Балашовский филиал
государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области
«Саратовский областной базовый медицинский колледж»
МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ №10
по теме:
«ПЕРИОД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПЕРИОД СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Дисциплина «Здоровый человек и его окружение»
Раздел: Здоровье детейСпециальность 31.02.01. Лечебное дело
Курс: 1
Преподаватель: Волкова Л.Г.
Балашов 2022
Завершает свое развитие; сформированы нервные центры и периферическая нервная система, хорошо регулируются двигательные функции, в том числе — мелкая моторика. Однако с 12 лет отмечается нарастающая неустойчивость нервных процессов, с преобладанием процессов возбуждения, что связано с начавшимся половым созреванием. В этот период из-за быстрого роста мозга несколько ухудшается его кровоснабжение, что может проявляться функциональными неврологическими расстройствами (негативизм, раздражительность, грубость, плаксивость, депрессии, обмороки
Нервная система
Осознание своего социального «Я» у большинства детей появляется к 7—8 годам. Следствием этого является стремление выйти за рамки детского игрового образа и участвовать во взрослой жизни, т.е. в реальной, серьезной деятельности. Поступление в школу ребенок воспринимает как работу, уравнивающую его со взрослыми, как шаг к самостоятельности.
Социальное Я
Протекает легче, если вместе с ним в преодолении трудностей участвуют родители, педагоги, психологи. Необходимо помнить, что в начальных классах у детей еще отмечается неустойчивость внимания, рассеянность, неспособность долго заниматься одним видом деятельности.
В старших классах основной опасностью является перегруженность информацией, ведущая к умственному переутомлению.
Адаптация к школе
Достигают полной анатомической и функциональной зрелости. Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а затем с 8 лет начинает интенсивно нарастать, максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка.
С 12—13 лет значительно увеличивается секреция потовых и сальных желез, появляются юношеские угри, С 13—14 лет начинается функционирование апокриновых потовых желез, секрет которых имеет резкий запах. Это предъявляет особые требования к гигиене кожи у подростков.
В связи с половым созреванием появляется оволосение подмышечных впадин, лобка, а у мальчиков — лица.
Повышение секреции сальных желез часто приводит к юношеской себорее, которая проходит к 20—22 годам.
Кожа и ее придатки
Характеризуется интенсивным ростом и развитием, отмечается формирование координации движений. Длина верхней половины туловища до 9 лет преобладает над нижней, с 9— 10 лет наблюдается интенсивный рост нижних конечностей.
К 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника, а к 12— 14 — поясничной и копчиковой.
С 7 лет начинается срастание костей таза, поэтому опасны тонкие высокие каблуки (для девочек), прыжки в высоту на твердую поверхность. Это может привести к деформации костей таза, а в будущем к проблемам во время беременности и родов развивается мелкая моторика.
Костно-мышечная система
В периоды 6— 8 лет и 11— 13 лет отмечается интенсивный рост черепных костей.
К 10— 13 годам происходит окостенение запястий, а к 9— 11 годам — фаланг пальцев (поэтому к этому возрасту ребенок уже должен уметь писать).
Происходит дальнейшая замена молочных зубов на постоянные и образование постоянного прикуса (28 зубов + 4 зуба «мудрости»).
К 12 годам костная ткань по составу становится идентична взрослой
Костно-мышечная система
Мышечная система
Интенсивно развиваются и укрепляются мышцы, связки, нарастает масса и сила мышц. Для нормального развития мышечной системы необходимы адекватные физические нагрузки.
При оценке моторного развития выделяют 3 группы детей:
1- я группа — зрелые дети (моторика развита соответственно возрасту);
2-я группа — дети с незначительным, (начальным) отставанием в моторном развитии;
3-я группа — дети с существенным отставанием в моторном развитии.
Продолжает развиваться и увеличиваться в размерах и к 8— 10 годам становится практически такой же, как у взрослых. Форма грудной клетки также приближается к форме взрослого, увеличивается масса и сила межреберных мышц.
Продолжается рост хрящей гортани, особенно у мальчиков 12— 13 лет.
Тип дыхания: у девочек — грудной; у мальчиков — брюшной.
Частота дыхания с 7 до 11 лет — 20—25 в мин.; с 12 лет и старше — 16— 20 в мин.
Дыхание ритмичное, ровное
Дыхательная система
Продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела.
К 12 годам завершается развитие эластической ткани сердца и формирование клапанного аппарата.
К 7 годам сердце приобретает форму взрослого.
Легочный ствол до 10 лет несколько шире аорты, с 10 до 12 лет их диаметр уравнивается, а после 12 лет аорта становится шире легочного ствола.
Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее частым.
Артериальное давление у детей до 11 лет стабильное.
С началом полового созревания рост сосудов несколько отстает от роста тела и, как следствие, отмечаются дисфункции в виде болей в области сердца, приступов сердцебиения, жара и приливов к голове с покраснением кожи лица, периодических подъемов давления.
Сердечно-сосудистая система
Завершает свое развитие, становится анатомически и функционально зрелой.
Число мочеиспусканий составляет 6—8 раз в сутки, относительная плотность мочи 1008— 1022, у детей старше 12 лет — 1015— 1025.
Форма и расположение мочевого пузыря становятся таки ми же, как у взрослых. Объем одной порции мочи — 150—200 мл.
Размеры мочеиспускательного канала остаются несколько меньше, чем у взрослых до пубертатного периода, а затем постепенно увеличиваются в соответствии с ростом половых органов до взрослых размеров
Мочевыделительная система
Продолжает увеличиваться и совершенствоваться в функциональном отношении. К 7— 11 годам желудок приобретает форму взрослого; объем желудка увеличивается, к 7— 10 годам составляет
1300 мл, к 12— 13 годам — 1500 мл.
Становятся высокоактивными и зрелыми ферментные системы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания, стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта.
Пищеварительная система
Требует особого внимания, так как с 12 лет наступает ее перестройка и развитие у ребенка вторичных половых признаков. До этого возраста железы внутренней секреции функционируют стабильно и изменяются не так значительно.
Эндокринная система (ЭДС) является главным регулятором роста и развития организма. Железы внутренней секреции, образующие ЭДС, обладают рядом общих особенностей:
Имеют очень незначительную массу.
Вырабатывают очень малые количества секретов- гормонов, которые оказывают множественный эффект.
Гормоны попадают из железистых клеток непосредственно в кровь благодаря густой сети капилляров и оказывают почти мгновенное действие на органы-мишени.
Регулируют свои функции по принципу «обратной связи»
Эндокринная система
Некоторые железы внутренней секреции (ЖВС) начинают функционировать уже в эмбриональном периоде. Существенное влияние на рост и развитие ребенка оказывают гормоны матери, которые он получает во внутри утробном периоде и с грудным молоком.
В различные периоды детства выявляется относительное преобладание функций одной определенной железы:
с 6 мес. до 2,5 лет — щитовидной;
с рождения до 10 лет — тимуса;
с 6 до 7 лет — передней доли гипофиза;
с 12 до 18 лет — половых желез
Эндокринная система
Основная железа. Состоит из 3 долей: передней, средней и задней. Расположен в «турецком седле» в основании черепа.
В передней доле вырабатываются гормоны, регулирующие функции других ЖВС; адренокортикотропный, тиреотропный, гонадотропный и т. д.; а также соматотропный гормон, влияющий на рост скелета, и ряд гормонов, регулирующих репродуктивные функции у девочек.
В промежуточной доле образуется меланоформный гормон, регулирующий пигментный обмен.
В задней доле образуются окситоцин, стимулирующий сократительные функции мышц матки и процесс лактации антидиуретический гормон, влияющий на артериальное давление
Гипофиз
шишковидная железа, расположенная в среднем мозгу, вырабатывает гормоны:
мелатонин, участвующий в пигментном обмене;
гломерулокортикотропин, влияющий на углеводный и водный обмен;
контргипоталамогипофизарный гормон, предупреждающий преждевременное половое созревание
Эпифиз
Щитовидная и паращитовидные железы
Щитовидная железа расположена на передней поверхности щитовидного хряща гортани. Ответственна за развитие центральной нервной системы, т. е. за умственное развитие. Участвует в обмене веществ посредством гормонов: тироксина, трийодтиронина и тиреокальцитонина.
Паращитовидные железы расположены на задних поверхностях боковых долей щитовидной железы и представляют собой 4 овальных тельца. Вырабатывают паратгормон, который вместе с тиреокальцитонином регулирует уровень кальция в крови
1. Перечислите особенности нервной системы.
2. Перечислите особенности кожи.
3. Перечислите особенности костно-мышечной системы.
4. Перечислите особенности дыхательной системы.
5. Перечислите особенности сердечно-сосудистой системы.
6. Перечислите особенности мочевыделительной системы.
7. Перечислите особенности пищеварительной системы.
8. Перечислите особенности эндокринной системы.
Вопросы для фронтального опроса
1. Кучма В.Р., Сивочалова О.В., Здоровый человек и его окружение. Учебник, - М.: ГЭОТАР-Медиа, - 2019, - 544с.
2. Лысак Л.А., Крюкова Д.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение. Учебное пособие, - Ростов – на/Дону: Феникс,2017г., - 484с.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.