Балашовский филиал
государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области
«Саратовский областной базовый медицинский колледж»
МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ №4
по теме:
«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ»
Дисциплина «Здоровый человек и его окружение»
Раздел: Здоровье детейСпециальность 31.02.01. Лечебное дело
Курс: 1
Преподаватель: Волкова Л.Г.
Балашов 2022
Основной особенностью являются высокие темпы физического и нервно-психического раз вития на основе ускоренных процессов обмена веществ.
Обильное кровоснабжение.
Сниженные защитные функции.
Несовершенство регуляторных функций нервной и эндокринной систем.
Особенности периода младенчества
Интенсивно развивается, характерно активное образование новых условных рефлексов (на базе имеющихся безусловных) и их закрепление. Однако под влиянием любых патологических воздействий (болезнь, стресс и т. д.) навыки могут легко утрачиваться. Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам, спинного мозга - к 10 месяцам (к 3 годам масса мозга утраивается).
Нервная система
Масса мозга к году составляет 1 /11 -1 /12 от массы тела. В связи с развитием моторных функций, совершенствуется координация движений, а значит, развивается мозжечок.
Основная часть рефлексов новорожденных угасает к 3 месяцам (лишь несколько из них - к 4-6 месяцам).
У грудных детей сохраняется склонность к быстрой генерализации любой инфекции и к токсическим поражениям головного мозга.
За период младенчества ребенок делает огромный скачок в нервно-психическом развитии.
Нервная система
Кожа и ее придатки также развиваются и совершенствуются. С 1-го месяца появляются потовыделение и сле зоотделение. К 4-8 неделям (т. е. к 1—2 мес.) пушковые волосы заменяются на более жесткие; улучшаются функции кожи.
К 1 месяцу полностью эпителизируется пупочная ранка.
В связи с сохранением относительной неустойчивости терморегуляции, ребенок (как и новорожденный) легко перегревается и переохлаждается. Следовательно, сохраняются правила личной гигиены ребенка и требования к одежде и белью, как и у новорожденного ребенка.
Кожа
Костно-мышечная система
Интенсивно развивается. Накопление моторных навыков развивает силу и ловкость мышц, нарастает мышечная масса. Однако отличается преимущественное развитие крупных мышц: груди, спины, шеи, плеч, таза, бедер. Мелкая моторика (кисти, стопы) развивается значительно медленнее.
К 3 месяцам исчезает гипертонус мышц.
Костно-мышечная система
Большой родничок сохраняется практически в течение всего 1-го года жизни и закрывается к 12— 16 месяцам.
Формируются изгибы позвоночника:
к 2 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный лордоз (изгиб кпереди в саггитальной плоскости);
к 6 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, появляется грудной кифоз (изгиб кзади в саггитальной плоскости);
к 12 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется поясничный лордоз
Прорезываются молочные зубы в следующем порядке :
медиальные резцы — в 6-9 мес.;
латеральные резцы — в 9-12 мес.;
первые коренные — в 12-15 мес.;
клыки — в 16- 20 мес.;
вторые коренные — в 21-24 мес.
К 1 году в среднем должно быть 8 зубов, что соответствует формуле
КЗ = п - 4, где п - число месяцев до 24.
Молочный прикус составляет 20 зубов и полностью сформирован к 2 годам (24 месяцам)
Зубы
Совершенствуется, формируются новые альвеолы, развиваются их основные функции.
ЧДД составляет: к 6 месяцам – 35-40 в мин., к 12 месяцам - 30-35 в мин.
Тип дыхания: смешанный.
Характер дыхания: поверхностное, частое, аритмичное.
Ребра, в связи с прямохождением, несколько изгибаются и располагаются более косо, чем у новорожденных; диафрагма опускается книзу.
Дыхательная система
Сохраняется относительная узость дыхательных путей, сухость и ранимость слизистой оболочки, поэтому велик риск развития острых инфекций дыхательных путей. В связи с наличием грудного вскармливания и ограниченностью контактов ребенка, этот риск реализуется относительно редко.
Для нормального газообмена в легких ребенку необходимо длительное пребывание на свежем воздухе
Дыхательная система
Увеличивается в размерах, совершенствуется, укрепляется миокард и эндокард.
К 1 году сердце, в связи с переходом к вертикальному положению, располагается более вертикально и прилегает ближе к грудной клетке.
Вес сердца - 50 г.
ЧСС — 120-125 в минуту. АД = 80 мм рт. ст.
V кровообращения — 13 с.
В связи с обильным кровоснабжением и слабым развитием соединительной ткани в сердечной мышце, у грудных детей сохраняется склонность к генерализованным (а не локальным) поражениям миокарда
Сердечно-сосудистая система
Увеличивается в размерах, совершенствуется функционально.
Улучшается иннервация кардиального сфинктера, и
во 2-м полугодии жизни срыгиваний обычно не наблюдается.
Повышается активность пищеварительных ферментов.
С 4- 5 мес., вследствие раздражения тройничного нерва прорезывающимися зубами, значительно усиливается слюноотделение, поэтому в возрасте 5 мес. ребенку можно вводить первый прикорм.
Пищеварительная система
В связи с недостаточной выработкой факторов защиты желудочно-кишечного тракта и относительно низкой активностью ферментов у детей грудного возраста легко развиваются как функциональные, так и органические поражения пищеварительной системы (диспепсия, гипотрофия, гастрит, энтероколит и др.
Пищеварительная система
Развивается, образуются новые нефроны, совершенствуются основные функции почек. Однако почка остается незрелой и уязвимой как по отношению к инфекциям, так и по отношению к нарушениям водно-соляного обмена.
Объем одной порции мочи в среднем составляет: до 6 мес. - 30 мл,
от 6 до 12 мес. - 60 мл. Частота мочеиспусканий:
до 6 мес. - 15- 20 раз в сутки,
от 6 до 12 мес. – 10-15 раз в сутки.
Рефлекс на произвольное мочеиспускание начинают формировать с 3 месяцев (в часы наибольшей вероятности мочеиспускания ребенка надо подержать над горшком). С 6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, его высаживают на горшок
Мочевыделительная система
Наследственность - наследственные заболевания или склонность к какому-либо заболеванию, унаследованная от родителей или близких родственников (в том числе особенности иммунной системы).
Организация ухода - наличие определенного ре жима дня, достаточное пребывание на воздухе, проведение гигиенических мероприятий, организация бодрствования
Вскармливание.
Безопасность окружающей среды.
Организация физического воспитания и закаливающих мероприятий.
Факторы, влияющие на здоровье
Организация безопасной окружающей среды
Убрать из комнаты ребенка ковры, из-за которых он может упасть.
Убрать салфетки с секретеров, шкафов, тумбочек и стоящие на них тяжелые предметы (вазы, статуэтки и т.д.)
Все розетки закрыть специальными пластмассовыми заглушками, а электроприборы убрать за пределы досягаемости ребенка.
Исключить из игр ребенка и постоянного обихода мелкие предметы (шарики, гвоздики, болты и т. д.).
Спрятать под ключ все острые, режущие и колющие предметы (иглы, ножницы, спицы, ножи и т. д.).
Организация безопасной окружающей среды
Поместить в одно место под замок все лекарственные препараты (например, в шкатулку).
Спрятать предметы бытовой химии под замок (моющие средства, дезодоранты, инсектициды и т. д.).
Огородить выходы на лестницы (если в доме более одного этажа).
Окна в комнате ребенка должны быть закрыты, а если их открывают при проветривании, ребенка на это время выносят в другое помещение
Сделать невозможным доступ ребенка на кухню и в санитарные комнаты.
Поместить в закрывающийся на ключ бар все алкогольные напитки, упаковки с сигаретами и спичками
1. Перечислите особенности периода младенчества.
2. Перечислите особенности нервной системы.
3. Перечислите особенности кожи.
4. Перечислите особенности костно-мышечной системы.
5. Перечислите особенности дыхательной системы.
6. Перечислите особенности сердечно-сосудистой системы.
7. Перечислите особенности пищеварительной системы.
Вопросы для фронтального опроса
1. Кучма В.Р., Сивочалова О.В., Здоровый человек и его окружение. Учебник, - М.: ГЭОТАР-Медиа, - 2019, - 544с.
2. Лысак Л.А., Крюкова Д.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение. Учебное пособие, - Ростов – на/Дону: Феникс,2017г., - 484с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.