Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования г. Певек»
«Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»
(Статья для родителей)
Гаврилова Нина Фёдоровна,
учитель английского языка
МБОУ Центр образования
г. Певек
г. Певек
2024г.
…. В настоящее время в повседневной практике часто наблюдается такое явление, когда у детей с высоким интеллектуальным развитием имеется ряд симптомов так называемой малой невралгии. Среди этой симптоматики особое место занимают гиперактивность, повышенная эмоциональная лабильность, импульсивность, быстрая утомляемость, отвлекаемость, которые снижают мотивацию, продуктивность учебной деятельности детей и подростков.
Феномен чрезмерной детской активности и невнимательности известен более двух веков. СДВГ – состояние, которое формируется в результате взаимодействия генетических и средовых факторов. В настоящее время исследования патогенеза СДВГ ведутся, но педагогических исследований мало.
Особенности проявлений у детей с СДВГ негативно влияют на семейные отношения, учебу, поведение, общение со сверстниками и взрослыми. Став взрослым, эти дети составляют группу риска и демонстрируют асоциальное поведение, что часто ведёт к правонарушениям, наркомании и алкоголизму.
В настоящее время остро встаёт вопрос о специфике обучения таких детей.
Отметим, что у детей с СДВГ, помимо невнимательности, гиперактивности и импульсивности, часто встречаются и другие особенности развития:
1.Нарушение координации (нарушение движений – завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание рисунков, письмо…), равновесия –трудно кататься на роликовой доске, двухколёсном велосипеде, зрительно-пространственной координации – неспособность к спортивным играм, особенно с мячом.
2.Эмоциональные нарушения, которые сопровождаются вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам.
3.Нарушены отношения с окружающими – со сверстниками и со взрослыми. В психическом плане дети с СДВГ отстают от сверстников, но стремятся руководить. Поэтому у них мало друзей.
Надо помнить, что на детей, страдающих СДВГ, наказания и поощрения обычно не действуют. Именно «невоспитанность» в сочетании с импульсивностью – основной повод общения родителей за помощью к специалистам.
4. поведенческие расстройства при СДВГ наблюдаются часто, но не являются перманентными.
5.У детей с СДВГ чаще бывает ночное недержание мочи, они хуже засыпают, а утром часто не разбудить.
Обратить внимание следует на тот факт, что дети с СДВГ плохо учатся в школе, встречаются задержки развития.
Но как показывает практика, СДВГ во многих случаях сочетается с одарённостью.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С СДВГ:
Поведение, связанное с СДВГ |
Поведение, связанное с одарённостью |
1. Практически во всех ситуациях плохо удерживается внимание |
Сниженное внимание, скука, отсутствующий взгляд, рассеянность |
2.Снижено усердие при выполнении заданий |
Снижено усердие при выполнении задач, которые кажутся ненужными |
3.Импульсивность, неспособность долго ждать вознаграждения за прилагаемые усилия. Ребёнок более активен и беспокоен, чем обычные дети |
Высокий уровень активности, спит меньше своих сверстников |
4. Нарушена способность следовать указаниям, регулировать и контролировать поведение в социальном окружении |
Постоянная напряжённость может приводить к стычкам со взрослыми |
5. Ребёнку трудно следовать общепринятым правилам и нормам |
Ребёнок не принимает на веру общепринятые правила, обычаи и традиции. |
Надо заметить, что на разных этапах онтогенеза СДВГ имеет свои проявления и особенности. В раннем детстве и дошкольном возрасте у таких детей часто отмечались задержки психомоторного развития, многие были возбуждёнными, капризными, агрессивными, испытывали трудности усвоения навыков опрятности, имели отклонения в поведении.
Многие родители не придают значения этим особенностям ребёнка до тех пор, пока он не поступает в образовательное учреждение. Именно там выясняется, что ребёнок неуправляем, непослушен, расторможен, неусидчив, не в состоянии выдержать урок и выполнять предъявляемые к нему требования.
С началом систематического обучения проблемы зачастую усугубляются.
Ребёнок не в состоянии спокойно высидеть занятия, он крутится, отвлекает себя и окружающих, он невнимателен, не слушает учителя, плохо усваивает школьную программу. Импульсивность ребёнка приводит к дракам.
Более того, как показывает практика, у детей, страдающих СДВГ в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте, в 30-70 случаях симптомы переходят и в зрелый возраст.
Взрослые, страдающие СДВГ, отмечают у себя низкую мотивацию к работе, невозможность подолгу заниматься чем-нибудь одним, повышенную отвлекаемость. Это негативно влияет на самооценку, приводит к возникновению тревожных расстройств, депрессивным состояниям. В целом, это затрагивает вопросы качества жизни, как ребёнка, так и взрослого человека.
В то же самое время, учёт этих особенностей может стать основой для эффективного обучения и поиска методов обучения, способствующих раскрытию потенциала этих учащихся, лежит на взрослых. Зачастую таких учащихся воспринимают как невоспитанных, капризных, педагогически запущенных.
Поэтому важно рассказывать не только учителям, но и родителям о том, что отмечаемая симптоматика далеко не всегда связана с невозможностью освоения учебной программы и не может быть снижена только с помощью дисциплинарных взысканий.
Всё это ещё раз говорит не только о необходимости принятия и понимания ребёнка, но и о важности организации системы мероприятий, сознательно используемых учителем в педагогическом процессе.
Более чем у половины детей, страдающих СДВГ в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие дети склонны к наркотикам, с трудом адаптируются к коллективу. Дефицит внимания и импульсивность могут сохраняться у человека на протяжении всей жизни.
В целом, это затрагивают вопросы качества жизни, как ребенка, так и взрослого человека. Зачастую таких учащихся воспринимают как невоспитанных. капризных, педагогически запущенных.
Все это еще раз говорит не только о необходимости принятия и понимания таких детей, но и важности организации системы мероприятий, сознательно используемых учителем в педагогическом процессе.
Используемая литература:
1. О.Власова. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
С.53-57
2. Ю. Кропатов. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания. СПб: «ЭЛБИ – СПб», 2010г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.