“Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата”

  • docx
  • 10.07.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала инклюзивное образование — копия.docx

АРМЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ ИМЕНИ ХАЧАТУРА АБОВЯНА


 

Тема : Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Вступление

Актуальность выбранной темы реферата заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.

Проблема- принятие индивидуальности каждого ребёнка и создание ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.

 Цель реферата- изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через реализацию детьми с ОВЗ своих способностей и достижение успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе.

Задача реферата-показать важность решения данной проблемы в современных условиях развития общества.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата .                                                                                                

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом. Данная болезнь проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи. Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Это особенно значимо, если говорить об интеграции детей с ДЦП. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к     колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.  Разностороннее психологическое обследование особенностей и состояния психических функций у ребенка с различного рода трудностями в обучении или поведении имеет своей целью оказание помощи учителю и родителям в преодолении этих трудностей. Выбор оптимального направления в дифференцированной системе обучения с учетом индивидуальных особенностей в развитии психических функций реализуется в совместной работе психолога и педагога. При этом осуществляется поиск наиболее адекватных путей воздействия, гармонизирующих развитие ребенка, ослабляющих влияние травмирующих факторов, улучшающих функциональное состояние организма, а значит благоприятных для развития в целом. Недостатки произвольного внимания обнаруживаются и при других формах обследования. Отсюда становится понятно, что напряженная работа на уроке у таких детей неизменно сопровождается резким снижением результативности и приводит часто не просто к низкой успеваемости, но и ухудшает состояние здоровья. Таким детям необходимо крайне аккуратно дозировать нагрузку, как в школе, так и дома, нужно давать ребенку перерывы при 90 выполнении продолжительных заданий. Таких детей лучше более интенсивно нагружать в начале урока, в начале учебного дня и снимать нагрузку в конце занятий. Вторую большую группу детей, которые с трудом справляются с заданиями, требующими умственного напряжения и больших временных затрат, составляют дети у которых трудности в обучении бывают обусловлены слабой регуляцией произвольных форм деятельности. В этих случаях могут успешно выполняться кратковременные, особенно интересные, привлекательные задания. Однако необходимость продолжительной работы, особенно тогда, когда ребенок уже понял суть предлагаемой задачи, обычно сопровождается появлением большого количества разнообразных ошибок. Дети с незрелой функцией произвольного внимания часто оказываются в числе неуспевающих школьников. Такой ребенок при обследовании с применением вербальных заданий может дать крайне низкие результаты, особенно если он из неблагополучной социальной среды (педагогически запущенные, часто госпитализируемые и пр.). Недостаточно развитое словесно-логическое мышление нередко приводит к ошибочному выводу о недоразвитии познавательной сферы в целом. Важно использовать разные приемы привлечения непроизвольного внимания детей на протяжении урока с учетом его содержания. Существуют различные приемы для привлечения внимания к учебному материалу. Так на доске различными мелками подчеркивать то, что наиболее важно для понимания и усвоения того или иного раздела программы. Нужно учитывать, что при изучении особенностей зрительного восприятия и эмоционально-волевых аспектов с помощью теста Люшера можно выявить предпочитаемые ребенком цвета. Эти наблюдения особенно важны при индивидуальной работе с детьми. Немаловажное значение имеет размер, яркость зрительных стимулов. Повышенная отвлекаемость детей с незрелыми процессами регуляции деятельности требует особого контроля за тем, чтобы во время занятий, а особенно при объяснении нового материала в поле внимания детей не попадали новые, не имеющие отношения к этому материалу раздражители. Например: надо продумать, где разместить стенды с информацией к уроку, с новым материалом. Детям с неустойчивым вниманием и повышенной отвлекаемостью, наряду с истощаемостью, необходимо уменьшить объем задания, например, величину читаемого или письменного текста. В соответствии с изученной литературой и собственными наблюдениями трудности в обучении могут быть обусловлены разными факторами: соматической ослабленностью , которая проявляется в быстрой утомляемости, вялости, сонливости, плохом самочувствии, головных болях (при церебростениях). При психологическом обследовании такие дети справляются хорошо с заданиями, которые не занимают большого количества времени и не требуют конкретных знаний, усвоенных в процессе обучения (методика «Угадайка», требующая для решения не больше 15 минут, автор Л.И. Переслени, 1984 г.). Но даже при этих условиях отмечается снижение целенаправленности, которое усиливается к концу задания. Недостатки произвольного внимания обнаруживаются и при других формах обследования. Отсюда становится понятно, что напряженная работа на уроке у таких детей неизменно сопровождается резким снижением результативности и приводит часто не просто к низкой успеваемости, но и ухудшает состояние здоровья. Таким детям необходимо крайне аккуратно дозировать нагрузку, как в школе, так и дома, нужно давать ребенку перерывы при выполнении продолжительных заданий. Таких детей лучше более интенсивно нагружать в начале урока, в начале учебного дня и снимать нагрузку в конце занятий. Вторую большую группу детей, которые с трудом справляются с заданиями, требующими умственного напряжения и больших временных затрат, составляют дети у которых трудности в обучении бывают обусловлены слабой регуляцией произвольных форм деятельности. В этих случаях могут успешно выполняться кратковременные, особенно интересные, привлекательные задания. Однако необходимость продолжительной работы, особенно тогда, когда ребенок уже понял суть предлагаемой задачи, обычно сопровождается появлением большого количества разнообразных ошибок. Дети с незрелой функцией произвольного внимания часто оказываются в числе неуспевающих школьников. Такой ребенок при обследовании с применением вербальных заданий может дать крайне низкие результаты, особенно если он из неблагополучной социальной среды (педагогически запущенные, часто госпитализируемые и пр.). Недостаточно развитое словесно-логическое мышление нередко приводит к ошибочному выводу о недоразвитии познавательной сферы в целом. Следует добавить, что в соответствии с психофизиологическими данными, незрелость механизмов произвольного внимания присуща в той или иной мере всем детям 6–7 лет, а потому в процессе обучения первоклассников рекомендуется использовать различные приемы для привлечения внимания ребенка к учебному материалу, повышение его интереса, устойчивости деятельности. Какие это могут быть приемы для привлечения непроизвольного внимания? Развитие произвольного внимания происходит на базе непроизвольного. Немало важную роль имеет речь учителя. Она должна быть внятной, четкой, оптимальной громкости с переменными интонациями, приуроченными к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение. Важно использовать разные приемы привлечения непроизвольного внимания детей на протяжении урока с учетом его содержания. В книге Ф.Н. Гоноболина «Внимание и его воспитание» указано, что (это подтверждает и ваш собственный педагогический опыт) необходимо привлекать внимание учащихся с первых минут учебной работы. Использование интересного, увлекательного материала в начале урока способствует поддержанию внимания в течение более длительного срока. Для поддержания повышенного уровня внимания на протяжении уроков может быть полезно создание у учеников ожидания интересного продолжения в конце урока. Существуют различные приемы для привлечения внимания к учебному материалу. Так на доске различными мелками подчеркивать то, что наиболее важно для понимания и усвоения того или иного раздела программы. Нужно учитывать, что при изучении особенностей зрительного восприятия и эмоционально-волевых аспектов с помощью теста Люшера можно выявить предпочитаемые ребенком цвета. Эти наблюдения особенно важны при индивидуальной работе с детьми. Немаловажное значение имеет размер, яркость зрительных стимулов. Повышенная отвлекаемость детей с незрелыми процессами регуляции деятельности требует особого контроля за тем, чтобы во время занятий, а особенно при объяснении нового материала в поле внимания детей не попадали новые, не имеющие отношения к этому материалу раздражители. Например: надо продумать, где разместить стенды с информацией к уроку, с новым материалом. Малый объем внимания, характерный для детей с трудностями в обучении различной этиологии, требует уменьшения количества элементов, которые должны отслеживаться учениками при выполнении различных заданий. Крайне сложными являются такие требования, как поддержание разных интервалов на тетрадном листе, что часто осложняется нарушениями зрительно-пространственного характера. Что делать в этих случаях? Детям с неустойчивым вниманием и повышенной отвлекаемостью, наряду с истощаемостью, необходимо уменьшить объем задания, например, величину читаемого или письменного текста. При этом важно использовать данные психологического исследования и собственных наблюдений, которые раскрывают степень осведомленности ребенка. Качество выполняемого задания будет резко страдать, если в тексте будет много незнакомых слов. Успех в усвоении нового учебного материала очень часто зависит от темпа его предъявления. Следует повторять один и тот же материал и не приступать к новому, пока не убедитесь в том, что предъявленный материал понят и воспринят. Интенсивная работа на уроке всегда приводит к накоплению напряженности и сопровождается чрезмерной двигательной активностью в конце урока и особенно на переменах. Для снятия напряжения можно разрешить детям вставать и походить по классу, проводить физкультминутки. Многим нашим детям присуща эмоционально-волевая незрелость, поэтому учителям и родителям следует широко использовать поощрения. Отрицательные оценки деятельности ученика, особенно в нашем случае, влияют крайне неблагоприятно. Создание положительного эмоционального отношения – важный фактор успешной адаптации к школьным условиям, фактор улучшения усвоения знаний и навыков. Следующая важная проблема, с которой сталкивается учитель – это недостатки памяти. Проявляется это в том, что хорошо понятный и усвоенный материал даже на следующий день может восприниматься как незнакомый. Через некоторое время он всплывает и снова может исчезнуть. Причин может быть несколько: незрелость механизмов произвольной деятельности, сниженным интересом, слабой селективностью, а может быть обусловлено слабостью процессов следообразования. В этом случае разнообразные приемы, улучшающие внимание и работоспособность, оказываются хотя и полезными, но недостаточно эффективными. Среди родителей и некоторых учителей бытует мнение, что дефекты памяти лучше всего преодолевать в специальных внеучебных тренировках, которые проводит психолог или др. специалист. На практике же оказывается, что дети с ЗПР плохо используют внеучебный опыт при выполнении учебных заданий. Учителю необходимо помнить, что новое усваивается лишь на основе уже известного. Важно добавить, что узнавание ранее воспринятого обычно сопровождается положительными эмоциями. Поэтому учителю целесообразно начинать урок с краткого повторения хорошо усвоенных понятий, а затем переходить к малознакомому, изучение которого начато недавно, и завершить объяснением нового. Положительный эффект дает запись на доске нового материала и оставление его до следующего урока. Для лучшего запоминания учитель обычно дважды читает соответствующий материал. Хорошо действует дополнительное прочтение того же отрывка отдельными учениками (желательно с хорошей дикцией) и особенно хором. Можно задавать наводящие вопросы. Эффективна запись на доске основных положений совместно с учениками. С целью создания целостного представления об уровне социально-личностной адаптации ребенка мы рекомендуем использовать «Карту социального развития ребенка». В ней отражаются следующие вопросы: – особенности эмоционального развития и поведения; – характер отношения ребенка к имеющимся у него и его сверстников проблемам двигательного и речевого характера; – особенности периода адаптации в группе; – своеобразие развития взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; – овладение коммуникативными навыками; – состояние представлений об окружающей действительности и их отражение в разных видах деятельности. «Карта социального развития ребенка» представляет собой опросник для педагогов, родителей, позволяющий быстро получить достаточно объективную информацию об уровне социального развития исследуемой категории детей. Опросник заполняется индивидуально для одного ребенка. Если в коррекционной работе принимают участие несколько специалистов и членов семьи, то каждому из них следует заполнить «Карту социального развития ребенка». Это позволит получить более полную информацию о ребенке, увидеть своеобразие восприятия его индивидуальных особенностей разными взрослыми.

Вывод. Таким образом, обучение детей с ДЦП с учетом их индивидуальных особенностей в психическом развитии, способствует преодолению имеющихся недостатков и созданию оптимальных условий для максимального использования потенциальных возможностей ребенка.