Балашовский филиал
государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области
«Саратовский областной базовый медицинский колледж»
МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ №1
по теме:
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДИАТРИИ.
ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА.
АНТЕНАТАЛЬНЫЙ, ИНТРАНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ»
Дисциплина «Здоровый человек и его окружение»
Раздел: Здоровье детейСпециальность 31.02.01. Лечебное дело
Курс: 1
Преподаватель: Волкова Л.Г.
Балашов 2022
Первые отрывочные сведения о здоровом и больном ребенке появились в глубокой древности. В трудах ученых Индии, Китая, Древнего Египта, Древней Греции уже держались советы по вскармливанию и уходу за детьми. Гиппократ, Гален, Соран, Авиценна подчеркивали в своих трактатах наличие особенностей детского организма, отличающих его от взрослого и определяющих нетипичное течение заболеваний, особенно в раннем детском возрасте.
ИСТОРИЯ ПЕДИАТРИИ
Большое внимание уделял сохранению жизни новорожденных великий русский ученый М. В. Ломоносов. В дальнейшем, по мере развития медицины, в том числе педиатрии, в науку о здоровом ребенке внесли свой вклад такие известные ученые, как профессор Н. М. Максимович-Амбодик; профессор Н. Ф. Филатов — основоположник отечественной педиатрии; Н. П. Гундобин — автор классификации периодов детского возраста, Л. А. Кисель, Г. Н. Сперанский, В. И. Молчанов, М. С. Маслов .
ИСТОРИЯ ПЕДИАТРИИ
1. Внутриутробный этап — антенатальный период (от зачатия до рождения, т. е. до 38-42-й недели беременности):
а) эмбриональная фаза (от зачатия до 12-й недели беременности);
б) плацентарная = фетальная фаза (с 12-й недели до рождения).
2. Интранатальный этап — период родов.
3. Внеутробный этап — постнатальный период (с момента рождения):
- Период новорожденности = неонатальный период (от рождения до 28 дней):
а) ранний неонатальный период (от рождения до 7 дней);
б) поздний неонатальный период (от 7-го до 28-го дня).
- Период грудного возраста = младенчества (с 28 дней до 12 месяцев).
- Преддошкольный период — старший ясельный возраст (от 1 года до 3 лет).
- Дошкольный период (от 3 до 7 лет).
- Младший школьный период = препубертатный (от 7 до 11 лет).
- Старший школьный период = пубертатный — пери од полового созревания (с 11 до 17-18 лет)
.
ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Длительность этого этапа составляет 280 дней или 42 недели.
Эмбриональная фаза — включает первые 12 недель беременности.
Эта стадия характеризуется закладкой и формированием внешних частей тела и внутренних органов и является наиболее ответственным периодом, поскольку определяет дальнейшее течение беременности и развитие ребенка.
Воздействие любого неблагоприятного фактора на плод в этом периоде может привести либо к самопроизвольному аборту, либо к порокам развития — эмбриопатиям.
ВНУТРИУТРОБНЫЙ ЭТАП
Плацентарная фаза - фетальная — включает период с 12-й недели до конца беременности. В этой фазе условно выделяют:
а) ранний фетальный период (от 12-й до 28-й недели); б) поздний фетальный период (от 28-й недели до родов). Плацентарная фаза характеризуется образованием плаценты, интенсивными процессами созревания и дифференцировки органов и тканей, дальнейшим увеличением размеров плода. Воздействие неблагоприятных факторов в этот период может привести к: дисплазии (аномалии развития) органов и тканей; гипоплазии (недоразвитию) органов и тканей;
преждевременным родам.
ВНУТРИУТРОБНЫЙ ЭТАП
Этот этап начинается с момента перевязки пуповины и первого вдоха новорожденного.
Период новорожденности = неонатальный период. Длится до 28-го дня жизни (до одного месяца).
Основная особенность — это процессы адаптации организма ребенка к условиям внеутробной жизни. В период новорожденности начинается легочное дыхание, включается малый круг кровообращения, закрываются овальное окно между предсердиями и боталлов проток между аортой и легочной артерией, заселяется микрофлорой пищеварительная система, перестраивается система кроветворения и т. д. Ясно, что в этих условиях организм функционирует в состоянии неустойчивого равновесия, а это значит, что новорожденный ребенок особенно уязвим для воздействия неблагоприятных факторов.
ИНТРАНАТАЛЬНЫЙ ЭТАП
Период родов начинается с момента родовой деятельности и заканчивается в момент перевязки пуповины. Но так заканчивается период родов для ребенка. Для женщины он завершается после отделения плаценты.
Благополучное течение родов обусловливает рождение здорового ребенка. В современных условиях довольно часто встречаются различные нарушения и патологии родового периода, например, родовые травмы, слабость родовой деятельности, короткая пуповина, обвитие пуповины, раннее излитие околоплодных вод. Все эти акушерские проблемы могут привести к тяжелой патологии новорожденного: внутричерепные травмы, внутриутробное инфицирование, асфиксия (удушье) и т.д..
ВНЕУТРОБНЫЙ ЭТАП
Период младенчества. Длится от одного до 12 месяцев.
Основная особенность — высокий уровень обменных процессов, быстрые темпы нарастания физических показателей, интенсивное нервно-психическое развитие.
Особое значение в этом возрасте имеет грудное вскармливание, ибо «искусственное вскармливание — катастрофа для ребенка»
В этом периоде ребенок защищен иммунитетом, полученным от матери, и защитными факторами женского молока от инфекционных заболеваний.
ПЕРИОД ГРУДНОГО ВОЗРАСТА
Старший ясельный возраст. Это дети в возрасте от 1 года до 3 лет.
Основная особенность — становление второй сигнальной системы, психическое и социальное развитие, формирование характера ребенка. Дети получают большую свободу движений, чем раньше, так как они умеют ходить, способны выполнять многообразные движения.
В этом возрасте пассивный иммунитет, полученный от матери, исчезает, грудное вскармливание заканчивается, а приобретенный иммунитет ребенка еще очень слаб. С другой стороны, значительно увеличиваются и расширяются контакты малыша. В результате сочетания названных фак торов для детей 1—3 лет характерны частые заболевания детскими инфекциями, особенно респираторно-вирусными. Вторая группа заболеваний, которая дает пик в этом возрасте, — детский травматизм: ожоги, отравления, электротравмы, инородные тела и т. д. Данный факт предъявляет особые требования к воспитанию ребенка, организации его игр, прогулок. Основные требования к родителям — постоянный контроль и организация атравматической обстановки
ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Период от 3 до 7 лет. Этот период характеризуется быстрым увеличением роста ребенка и, как следствие, изменением пропорций тела. У ребенка интенсивно развивается интеллект, осознается свое социальное «Я» и половая принадлежность. В этот период продолжается дифференцировка органов, развиваются моторные навыки и равновесие (катание на велосипеде, коньках, танцы и т. д.).
Основная особенность — появление потребности общаться со сверстниками, жить в коллективе. Поэтому педиатры рекомендуют в этом возрасте отдать ребенка в детский сад, что в свою очередь затем облегчит адаптацию ребенка в школе.
Для дошкольного возраста характерно снижение острой инфекционной заболеваемости, но чаще встречаются капельные детские инфекции — корь, краснуха, ветряная оспа, эпидемический паротит. Остается высоким уровень травматизма, в том числе переломы
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Препубертатный = отрочество. Это дети в возрасте 7-11 л. Период характеризуется стабильностью, завершением дифференцировки тканей и органов и совершенствованием функциональных возможностей ребенка. У детей развивается интеллект, совершенствуется мелкая моторика, формируются привычки и характер. Особые этапы — поступление в школу и первый год обучения. Резкое увеличение физических и умственных нагрузок предъявляет особые требования к организации режима дня и питания ребенка. В этот период обращаемость к врачу минимальная, основная причина — травмы.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Пубертатный = период полового созревания. Это дети в возрасте 11-18 лет (у мальчиков анатомически период полового созревания заканчивается к 20—22 годам).
Основная особенность — фундаментальная перестройка эндокринной системы, развитие вторичных половых признаков. Вследствие нестабильности функций организма, подростки характеризуются повышенной возбудимостью, раздражительностью, перепадами настроения и, как следствие, трудностью общения с окружающими, конфликтностью. Для подростков характерны функциональные заболевания — юношеская гипертония, вегетососудистая дистония, дискинезия желчевыводящих путей и т. д. Вследствие интенсивной работы эндокринной системы, могут проявиться ранее скрытые заболевания желез внутренней секреции.
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Как и взрослый, ребенок обладает целым рядом потребностей, адекватное удовлетворение которых обеспечивает гармоничное развитие ребенка и сохранение его здоровья.
Универсальные потребности, выделенные А. Маслоу, в полной мере присущи ребенку в любом периоде детства. Однако способы удовлетворения их с возрастом ребенка меняются, поскольку меняются качество и выраженность самих потребностей
ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА
Желанность беременности и положительный эмоциональный настрой на будущее материнство и отцовство.
Давно научно доказано, что желанный ребенок развивается быстрее, болеет реже, чувствует себя нужным, а значит, не испытывает страхов. При нежеланной беременности может наступить даже выкидыш и внутриутробная гибель плода.
Возраст родителей.
Оптимальный возраст материнства 21-25 лет, отцовства — 25-27 лет. У молодых родителей более здоровый организм, не так быстро идет накопление мутаций, а так же есть время вырастить ребенка. Известно, что если первая беременность наступает у женщины в 30-35 лет, у нее многократно возрастает риск рождения ребенка с наследственными заболеваниями (болезнь Дауна и др.).
Наследственность (наследственная предрасположенность)
ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ
Сестринский процесс включает 5 этапов:
1 — сбор информации (субъективной и объективной) о пациенте;
2 — формулировка сестринских диагнозов и распределение их по приоритетам;
3 — планирование (цели и план сестринского вмешательства);
4 — реализация плана сестринских вмешательств; 5-й — оценка эффективности вмешательств.
Вся сестринская деятельность базируется на квалифицированном сборе информации о пациенте (в нашем случае — о ребенке).
Поскольку речь идет о ребенке, то сбор информации будет отличаться от такового у взрослых. Основной его особенностью является невозможность получить всю необходимую информацию от пациента.
СБОР ИНФОРМАЦИИ
«Карта сестринской истории болезни» должна содержать следующие разделы:
Паспортная часть (сведения о ребенке и родителях).
Информация о прививка
Врачебный диагноз.
Реакция ребенка на госпитализацию.
Субъективное обследование:
жалобы (со слов ребенка и родителей), а также актив но выявленные;
анамнез заболевания (с описанием динамики состоя ния, полученного лечения и его эффективности);
анамнез жизни;
аллергоанамнез;
гинекологический анамнез (у девочек-подростков);
эпиданамнез.
СБОР ИНФОРМАЦИИ
Объективное исследование:
физические данные;
сознание и положение в постели;
кожа и слизистые оболочки;
подкожно-жировая клетчатка;
лимфоузлы;
костно-мышечная система;
органы дыхания;
органы кровообращения;
органы пищеварения;
органы мочевыделения;
железы внутренней секреции;
нервная система (для детей — указание на степень нервно-психического развития; на 1-м году — подробное описание умений и навыков);
вскармливание (питание) — общие сведения и индивидуальные особенности..
СБОР ИНФОРМАЦИИ
1. Кучма В.Р., Сивочалова О.В., Здоровый человек и его окружение. Учебник, - М.: ГЭОТАР-Медиа, - 2019, - 544с.
2. Лысак Л.А., Крюкова Д.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение. Учебное пособие, - Ростов – на/Дону: Феникс,2017г., - 484с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.