное поведение сына?

Мать: Он всегда был ярким мальчиком и стремился выделиться, быть крутым, модным. И друзья его такие же.

Обвинитель: Спасибо. Вопросов больше не имею.

Судья: товарищ защитник, слово предоставляется Вам.

Защитник: Спасибо, Ваша честь. Сленг, как считают филологи, это живой организм, находящийся в процессе постоянного изменения и обновления. Молодежный сленг - явление во времени не столь устойчивое, и «говор» современной молодежи все же отличается от «словарного запаса» наших  родителей в том же возрасте. Поэтому, нет ничего криминального в желании современной молодежи идти в ногу с модными веяниями. Для дачи показаний я хотел бы пригласить свидетеля со стороны обвиняемого.

Секретарь: Суд приглашает свидетеля – Кузьмичева Антона - сверстника и одноклассника обвиняемого к даче показаний. Кузьмичев Антон, суд просит Вас встать.

Судья: есть у сторон вопросы к свидетелю?

Обвинитель: да, Ваша честь. Скажите, что вы думаете об уместности употребления молодежного сленга в работе обучающегося, гражданина Глушанина?

Свидетель: Я считаю, что в этом нет ничего страшного, быть «крутыми» сейчас модно. Крутизна должна быть во всем: в одежде, в манере общения, в поведении.  Поэтому, братуха, моя тебе уважуха.

Обвинитель: А как быть с тем фактом, что взрослому образованному человеку не представляется возможным понять, о чем говорит подросток?

Свидетель: Я считаю, что мы живем в свободной стране, где каждый вправе высказывать свое мнение удобным ему языком, используя те слова, которые он считает нужным использовать.

Судья: товарищ защитник, у вас есть вопросы к свидетелю?

Защитник: Да, Ваша честь. Скажите, как часто вы употребляете молодежный сленг в своей речи? Следите ли вы за тем, уместен он или нет?

Свидетель: Если честно, я не задумывался об этом. Но я привык говорить, что я думаю и не подбирать литературных слов для этого.

Защитник: Лично вам был ясен смысл написанного обвиняемым сочинения?

Свидетель: Не все я понял, но большую часть.

Защитник: Спасибо. Вопросов больше не имею.

Судья: Таким образом, слово предоставляется обвиняемому. Гражданин Глушанин суд просит вас встать. Вам есть, что сказать суду?

Обвиняемый: Да, Ваша честь. Мы все люди и нам свойственно ошибаться и поддаваться порокам и слабостям. Молодежный сленг – это всего лишь слова. К тому же, их употребление облегчает высказывания и понимание молодежью друг друга.

Обвинитель: Но как так можно относиться к родному языку?

Обвиняемый: Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. Но я не вижу ничего страшного в употреблении сленга в речи.

Обвинитель: И вас не смущает то, что вы остаетесь порой непонятым представителями более старшего поколения? Что вы проявляете неуважение к русскому языку, используя в своей речи современные и крутые заимствования из других языков?

Обвиняемый: Молодежный сленг является средством общения большого количества молодых людей.

Обвинитель: Средний возраст тех, кто активно употребляет в своей речи сленг, составляет от 12ти до 30ти лет. Тогда, как быть с теми, кто не желает уподобляться данному модному веянию?

Обвиняемый: Сленг - это постоянное словотворчество, в основе которого лежит принцип языковой игры. Нередко именно комический, игровой эффект является главным в сленговом тексте. Молодому человеку важно не только «что сказать», но и «как сказать», чтобы быть интересным рассказчиком.

Обвинитель: В русском языке достаточно слов, способных помочь выразить свои эмоции достойно и уважительно, без различной ненужной крутизны. Свою же речь хочу закончить словами: «Вэйлу ликулли хумаззатил - люмаза». Эти слова из Корана означают – «Горе всякому хулителю». Мусульмане считают, что хула, сквернословие - порождение Сатаны. Почему бы русской молодежи не прислушаться к этому мнению?

Судья: Итак, мы с вами выслушали обе стороны и познакомились с некоторыми  фактами и мнениями об употреблении молодежного сленга. Суд удаляется для принятия решения.

Судья: Конечно, язык живет своей жизнью и видоизменяется. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой. Но хотелось бы, чтобы при этом оставалась какая-то незыблемая языковая база, не подверженная веяниям времени. Чтобы молодежь  знала,  что разговорная и литературная речь - вещи разные. Необходимы не только законы в области языка, но и необходимо неуклонно и настойчиво повышать престиж грамотного употребления языка. Великие поэты и писатели восторгались красотой русского языка, называя его одним из самых красивых и многогранных в мире. Сегодня мы слушали дело о неуместном употреблении молодежного сленга в речи ученика 9го класса. Суд постановил: удовлетворить жалобу обвинительной стороны и принять решение о самой строгой мере наказания для Глушанина Александра, а именно – переписать сочинение без употребления слов молодежного сленга! И впредь задумываться об уместном его употреблении! Решение окончательное и обжалованью не подлежит!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть

- Ребята, сейчас я хочу предложить вам, передавая молоток судьи по кругу, принять для себя решение об использовании сленговых модных слов  в своей речи. Быть им в вашей речи или не быть? Произнеся свое решение, ударьте молотком.

(обучающиеся передают по кругу от одного другому молоток и принимают свое решение, делая вывод)

- А наш разговор сегодня мне хочется закончить словами Анны Андреевны Ахматовой: «…И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!». Спасибо вам.


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Гармония»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Гармония»»

Методическая разработка классного часа по теме: «Быть или не быть?»

Методическая разработка классного часа по теме: «Быть или не быть?»

Ход мероприятия: Вступительная часть – постановка вопроса; -

Ход мероприятия: Вступительная часть – постановка вопроса; -

Основная (содержательная) часть -

Основная (содержательная) часть -

Секретарь: Суд приглашает свидетеля со стороны обвинителя для дачи показаний

Секретарь: Суд приглашает свидетеля со стороны обвинителя для дачи показаний

Судья: засчитано. Есть ли вопросы у обвинителя к потерпевшему?

Судья: засчитано. Есть ли вопросы у обвинителя к потерпевшему?

Свидетель: Я считаю, что в этом нет ничего страшного, быть «крутыми» сейчас модно

Свидетель: Я считаю, что в этом нет ничего страшного, быть «крутыми» сейчас модно

Обвинитель: В русском языке достаточно слов, способных помочь выразить свои эмоции достойно и уважительно, без различной ненужной крутизны

Обвинитель: В русском языке достаточно слов, способных помочь выразить свои эмоции достойно и уважительно, без различной ненужной крутизны

Заключительная часть - Ребята, сейчас я хочу предложить вам, передавая молоток судьи по кругу, принять для себя решение об использовании сленговых модных слов в своей…

Заключительная часть - Ребята, сейчас я хочу предложить вам, передавая молоток судьи по кругу, принять для себя решение об использовании сленговых модных слов в своей…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2023